Файл: Технология проектного обучения. Технология проектного обучения основывается на теоретических концепциях прагматической педагогики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Технология проектного обучения».

Технология проектного обучения основывается на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был выдающийся американский философ и педагог Джон Дьюи (1859 - 1952). Согласно его учению, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.Основные положения теории Дж. Дьюи выглядели следующим образом:

в онтогенезе ребенок повторяет путь человечества в познании;

усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;

для усвоения знаний перед учащимся нужно поставить проблему, взятую из жизни и значимую для него;

обучение нужно вести через целесообразную познавательную и проектную деятельность учащегося, сообразуясь с его личным интересом;

ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего учения.

Дж. Дьюи рассматривал детство как самостоятельный и самоценный период человеческого бытия. Миссию образования он видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы. Условиями успешности обучения, по мнению Дьюи, являются: проблематизация учебного материала; познавательная активность учащегося; связь обучения с жизнью ребенка, с игрой и трудом. Идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов в западных странах нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности.

Что означают понятия «проект» и «проектная деятельность»?

В переводе с латинского слово «проект» означает «брошенный вперед». В самом общем виде проект - это то, что задумывается или планируется создать; например, прежде чем строить какое-либо сооружение или техническое средство (дом, автомобиль, самолет, плотину, станок и т.д.), вначале его проектируют, т.е. создают его проект. В методических материалах Всемирного банка данное понятие определяется так: «Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных задач с четкими определенными целями» (1). Есть и такие определения этого понятия: «Проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» (2, с. 188). Известный ученый - педагог Г.К. Селевко (3) определяет понятие «проект» как:


1) замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам;

2) разработанный план сооружения, конструкции, процесса, мероприятия, изготовления чего-либо. В этом случае «проект» есть результат некоторой - «проектной, проектировочной» - деятельности, целостный образ будущего объекта;

3) предварительный, предположительный текст какого-либо документа; 4) определенная форма организации совместной деятельности людей по осуществлению крупных, относительно самостоятельных начинаний, кампаний, дел, имеющих определенные цели (пример: «атомный проект»);

5) название организации. В построении и реализации деловых проектов могут участвовать разные специалисты, образуя временную организацию, которую часто именуют также «проектом».

Любой проект реализуется определенной совокупностью технологий. Технология - это система условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи (5).

Проектная деятельность - процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, при котором человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных (материальных или идеальных) ценностей. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе практически с учащимися любого возраста. Следует подчеркнуть, что профессиональная деятельность современного специалиста становится все более технологичной, основанной на достижениях современной науки. В основе организации любой профессиональной деятельности имеет место ее проектирование, т.е. определение целей и значения этой деятельности, выделение предмета деятельности (объекта воздействия), уточнение параметров конечного продукта путем предварительного исследования (изучения) сущности и структуры этого предмета, выявление соответствующих закономерностей, связей между структурными элементами объекта. Кроме того, при проектировании предстоящей работы субъект деятельности решает такие задачи: выбор способов (методов) воздействия на предмет, выбор необходимых средств предстоящей деятельности, определение действий, необходимых для преобразования предмета (исходного продукта) в конечный продукт в соответствии с целями предстоящей деятельности. Проектирование предстоящей деятельности означает построение ее ориентировочной основы

. В качестве примера можно привести проектирование технических систем (инженерное проектирование), образовательных систем (педагогическое проектирование), экономических систем (экономическое проектирование). Характерной особенностью проектирования является создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть.

Среди основных функций проектной деятельности принято выделять: исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую и нормирующую.

Если же проектная деятельность совершается учащимися, то она выполняет, прежде всего, образовательную функцию (обучение, воспитание и развитие учащихся). Кроме того, можно отметить социально-психологическую функцию проектной деятельности, если она выполняется группой, где происходят такие социально - психологические процессы, как:

взаимодействие (совместная деятельность, общение), формирование групповых норм, ценностей и отношений, лидерство, совместное принятие решений, рефлексия.Проектной деятельности объективно присущ педагогический потенциал. Одна из отличительных особенностей проектной деятельности - способность параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) обеспечивать усвоение новых знаний и умений, появление новых смыслов, динамики ценностей. Личностно-деятельностное начало проектирования содержит в себе глубокий стимул к самосовершенствованию. Проектная деятельность становится средством развития и саморазвития как специфических проектировочных способностей, так и личности в целом, выступая универсальным источником общения, воспитания, творческого взаимодействия учащихся и преподавателей. Она способна развивать практически все личностные структуры человека (6). Включаясь в проект, человек любого возраста получает возможность по-другому взглянуть на окружающий мир, проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. У него начинает развиваться творческое (продуктивное) воображение и критическое мышление. Кроме того, участникам проекта требуется воля, упорство, самостоятельность, ответственность и коммуникабельность.

Какова сущность технологии проектного обучения
?

Технология проектного обучения, базирующаяся на методе проектов, является одной из современных образовательных технологий. Метод проектов ориентирован на решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных приемов и средств обучения, а с другой - интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники и технологии. В настоящее время в учебных заведениях технология проектного обучения наряду с другими образовательными технологиями становится средством вовлечения учащихся в активную познавательную, коммуникативную, практическую и другие виды деятельности по решению различных проблем. По мнению Г.К. Селевко, «Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы» (3, с. 229).

Технологии проектного обучения присущи следующие признаки:

деятельностный подход к обучению (учение через деятельность учащегося);

деятельность учащегося направлена на создание проекта, связанного с изучаемой дисциплиной (темой)); групповая работа учащихся; учение в сотрудничестве (кооперация);

проектная деятельность обучающихся направлена на решение какой-либо проблемы (теоретической или практической), вытекающей из содержания изучаемой дисциплины;

положительная мотивация решения проблемы (личная заинтересованность каждого учащегося в получении результата);

личностно-ориентированный подход, предполагающий организацию образовательного процесса в соответствии с потребностями, интересами и способностями учащихся с учетом требований социума, интеллектуальному и нравственному уровню развития личности выпускника.

Технология проектного обучения базируется на следующих принципах:

принцип сочетания индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на решение проблем (разработка проекта);

принцип сотрудничества учащихся и преподавателя при решении учебных задач (проблем);

принцип гуманизма; (Гуманизация образования означает, что каждое учебное заведение, преподавание каждой учебной дисциплины должны повернуться лицом к человеку (учащемуся,), к его природе, здоровью, духовным потребностям и интересам, нравственной сфере, эмоциям, устремлениям. Образовать человека -
значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, т.е. научить жизнетворчеству;

принцип личной заинтересованности учащегося в теме проекта.

Проектное обучение отличается тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

Цель проектного обучения - предоставить учащимся возможность самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы. Кроме того, метод проектов преследует следующие цели:

Стимулирование мотивации учения;

Включение всех учеников класса в режим самостоятельной групповой (или индивидуальной) работы, связанной с проектированием какого-либо объекта или процесса;

Развитие разнообразных способностей (познавательных, коммуникативных, организаторских, профессиональных и др.).

Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный учащимися продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации преподавателя. Есть и другие определения данного понятия. «Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта» (7, с. 26). «...Учебный проект с точки зрения учителя - дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации» (8, с. 20).

Современный учебный проект сочетает в себе образовательные возможности и исследования, и проектирования. В учебном проектировании сфера приложения

преобразовательной активности учащихся контекстно задана предметной областью или учебной проблемой, носящей междисциплинарный характер.

Для преподавателя основной целью учебного проектирования является формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков и на этой основе - компетентности (в рамках преподаваемой дисциплины или цикла взаимосвязанных дисциплин). Содержанием проектной деятельности учащихся становится учебная проблема и система задач, подлежащих решению, учебная информация и действия, необходимые для решения поставленных задач. Решение любой проблемы обусловлено использованием некоторой совокупности методов (способов выполнения действий). Если же учащиеся еще не владеют этими методами, то в ходе решения проблемы путем учебного проектирования приходится специально их учить.