Файл: Статистический метод.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Количество медицинских работников - чем их больше, тем больше предложение медицинских услуг;

4. Повышения ставок налогов ведут к снижению предложе¬ния и т.д.

Цена - это денежное выражение стоимости услуг. Она фор¬мируется под воздействием спроса и предложения, т.е. в ре¬зультате взаимодействия пациента и производителя. Если вопрос о цене решен, то услуга может быть оказана. В основе этой рыночной операции лежит получение прибыли.

46-Менеджмент в стоматологии, понятие, уровни, особенности управления здравоохранением на современном этапе.

Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли. Менеджмент (от англ. «manage» управлять) – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей

Принципы менеджмента: 1. Разделение труда. 2. Полномочия и ответственность. 3. Дисциплина. 4. Единоначалие (единство распорядительства). 5. Единство направления (дирекции). 6. Подчиненность личных (индивидуальных) интересов — общим. 7. Вознаграждение персонала, т 8. Централизация. 9. Скалярная цепь (иерархия). 10. Порядок. 11. Справедливость. 12. Стабильность рабочего места дня персонала. 13. Инициатива. 14. Корпоративный дух

МЕНЕДЖМЕНТ КАК МИНИМУМ ВОЗНИКАЕТ ТОГДА, КОГДА ИМЕЕТСЯ 2 ЧЕЛОВЕКА УПРАВЛЯЕМАЯ СТОРОНЫ. УПРАВЛЯЮЩАЯ И Субъект управления – тот, кто управляет, объект управления - тем, кем управляют

Субъект управления ЛПУ стоматологического профиля. Система управле­ния любого объекта по существу имеет 3 уровня:

стратегический,

тактический,

оперативный.

Задачами стратегического уровня являются:

обеспечение достижения поставленных целей в заплани­рованных объёмах и в обозначенные сроки;

совершенствование деятельности ЛПУ стоматологического профиля;

разработка новых целей на основе прогноза ситуации во внешней среде и учёта возможностей стоматологического учреждения.

Таким образом, на стратегическом уровне лежит ответст­венность за последствия принятых решений, определяющих ус­пех стоматологического учреждения в будущем.

Тактический уровень ответственен за оптимальное распре­деление ресурсов с выбранной стратегией, организацию и кон­троль достижения текущих результатов по отдельным направ­лениям деятельности стоматологического учреждения.


Оперативный уровень обеспечивает эффективное выпол­нение производственных (технологических) процессов в отдельных подразделени­ях учреждения, что определяется соответствием, как со стандартами с технологий, так и с оптималь­ным использованием ресурсов.

Миссия ЛПУ стоматологического профиля заключается в максимальном удовлетворении потребности населения в плановой и экстренной стоматологической помощи по широкому набору стоматологических специализаций и на уровне качества, которое подтверждает статус ЛПУ в системе здравоохранения
47-Основные современные стили управления коллективом медработников, их преимущества и недостатки.

Стили управления

С личностью руководителя во многом связан стиль управления как индивидуальный способ осуществления управленческой деятельности. Стиль управления во многом формируется под влиянием сложившихся отношений между руководителем и коллективом в процессе принятия и реализации управленческих решений.

Наиболее распространены 4 стиля управления: авторитарный; либеральный; демократический; динамичный.

Авторитарный стиль руководства абсолютизирует власть в одних руках. Он предполагает полное отрицание коллегиальности в принятии решений. Авторитарный стиль руководства в повседневной деятельности не следует смешивать с административно-авторитарным стилем, эффективно используемым в экстремальных ситуациях. Для авторитарного стиля управления характерны преувеличение роли административно-командных форм руководства, централизация власти, единоличное принятие управленческих решений. Руководителитакогостиляориентируютсяпреждевсегонадисциплинуижесткий контроль за деятельностью подчиненных, который основан преимущественно на силе власти (власть принуждения). Инициатива подчиненных не одобряется, не стимулируется и даже в отдельных случаях подавляется. Исключительное право на новые идеи, оценку результатов имеет только руководитель. Руководитель авторитарного
52


Глава 10. Теоретические основы управления здравоохранением

стиля нередко резок, прямолинеен, властолюбив, подозрителен, болезненно реагирует на критику. Иногда под этой маской скрывается его некомпетентность и профессиональная несостоятельность.

Либеральный стиль управления называют анархическим, попустительствующим. Руководитель такого стиля стоит как бы в стороне от своего коллектива. Для него характерны минимальное вмешательство в работу подчиненных и коллектива в целом, низкий уровень требовательности как к сотрудникам, так и к себе. Он предпочитает нейтральные методы воздействия на подчиненных, чья инициатива хотя и не подавляется, но активно не поощряется. В такой ситуации властью, как правило, пользуются неформальные лидеры.

Для демократическогостиляхарактерны децентрализация управления, коллегиальное принятие решений, инициатива подчиненных поддерживается и активно поощряется. Во взаимоотношениях руководителя с подчиненными отмечаются тактичность, выдержка, доброжелательность.

В современных условиях оптимальным для руководителя признан динамичный стиль управления. Для такого стиля руководства характерны четкая позиция по любым вопросам, творческий подход к решению проблем, готовность идти в разумных пределах на риск, деловитость и предприимчивость, непримиримость к недостаткам, чуткое и внимательное отношение к людям, отсутствие субъективизма и формализма, опора на коллективное мнение в решении поставленных задач.
48-Бизнес-планирование деятельности ЛПУ.

Бизнес-план – это документ, отражающий основные аспекты деятельности будущего предприятия и позволяющий проанализировать перспективы и проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также наметить способы решения этих проблем

Бизнес-план – это целостная программа, в которой детально описаны экономические, технические, организационные мероприятия, а так же прогнозные оценки и обоснования по осуществлению бизнес-проекта на практике.

Если для достижения ваших целей необходимо привлечь дополнительные средства со стороны, вы должны убедить инвесторов или кредиторов в целесообразности вкладывания денег в ваш бизнес и показать:

 Что представленный проект – прекрасная возможность вложить деньги

 Что вы способны управлять бизнесом

 Что существует хороший рынок для продукта или услуги.

бизнес-план для ЛПУ нужен для планирования своей деятельности, но особая потребность в нем возникает когда необходимы:

1.Подготовка заявок существующих и вновь создаваемых ЛПУ, в том числе частных учреждений на получение кредитов.

2.Обоснование предложений по приватизации государственных, муниципальных учреждений и использовании их в последующем как лечебных, оздоровительных и других, но в сфере здравоохранения.

Открытие нового учреждения, определение его будущего профиля и основных направлений его деятельности.

4.Перепрофилирование существующих учреждений и выбор новых видов, направлений и способов существования их деятельности.

5.Составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) приватизируемых и частных ЛПУ.

6.Расширение рынка, выход на новый рынок, привлечение инвестиций, в т.ч. иностранных

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

 Определить конкретные направления деятельности учреждения, целевые рынки и место его на этих рынках;  Сформулировать долговременные и краткосрочные цели

учреждения, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;

 Выбрать состав и определить показатели медицинских профилактических и других услуг, которые будут предлагаться учреждением потребителям. Оценить производственные и другие издержки по их созданию и реализации; Оценить соответствие кадров учреждения и условий для мотивации

их труда требованиям по достижению поставленных целей;

 Определить состав маркетинговых мероприятий учреждения по изучению рынка, режима стимулирования потребителя услуг, ценообразованию;  Оценить материальное и финансовое положение учреждения и

соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей; Предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана;
49-Финансирование здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины

Источники финансирования:

А. Внутренние:

государственные:

1) федеральный, региональный, местный, бюджетный,

2) бюджет государства – социальные внебюджетные фонды (ОМС, пенсионный, социальный страховой),

негосударственные:

1) средства юридических лиц:

- в ЛПУ направлено на платные услуги,

- средства, направленные на ДМС (коллективное),

- благотворительные пожертвования,

средства от предпринимательской деятельности ЛПУ,

2) средства физических лиц:

- средства на ДМС (индивидуальные),

- средства, направленные в ЛПУ на оплату платных услуг,

- благотворительность.

Б. Внешние:

Безвозмездные международные пожертвования, не связанные с государственным внешним заимствованием и т.д.

Страховая медицина -система мероприятий по формированию страховых фондов, предназначенных для финансирования медицинской помощи в рамках страховых программ.

Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда, Это одна из самых трудноразрешимых проблем в экономике любой отрасли, поскольку она не только экономическая, но и, прежде всего, социальная, политическая.

Оплата труда — главный источник формирования денежных доходов работника. Работодатель обязан компенсировать затраты умственного и физического труда работающего путем денежной выплаты в виде заработной платы. При этом одна из вечных проблем — в какой сумме компенсировать затраты труда работающего, чтобы заработная плата не только возмещала трудовые затраты работника, но и стимулировала его интерес к качественному и производительному труду.

Финансовые средства организаций здравоохранения распределяются на две составляющие: первая — фонд оплаты труда с начислениями во внебюджетные государственные фонды, вторая — средства, направляемые на содержание и развитие организаций здравоохранения

Фонд оплаты труда — суммарные денежные средства организации здравоохранения, израсходованные в течение определенного периода времени на заработную плату, премиальные выплаты, доплаты работникам, а также компенсирующие выплаты

Основные формы оплаты труда медицинских работников: 

• повременная; 

• сдельная; 

• контрактная.

При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от объема выполненной работы.

Сдельная форма оплаты труда основывается на установлении заработной платы в зависимости от объема выполненной работы за определенный период времени (чаще — за месяц).

Контрактная форма оплаты труда позволяет достаточно объективно учесть объем и качество выполненной работы. В настоящее время данная форма считается наиболее прогрессивной.

50- Формирование цены на медицинскую услугу, ее структура, виды цен в здравоохранении.

Цена – это способ расчета с потребителем за реализованные товары и оказанные услуги. Исходя из этого, для установления цен в рыночной экономике необходимо изучение рынка медицинских услуг и предпочтений самих потребителей – пациентов.

Механизмы формирования цен на платные медицинские услуги основаны на анализе экономической ситуации в регионе в целом и в определенном ЛПУ. Этот анализ состоит из следующих элементов:

1. Определение цели. Прежде всего, следует уточнить, для решения каких задач предназначены цены: или прибыль будет использована для достижения какой-либо определенной цели (приобретение оборудования, ремонт и т.д.), или она будет иметь длительный период применения и носить стимулирующий характер.

2. Оценка рыночной ситуации. Оцениваются: конъюктура на рынке (соотношение спроса и предложения), платежеспособность населения.

3. Оценка возможностей ЛПУ в производстве услуг. Оцениваются: все виды возможных издержек и затрат с учетом возможных вариантов поведения конкурентов, возможная динамика изменения цен на услуги.

4. Определение базы расчетов. Определяют, по каким ценам ориентироваться – по фактическим затратам конкретных ЛПУ, либо по затратам в целом по району, городу или региону.

5. Определение итоговой цены. Для принятия окончательного решения о цене необходимо произвести: полную оценку всех издержек, индексацию затрат из-за инфляции (текущей и возможной перспективной).

Методы ценообразования зависят от поставленных конкретной организацией здравоохранения целей, к которым относятся:

– максимизация текущей прибыли,

– завоевание доли рынка,

– изыскание дополнительных средств на развитие,

– стимулирование труда,

– переход на самофинансирование,

– обеспечение доступной медицинской помощи для большинствнаселения региона.

Исходя из поставленных целей, цена может формироваться:
ак средние издержки + прибыль,

как безубыточность + нулевая прибыль,

исходя из ощущаемой ценности услуги,

на уровне цен других учреждений,

на договорной основе

Себестоимость – это выраженные в денежной форме материальные затраты и оплата труда в лечебно-профилактических учреждениях в расчете на единицу услуг (пролеченного больного, прикрепленного жителя и т.д.). Себестоимость показывает, во что обходится учреждению медицинское обслуживание, отражает текущие расходы

Цена должна отражать общественно необходимые затраты на производство и реализацию товаров и услуг, соответствовать их потребительским свойствам и качеству, учитывать спрос и предложение на товары и услуги

В практике здравоохранения сегодня существует целый ряд цен на услуги, отличающиеся между собой полнотой включения затрат. При этом учитываются:

а) бюджетные оценки, ориентированные на выделенные средства по бюджету, которые не включают в стоимость услуг ряд расходов;

б) тарифы ОМС, включающие в стоимость медицинской услуги пять видов расходов: оплата труда, начисления (ЕСН), питание, медикаменты, мягкий инвентарь;

в) цены на уровне фактической себестоимости оказания услуги;

г) договорные цены для программы ДМС и цены платных услуг, в основе которых лежат фактические расчеты и коэффициенты повышения себестоимости;

д) цены, рассчитанные на основе клинико-статистических групп (КСГ) или диагностически родственных групп (ДРГ);

е) рыночные цены, предполагающие наличие официальной среднерыночной цены на медицинские услуги, а также знание налогового законодательства.

1. Санитарная статистика, определение, разделы и задачи, использование в стоматологическ ой

практике и науке. Объект и единица статистического исследования.

2. Учетные признаки, классификация по характеру и по роли в совокупности.

3. Статистическая совокупность, ее групповые свойства. Генеральная и выборочная

совокупность. Требования, предъявляемые к выборочной совокупности.

4. Графический метод в статистическом исследовании, виды графических изображений, правила

построения графиков.

5. Виды статистических величин, используемых в стоматологии, их значение. Интенсивные и

экстенсивные показатели, определение, методика расчета, графическое изображение.

6. Показатели наглядности и соотношения, определение, методика расчета, графическое

изображение.

7. Средние величины, их виды, значение и практическое использование в стоматологии .

Вариационные ряды, виды, построение.

8. Средняя арифметическая величина, основные свойства, методика ее расчета по

среднеарифметическому способу.

9. Расчет средней арифметической по способу моментов.

10. Критерии разнообразия признака в совокупности. Среднее квадратическое отклонение,

способы расчета, значение, правило трех сигм.

11. Коэффициент вариации, формула, значение.

12. Оценка достоверности результатов статисследования. Определение ошибок

репрезентативности относительных и средних величин.

13. Определение доверительных границ относительных и средних величин.

14. Определение достоверности разницы относительных и средних величин. Понятие о

вероятности безошибочного прогноза.

15. Динамический ряд, определение, виды. Выравнивание динамического ряда, цель, методы

выравнивания.

16. Показатели динамического ряда.

17. Виды связи между явлениями или признаками. Методика вычисления и оценки

достоверности коэффициента корреляции, использование в стоматологии.

18. Показатели здоровья населения. Факторы, влияющие на здоровье населения. Демография,

понятие, основные разделы.

19. Статика населения, как она изучается, что в себя включает. Возрастно-половой состав

населения. Типы населения по возрастному составу.

20. Динамика населения, определение, виды. Механическое движение населения. Виды

миграции.

21. Естественное движение населения, общие и специальные показатели.

22. Рождаемость, определение, факторы, влияющие на ее уровень. Методика расчета и

оценочные уровни показателя рождаемости.

23. Показатели детородной функции женщин: общая и повозрастная плодовитость, частота

мертворождений и искусственных абортов.

24. Смертность населения, общий и повозрастной коэффициенты смертности, структура

смертности по причинам. Оценочные уровни показателя смертности.

25. Естественный прирост населения, типы воспроизводства населения. Динамика показателей

естественного движения населения в РФ и КБР.

26. Средняя продолжительность предстоящей жизни как показатель состояния здоровья

населения.

27. Младенческая смертность (МС), ее структура. Методика расчета основных показателей МС.

Структура причин МС и ее оценочные уровни.

28. Перинатальная смертность, определение, структура, методика расчета. Показатель

мертворожденности.
29. Определение понятий “первичная заболеваемость”, “болезненность”, “патологическая

пораженность”, методика расчета. Методы изучения заболеваемости населения, их

сравнительная оценка.

30. Изучение общей заболеваемости по данным обращаемости, учетные формы.

31. Методика изучения инфекционной заболеваемости

32. Методика изучения заболеваемости важнейшими неэпидемическими заболеваниями.

33. Методика изучения госпитализированной заболеваемости.

34. Методика изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

35. Изучение заболеваемости населения по данным медосмотров и по причинам смерти, учетные

формы.

36. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. Принципы построения

классификации.

37. Что такое экспертиза временной нетрудоспособности (ЭВН)? Кто имеет право на проведение

ЭВН? Уровни ЭВН. Документы, удостоверяющие ВН. Кто имеет право на получение листка


нетрудоспособности (ЛН)?

38. Порядок выдачи ЛН при заболеваниях и травмах, при амбулаторном и стационарном

лечении. Функции лечащего врача и КЭК ЛПУ.

39. Порядок выдачи ЛН по беременности и родам, при усыновлении.

40. Порядок выдачи ЛН на период санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.

41. Порядок выдачи ЛН по уходу за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком-

инвалидом.

42. Порядок выдачи ЛН в связи с карантином и при протезировании.

43. Экономика здравоохранения: понятие, объект исследования, методы, задачи.

44. Маркетинг в стоматологии: основные понятия, особенности, виды маркетинга.

45. Основные элементы рыночного механизма в здравоохранении: спрос, предложение, цена.

46. Менеджмент в стоматологии, понятие, уровни, особенности управления здравоохранением

на современном этапе.

47. Основные современные стили управления коллективом медработников, их преимущества и

недостатки.

48. Бизнес-планирование деятельности ЛПУ.

49. Финансирование здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины.

50. Формирование цены на медицинскую услугу, ее структура, виды цен в здравоохранении.

51. Оплата амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.

52. Эффективность в системе здравоохранения: понятие, виды эффективности. Экономический

ущерб, его структура.

53. Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений.