ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.12.2021
Просмотров: 732
Скачиваний: 2
Паршин
В
.
С
.,
Спиридонов
В
.
А
.,
Мухоморов
В
.
Л
.
Толкатели
заготовок
для
металлургических
печей
ГОУ
ВПО
УГТУ
-
УПИ
– 2005
Стр
. 31
из
39
Формулы
(7.1, 7.2)
справедливы
при
значениях
частоты
вращения
n
от
10
мин
-1
до
предельной
;
при
n
= 1…10
мин
-1
расчёт
выполняется
в
предположении
n
= 10
мин
-1
.
При
n
< 1
мин
-1
действующую
нагрузку
рас
-
сматривают
как
статическую
.
Эквивалентное
значение
статической
на
-
грузки
:
R
с
=
X
0
F
r
+
Y
0
F
a
,
где
Х
0
,
Y
0
–
коэффициенты
радиальной
и
осевой
статической
нагрузки
[7, 8].
Условия
выбора
подшипника
по
статической
нагрузке
:
R
с
≤
C
0
,
если
R
с
>
F
r
;
R
с
=
F
r
,
если
R
с
≤
F
r
.
8.3.
Опоры
на
подшипниках
скольжения
8.3.1.
Общие
сведения
о
подшипниках
скольжения
Подшипник
скольжения
(
рис
.12)
является
парой
вращения
,
он
состоит
из
опорного
участка
вала
(
цапфы
)
1
и
соответственно
под
-
шипника
–
втулки
2
,
в
которой
скользит
цапфа
.
В
качестве
опор
вращающихся
осей
и
валов
подшипники
скольже
-
ния
используются
в
конструкциях
,
в
которых
применение
подшипников
качения
затруднено
по
ряду
причин
:
высокие
ударные
нагрузки
;
низкие
и
особо
высокие
частоты
вращения
;
повышенные
требования
к
стабиль
-
ности
и
точности
положения
валов
и
др
.
По
воспринимаемой
нагрузке
различают
:
радиальные
(
опорные
)
подшипники
(
рис
. 12,
а
,
б
);
осевые
d
l
F
r
1
2
d
F
a
3
F
a
d
1
d
0
d
F
r
2
1
а
)
б
)
в
)
г
)
Рис
. 12.
Подшипники
скольжения
Паршин
В
.
С
.,
Спиридонов
В
.
А
.,
Мухоморов
В
.
Л
.
Толкатели
заготовок
для
металлургических
печей
ГОУ
ВПО
УГТУ
-
УПИ
– 2005
Стр
. 32
из
39
(
упорные
)
подшипники
(
рис
. 12,
в
,
г
);
радиально
-
упорные
подшипники
(
рис
. 12,
в
).
Цапфу
,
передающую
радиальную
нагрузку
,
называют
шипом
,
при
расположении
её
в
конце
вала
(
рис
. 12,
а
),
или
шейкой
,
если
она
находится
в
середине
вала
(
рис
. 12,
б
).
Цапфу
,
передающую
осевую
нагрузку
,
назы
-
вают
пятой
(
рис
. 12,
в
),
а
подшипник
3
–
подпятником
.
В
зависимости
от
видов
трения
,
реализуемого
между
трущимися
по
-
верхностями
,
различают
подшипники
:
– «
сухого
»
трения
,
т
.
е
.
не
требующие
смазочного
материала
;
–
полужидкостного
трения
–
работающие
в
условиях
периодического
или
недостаточного
смазывания
;
–
жидкостного
трения
–
работающие
лишь
в
условиях
непрерывной
объёмной
подачи
(
насосом
или
самотёком
)
смазочной
жидкости
.
Наиболее
распространены
в
механизмах
металлургических
печей
подшипники
первых
двух
типов
.
8.3.2.
Конструирование
подшипниковых
узлов
полужидкостного
трения
Конструкции
деталей
корпусов
и
подшипниковых
втулок
зависят
от
конструкции
механизма
.
Промышленность
выпускает
стандартные
опоры
с
неразъёмными
и
разъёмными
корпусами
из
чугуна
СЧ
15.
Их
используют
при
давлении
р
т
<
4
МПа
и
окружной
скорости
цапфы
V
<
3
м
/
с
.
Подшипники
с
неразъёмными
корпусами
(
рис
. 13,
а
)
сравнительно
просты
.
В
них
используют
стандартные
втулки
по
ГОСТ
11525-65
(
рис
. 13,
б
)
из
антифрикционного
чугуна
АЧС
-1 (
АЧС
-2),
смазываемые
пластичными
смазками
.
Монтаж
таких
подшипников
достаточно
сложен
,
так
как
требуется
осевой
сдвиг
вала
,
не
допускается
регулировка
диамет
-
рального
зазора
.
Паршин
В
.
С
.,
Спиридонов
В
.
А
.,
Мухоморов
В
.
Л
.
Толкатели
заготовок
для
металлургических
печей
ГОУ
ВПО
УГТУ
-
УПИ
– 2005
Стр
. 33
из
39
а
)
Втулка
Корпус
б
)
4
2
1
5
3
а
)
d
s
a
б
)
в
)
г
)
Рис
.13.
Неразъёмный
подшип
-
ник
скольжения
Рис
.14.
Разъёмный
подшипник
сколь
-
жения
Стандартные
разъёмные
подшипники
(
рис
. 14,
а
)
просты
в
монтаже
.
Разъёмный
подшипник
состоит
из
корпуса
1
,
крышки
2
,
разъёмной
под
-
шипниковой
втулки
–
двух
вкладышей
3
,
крепёжных
шпилек
с
гайками
4
и
маслёнки
5
.
Разъём
вкладыша
делают
по
его
диаметру
,
а
разъём
корпуса
ступенчатым
(
для
фиксации
крышки
).
Рекомендуется
разъём
выполнять
по
плоскости
,
перпендикулярной
к
радиальной
нагрузке
.
В
радиальных
подшипниках
используют
гладкие
вкладыши
(
рис
. 14,
б
),
при
действии
осевой
нагрузки
применяют
вкладыши
с
упорными
буртиками
(
рис
. 14,
в
,
г
).
Для
повышения
надёжности
подшипников
уменьшают
кон
-
тактные
давления
путём
увеличения
диаметра
,
ограничивают
ширину
(
l
/
d
≤
1
/
2
)
,
вводят
в
масло
противозадирные
присадки
.
Диаметральные
за
-
зоры
в
подшипниках
полужидкостного
трения
выполняют
по
стандарту
для
подвижных
посадок
соответствующего
квалитета
точности
(
H7/d8
,
H7/c8
и
др
.).
Рекомендуемый
диаметральный
зазор
–
∆
= (0,0005...0,001)
d
.
Паршин
В
.
С
.,
Спиридонов
В
.
А
.,
Мухоморов
В
.
Л
.
Толкатели
заготовок
для
металлургических
печей
ГОУ
ВПО
УГТУ
-
УПИ
– 2005
Стр
. 34
из
39
Материал
подшипниковой
втулки
назначают
в
зависимости
от
ре
-
жимов
работы
опоры
.
При
небольших
нагрузках
и
сравнительно
высоких
скоростях
скольжения
применяют
биметаллические
втулки
:
их
основа
сталь
10
или
сталь
20.
При
больших
нагрузках
и
малых
скоростях
сколь
-
жения
используют
бронзовые
и
латунные
подшипники
;
при
небольших
нагрузках
и
повышенных
скоростях
скольжения
–
полимерные
и
компо
-
зиционные
материалы
(
фторопласт
,
текстолит
и
др
.).
В
тихоходных
сла
-
бонагруженных
опорах
применяют
втулки
из
чугунов
.
8.3.3.
Нагрузочная
способность
подшипников
Несущая
способность
подшипников
«
сухого
»
и
полужидкостного
трения
зависит
от
интегрального
параметра
режима
работы
–
расходуемой
на
трение
мощности
:
P
f
=
ω
T
f
=
p
m
v
f
l
d
,
где
d
,
l
–
диаметр
и
длина
цапфы
;
f
–
коэффициент
трения
в
подшипнике
;
v
–
окружная
скорость
цапфы
;
p
m
=
F
r
/
(
l
d
) –
удельная
нагрузка
;
F
r
–
радиальная
сила
;
T
f
–
момент
трения
в
подшипнике
.
Эта
мощность
определяет
выделенную
в
подшипнике
теплоту
и
тем
-
пературу
.
Условие
триботехнической
надёжности
имеет
вид
:
p
m
v
≤
[
p
m
v
],
где
[
p
m
v
] –
допускаемое
произведение
давления
на
скорость
(
см
.
табл
. 10).
Таблица
10
Допускаемые
режимы
работы
подшипников
полужидкостного
трения
Материал
подшипника
[
p
т
],
МПа
[
v
],
м
/
с
[
p
т
v
],
МПа
⋅
м
/
с
[
t
],
°C
1
2
3
4
5
Чугун
:
АЧС
-4
2,5
5
10
–
АЧС
-5
2,0
1
20
–
Латунь
:
ЛКС
80-3-3
12
2
10
–
ЛМцЖ
52-4-1
4
2
6
–
Паршин
В
.
С
.,
Спиридонов
В
.
А
.,
Мухоморов
В
.
Л
.
Толкатели
заготовок
для
металлургических
печей
ГОУ
ВПО
УГТУ
-
УПИ
– 2005
Стр
. 35
из
39
Продолжение
табл
. 10
1
2
3
4
5
Бронза
:
Бр
С
30
25
12
30
–
Бр
0 10
Ф
1
15
10
15
–
Бр
А
9
Ж
4
Л
15
4
12
–
Баббит
:
Б
83
10–15
50
50–75
115
Б
16
10
30
3
110
Фторопласт
-4
1,5
5
–
200
Фторопласт
-4
с
наполнителями
3,5–4
8–10
–
200
Капрон
-
Б
2,0–2,5
5
20
100
Текстолит
при
сма
-
зывании
маслом
10
5–10
25
100
Резина
при
смазы
-
вании
водой
4–10
10–20
–
При
небольших
скоростях
скольжения
условие
(7.4)
упрощают
:
p
т
≤
[
p
т
],
где
[
p
т
] –
допускаемое
давление
(
см
.
табл
. 10).
При
высоких
скоростях
скольжения
и
небольших
удельных
давлени
-
ях
работоспособность
подшипника
определяют
по
скорости
скольжения
:
v
≤
[
v
].
Расчёт
плоского
подпятника
(
рис
. 12,
в
)
выполняется
аналогично
.
Условия
надёжности
в
этом
случае
имеют
вид
:
]
[
m
a
m
p
A
F
p
≤
=
;
p
т
v
≤
[
p
т
v
];
v
≤
[
v
],
где
A
–
площадь
опорной
поверхности
пяты
;
v
–
средняя
расчётная
скорость
.
Для
кольцевой
пяты
(
с
центральным
отверстием
диаметром
d
0
)
–
(
)
2
0
2
4
d
d
A
−
π
=
,
v
=
ω
R
c
,
2
0
2
3
0
3
3
1
d
d
d
d
R
−
−
=
c
;
для
сплошной
пяты
–
4
2
d
A
π
=
,
3
d
R
=
c
.