Файл: Способы представления учебной информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Кафедра

методики профессионального

обучения и новейших технологий производства


ИТОГОВАЯ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Тема: Способы представления учебной информации
Выполнил:

Руководитель:

Горловка – 2016 г.



ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ

ИТОГОВОЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ

Слушатель

Тема Способы представления учебной информации


Руководитель работы



Наименование разделов, которые подлежат разработке

Сроки выполнения


1. Вступление




2. Теоретическая часть




3. Практическая часть




4. Выводы, литература, приложения





Слушатель: _________ «__»_____201_г.

(подпись слушаеля)
Руководитель:___________ «__»_____201_г.

(подпись руководителя)


АННОТАЦИЯ
В данной итоговой выпускной работе раскрыты некоторые теоретические, методические и практические аспекты темы " Способы представления учебной информации ". Представлены результаты изучения общепедагогической и специальной литературы, объекта и предмета исследования, созданы методические разработки урока производственного обучения определенного типа и вида.
Работа может иметь теоретическое значение для преподавателей, особенно для начинающих специалистов, профессионально-технических учебных заведений в контексте совершенствования их профессиональной компетентности.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы: Способы представления учебной информации ……….6 стр.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Основные визуальные способы представления и обработки учебной информации по математическим дисциплинам …………………………….10 стр.

1.2 Формирование и развитие у студентов техникума способности самостоятельного получения и переработки учебной информации …….....17 стр.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Пример:

(Презентация по геометрии по теме «Многогранники»)……………………38 стр.

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….45 стр.

Введение


Актуальность темы: Способы представления учебной информации

Способы представления учебной информации являются одной из важнейших задач обучения и воспитания информационной культуры ребёнка в динамично развивающемся информационном обществе.

Одним из возможных путей её решения является учет при организации образовательного процесса ведущих каналов восприятия информации у детей. Практически всем известно, что всех людей в зависимости от способа восприятия ими информации можно разделить на следующие типы: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. Визуалы воспринимают информационный поток через органы зрения. Они “видят” информацию. Аудиалы основываются на слуховых ощущениях. Кинестетики задействуют другие виды ощущений – обоняние, осязание, двигательные и другие. Дигиталы(в некоторой литературе можно встретить – дискреты) производят логическое осмысление с помощью знаков, цифр, логических выводов. Последняя категория встречается очень редко и её можно назвать “мечта учителей математики”.

Во время организации и проведения уроков математики учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся всего класса и каждого учащегося в отдельности. Поэтому на этапе объяснения нового материала необходимо учитывать вышеперечисленные отличия типов восприятия информации. В одном классе учащиеся воспринимают одну и ту же информацию по- разному. Кому-то необходимо все очень подробно объяснять, останавливаясь на каждом шаге, а другим достаточно рассказать основную идею и они далее самостоятельно приступают к её реализации.

Современные технологии обучения математике позволяют организовать работу в группах. Дифференциация по группам осуществляется после специально организованного психологического наблюдения, анкетирования, цель которого – выявление ведущего способа восприятия информации.


Далее речь пойдёт об уроках математики и особенностях их организации с учётом ведущего канала восприятия информации.

Восприятие визуалом учебного материала, математических объектов, в качестве которых могут выступать математические понятия, определения, процессы и др. становится продуктивнее, если он видит одновременно с объяснением учителя графики, таблицы, рисунки, схемы, иллюстрации, фотографии или учебные фильмы. Он быстрее и качественнее запоминает то, что видел. Поговорка о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, именно про него.

Отличительной чертой визуала является устойчивость произвольного внимания, неотвлекаемость на внешние шумовые раздражители. У таких детей очень хорошо развито образное мышление. Они легче запоминают и работают с математическими понятиями, оставившими реальный образ в их памяти. Прекрасно работают со схемами и моделями. Обеспеченность школ компьютерными технологиями на уроках математики позволяет использовать компьютер и проекционную технику для объяснения нового материала таким учащимся. Для визуалов очень важно наличие дидактических раздаточных материалов, причем эстетика оформления играет немалую роль.








Например, дифференцированные карточки могут иметь следующий вид.

Для визуалов можно создать презентацию или записать макрос, показывающий правильное выполнение задания, правильное действие.

Облегчить запоминание правил можно с помощью схемы-опоры. Например, при раскрытии скобок в 6 классе предлагается схема, помогающая созданию зрительного образа и запоминанию информации.



Аудиал хорошо воспринимает информацию, слушая ее. Причем новый материал желательно рассказывать не монотонным, а выразительным голосом, интонациями выделяя важные моменты. Аудиал легко отвлекается на посторонние звуки. На уроках для таких учащихся нужны звуковое сопровождение и диалог. Не стоит запрещать им проговаривать свои действия
, они часто этим пользуются при решении особенно сложных заданий или вычислений.

Для запоминания им надо произнести новый материал вслух, обсудить его. Распечатанный материал аудиалы воспринимают плохо. Для таких учащихся учитель может, например, подготовить аудиозапись или сопроводить видеоряд звуком.

У кинестетика главный инструмент восприятия — тело, а главный способ восприятия — движение, действие. Чтобы понять новое, им надо сделать, повторить действие руками. Если это справочная информация, то для запоминания кинестетику надо записать ее собственноручно. Таким учащимся можно предложить составить конспект, выписать новые понятия, определения

Если это порядок действий, то их надо делать по мере поступления. Для таких учеников важно наличие конкретных шагов. Для них “просто рассказ” лишен смысла. Учитель математики может предложить таким ученикам задания на исследование, на нахождение нескольких способов решения или задания с четкими инструкциями по их выполнению. Учащемуся-кинестетику сложно долго слушать и только смотреть. Как правило, он начинает повторять действия учителя.

Для дигиталов очень важно, чтобы задание имело логические связки, переходы одного этапа к другому, а не простая формулировка задания.

Также обязательно должна быть мотивация к выполнению задания. Причем данное задание должно быть ценностным для ученика и опираться на уже имеющиеся знания. Учащемуся-дигиталу важно видеть функциональность и полезность задания.

При подготовке к уроку учитель математики может предлагать задания в различной форме для учащихся с разными типами восприятия. Для этого не стоит аудиалу каждый раз записывать аудиокассету, а визуалу крутить видеоряд. Обычно в классе обучаются ученики со всеми типами восприятия, а у учителя нет возможности один и тот же материал объяснять несколько раз по-разному. Но современный педагог, владеющий технологиями обучения, может и должен комбинировать всевозможные формы представления информации, основываясь на преобладающем способе восприятия.

При постановке, формулировании учебных задач и организации практической работы на уроке математики наиболее возможен учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.

Например, в формулировке заданий могут быть использованы глаголы, которые будут “ближе” ученику. Русский язык позволяет одну и ту же мысль представить разными словами. Например, ученики должны понять смысл теоретической части, представленной в электронном пособии. В этом случае визуалу учитель даст задание “увидеть главное”, аудиалу — “услышать основное”, кинестетику — “уловить суть”, дигиталу — “сделать вывод”. При этом при создании самого пособия преподаватель учтет особенности всех: оно будет наполнено анимационными эффектами (движение и звук), кнопками или ссылками перехода между отдельными частями, четкой структурой представления информации.


Таким образом, если учитель будет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика (с точки зрения способа восприятия информации), то будет не только достигаться цель конкретного урока, но и учащийся будет учиться воспринимать информацию разными способами. А это , в свою очередь , послужит залогом успешности каждого ребёнка при обучении математике.

Основные визуальные способы представления и обработки учебной информации по математическим дисциплинам

Одним из основных ресурсов в сфере образования являются информатизация образования. Она представляет собой целенаправленно организованные процессы обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий .

Анализ государственных образовательных стандартов, в соответствии с которым осуществляется подготовка учителей математики, показал, что вопросы использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе представлены без учета особенностей современных методов исследования закономерностей самой науки, а также особенностей учебного предмета математики.

В связи с этим необходимо совершенствование подготовки учителей математики в области владения средствами ИКТ для реализации их возможностей в профессиональной деятельности в современных условиях информатизации образования. Внедрение информационных технологий в сферу образования привело к возникновению термина «информационно-образовательная среда», под которой подразумевается, совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. При применении ИКТ в образовательном процессе существенное значение имеют способы представления и обработки учебной информации. Анализ практики использования средств ИКТ в математическом образования убеждает в том, что на уроках эпизодически используются лишь отдельные компоненты различных электронных средств учебного назначения (ЭСУН) по некоторым темам для решения локальных педагогических задач. В этой связи следует отметить недостаточную проработанность научно-методических разработок в области взаимосвязанного сочетания различных ЭСУН для их использования в процессе обучения математике. При создании ЭСУН большое значение имеет выбор способа представления обработки учебной информации. В настоящей работе анализируются