Файл: Проектирование системы водяного пожаротушения сухогрузного судна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проектирование системы водяного пожаротушения сухогрузного судна
Введение
Пожар на судне является большим бедствием. Он уничтожает материальные ценности, а иногда приводит к гибели людей. Особенно большой ущерб причиняют пожары на пассажирских, грузопассажирских и нефтеналивных судах. В частности, при пожаре на нефтеналивном судне возможен взрыв, и путь к спасению людей и судна могут преградить горящие на поверхности воды нефтепродукты.
Каждое судно должно быть снабжено эффективными средствами противопожарной защиты (средствами пожарной сигнализации, средствами ограничения распространения и тушения пожара, а также противопожарным снабжением). Для обеспечения пожарной безопасности на судах внутреннего плавания необходимо руководствоваться Правилами Речного Регистра. В них содержатся требования к средствам конструктивной противопожарной защиты и средствам борьбы с возникшим пожаром. Конструктивные противопожарные мероприятия позволяют предотвратить опасность возникновения пожара и ограничить распространение дыма и огня, а также создают условия для безопасной эвакуации людей с судна и тушения пожара.
Для борьбы с пожарами суда оборудуют противопожарными системам, которые делят на сигнальные и тушащие. Первые служат для выявления очага пожара, вторые – для его ликвидации.
Противопожарные системы по роду используемого огнегасительного вещества подразделяют на водяные противопожарные (водотушения, спринклерная, водораспыления), паротушения, пенотушения, газотушения (углекислотная и инертных газов), и жидкостного тушения.
По способу тушения пожара системы можно разделить на поверхностные и объемные. Первые служат для подачи на поверхность очага пожара вещества, которое охлаждает или прекращает доступ кислорода в зону горения. К ним относятся водяные системы и системы пенотушения. В группу систем объемного тушения входят системы, заполняющие свободный объем помещения не поддерживающими горения парами, газами или весьма легкой пеной.
При выборе типа системы пожаротушения для помещений судов внутреннего плавания следует руководствоваться Правилами Речного Регистра.
С помощью системы водотушения пожар тушат мощными струями воды. Эта система проста, надежна и получила широкое распространение как на речных, так и на морских судах. Основными ее элементами являются: пожарные насосы, магистральный трубопровод с отростками пожарные краны (рожки) и шланги (рукава) со стволами (брандспойтами). При тушении пожара шланги со стволами присоединяются к пожарным кранам.
Систему водотушения применяют для тушения пожара в грузовых трюмах сухогрузных судов, в машинных отделениях, в жилых, служебных и общественных помещениях, на открытых участках палуб, платформ, рубок и надстроек. Кроме того, ее можно использовать для подачи воды к пенообразующим установкам и системе орошения палубы, для мытья палуб, помещений, устройств и т.д.
Тушить горящие нефтепродукты с помощью системы водотушения нельзя, так как частицы их разбрызгиваются струями воды, что способствует распространению пожара. Мощными струями воды также не тушат пожары электрооборудования (вследствие электропроводности воды), лаков и красок.
В качестве пожарных насосов на судах обычно применяют одноколесные центробежные насосы.
На пассажирских судах длиной 65 м и более, а также на самоходных нефтеналивных судах грузоподъемностью 2000 т и выше следует устанавливать не менее двух пожарных насосов. Один из этих насосов должен находиться вне машинного отделения и иметь источник энергии, работа которого не зависит от состояния оборудования и источников энергии, расположенных в машинном отделении.
Приемные трубопроводы пожарных насосов обычно присоединяют к кингстонам или ящикам забортной воды, причем пожарный насос должен иметь возможность принимать воду не менее чем из двух мест.
Если системы орошения, пенотушения, водораспыления и другие питаются от автономного насоса, то подачу пожарного насоса определяют без учета работы этих систем.
Напор пожарного насоса определяют расчетом полного сопротивления трубопровода от наиболее удаленной его точки до насоса.
В соответствии с требованием Речного Регистра истечение воды должно происходить при давлении у каждого пожарного крана не менее 0,26 МПа.
Давление в пожарном трубопроводе не должно превышать 1 МПа, а скорость движения воды в нем – 3 м/c.
1. Обоснование и выбор состава системы водяного пожаротушения
1.1 Выбор пожарных насосов
Суммарная подача насосов определяется по формуле:
,
где – суммарная подача стационарных пожарных насосов, м
3/ч;
– приведенный параметр судна, м;
, , – длина, ширина и высота борта судна, м;
– коэффициент подачи для сухогрузных судов.
,
где – минимальная подача насоса, м3/ч;
– количество стационарных пожарных насосов.
Таблица 1. Основные показатели судовых насосов
Наименование параметра насоса, размерность | Насос НЦВ 100/80 |
Подача, м3/ч Напор, м. вод. ст. Высота всасывания, м Частота вращения, мин-1 КПД насоса, % Потребляемая мощность, кВт Масса насоса с электродвигателем, кг | 100 80 5 2900 66 35.0 422 |
1.2 Обоснование и выбор конструктивных параметров труб
По Правилам Регистра для напорных трубопроводов необходимо применять стальные трубы, скорость движения воды по которым не должна превышать 3 м/с. Поэтому внутренний диаметр труб в м должен быть не менее
,
где – расход воды через рассчитываемый участок трубопровода, м3/ч.
Для принятой схемы трубопровода определение внутренних диаметров труб рационально выполнять в табличной форме (табл. 2). При расчете расходов необходимо исходить из того, что ряд расходов известны: ,
, , – из задания, расход второго насоса – выбран, а принимается равным наибольшему значению из расходов и .
На каждом участке трубопровода минимальный внутренний диаметр труб определяется по формуле, а конструктивное его значение принимается равным ближайшему большему типоразмеру труб по ОСТ 5.9586–75 с учетом их толщины и требований по унификации.
Скорость потока воды на участке определяется по формуле:
,
где – расчетная скорость потока воды на рассматриваемом участке трубопровода, м/с.
Таблица 2. Расчет параметров труб
Участок | Расход воды, м3/ч | Внутренний диаметр труб, м | Скорость потока воды | |||
Формула | Значение | | | |||
1 – 3 2 – 3 3 – 4 4 – 5 5 – 6 4 – 7 7 – 8 | | 108.53 29.47 138 138 23 118 23 | 0,1041 0,0542 0,1174 0,1174 0,0479 0,1086 0,0479 | 0,125 0,065 0,150 0,150 0,050 0,125 0,050 | 2,43 2,44 2,14 2,14 3,22 2,64 3,22 |
2. Гидравлический расчет судовой системы водяного пожаротушения
Целью расчета является проверка соответствия давления воды у пожарных клапанов требованиям Регистра и показателей выбранных насосов конкретным условиям работы системы.
2.1 Расчет гидравлических потерь напора в трубопроводах
Расчет гидравлических потерь напора в трубопроводах системы выполняется в два этапа: на первом – производится расчет местных сопротивлений участков трубопровода, а на втором – расчет потерь напора в трубопроводах применительно к наиболее удаленному и высоко расположенному пожарным клапанам системы.
При заполнении табл. 3 сопротивление на участке от соответствующего элемента следует принимать равным произведению коэффициента сопротивления и количества соответствующего элемента на участке, а общее местное сопротивление на участке равно сумме сопротивлений от всех элементов, имеющихся на участке.
В табл. 4 общие потери напора в трубопроводе и давление у пожарных клапанов 6 и 8 определяются для двух вариантов: соответственно , , , при работе первого пожарного насоса с напором и , , , – второго пожарного насоса с напором . В нашем случае при однотипных насосах .
Полученные таким образом значения давлений должны быть не менее, указанных в Правилах Регистра. В противном случае состав и показатели элементов системы (прежде всего насосов) должны быть соответственно изменены.
Таблица 3. Расчет местных сопротивлений трубопровода
Параметры элементов трубопровода | Показатели участков трубопровода | |||||||
1 – 3 | 2 – 3 | 3 – 4 | 4 – 5 | 5 – 6 | 4 – 7 | 7 – 8 | ||
Колено (): количество n1 сопротивление 0,11n1 Тройник (): количество n2 сопротивление 0,1n2 Тройник (): количество n3 сопротивление 2n3 Тройник (): количество n4 сопротивление 1,2n4 Четверник (): количество n5 сопротивление 1,7n5 Компенсирующий патрубок (): количество n6 сопротивление 0,1n6 Клапан запорный (): количество n7 сопротивление 4,8n7 Клапан невозвратно запорный (): количество n8 сопротивление 5,1n8 | 0 0 4 0,4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 5,1 | 0 0 3 0,3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 5,1 | 4 0,44 5 0,5 1 2 1 1,2 0 0 0 0 1 4,8 0 0 | 2 0,22 6 0,6 0 0 0 0 1 1,7 0 0 0 0 0 0 | 1 0,11 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 | 6 0,66 1 0,1 0 0 1 1,2 1 1,7 2 0,2 4 19,2 0 0 | 1 0,11 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 | |
Общее местное сопротивление на участке | 5,5 | 5,4 | 8,94 | 2,52 | 0,11 | 23,06 | 0,11 |