ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Коробкова Диана
45 группа
Античность и медицина. Древняя Греция и Рим
Северное Причерноморье в прошлом было окраиной уникальной античной цивилизации, ставшей фундаментальной основой всей европейской культуры. В ходе Великой греческой колонизации здесь возникают многочисленные города-государства, крупнейшими из которых были Ольвия, Херсонес, Пантикапей (Керчь), Фанагория (ст. Сенная), Гермонасса (с. Тамань), Горгиппия (Анапа).
Древнегреческие мифы и поэтические сказания свидетельствуют о том, что медицину в античном обществе рассматривали как особое искусство сохранения здоровья и красоты, которому покровительствуют боги. Богиня мудрости Афина научила медицине Прометея, а он передал искусство врачевания людям. Бог солнечного света Аполлон мог насылать болезни и исцелять их. Но самым искусным целителем стал Асклепий - сын Аполлона, который научился врачеванию от своего отца и мудрого кентавра Хирона. Асклепий мог не только лечить больных, но и оживлять мертвых.
Великая греческая колонизация породила особый культ Аполлона Врача, который был покровителем первых колонистов, спасал их от опасностей и болезней. В честь Аполлона Врача сооружались храмы и святилища в колониях по берегам Понта Евксинского. Надписи на постаментах, происходящие из Пантикапея, Фанагории, Гермонассы, подтверждают, что Аполлона Врача почитали на Бое-поре, сооружая святилища, воздвигая в его честь статуи. В Горгиппии найден фрагмент донца чернолаковой тарелочки с процарапанной надписью (граффити), которая может быть интерпретирована как посвящение Аполлону Врачу. Посвятительные граффити Аполлону Врачу найдены и в других городах Северного Причерноморья.
Греческая медицина явилась непосредственным продолжением медицины более древних цивилизаций Индии, Ассирии, Вавилона, Египта. Благоговейное отношение греков к природе определило одно из основных направлений греческой медицины: природа - союзник, а задача врача - помочь действию целительной природы. «Природа действует без наставников», - писал Гиппократ в своем трактате «О воздухе, водах и местностях». Это исследование неразрывной связи здоровья человека с природной средой, с ее погодно-климатическими особенностями. Климат мыслился первопричиной индивидуальных болезней, от него, считали древние, зависят физические и душевные свойства представителей разных народов, им определяются характер и поведение отдельных этносов. Идеальным для достижения
человеческого совершенства был климат самой Греции, а народы, которые обитали на «краю ойкумены», имели, по представлениям греков, многочисленные недостатки, обусловленные неблагоприятным климатом. Гиппократ, побывавший в Северном Причерноморье, описывает его обитателей и объясняет «непостоянством климата» и природными условиями многие этнографические и антропологические особенности этих народов.
Климатолечение было одним из важнейших направлений античной медицины. Целебное действие солнечных лучей, чистого воздуха, водных процедур, минеральных вод, лечебных грязей было хорошо известно врачам античности. Были разработаны методики искусственного изготовления минеральных вод, описаны лечебные свойства, показания, дозировки щелочных железистых, серных минеральных вод, ванн из лекарственных растений, ванн для закаливания (Гиппократ, Клавдий Гален, Архиген, Соран Эфесский, Антил).
Греки-колонисты, осваивая берега Северного Причерноморья, безусловно учитывали природно-климатические условия выбираемых для поселений мест. Одним из важнейших условий было наличие питьевой воды. Не случайно самые ранние античные поселения (конец VII в. до н. э.) на территории Анапского района группируются вокруг Алексеевских источников, многочисленные античные усадьбы в окрестностях с. Су-Псех напрямую связаны с «серебряными» источниками Су-Псеха, которые обеспечивали водой и Горгиппию. Чистая ключевая вода была предметом особого поклонения у древних греков. Каждый ручей, родник имел свою нимфу - наяду со своим именем, характером, легендой. Нимфы источников владели даром предсказания будущего, наказания, исцеления. Особенно почитались нимфы минеральных источников, которые считались помощницами самого Асклепия, им приносились всевозможные дары за облегчение от страданий и излечение. Об этом свидетельствуют археологические находки в районе горячеключевских, мацестинских, семигорских минеральных источников.
Известна древнейшая методика использования сероводородных источников: около выхода их на поверхность копали ямы, к которым направляли ручейки целебной воды и принимали «ванны». Не требовалось сложных приспособлений и при лечении целебными грязями вулканического и илового происхождения, которыми богаты Таманский полуостров и окрестности Анапы. Название лечебных грязей - пелоиды - греческого происхождения и означает - «грязь, глина».
Тем самым закладывались основы курортологии - раздел медицины, изучающий лечебные факторы природы, их влияние на здоровый и больной организм и методы лечебно-профилактического использования этих факторов, включая лекарственные растения - фитопрепараты.
Степи Северного Причерноморья славились своим буйным разнотравьем. Из целебных трав приготавливали настойки, отвары.
Очень широко применялись ванны с лекарственными растениями - исцеляющие, омолаживающие. Знаменитые римские термы (бани) представляли собой своего рода лечебно-профилактические учреждения для потогонных процедур и закаливания, они явились логическим продолжением разнообразных греческих водных процедур. Успешно в античном мире применялся и массаж, лечебное, гигиеническое и профилактическое значение которого высоко ценили целители Греции и Рима.
Правильное питание и режим были азбукой жизни человека античности. «Есть мера в вещах», - говорили древние. Именно эта мера во всем и определяла тот здоровый образ жизни, который стал целью и содержанием от первых до современных курортных учреждений.
Первая известная школа древнегреческой медицины была открыта в Книде в 700 году до н. э. В ней работал Алкмеон, автор первого труда по анатомии, и именно в этой школе была впервые применена практика наблюдения за пациентами. Позднее свою школу на острове Кос основал Гиппократ. Несмотря на общеизвестное уважение эллинов к египетской медицине, в те времена не было успешных попыток перенести опыт египтян на греческую землю из-за недостаточного количества письменных источников и трудностей в понимании древней медицинской терминологии. Известно, впрочем, что для своих медицинских справочников греки позаимствовали множество рецептов египетских лекарств. Влияние Египта стало более очевидным после создания греческой медицинской школы в Александрии.
Гиппократ и «гиппократова» медицина
Гиппократа называют «Отцом современной медицины».
Сборник трудов Гиппократа представляет собой основу медицинских текстов его школы. Раньше считалось, что все главы в этом Сборнике были написаны лично Гиппократом, но сегодня многие учёные полагают, что главы были написаны различными авторами на протяжении нескольких десятилетий. Из-за невозможности идентифицировать авторство, трудно сказать, какие доктрины были предложены лично Гиппократом.
Факт существования Клятвы Гиппократа подразумевает, что «гиппократова» медицина практиковалась группой профессиональных терапевтов, связанных (по крайней мере, друг с другом) строгим этическим кодексом. Желавшие стать учениками обычно делали вступительный взнос, после чего становились частью своеобразной семьи. Обучение включало в себя устные наставления и практику в роли помощника учителя, поскольку Клятва подразумевает, что ученик должен непосредственно контактировать с пациентом. Клятва также ограничивает действия терапевта («Я не дам никому просимого у меня смертельного средства») и указывает на существование другого класса врачей, возможно, схожего с хирургами («Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом»).
Медицинские теории
Миазматическая теория
Миазматическая теория, сформулированная Гиппократом и господствовавшая в европейской медицине до второй половины XIX века, видела природу инфекционных заболеваний в миазмах — летучих ядовитых веществах, переносимых воздухом и водой. Миазмы представляли собой ядовитые испарения с болот или из-под земли, выделяемые во время землетрясений или извержений вулканов. Согласно этой теории, миазмы могли попасть в тело человека либо через естественные отверстия — нос, рот, глаза и уши, либо через поры кожи, особенно после купания в горячей воде. Признаком наличия миазмов в воздухе был неприятный запах, который старались «перебить» распыляя ароматические вещества или воскуривая благовония.
Миазматическая теория была отвергнута медицинским сообществом лишь во второй половине XIX века, после открытия первых микробов-возбудителей инфекционных болезней.
Гуморальная теория
Гуморальная теория заключается в представлении о том, что в теле человека текут четыре основные жидкости (гуморы): кровь, флегма (слизь), жёлтая желчь и чёрная желчь. В норме эти жидкости находятся в балансе, однако избыток одной или нескольких из них вызывает практически все внутренние болезни. Соответственно, лечение заключается в удалении избыточной жидкости — обычно это осуществлялось кровопусканием, рвотными и слабительными средствами. Каждой жидкости соответствовала природная стихия и два «состояния вещества» (сухое/влажное; теплое/холодное), а превалирующее значение той или иной жидкости определяло темперамент, то есть характер человека.
Крупным представителем материализма в Древней Греции был Демокрит (около 460—360 гг. до н. э.). Демокрит учил, что в основе мира лежит не бог, не какой-либо дух, а материя. Из первоматерии возникло все существующее. Материя состоит из мельчайших частиц (атомов). Частицы эти находятся в постоянном движении — то соединяются, го разъединяются. Различными сочетаниями атомов Демокрит объяснял все разнообразие явлений природы. Природа едина и находится в вечном движении. Таким образом, Демокрит нанес удар религии, которая все объясняла деятельностью богов. Атомистический материализм выступил против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против суеверий.
Другим положением греческой философии был взгляд на природу, как на нечто находящееся в вечном движении, в непрерывном течении, в неустанном изменении. Покоя в мире нет, а есть постоянный процесс становления, одно состояние постоянно сменяется другим. Гераклит учил: «Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного, все во вселенной охвачено потоком движения, все находится в процессе вечной смены, вечного движения». Значительное внимание уделял Демокрит и медицине; он писал о пульсе, о воспалении, о бешенстве. «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своем распоряжении средства к этому»,— писал Демокрит своему современнику— врачу Гиппократу. В этих высказываниях нашли выражение общие материалистические взгляды Демокрита. Продолжателем Демокрита был Эпикур.
Медицина в Древнем Риме
Под свою властью Рим объединил большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении и Персии на востоке, от Британии на севере до Египта на юге. В Древнеримском государстве рабовладельческая формация получила полное н завершенное развитие.. , В Риме в условиях обширного государства медицина получила значительно большие возможности развития, чем в Древних восточных рабовладельческих государствах с их более низким уровнем производительных сил, с их патриархальными пережитками и чем в Древней Греции, раздробленной на ряд мелких городов-государств. Высокий уровень развития государственности выразился в создании постоянной армии. Далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболеваний. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, нужна была организованная военно-медицинская служба. Были созданы военные госпитали (валетудинарии, буквально — здравницы), выделены лагерные врачи, врачи легионов и т. п.