Файл: Отчет о практике Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 383

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также к локальным нормативным актам относятся различные Приказы и Положения о правилах образовательного Учреждения.

В целом о нормативных документах образовательного Учреждения можно сказать , что они должны соответствовать действующему законодательству РФ, правовым актам Министерства образования и науки Российской Федерации. Они необходимы для более эффективной организации, ведению и обеспечению учебно-воспитательного процесса, а также ведение эффективной методической работы.

На основании Устава образовательного учреждения, лицензии на право осуществления образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации и регистрации, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012г. № 107 «Об утверждении порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения», Приказов и Положений о правилах образовательного учреждения регламентируется образовательная деятельность.

Правовое положение профессорско-преподавательского состава включает в себя совокупность прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами. Термин профессорско-преподавательский состав объединяет в себе перечень должностей (за исключением руководящих), которые замещают преподаватели в высшем учебном заведении. Преподаватели высших учебных заведений, как и все граждане Российской Федерации, пользуются правами, закрепленными в Трудовом кодексе РФ, Законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), Положении о порядке замещения должностей научно-педагогических работников и в ряде других подзаконных актах.

Для преподавателя, являющегося главной фигурой в образовательном процессе, закон «Об образовании» устанавливает конкретный перечень прав и обязанностей, которыми наделяются педагогические работники. Так к академическим правам согласно п.3 ст. 47 закона «Об образовании» относятся: свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу; право на выбор учебников; право на участие в разработке образовательных программ; право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций и т.д.


Следующую группу прав преподавательского состава составляют трудовые права, представленные в п.5. ст.47. В соответствии с этим пунктом преподаватель имеет конкретный перечень прав: право на сокращенную продолжительность рабочего времени; право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск; право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы и иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Эффективность труда преподавателя является одним из ключевых критериев оценки педагогической деятельности, поэтому закон «Об образовании» вводит круг обязанностей, предъявляемых к личности преподавателя. Согласно п.1. ст. 48 педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности; соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

Особые условия труда, специфика трудовой деятельности преподавателей высших учебных заведений обусловили необходимость законодательного определения и закрепления особых требований к профессиональным качествам и квалификации преподавателей вуза, а также дополнительных гарантий осуществления преподавательской деятельности. Преподаватели высших учебных заведений, помимо общих прав, которые закреплены в Трудовом кодексе, обладают специфическими правами и обязанностями.

Согласно ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления.



Продолжительность рабочего времени педагогических работников регулируется ст. 333 ТК РФ и устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Право на отпуск педагогическим работникам фиксируют статьи 334 и 335 ТК РФ. Так, помимо ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Проверка исполнения профессорско-преподавательским составом возложенных на них обязанностей проводится посредством периодических отчетов преподавателей в связи с переизбранием на должность профессорско-преподавательского состава на новый срок, а также путем анализа количества опубликованных ими научных и методических работ.

В шестичасовой рабочий день профессорско-преподавательского состава включаются следующие виды деятельности: учебная, учебно-методическая, организационно-методическая, научно-исследовательская, научно-организационная, воспитательная, консультационная, для клинических кафедр - лечебная (кроме дежурств).

Основным документом, определяющим работу профессорско- преподавательского состава, является индивидуальный план, формируемый на каждый учебный год и включающий все виды деятельности. По окончании учебного года все лица из числа ППС представляют отчеты о выполнении индивидуальных планов. Планирование работы ППС, отчеты о выполнении индивидуального плана, хранение, согласование и утверждение индивидуальных планов регламентируется положением О порядке и правилах составления индивидуальных планов работы профессорско-преподавательского состава.

Итак, круг правовых норм, содержащихся в рассмотренных источниках, свидетельствует о том, что для регулирования труда профессорско-преподавательского состава сформирована надежная правовая база. Это дает основание полагать, что для обеспечения гарантий трудовых прав преподавателей вузов созданы все необходимые условия. Однако на практике законодательство, регулирующее труд преподавателей вузов, не всегда соблюдается. Причины тому различные - от несовершенства или неверного толкования отдельных норм законодательства до прямого его нарушения.


3. Анализ лекций.

Лекция «Требования к ведению бухучета».

Проводя анализ лекционного занятия, проводимого к.п.н., доцентом, можно отметить следующие моменты:

Учебный материал был подан в информационной форме. Лекция в учебном курсе является тематической.

План лекции был доведен до аудитории в начале лекции, на протяжении всей лекции преподаватель следовал плану.

Способ изложения учебного материала, который определяет структуру лекции является концентричный (все преподавание строится вокруг одного центра, которым является поставленная проблема; рассматриваемая проблема все время держится в поле зрения, к ней постоянно возвращаются, постепенно углубляя и развивая представления о ней и предлагая способы ее решения).

На протяжении всей лекции четко прослеживается структура (вступление, основная часть, выводы). Лекция состояла из следующих трех вопросов:

Назначение, сущность, структура, содержание дидактические функции, особенности организации и проведения вузовской лекции. Интерактивная лекция. Методика анализа качества проведения вузовской лекции

Содержание лекции включало в себя: научность и информативность (современный научный уровень) материала лекции: доказательность и аргументированность; наличие достаточно ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств. Связь с предыдущим и последующим материалом. Внутри предметные и меж предметные связи.

Лекция «Бухгалтерский управленческий учет».

Содержания лекции соответствовала дидактическим принципам высшего образования:

-связь теории с практикой, практического опыта с наукой; систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т. д.

Во время лекционного занятия было рассмотрено назначение, сущность, структура, содержание дидактические функции, особенности организации и проведения вузовской лекции. А также этапы подготовки.


Были рассмотрены такие виды лекции, как информационная, стимулирующая, вводная лекция, лекция-конференция, лекция-консультация, бинарная лекция (это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей) данный вид лекции был представлен в виде личного примера видения бинарной лекции, мини лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, обзорная и видео лекция. Так же была рассмотрена проблемная лекция. Суть, которой заключается в том, что данный вид лекции начинается с вопросов, с постановки проблемы, задачи или ситуации, которую в ходе изложения материала необходимо решить.

Помимо видов лекции, были рассмотрены функции лекции.

Информационная. Лекция информирует о достижениях науки, об основных положениях учебной дисциплины, раскры­вает особенности каждой конкретной темы или знакомит с от­дельной проблемой, решенной в науке или решаемой сейчас. Ориентирующая. Лекция ориен­тирует в научной литературе, но не только и не столько ссылкой на книги и на их авторов, а показом генезиса теорий, идей: ко­гда и какими учеными они были разработаны и сформулированы, какими объективными жизненными потребностями они были обусловлены и, наконец, в каком литературном источнике об этом можно прочитать с целью более глубокого их усвоения. Лекции при кредитной системе можно отнести к ориентирующим, которая предполагает, что студент/магистрант должен приходить на лекцию подготовленным с определенным списком вопросов. Разъясняющая, объясняющая. Это прежде всего относится к основным научным понятиям, составляющим стержень преподаваемой темы, излагаемой теории или гипотезы. Разъясняя и объясняя сущность теории, необходимо добиваться адекватного понимания научного содержания понятий. Убеждающая. Она осуществляется прежде всего через доказательность утверждений лектора.

Во втором вопросе была рассмотрена интерактивная лекция. Интерактивная лекция – это особое состояние погружения в лекционный процесс, а хороший контакт с аудиторией.

Лекция «Бухгалтерский управленческий учет и бюджетирование».

Методика проведения лекции включала в себя: методическую обработку излагаемого материала - выявление ведущих идей и положений; подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение материала доступным и ясным языком; разъяснение вновь вводимых терминов и названий. Применение методических приемов для повышения мотивации к изучению темы.