Файл: Отчет по лабораторной работе Основные классы неорганических соединений Часть оксиды опыт Получение основных оксидов и их взаимодействие с водой.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 436
Скачиваний: 314
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отчет по лабораторной работе
Основные классы неорганических соединений
Часть 1. ОКСИДЫ
Опыт 1.1. Получение основных оксидов и их взаимодействие с водой
Возьмите пинцетом кусочек магниевой стружки и внесите в пламя спиртовки. После воспламенения сожгите его над фарфоровой чашкой. Отметьте цвет пламени. Напишите уравнение реакции получения оксида металла, укажите цвет и агрегатное состояние оксида.
Полученный оксид поместите в пробирку и добавьте 1-2 мл воды, хорошо перемешайте и добавьте 1-2 капли фенолфталеина. Отметьте изменение окраски индикатора. Напишите уравнение реакции взаимодействия оксида с водой, сделайте вывод о растворимости оксида магния в воде.
Наблюдения и уравнения реакций:
1) Горение магния сопровождается ярким пламенем, дающим много света, в результате реакции образуется оксид магния – твердое порошкообразное вещество белого цвета
2Mg + O2= 2MgO
2) Оксид магния плохо растворим в воде, раствор мутный из-за взвеси частиц не растворившегося гидроксида магния, при добавлении фенолфталеина наблюдается малиновое окрашивание, т.к. в растворе присутствуют гидроксид-ионы
MgO + H2O = Mg(OH)2
MgO + H2O = Mg + 2OH-(щелочная среда)
Опыт 1.2. Получение кислотных оксидов и их взаимодействие с водой
Поместите в металлическую ложечку кусочек серы величиной с горошину и нагрейте на пламени спиртовки. Отметьте цвет пламени. Напишите уравнение реакции получения оксида неметалла, укажите цвет и агрегатное состояние оксида.
Когда сера загорится, поднесите к ней влажную индикаторную лакмусовую бумажку. Отметьте изменение окраски индикатора. Напишите уравнение реакции взаимодействия оксида с водой, сделайте вывод об устойчивости образующейся кислоты.
Наблюдения и уравнения реакций:
1) Сера горит на воздухе синеватым пламенем с образованием газообразного оксида серы (IV)
S + O2= SO2
2) Если поднести к горящей сере смоченную водой индикаторную бумагу наблюдается покраснение бумаги, т.к. при растворении в воде образующегося оксида образуется слабая неустойчивая сернистая кислота – в растворе присутствуют ионы водорода
SO2+ H2O ↔ H2SO3-(кислая среда)
Часть 2. ОСНОВАНИЯ
Опыт 2.1. Окраска индикатора в растворах оснований
В три пробирки налейте по 1-2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте в первую пробирку фенолфталеин, во вторую – метилоранж, в третью – лакмус. Отметьте изменение цвета индикаторов.
Наблюдения и уравнения реакций:
В щелочной среде индикаторы меняют окраску бесцветный фенолфталеин на малиновую, метилоранж с оранжевой на желтую, а лакмус с фиолетовой на синюю.
NaOH - щелочная среда
Опыт 2.2. Взаимодействие оснований с кислотами
Налейте в пробирку 1-2 мл раствора гидроксида натрия, добавьте 1-2 капли фенолфталеина, отметьте изменение окраски индикатора, затем прибавьте столько же соляной кислоты. Объясните исчезновение окраски. Напишите уравнение реакции взаимодействия основания и кислоты (реакция нейтрализации).
Наблюдения и уравнения реакций:
При добавлении кислоты к раствору щелочи малиновая окраска фенолфталеина исчезает, т.к. происходит нейтрализация гидроксид-ионов катионами водорода
NaOH + HCl = NaCl + H2O
Опыт 2.3. Взаимодействие оснований с растворами солей (способ получения оснований)
Налейте в пробирку 3-4 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте столько же раствора сульфата меди. Наблюдайте образование студенистого осадка, отметьте его цвет. Напишите уравнение реакции взаимодействия основания и соли. Осадок сохраните для опыта 2.4.
Наблюдения и уравнения реакций:
В результате реакции образуется нерастворимый гидроксид меди (II) – голубой студенистый осадок
2NaOH + CuSO4= Cu(OH)2 ↓+ Na2SO4
Опыт 2.4. Разложение оснований
Пробирку с осадком гидроксида меди (из опыта 2.3) осторожно нагрейте (для избежания выброса содержимого нагревать верхнюю часть осадка). Отметьте происходящие изменения. Напишите уравнение реакции разложения основания.
Наблюдения и уравнения реакций:
Нерастворимые основания при нагревании разлагаются, при этом образуется черный оксид меди (II)
Cu(OH)2→ СuO + H2O
Опыт 2.5. Амфотерные основания
Налейте в пробирку 3-4 мл раствора сульфата хрома и прибавьте раствор гидроксида натрия до выпадения осадка. Отметьте его цвет. Напишите уравнение реакции взаимодействия основания и соли.
Осадок разделите на две пробирки и докажите его амфотерность, добавив в одну пробирку раствор соляной кислоты, а в другую – раствор гидроксида натрия. Отметьте происходящие изменения. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Наблюдения и уравнения реакций:
-
при взаимодействии сульфата хрома (III) с гидроксидом натрия образуется сине- зеленый осадок гидроксида хрома (III)
Cr2(SO4)3+ 6NaOH = 2Cr(OH)3↓ + 3Na2SO4 -
осадок растворяется в соляной кислоте с образованием светло-фиолетового раствора хлорида хрома (III)
Cr(OH)3+ 3HCl = CrCl3+ 3H2O -
при растворении в щелочи образуется зеленый раствор гексагидроксохромата натрия
Cr(OH)3+ 3NaOH = Na3[Cr(OH)6]
Часть 3. КИСЛОТЫ
Опыт 3.1. Окраска индикатора в растворах кислот
В три пробирки налейте по 1-2 мл раствора соляной кислоты и добавьте в первую пробирку фенолфталеин, во вторую – метилоранж, в третью – лакмус. Отметьте изменение цвета индикаторов.
Наблюдения и уравнения реакций:
В кислой среде бесцветный фенолфталеин окраску не меняет, метилоранж меняет окраску с оранжевой на розовую, а лакмус с фиолетовой на красную.
HCl - кислая среда
Опыт 3.2. Взаимодействие кислот с металлами
Налейте в две пробирки по 1-2 мл раствора соляной кислоты, добавьте в первую кусочек цинка, во вторую – кусочек меди. Отметьте, в каком случае наблюдается выделение газа и объясните, почему в одной пробирке реакция идет, а в другой – нет. Напишите уравнение реакции взаимодействия металла и кислоты.
Наблюдения и уравнения реакций:
В пробирке с цинком наблюдается выделение газа – водорода, в пробирке с медью реакция не идет, т.к. кислоты не окислители и не реагируют с металлами, стоящими в ряду напряжений после водорода
Zn + 2HCl = ZnCl2+ H2↑
Cu + HCl → реакция не идет
Опыт 3.3. Взаимодействие кислот с оксидами
В пробирку поместите немного оксида меди, прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты, если оксид не растворяется, пробирку подогрейте. Отметьте цвет образующегося раствора. Напишите уравнение реакции взаимодействия кислоты и оксида.
Наблюдения и уравнения реакций:
Оксид меди растворяется в соляной кислоте с образование раствора голубого цвета
CuO + 2HCl = CuCl2+ H2O
Опыт 3.4. Взаимодействие кислот с растворами солей (способ получения кислот)
Налейте в пробирку 1-2 мл раствора карбоната натрия и прибавьте столько же раствора соляной кислоты. Наблюдайте выделение газа. Напишите уравнение реакции взаимодействия кислоты и соли. Сделайте вывод об устойчивости угольной кислоты.
Наблюдения и уравнения реакций:
При добавлении кислоты наблюдается выделение углекислого газа, т. к. образующаяся угольная кислота неустойчива и распадается на оксид углерода и воду.
Na2CO3+ 2HCl = 2NaCl + CO2↑ + H2O
Часть 4. СОЛИ
Опыт 4.1. Взаимодействие растворов солей с металлами
Ход работы
Поместите в пробирку кусочек цинка, отметьте цвет металла, добавьте 1-2 мл раствора сульфата меди. Отметьте появление темного налета меди на поверхности металла. Напишите уравнение реакции взаимодействия металла и соли.
Наблюдения и уравнения реакций:
При добавлении раствора к серебристому кусочку цинка наблюдается появление на цинке красноватого налета меди и уменьшение интенсивности окраски раствора
Zn + CuSO4= ZnSO4+ Cu
Опыт 4.2. Взаимодействие растворов солей друг с другом
Ход работы
Налейте в пробирку 1-2 мл раствора сульфата магния и прибавьте столько же раствора хлорида бария. Наблюдайте образование осадка. Отметьте цвет осадка. Напишите уравнение реакции взаимодействия солей друг с другом.
Наблюдения и уравнения реакций:
В реакции обмена между солями образуется белый кристаллический осадок сульфата бария
MgSO4+ BaCl2= BaSO4↓ + MgCl2
Опыт 4.3. Получение и свойства основных солей
Ход работы
Налейте в пробирку 1–2 мл раствора хлорида кобальта (II) и добавьте концентрированный раствор щелочи до образования розового осадка гидроксида кобальта
(II). К осадку прилейте по каплям раствор соляной кислоты. Наблюдайте образование синего осадка основной соли. Затем добавьте избыток кислоты до растворения осадка. Напишите уравнения соответствующих реакций: получение основания, образование основной соли, взаимодействие основной соли с кислотой.
Наблюдения и уравнения реакций:
1) при действии на хлорид кобальта (II) образуется нерастворимый гидроксид кобальта
(II) розового цвета
CoCl2+ 2NaOH = Co(OH)2↓ + 2NaCl
2) при добавлении по каплям соляной кислоты образуется основная соль – осадок синего цвета
Co(OH)2+ HCl = CoOHCl↓ + H2O
3) при добавлении избытка кислоты образуется раствор средней соли
CoOHCl↓ + HCl = CoCl2+ H2O
Опыт 4.4. Получение и свойства кислых солей
Ход работы
В пробирку поместите немного оксида кальция, прилейте 3-5 мл воды, хорошо взболтайте и отфильтруйте. Через пробирку с раствором образовавшегося гидроксида кальция пропустите оксид углерода (IV), наблюдайте помутнение раствора – образуется средняя соль, которая является нерастворимым соединением. При дальнейшем пропускании оксида углерода раствор становится прозрачным – образуется кислая соль, которая является растворимым соединением. Напишите уравнения соответствующих реакций: образование основания, образование средней соли, образование кислой соли.
Наблюдения и уравнения реакций:
1) При растворении оксида кальция образуется гидроксид кальция:
CaO + H2O = Ca(OH)2
2) При пропускании гидроксида кальция образуется белый осадок карбоната кальция:
Ca(OH)2+ СО2= СаСО3↓ + Н2О
3) При дальнейшем пропускании оксида образуется растворимый гидрокарбонат кальция:
СаСО3+ СО2+ Н2О = Са(НСО3)2