Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, все указанные выше разновидности терроризма, выделяемые по идейно-политической платформе их субъектов, несмотря на существующие между ними различия в программных установках, идеологических концепциях, социальной направленности деятельности, в конечном счете подчинены достижению политических целей. Поэтому они могут быть отнесены к категории политического терроризма в целом. Именно на этой основе в различные исторические периоды происходило возникновение терроризма как социального явления.
Центральное место в классификации видов терроризма занимает деление его на государственный, международный и внутренний терроризм.
Государственный терроризм нередко понимается очень широко — как любое проявление насилия, осуществляемое в отношении иностранных государств и внутренних противников со стороны определенных государств, различных его органов, В этом случае к государственному терроризму часто относят акты военной агрессии, полицейского и судебного произвола и т. п., совершаемые для решения внешнеполитических или внутриполитических задач. Представляется, что для обозначения столь широкой практики применения государством политического насилия более обоснованным является использование понятия террор, а не терроризм. История человеческого общества убедительно показывает, что государственный террор как метод управления обществом посредством насилия и устрашения «своего» населения был прежде всего присущ государствам с диктаторской системой управления. Этот метод нередко использовался ими в различные эпохи для удержания завоеванных территорий, осуществления господства на оккупированных землях.
Внешнеполитический аспект государственного терроризма наиболее ярко выражен в практике вмешательства ряда развитых иностранных государств во внутренние дел других стран.
В целом государственный терроризм - в узком смысле этого понятия — представляет собой целенаправленную систему использования государством, государственными органами (прежде всего органами разведки, контрразведки, политической полиции, отчасти вооруженных сил) акций скрытого ослабления и подрыва своих внутренних или внешних политических противников посредством противоправного уничтожения или угрозы уничтожения их ведущих деятелей, активистов и сторонников (лидеров и функционеров оппозиционных партий
, государственных и общественных деятелей иностранных государств, видных лидеров и участников национально-освободительного движения), деморализации и запугивания определенных слоев населения, этнических групп, поддерживающих политических противников данного государства, дезорганизации вооруженных сил, системы государственного управления стран - объектов их внешней политики и т. п.
Международный терроризм, как разновидность терроризма по своему содержанию и основным формам проявления составляет столь же сложное социально-политическое явление, как и терроризм в целом, Его общественная опасность на протяжении последних десятилетий неуклонно возрастает.
Отражением сложности этого вида терроризма является большое количество определений международного терроризма и их противоречивость. А свидетельством опасности его для общества и особой важности создания системы противодействия ему могут служить длительные и настойчивые попытки различных государств и международного сообщества выработать действенные: меры защиты против него.
При всем разнообразии существующих в международно-правовой теории и практике подходов к понятию международного терроризма, в настоящее время существует широко распространенное мнение о том, что он представляет собой одну из разновидностей терроризма как социально-политического явления более широкого масштаба. Естественно, как часть терроризма вообще, международный терроризм характеризуется присущими ему как общими признаками (применение насилия, использование принуждения и устрашения и др.), так и специфическим свойствами. К числу последних можно прежде всего отнести следующие:
1. Международно-политическая опасность данного вида терроризма, выражающаяся в том, что наибольшую угрозу он представляет прежде всего для международного правопорядка и межгосударственных отношений, для между народной безопасности и международных интересов государства. Это объясняется тем, что акции международного терроризма, независимо от того, в какой форме они совершены (убийство государственных чиновников и обычных граждан, захват заложников, захват и угон транспортных средств и др.), всегда наносит ущерб нескольким (по крайней мере, двум) государствам — состоянию их политических отношений, возможности разрешения существующих между ними проблем и т. п. В связи с этим предупреждение или пресечение такого рода террористических акций обусловливает необходимость сотрудничеств государств в защите их общих интересов.
2. Главным субъектом международного терроризма являются негосударственные террористические группы или организации. Формально такие структуры не находятся на службе у тех или иных государств, а последние не оказывают им официальной политической или моральной поддержки. Террористические группы и организации, выступающие как субъекты международного терроризма, организационно и политически могут быть самостоятельными либо выступать в качестве составной части других политических организаций и движений. Чаще всего они входят в политические экстремистские движения правой и левой ориентации.
3. Сотрудничество террористических групп и организаций, близких по политической направленности их деятельности, в подготовке и осуществлении актов международного терроризма, установление и поддержание различного рода связей (политических, организационных, финансово-материальных и др.) между террористическими структурами, располагающимися на территории различных государств. Взаимодействие различных террористических организаций, участвующих в акциях международного терроризма, обусловливается прежде всего близостью или совпадением их идейно-политических установок и диктуется потребностью этих организаций в получении той или иной поддержки со стороны.
Внутренний терроризм — третья и в современных условиях весьма распространенная в мире разновидность терроризма. Внутренний терроризм возникает главным образом на почве внутренних, не находящих разрешения противоречий, существующих в той или иной стране, и является одной из наиболее острых форм внутриполитического противоборства. Он имеет два основных проявления: во-первых, как деятельность внутренних, экстремистски ориентированных политических сил, организаций и отдельных лиц по отношению существующей власти; и во-вторых, как деятельность противоборствующих и не находящихся у власти политических сил и организаций, использующих террористические методы.
В первом случае деятельность террористических структур и отдельных лиц выражает их негативное отношение к существующему строю, политической власти, проводимому ею курсу и может быть, как показывает политическая практика второй половины XX века, направлена на насильственную ликвидацию, изменение или ослабление общественно-политического строя его институтов, проводимой государственной (внутренней или внешней) политики либо на достижение иных политических целей террористов.
Во втором случае цель внутреннего терроризма состоит в ослаблении сил их политических противников, не находящихся у власти, устранении их с политической сцены, в подрыве их авторитета, укреплении собственных позиций в стране и др. В качестве политического противника здесь могут выступать к собственно террористические организации «враждебной направленности», т, и соответствуюшие политические движения, организации и иные структуры. Для данного вида терроризма наиболее характерны ликвидация
лидеров и активистов политических противников, разгром их штаб-квартир, запугивании их сторонников и т. п.
Для внутреннего терроризма характерен ряд специфических признаков:
I. Направленность внутреннего терроризма против политической системы своей страны, ее правопорядка, общественной безопасности, личных свобод ее граждан. В целом этот вид терроризма представляет главную угрозу прежде всего для конституционного строя данной страны, прав и свободы граждан. Основными общими объектами его посягательств выступают прежде всего формы государственного устройства, территориальная целостность страны, нормальное функционирование государственного механизма, отдельных его звеньев.
2. Двойственность субъектов внутреннего терроризма. Данная особенность существенно отличает внутренний терроризм от государственного и международного терроризма. Она состоит в том, что во внутреннем терроризме организованные структуры не являются единственным типичным субъектом соответствующей террористической деятельности. Для внутреннего терроризма на разных этапах его истории характерно совершение террористических актов не только различными экстремистскими организациями, но и отдельными лицами.
3. Тесная связь внутреннего терроризма с массовыми экстремистскими выступлениями. Как и рассмотренные выше разновидности терроризма, внутренний терроризм характеризуется высоким уровнем организованности, в принципе выступает как специфическая форма целенаправленной экстремистской деятельности различных политических и политизированных структур. Но вместе с тем для внутреннего терроризма характерно осуществление террористических акций и на иной, а именно ситуативной основе. В этих случаях террористические акции совершаются спонтанно, без специальной подготовки .
Заключение
Терроризм сегодня является, пожалуй, самой обсуждаемой темой, потому как отдельные акты терроризма не дают обществу спокойно жить. Эффективность борьбы с терроризмом зависит от совокупности многих взаимосвязанных факторов (полнота и объективность выявления и учета причин и условий, порождающих и благоприятствующих терроризму и, напротив, сдерживающих это явление; степень технической и специальной оснащенности и профессиональной подготовки подразделений, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом; уровень развития и действенности общегосударственной системы противодействия террористическим угрозам; степень осознания обществом тех опасностей, которые исходят от терроризма, и т.д.).
Применение санкции к тем, кто поставляет ядерную технологию террористическим государствам.
Дипломатические, экономические, военные санкции против террористических государств.
Нейтрализация террористических анклавов (Хезболла в Ливане, Хамас в Газе).
Замораживание финансовых средств террористических режимов и организаций.
Активное информационное сотрудничество государств в борьбе против терроризма7.
Одним из фундаментальных обстоятельств, определяющих в правовом государстве успех предупреждения, выявления и пресечения возможных проявлений террористического характера, является создание адекватного социально-политической и криминальной обстановке в стране национального антитеррористического законодательства. По мнению западных экспертов, нынешние усилия государственных и правоохранительных органов не способны положить конец терроризму, а тем более устранить его социальные и политические корни, и поэтому терроризм продолжит свою разрушительную деятельность в XXI в.