Файл: КП Толкатели заготовок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2021

Просмотров: 732

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Паршин

 

В

.

С

., 

Спиридонов

 

В

.

А

., 

Мухоморов

 

В

.

Л

Толкатели

 

заготовок

 

для

 

металлургических

 

печей

 

ГОУ

 

ВПО

 

УГТУ

-

УПИ

 – 2005 

Стр

. 31 

из

 39

Формулы

 (7.1, 7.2) 

справедливы

 

при

 

значениях

 

частоты

 

вращения

 

n

 

от

 10 

мин

-1

 

до

 

предельной

при

 

n

 = 1…10 

мин

-1

 

расчёт

 

выполняется

 

в

 

предположении

 

n

 = 10 

мин

-1

При

 

n

 < 1 

мин

-1

 

действующую

 

нагрузку

 

рас

-

сматривают

 

как

 

статическую

Эквивалентное

 

значение

 

статической

 

на

-

грузки

 

R

с

 = 

X

F

r

 +

 

Y

F

a

,

 

 

где

 

Х

0

Y

0

 – 

коэффициенты

 

радиальной

 

и

 

осевой

 

статической

 

нагрузки

 

[7,  8]. 

Условия

 

выбора

 

подшипника

 

по

 

статической

 

нагрузке

 

R

с

 

 

C

0

,  

если

  

R

с

 > 

F

r

;  

 

R

с

 = 

F

r

,   

если

  

R

с

 

 

F

r

.  

 

8.3. 

Опоры

 

на

 

подшипниках

 

скольжения

 

8.3.1. 

Общие

 

сведения

 

о

 

подшипниках

 

скольжения

 

Подшипник

 

скольжения

 

(

рис

.12) 

является

 

парой

 

вращения

он

 

состоит

 

из

 

опорного

 

участка

 

вала

 

(

цапфы

1

 

и

 

соответственно

 

под

-

шипника

 – 

втулки

 

2

в

 

которой

 

скользит

 

цапфа

В

 

качестве

 

опор

 

вращающихся

 

осей

 

и

 

валов

 

подшипники

 

скольже

-

ния

 

используются

 

в

 

конструкциях

в

 

которых

 

применение

 

подшипников

 

качения

 

затруднено

 

по

 

ряду

 

причин

высокие

 

ударные

 

нагрузки

низкие

 

и

 

особо

 

высокие

 

частоты

 

вращения

повышенные

 

требования

 

к

 

стабиль

-

ности

 

и

 

точности

 

положения

 

валов

  

и

 

др

По

 

воспринимаемой

 

нагрузке

 

различают

радиальные

  (

опорные

подшипники

  (

рис

. 12, 

а

б

); 

осевые

 

 

F

r

 


F

a

 

F

a

d

1

 

d

0

 

F

r

 

2

1

а

б

в

г

 

Рис

. 12. 

Подшипники

 

скольжения

 


background image

Паршин

 

В

.

С

., 

Спиридонов

 

В

.

А

., 

Мухоморов

 

В

.

Л

Толкатели

 

заготовок

 

для

 

металлургических

 

печей

 

ГОУ

 

ВПО

 

УГТУ

-

УПИ

 – 2005 

Стр

. 32 

из

 39

(

упорные

подшипники

  (

рис

. 12, 

в

г

); 

радиально

-

упорные

 

подшипники

 

(

рис

. 12, 

в

). 

Цапфу

передающую

 

радиальную

 

нагрузку

называют

 

шипом

при

 

расположении

 

её

 

в

 

конце

 

вала

 (

рис

. 12, 

а

), 

или

 

шейкой

если

 

она

 

находится

 

в

 

середине

 

вала

 (

рис

. 12, 

б

). 

Цапфу

передающую

 

осевую

 

нагрузку

назы

-

вают

 

пятой

 (

рис

. 12, 

в

), 

а

 

подшипник

 

3

 – 

подпятником

В

 

зависимости

 

от

 

видов

 

трения

реализуемого

 

между

 

трущимися

 

по

-

верхностями

различают

 

подшипники

– «

сухого

» 

трения

т

е

не

 

требующие

 

смазочного

 

материала

– 

полужидкостного

 

трения

 – 

работающие

 

в

 

условиях

 

периодического

 

или

 

недостаточного

 

смазывания

– 

жидкостного

 

трения

 – 

работающие

 

лишь

 

в

 

условиях

 

непрерывной

 

объёмной

 

подачи

 (

насосом

 

или

 

самотёком

смазочной

 

жидкости

.  

Наиболее

 

распространены

 

в

 

механизмах

 

металлургических

 

печей

 

подшипники

 

первых

 

двух

 

типов

 

8.3.2. 

Конструирование

 

подшипниковых

 

узлов

 

полужидкостного

 

 

трения

 

Конструкции

 

деталей

 

корпусов

 

и

 

подшипниковых

 

втулок

 

зависят

 

от

 

конструкции

 

механизма

Промышленность

 

выпускает

 

стандартные

 

опоры

 

с

 

неразъёмными

 

и

 

разъёмными

 

корпусами

 

из

 

чугуна

 

СЧ

15. 

Их

 

используют

 

при

 

давлении

 

р

т

 

<

 

МПа

 

и

 

окружной

 

скорости

 

цапфы

 

V

 

<

 

м

/

с

Подшипники

 

с

 

неразъёмными

 

корпусами

  (

рис

. 13, 

а

сравнительно

 

просты

В

 

них

 

используют

 

стандартные

 

втулки

 

по

 

ГОСТ

 11525-65 

(

рис

. 13, 

б

из

 

антифрикционного

 

чугуна

 

АЧС

-1 (

АЧС

-2), 

смазываемые

 

пластичными

 

смазками

Монтаж

 

таких

 

подшипников

 

достаточно

 

сложен

так

 

как

 

требуется

 

осевой

 

сдвиг

 

вала

не

 

допускается

 

регулировка

 

диамет

-

рального

 

зазора

 


background image

Паршин

 

В

.

С

., 

Спиридонов

 

В

.

А

., 

Мухоморов

 

В

.

Л

Толкатели

 

заготовок

 

для

 

металлургических

 

печей

 

ГОУ

 

ВПО

 

УГТУ

-

УПИ

 – 2005 

Стр

. 33 

из

 39

 

 

 

а

 

 

Втулка

Корпус

 

б

 

а

 

 

 

   

б

)   

       

в

      

г

Рис

.13. 

Неразъёмный

 

подшип

-

ник

 

скольжения

 

Рис

.14. 

Разъёмный

 

подшипник

 

сколь

-

жения

 

 

Стандартные

 

разъёмные

 

подшипники

 (

рис

. 14, 

а

просты

 

в

 

монтаже

Разъёмный

 

подшипник

 

состоит

 

из

 

корпуса

 

1

крышки

 

2

разъёмной

 

под

-

шипниковой

 

втулки

 – 

двух

 

вкладышей

 

3

крепёжных

 

шпилек

 

с

 

гайками

 

4

 

и

 

маслёнки

 

5

Разъём

 

вкладыша

 

делают

 

по

 

его

 

диаметру

а

 

разъём

 

корпуса

 

ступенчатым

  (

для

 

фиксации

 

крышки

). 

Рекомендуется

 

разъём

 

выполнять

 

по

 

плоскости

перпендикулярной

 

к

 

радиальной

 

нагрузке

В

 

радиальных

 

подшипниках

 

используют

 

гладкие

 

вкладыши

  (

рис

. 14, 

б

), 

при

 

действии

 

осевой

 

нагрузки

 

применяют

 

вкладыши

 

с

 

упорными

 

буртиками

 

(

рис

. 14, 

в

г

). 

Для

 

повышения

 

надёжности

 

подшипников

 

уменьшают

 

кон

-

тактные

 

давления

 

путём

 

увеличения

 

диаметра

ограничивают

 

ширину

 

(

l

/

d

 

 

1

/

2

)

вводят

 

в

 

масло

 

противозадирные

 

присадки

Диаметральные

 

за

-

зоры

 

в

 

подшипниках

 

полужидкостного

 

трения

 

выполняют

 

по

 

стандарту

 

для

 

подвижных

 

посадок

 

соответствующего

 

квалитета

 

точности

  (

H7/d8

H7/c8

 

и

 

др

.). 

Рекомендуемый

 

диаметральный

 

зазор

 – 

 = (0,0005...0,001)

d


background image

Паршин

 

В

.

С

., 

Спиридонов

 

В

.

А

., 

Мухоморов

 

В

.

Л

Толкатели

 

заготовок

 

для

 

металлургических

 

печей

 

ГОУ

 

ВПО

 

УГТУ

-

УПИ

 – 2005 

Стр

. 34 

из

 39

Материал

 

подшипниковой

 

втулки

 

назначают

 

в

 

зависимости

 

от

 

ре

-

жимов

 

работы

 

опоры

При

 

небольших

 

нагрузках

 

и

 

сравнительно

 

высоких

 

скоростях

 

скольжения

 

применяют

 

биметаллические

 

втулки

их

 

основа

 

сталь

 10 

или

 

сталь

 20. 

При

 

больших

 

нагрузках

 

и

 

малых

 

скоростях

 

сколь

-

жения

 

используют

 

бронзовые

 

и

 

латунные

 

подшипники

при

 

небольших

 

нагрузках

 

и

 

повышенных

 

скоростях

 

скольжения

 – 

полимерные

 

и

 

компо

-

зиционные

 

материалы

  (

фторопласт

текстолит

 

и

 

др

.). 

В

 

тихоходных

 

сла

-

бонагруженных

 

опорах

 

применяют

 

втулки

 

из

 

чугунов

 

8.3.3. 

Нагрузочная

 

способность

 

подшипников

 

Несущая

 

способность

 

подшипников

  «

сухого

» 

и

 

полужидкостного

 

трения

 

зависит

 

от

 

интегрального

 

параметра

 

режима

 

работы

 – 

расходуемой

 

на

 

трение

 

мощности

 

P

f

 = 

ω

T

f

 = 

p

v

 

f

 l 

d

,  

где

 

d

l

 – 

диаметр

 

и

 

длина

 

цапфы

;  

f

    

 

– 

коэффициент

 

трения

 

в

 

подшипнике

;  

v

   

 – 

окружная

 

скорость

 

цапфы

;  

p

m

 

=

 

F

r

/

(

l

d

)  – 

удельная

 

нагрузка

;  

F

r

   – 

радиальная

 

сила

;  

T

f

   

– 

момент

 

трения

 

в

 

подшипнике

Эта

 

мощность

 

определяет

 

выделенную

 

в

 

подшипнике

 

теплоту

 

и

 

тем

-

пературу

Условие

 

триботехнической

 

надёжности

 

имеет

 

вид

 

p

m

 

v

 

 

[

p

m

 

v

],  

где

 [

p

m

 

v

] – 

допускаемое

 

произведение

 

давления

 

на

 

скорость

 (

см

табл

. 10). 

Таблица

 10 

Допускаемые

 

режимы

 

работы

 

подшипников

 

полужидкостного

 

трения

 

Материал

 

подшипника

 

[

p

т

], 

МПа

 

[

v

], 

м

/

с

 

[

p

т

 

v

], 

МПа

 

 

м

/

с

 

[

t

], 

°C 

Чугун

:   

АЧС

-4 

2,5 

  5 

10 

 

 

     

АЧС

-5 

2,0 

  1 

20 

 

Латунь

ЛКС

80-3-3 

12 

  2 

10 

 

ЛМцЖ

52-4-1 

  4 

  2 

  6 

 


background image

Паршин

 

В

.

С

., 

Спиридонов

 

В

.

А

., 

Мухоморов

 

В

.

Л

Толкатели

 

заготовок

 

для

 

металлургических

 

печей

 

ГОУ

 

ВПО

 

УГТУ

-

УПИ

 – 2005 

Стр

. 35 

из

 39

Продолжение

 

табл

. 10 

Бронза

Бр

 

С

30 

25 

12 

30 

 

Бр

 0 10

Ф

15 

10 

15 

 

Бр

 

А

9

Ж

4

Л

 

15 

  4 

12 

 

Баббит

Б

83 

10–15   

50 

50–75 

115 

Б

16 

10 

30 

  3 

110 

Фторопласт

-4 

1,5 

  5 

– 

200 

Фторопласт

-4 

с

 

наполнителями

 

3,5–4   

8–10 

– 

200 

Капрон

-

Б

 

2,0–2,5 

  5 

20 

100 

Текстолит

 

при

 

сма

-

зывании

 

маслом

 

10 

5–10 

25 

100 

Резина

 

при

 

смазы

-

вании

 

водой

 

4–10 

10–20 

– 

 

 

При

 

небольших

 

скоростях

 

скольжения

 

условие

 (7.4) 

упрощают

 

p

т

 

 

[

p

т

],  

где

  [

p

т

] – 

допускаемое

 

давление

 (

см

табл

. 10). 

При

 

высоких

 

скоростях

 

скольжения

 

и

 

небольших

 

удельных

 

давлени

-

ях

 

работоспособность

 

подшипника

 

определяют

 

по

 

скорости

 

скольжения

 

v

 

 

[

v

].  

Расчёт

 

плоского

 

подпятника

  (

рис

. 12, 

в

выполняется

 

аналогично

Условия

 

надёжности

 

в

 

этом

 

случае

 

имеют

 

вид

 

]

[

m

a

m

p

A

F

p

=

;      

p

т

 

v

 

 

[

p

т

 

v

];      

v

 

 

[

v

],  

где

 

A

 – 

площадь

 

опорной

 

поверхности

 

пяты

;  

v

 

 

– 

средняя

 

расчётная

 

скорость

Для

 

кольцевой

 

пяты

 (

с

 

центральным

 

отверстием

 

диаметром

 

d

0

)

 

– 

 

(

)

2

0

2

4

d

d

A

π

=

,      

v

  

=

 

ω

R

c

,      

2

0

2

3

0

3

3

1

d

d

d

d

R

=

c

;

 

 

для

 

сплошной

 

пяты

 – 

 

4

2

d

A

π

=

,    

3

d

R

=

c

.