ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первое столкновение ценностей (00:23) – предложение продать картины, которые для Лены, как и для дедушки являются хранением духовных ценностей ради материальных благ, которые являются ценностями группы. Группа навязывает стыд жертве за её дедушку.
Появляется рассогласование «Я-реальное» и «Я-идеальное» у Бессольцевой.
Ей внушается стыд за внешний облик и несоответствие другим участникам группы. Группа начинает её дразнить прозвищем «Чучело». На защиту героини встаёт Дима Сомов, из-за этого появляется мотив соперничества за внимание Сомова в отношении жертвы со стороны женской части группы.
Влюбленность и идеализация Сомова со стороны Лены создает «эффект ореола» для неё, из-за чего она будет до самого конца фильма оправдывать все его поступки. Он тоже называет её «Чучело», когда делится сапогами, но без негативного контекста, что делает это прозвище для неё личностно-приемлемым.
Принятие обидного прозвища «Чучело» как социально-приемлемого со стороны жертвы есть проявление конформистского поведения, как способа адаптации в новой группе.
Сомов поступается своими идеалами, чтобы сохранить авторитет в группе (00:30), когда происходит столкновение личностных интересов большинства и общественных. Он проявляет конформное поведение, примыкает к группе и для поддержания авторитета покупает всем билеты в кино, тем самым покупая внимание, так как знает основную ценность в коллективе.
После смены идеологии у Сомова утрачивается авторитет учителя, который им поддерживался. Страх стать жертвой из-за предательства заставляет Сомова подставить Лену, которая под эффектом ореола берет вину на себя. Это объединяет группу против Лены ещё больше. Классный руководитель занимает пассивно-агрессивную позицию, проецируя общее поведение класса на Лену. Инициатором нового витка травли и её лидером выступает Миронова.
На основе своих ценностей и идеалов о верности группе, предательстве она объявляет «бойкот» Лене, что сразу поддерживает вся группа. Миронова использует «канализация настроения», направляя гнев от фрустрированных оижадний поездки в Москву у одноклассников на выявленного предателя.
Внутриличностный конфликт Сомова (Я-реальное и Я-идеальное)прослеживается на протяжении всего фильма. Он не мог выбрать между своими реальными идеалами и страхом потерять авторитет группы и встать на место жертвы. Окончательный выбор был сделан в сцене с костром. Сомов проецирует своё Я на Васильева, называя его трусом, плаксой и слюнтяем (01:02). Лена продолжает спасать его каждый раз, когда появляется угроза его раскрытия.
После разрешения части своих внутренних конфликтов Лена уходит от тезиса о предательстве ценностей деда и внешнем несовершенстве и понимает, что встроится в группу у неё не получается, но возможно мирное взаимодействие с опорой на Сомова, окруженного ещё «эффектом ореола». Она меняет прическу, что ещё больше показывает её разделение с группой.
В начале последней четверти фильма наступает катарсис Лены Бессольцевой в момент сжигания платья, где она осознает своё полное неприятие группой, происходит разрушение её социальных установок, наступает когнитивный диссонанс и она принимает решение уехать, которое высказал ранее Васильев, как единственно верное для сохранения своего внутреннего Я в данной ситуации. Поступок Сомова окончательно разрушает «эффект ореола» и переводит его на сторону травли. Он демонстрирует полное подчинение нормам группы. Это «освобождает» Бессольцеву. Она бреется наголо и приходит на день рождения Сомова, где раскрывает всем правду о них, чем вызывает уважение у лидера травли Мироновой, она осознает близость их ценностных установок, но все равно не готова поступиться идеалами о верности группе. Когда она уходит, вместе с ней уходят и другие участники, что подтверждает неформальный статус лидера группы у Мироновой. С этого момента конфликт начинает угасать.
Сомов после дня рождения сознается в своем поступке, чем снимает роль жертвы с Бессольцевой. После признания Миронова предлагает Лене примкнуть к группе и разделить с ней роль лидера, но она не принимает предложения, так как уже поняла, что не сможет разделять ценности данной группы.
Лидер группы Миронова утрачивает авторитет окончательно, когда показывает свою слабость. После падения авторитета Лидера участники группы могут свободно проявить своё истинное отношение к жертве.
Бессольцева получается авторитет, её отказ от «бойкота» поддерживают остальные. Становится духовным лидером группы – ценностным ориентиром, после падения ценностного ориентира в лице Мироновой.
Это и является конструктивным разрешением конфликта. Сам факт буллинга в отношении Бессольцевой формально был завершен в момент признания Сомова и отъезда семьи Бессольцевых из города, но более важным является то, что благодаря личным качествам Лены внутри группы сформировалась новая идеология, начали зарождаться новые ценности, которые не позволили перевести роль жертвы на Сомова. Данный факт подтверждает последними кадрами с надписью на доске «Чучело, прости нас!», что говорит нам об осознании участниками травли не верности своих прежних установок и суждений.
Негативной же стороной разрешения конфликта явился отъезд Бессольцевой и, соответственно, её исключение из группы. Разрушение авторитета Сомова вследствие крушения его внутренних установок и развитие у него внутриличностного конфликта.