Файл: Сравнительный анализ образования детей с овз и сохранным интеллектом в отечественной и зарубежной практике. Модель включенного образования данной категории детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
этнической принадлежности, наличия/отсутствия нарушений в развитии, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад [7, 14].

Необходимо отметить, что в ряде зарубежных стран происходит слияние систем специального и инклюзивного образования в таких странах как, Норвегия, Швеция, Канада, Германия, США, Франции и специальное образование. Реализация инклюзивного образования зарубежных стран заключается в: проведении просветительской работы с родителями детей с ОВЗ и их здоровых сверстников с целью формирования позитивного отношения и осознания ценности в совершенствовании общества; повышении квалификации педагогов для работы в инклюзивной школе; реализации ранней диагностики детей и создании специальных инклюзивных программ; расширении междисциплинарного сотрудничества между всеми участниками инклюзии с целью формирования у них инклюзивной культуры. В результате литературного анализа можно выделить три варианта реализации инклюзивного образования зарубежных школ: 1) школы, в которых включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные классы осуществляется на базе широкого и систематического педагогического взаимодействия в рамках реализации моделей «Профессиональное сотрудничество» и «Кооперативное обучение» (Германия, США, Канада, Норвегия); 2) школы, осуществляющие включение детей с ОВЗ на основе временного педагогического взаимодействия в рамках консультационной, командной моделей и модели параллельного обучения (Франция, Швеция); 3) школы, нацеленные на социальную интеграцию данных детей в рамках специальных классов при фрагментарном педагогическом взаимодействии и ведущей роли педагога специального образования (Индия).

В России же присутствует некоторая обобщенность и фрагментарность взглядов на все выделенные единицы анализа. Для отечественной педагогики свойственна однонаправленность концептов с недостаточной разработкой конкретной технологической структуры инклюзивного обучения всех детей. Тем не менее, на Западе и в России имеется единая целевая установка инклюзивного образования и одинаковым образом оценивается значимость и приоритетность данного обучения перед альтернативными формами получения образования каждым ребенком [7, 10]. В 2008 г. Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов» и в ст. 24 определены цели для реализации права на образование лиц с ОВЗ в течение всей жизни. К концу 2012 г. в России был принят ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому такие дети имеют право обучаться как в специальных образовательных учреждениях, так и в условиях совместного образования со здоровыми детьми [8, 25]. Обеспечение инклюзивности рассматривается как процесс, который связан с убеждением в том, что обычные школы и детские сады должны быть готовы к образованию всех детей вне зависимости от состояния их здоровья, например государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 гг. и других документах. Таким образом, мы констатируем общие и специфические современные тенденции развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России и за рубежом.

ГЛАВА2. МОДЕЛЬ ВКЛЮЧЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАННОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и не ограничивается состоянием здоровья гражданина. Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но в то же время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение.

Инклюзия - это одна из последних стратегий специального образования. Под инклюзивным образованием понимается полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнь школы, посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий для получения образования, развития и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений[9, 14]. .

Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

Целью инклюзивного образования является создание специальных образовательных условий для получения качественного образования детьми с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество[10, 14]. .

Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе организуется в форме инклюзивного обучения независимо от вида ограничений здоровья, посредством совместного обучения с детьми, не имеющих таких ограничений, в одном классе[11, 31]. .

Из всех категорий детей с ОВЗ в общеобразовательной школе могут инклюзированы следующие: дети с легкой степенью умственной отсталости; дети с умеренной (тяжелой) степенью умственной отсталости; дети с задержкой психического развития (ЗПР); дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (детским церебральным параличом (ДЦП)); слабовидящие, слабослышащие; дети с СДВГ.

  Необходимые ресурсы в учреждении в начале перехода к инклюзивному образованию:

- кадровые: педагог-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учителя- предметники.

- материально-технические: кабинеты начальных классов укомплектованы оборудованием согласно современным требованиям, имеется кабинет социально-психологической службы и кабинет для работы учителя-логопеда.



- нормативные: Должностные инструкции педагогического коллектива (учителя-логопеда, педагога- дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, учителя-предметника), Положение о школьном ПМПк и т.д.

- учебно-методические: учебные и наглядные пособия для организации образования; учебно-методическая литература по коррекционной педагогике, психологии и воспитанию, имеющаяся в библиотечном фонде школы.

- психолого-медико-педагогические: школьный ПМПк; служба комплексного медико-психолого- педагогического сопровождения. Специалисты работают с учащимися школы в индивидуальной, групповой,  классно-урочной  системе,  а  также  реализуют  программы  коррекционно-развивающей направленности  с  учетом  возраста  и  потребности  учащихся  с  ОВЗ  и   их  родителей  (законных представителей).

-    воспитательные: цель воспитательной работы в школе – воспитание толерантности, терпимости, доброты и милосердия во всех участниках инклюзивного образовательного процесса. Внедрение инклюзивной культуры.

- социальные - подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшие международные организации декларируют свою приверженность политике «Образование для всех», т.е. принципам и практике инклюзивного образования. И несмотря на то, что во всем мире педагоги озабочены разработкой научно обоснованных стратегий и методик работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности, но до сих пор эта сфера характеризуется существенным разрывом между теорией и практикой.

В настоящее время отличительной чертой образовательной политики многих экономически развитых стран в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является смена системы специального коррекционного образования на интеграционную (инклюзивную) форму обучения в массовых учебных заведениях.

Необходимо отметить, что в ряде зарубежных стран происходит слияние систем специального и инклюзивного образования в таких странах как, Норвегия, Швеция, Канада, Германия, США, Франции и специальное образование.

В России же присутствует некоторая обобщенность и фрагментарность взглядов на все выделенные единицы анализа. Для отечественной педагогики свойственна однонаправленность концептов с недостаточной разработкой конкретной технологической структуры инклюзивного обучения всех детей. Тем не менее, на Западе и в России имеется единая целевая установка инклюзивного образования и одинаковым образом оценивается значимость и приоритетность данного обучения перед альтернативными формами получения образования каждым ребенком

ЛИТЕРАТУРА

  1. Денисова О. А., Поникарова В. Н., Леханова О. Л. Стратегия и тактики подготовки педагогов инклюзивного образования // Дефектология. – 2012. – № 3. – С. 81‒90.

  2. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. – М.: Просвещение, 2010. – Ч.1. – 319 с.

  3. Сигал Н.Г. Реализация инклюзивного образования за рубежом // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – №12. – С. 97–103.

  4. Стангвик Г. Политика интегрированного обучения в Норвегии. Интегрированное обучение: мировой опыт / под ред. С. Пейла, К. Мейера и С. Хегарти. – Лондон, 2006. – 120с.

  5. Шевелева Д.Е. Особенности организации инклюзивного образования в России и за рубежом // Проблемы современного образования. – 2014. – № 5. – С. 117.

  6. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Москва: Владос, 2015. –145с.

  7. Феталиева Л.П. Достоинства инклюзивного образования. Актуальные вопросы науки третьего тысячелетия: материалы Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2015. –15с.

  8. Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: ключевые понятия. Москва: Владимир: Транзит – ИКС, 2012. –57с.

  9. Ведихова Д.С. Развитие инклюзивного образования в России. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2013. –114с.

  10. Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: учебное пособие для вузов. Москва: Дрофа, 2014. – 155с.

  11. Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся. Минская школа сегодня. 2015. – 52с.