Файл: Притча о блудном сыне и ее интерпретация в пушкинской повести.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 538
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел долгосрочного плана: ПРИТЧИ И ЛЕГЕНДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Притча о блудном сыне и ее интерпретация в пушкинской повести. СОР 1 | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 2. Определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев. ОС 1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. | ||||||
Цели урока | — показать пушкинскую интерпретацию притчи о блудном сыне, ее роль в жизни главных героев; — развивать умения сопоставлять произведения и героев, выявлять идею произведения, составлять сложный план сочинения; — воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других. | ||||||
Критерии оценивания | Определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев. Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. Дескрипторы: Определяет тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев. Участвовует в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. АИ 9. Ученики зачитывают фрагменты писем, которые они написали от лица главных героев повести. В этих письмах отразится их отношение к героям, их оценка произошедших событий. Далее можно обсудить эпиграф урока — древнюю заповедь: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле | | |||||
Середина урока | мин Открытие нового. Один из современных аспектов изучения повести А. С. Пушки на — интерпретация в ней притчи о блудном сыне, а также трактовка таких вечных вопросов, как чувства и долг, нравственный выбор, любовь и эгоизм. В картинках, украшавших комнату Самсона Вырина, представлена история блудного сына из древней притчи. Обратимся вновь к тексту повести. Чтение текста “Описание комнаты Самсона Вырина”. — Почему автору важен именно этот библейский сюжет на картинках? Связан ли он как-то с содержанием всей повести? ОС 3. Сопоставительная таблица. Сравним сюжеты притчи и повести. “Притча о блудном сыне” “Станционный смотритель” Отец отпускает сына. Уход младшего сына с согласия отца. Сын познает горе и нищету. Возвращение блудного сына. Прощение со стороны отца. Пир в честь вернувшегося сына. Отец сам предлагает растерявшейся дочери сесть в коляску проезжего офицера. Дочь покидает старого отца, не получив родительского согласия. Дочь в Петербурге счастлива. Отец не дождался возвращения дочери. С ней остается вина перед покойным отцом. АИ 2., ОС 1. Считается, что жизнь Самсона Вырина и его дочери Дуни выглядит зеркальным отражением сюжета известной притчи. — Как заканчивается повесть А. С. Пушкина? Почему автор именно так завершает произведение? — Можно ли сравнить поступки блудного сына и Дуни? Чей жизненный итог тяжелее? Почему вы так считаете? — В чем отличие сюжета повести А. С. Пушкина от библейской притчи о блудном сыне? — Сформулируйте идею произведения А. С. Пушкина. Как она перекликается с основной мыслью притчи о блудном сыне? — О чем заставляет нас задуматься повесть “Станционный смотритель”? При сопоставлении должны прозвучать следующие мысли. Смысл древней притчи о блудном сыне можно выразить двумя нравственными понятиями — покаяние и прощение. Покаяние сына и прощение со стороны отца. В повести А. С. Пушкина “заблудшая овечка” (как называет Дуню отец), покинув родительский дом, сделала свой выбор. Она создала семью, с нею ее дети, она счастлива. Но счастливой она стала за счет несчастия отца. И лишь спустя годы до нее наконец дошел истинный смысл притчи о блудном сыне. В финальной сцене она в отчаянии лежит на могиле отца, с ней до конца дней останется вина перед родным человеком, усугубленная его неприкаянной смертью. Только став матерью, она смогла понять то, чего не понимала, когда уезжала с гусаром в неопределенное будущее: какое горе она причинила отцу, как велика ее вина перед ним. В повести Пушкина, как и в притче, звучит мотив покаяния. К сожалению, Дуня слишком поздно вернулась в родной дом. Она опоздала, и ей никогда уже не получить родительского прощения… Чувство непрощенной вины останется с ней навсегда. Может, поэтому автор в лице рассказчика не спешит безоговорочно осуждать Дуню, называя ее “бедной”? Да, она преступила нравственный закон, бросив отца. Но в итоге она страдает и раскаивается. Вспомним, что отец в притче прощает вернувшегося блудного сына. Дуня прощения уже не дождется. Поэтому не будем слишком категоричны в осуждении героини. В жизни и в человеческих отношениях все бывает очень сложно. Главное, чтобы мы не повторяли тех горьких ошибок, которые совершают герои древней притчи и повести А. С. Пушкина. Древняя заповедь гласит: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле”. Учащиеся приступают к выполнению СОР. | | |||||
Конец урока | Рефлексия. Какие мысли и чувства вызвали у меня притча о блудном сыне и повесть А. С. Пушкина? О чем я задумался впервые в своей жизни? Могу ли я обвинять кого-то из героев в пушкинской повести и почему? Информация о домашнем задании. Написать сочинение на тему “Маленький человек” и его страдания в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: ПРИТЧИ И ЛЕГЕНДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | “К. Г. Паустовский. “Телеграмма” | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | ПО 1. Понимать термины: художественный вымысел, художественная деталь, композиция, кульминация, литературный герой, тема, идея ОС 1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях | ||||||
Цели урока | — познакомить с личностью писателя К. Г. Паустовского, с яркими фактами его творческой биографии; — развивать навыки работы со статьей учебника; — настроить учащихся на высокую эмоциональную волну при знакомстве с личностью и творчеством писателя, книги которого несут заряд человеколюбия. | ||||||
Критерии оценивания | Понимать термины: художественный вымысел, художественная деталь, композиция, кульминация, литературный герой, тема, идея Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях Дескрипторы: Понимает термины: художественный вымысел, художественная деталь, композиция, кульминация, литературный герой, тема, идея Участвует в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов:; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. На этапе мотивации данного урока можно использовать прием “Ассоциативный ряд”. Предложите записать слово телеграмма, к которому учащиеся должны дать свои ассоциации. Рассказ Паустовского называется “Телеграмма”. Ученикам предлагается предположить, о чем может идти речь в произведении с таким названием. Данный прием развивает воображение, заставляет фиксировать внимание на названии произведения, прогнозировать события в рассказе. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Слово учителя о том, что рассказ К. Г. Паустовского “Телеграмма”, один из самых популярных в новеллистике писателя, продолжает вечную тему в мировой литературе — тему “отцов и детей”. Здесь так же, как в повести А. С. Пушкина, варьируется притча о блудном сыне. А значит, разговор на эту тему продолжается. Работа со статьей учебника “Светлые и мудрые книги писателя”. Беседа о прочитанном. — Какие качества личности писателя обратили на себя ваше внимание? — За что была благодарна писателю американская актриса Марлен Дитрих? — В чем, по воспоминаниям современников, Паустовский-человек соответствовал Паустовскому-писателю? Комментированное чтение рассказа “Телеграмма”. | «Телеграмма» Презентация | |||||
Конец урока | Рефлексия. На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова, когда ученики прогнозировали события в рассказе К. Г. Паустовского, отталкиваясь от названия. Теперь нужно сравнить предполагаемое и реальное, сделать выводы. мин Информация о домашнем задании. ПО 4. Дочитать рассказ “Телеграмма”. Составить план произведения, в котором нужно отразить основные структурные части композиции рассказ Перспективное задание. Предлагается работа над творческим проектом “Составление киносценария по рассказу “Телеграмма” (этапы работы подробно описаны в учебнике). | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: ПРИТЧИ И ЛЕГЕНДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Реальность и художественный вымысел в рассказе “Телеграмма”. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | ОС 1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. ПО 1. Понимать термины: художественный вымысел, художественная деталь, композиция, кульминация, литературный герой, тема, идея. ПО 6. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос АИ 4. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев | ||||||
Цели урока | — дать понятие о соотношении жизненного материала и художественного вымысла автора; — развивать навыки аналитического мышления; — воспитывать в юном читателе чувство эмоционального отклика на художественное произведение. | ||||||
Критерии оценивания | Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. Понимать термины: художественный вымысел, художественная деталь, композиция, кульминация, литературный герой, тема, идея. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев Дескрипторы: Участвует в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. Понимает термины: художественный вымысел, художественная деталь, композиция, кульминация, литературный герой, тема, идея. Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос Анализирует в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов:; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. На этом этапе можно использовать прием “Ромашка Блума”, который формирует критическое мышление, поскольку учит создавать вопросы разного типа и отвечать на них. Нужно поделить класс на две группы: первая группа составляет вопросы, вторая — отвечает на них. “Ромашка” состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Наверняка прочитанный рассказ “Телеграмма” вызовет желание поделиться впечатлениями и задать вопросы, которые возникли по ходу чтения. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. ОС 1. Фронтальная беседа продолжит начатый на этапе актуализации разговор в классе. — Какие чувства вызвал у вас рассказ “Телеграмма”? Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном произведении. Что запомнилось больше всего? — Какие эпизоды рассказа кажутся вам наиболее значимыми? — Назовите основные структурные части в композиции рассказа (в качестве домашнего задания ученики составляли план произведения). Урок-исследование на тему “Секреты художественного мастерства”. ПО 1. Речь пойдет о соотношении жизненного материала и художественного вымысла автора. Этот вопрос очень важен для понимания специфики литературы как искусства слова. Чтение в учебнике фрагмента повести К. Г. Паустовского о писательском труде “Золотая роза”. В главе “Зарубки на сердце” раскрывается “тот писательский житейский материал”, из которого появился рассказ “Телеграмма”. Размышление о прочитанном. — Подумайте, в чем разница между рассказом К. Г. Паустовского “Телеграмма” и воспоминаниями писателя. — Что в рассказе “Телеграмма” идет от жизни, а что — от художественного вымысла? — Что нового внес автор в повествование? ПО 6. Как вы считаете, почему писатель прибегает к художественному вымыслу? — Вы познакомились с историей создания рассказа “Телеграмма”, которую писатель поведал в главе книги о писательском труде “Зарубки на сердце”. Как вы понимаете это выражение? АИ 4. Выразительное чтение по ролям эпизода “Телеграмма Тихона”. — Как вы думаете, какова роль этого эпизода в идейном замысле всего рассказа? | «Телеграмма» видеоролик | |||||
Конец урока | Рефлексия. Письменный ответ на вопрос “Какие “зарубки на сердце” оставил у вас рассказ “Телеграмма”?” мин Информация о домашнем задании: Расскажите один из эпизодов от имени любого героя рассказа. Индивидуальное задание. Нарисуйте обложку к рассказу “Телеграмма”. Групповое задание. Создайте коллаж, выбрав в вашей группе одну из предложенных тем: “Первое впечатление от рассказа К. Г. Паустовского “Телеграмма”, “Природа в рассказе К. Г. Паустовского”, “Герой рассказа, поразивший меня”. Вы можете предложить и свою формулировку темы. Коллаж создается путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов. Это могут быть подобранные на одну тему аппликации, рисунки, иллюстрации, фотографии. С помощью коллажа вы покажете свое представление о произведении и его героях. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: ПРИТЧИ И ЛЕГЕНДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Герои рассказа “Телеграмма”. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 5. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста ПО 3. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и / или образа-персонажа. ПО 6. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос ОС 1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. | ||||||
Цели урока | дать характеристику героям рассказа “Телеграмма”; — формировать умение выражать в устной и письменной форме собственную позицию по отношению к литературным героям произведений, давать этическую оценку их поступкам; — воспитывать чувство уважения и благодарности к родителям, сыновней ответственности за их судьбу в старости. | ||||||
Критерии оценивания | Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и / или образа-персонажа. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. Дескрипторы: Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат из текста Самостоятельно находит в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и / или образа-персонажа. Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос Участвует в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. На прошлом уроке группы учащихся получили задание создать коллаж на одну из предложенных тем по рассказу Паустовского, а также обложку к книге. Презентация учащимися своих работ. Обсуждение в классе. Данный вид работы вызовет интерес учащихся, настроит их на нужную эмоциональную волну. | | |||||
Середина урока | мин Открытие нового АИ 5, ПО 3. Урок посвящен характеристике героев рассказа Паустовского. Прием РАФТ Предложите школьникам рассказать один из эпизодов произведения от имени любого героя, используя современный прием РАФТ: Роль Аудитория Форма Тема Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему Выяснение, кому может предназначаться данный текст Выбор жанра, формы повествования Выбор тематики, определение основных идей Итак, тематическая задача — рассказать эпизод от имени героя произведения. Форму, жанр повествования ученик выбирает сам. Это может быть монолог, письмо, дневниковые записи героя и др. Групповая работа. Можно разделить класс на группы, предложив вопросы и задания по отдельным образам: Катерины Петровны, Насти, других персонажей. С результатами совместной работы выступят по 1–2 ученика от каждой группы. Обязательное условие — подтверждать свои ответы примерами из текста. Образ Катерины Петровны. — Какой вы представляете себе Катерину Петровну? Что вы можете рассказать о ее жизни? — Обратите внимание на вещи в доме Катерины Петровны. Как они передают душевное состояние героини? Какие цвета преобладают в пейзаже и интерьере? — Почему Катерина Петровна догадалась, что телеграмма не от дочери? Образ Насти. — Что мы узнаем о жизни и работе Насти в Ленинграде? — Нарисуйте ее словесный портрет. — Были ли у Насти серьезные причины, чтобы не поехать к матери? — Повлияла ли на Настю неожиданная смерть матери? Другие персонажи. — Как изображены в рассказе простые люди: Манюшка, сторож Тихон, молодая учительница? — Какую роль играют эти персонажи? — Зачем автор так подробно рассказывает историю о скульпторе Тимофееве? — В какие моменты и для чего, по-вашему, упоминается в рассказе писатель Николай Васильевич Гоголь? Индивидуальное задание. Во время работы по группам один-два наиболее подготовленных ученика выполняют задание “Составить “линию эмоций” Насти в рассказе “Телеграмма”. Нужно проследить за душевным состоянием героини, переменами в ее внутреннем мире. Сообщения учеников по результатам проведенной работы. При обсуждении учитель подведет учащихся к мысли, что образ Катерины Петровны очень цельный. Она и окружающий ее мир — единое целое. Она жалеет старый сад и замерзший клен, который она “посадила давно, еще девочкой-хохотушкой”. Пожилая женщина живет воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только боль одиночества, а потому равнодушное ожидание смерти. При анализе образа Насти поможем ученикам обнаружить самолюбование героини, такую внешнюю деталь, как “холодные глаза” девушки. Следует обратить внимание на художественный прием, с помощью которого выражается авторская позиция. В мастерской художника Настя почувствовала на себе взгляд скульптурного изображения Гоголя: “Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек”. И этот взгляд заставил Настю посмотреть на себя со стороны. Скульптор Тимофеев обладал талантом создавать правдивые образы. Ему удалось передать в скульптуре тончайшие оттенки облика Николая Васильевича, так что “проступила душа”. Поэтому и получился “говорящий” Гоголь, который видит Настю “насквозь”. Его влияние на героиню велико. ПО 6., ОС 1. Дискуссия по проблемным вопросам. Начать дискуссию можно со следующих размышлений. Герои рассказа по-разному оценивают поступки Насти. Например, Тихон, сокрушаясь, что Катерина Петровна не дождалась дочери, в сердцах говорит Манюшке: “А ты смотри, за добро плати добром, не будь пустельгой”. Очевидно, что такой “пустельгой” он считает Настю. Пустельга — это хищная птица. В переносном значении — пустой, легкомысленный человек. Напротив, художники в Ленинграде называли Настю Сольвейг (добрая, верная, нравственно чистая). Настя многое сделала для художника Тимофеева, добившись выставки его работ. А в глазах Тихона она “пустельга”. — Кто же прав? — Как же так получилось, что, заботясь о чужих людях, Настя забыла родную мать? Оправдывает ли ее то, что она помогала другим людям? Выразите свое мнение о героине, оцените ее поступки. — А почувствовали ли вы, каково авторское отношение к Насте? В чем оно проявляется? Это вопросы проблемного характера, заставляющие учеников думать, делать свой нравственный выбор. “Дискуссионная карта” Предложите учащимся заполнить “Дискуссионную карту”. Мнение Тихона ? Мнение коллег Кто же прав в оценке Насти? ПО 3. Использование метода “Двухчастный дневник”, который дает возможность соотнести содержание текста с личным опытом. Цитата Комментарий В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации, озадачили их, вызвали несогласие, восторг, удивление и др. Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. Учащиеся делятся в классе своими замечаниями по тексту. | | |||||
Конец урока | Рефлексия. Предложим написать эссе “Что заставляет меня относиться сочувственно или с осуждением к тому или иному герою в рассказе К. Г. Паустовского “Телеграмма”. Информация о домашнем задании: Продолжить работу по заполнению “Двухчастного дневника”. Написать письмо Насте, героине рассказа “Телеграмма”. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: ПРИТЧИ И ЛЕГЕНДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Мастерство Паустовского-рассказчика. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | ПО 1. Понимать термины: художественный вымысел, художественная деталь, композиция, кульминация, литературный герой, тема, идея. ПО 2. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. АИ 4. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. АИ 2. Определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев | ||||||
Цели урока | — раскрыть мастерство Паустовского-рассказчика, выявить идейное содержание произведения; — развивать навыки критического анализа, сравнения, обобщения; формировать умение выражать в устной и письменной форме собственную позицию по отношению к идейному содержанию и литературным героям произведений; — воспитывать уважительное отношение к родителям, умение извлекать нравственные уроки из прочитанных произведений | ||||||
Критерии оценивания | Понимать термины: художественный вымысел, художественная деталь, композиция, кульминация, литературный герой, тема, идея. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. Определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев Дескрипторы: Понимает термины: художественный вымысел, художественная деталь, композиция, кульминация, литературный герой, тема, идея. Понимает художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. Анализирует в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. Определяет тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. Ученики выборочно зачитывают фрагменты своих писем героине рассказа Насте. Личностное отношение каждого ученика к героине вызовет повышенный интерес, создаст в классе необходимый эмоциональный настрой. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Урок посвящается художественным особенностям рассказа “Телеграмма”. ПО 1. К. Г. Паустовского называют мастером художественной детали. В учебнике в рубрике “Художественные особенности рассказа “Телеграмма” приводятся хорошие примеры из текста. Выполнение заданий учебника. ПО 2. Работа с текстом. — Какую роль выполняют в рассказе пейзажи? Приведите примеры художественной точности и выразительности описаний природы. — Какие цвета преобладают в пейзаже и интерьере? Зачитывая пейзажные картины, отметим, что на наших глазах происходит постепенное усиление признаков поздней осени. Оценочные эпитеты, олицетворения, художественные детали подчеркивают состояние пожилого, беспомощного человека, усиливают ощущение одиночества, безысходности. Ребята должны обратить внимание и на сумрачность, запущенность интерьера, заброшенность всего дома, где доживает свой век Катерина Петровна. Страдает человек, и природа у Паустовского “сочувствует” ему. Это классическая традиция — соотносить состояние природы с душевным состоянием человека. АИ 4. Чтение и анализ эпизода “История с телеграммой для Катерины Петровны”. Это кульминационный центр всего произведения. Автор вводит в повествование образы второстепенных персонажей — Тихона, Манюшки. Писатель говорит о них скупо, но именно они — носители абсолютных ценностей, на которых в этом мире все и держится. Это доброта, бескорыстие, любовь. Сторож Тихон не умеет красиво и много говорить. Но именно он, пожалев старушку, дает телеграмму Насте. А потом, не дождавшись ответа, приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери. — Почему Катерина Петровна догадалась, что телеграмма не от дочери? Сам текст телеграммы, речь выдают авторство пожилого человека. Но Катерина Петровна не сердится на Тихона, благодарит его за ласку и доброе слово. Автор преклоняется перед деликатностью, чистотой души, интеллигентностью героини. Письменный ответ на вопрос. Почему свой рассказ автор назвал “Телеграмма”, если речь идет о взаимоотношениях матери и дочери? Напишите свои мысли по поводу названия рассказа. АИ 2., ПО 1. Выявление темы и идеи рассказа. — Какую древнюю заповедь нарушила дочь? — Определите тему и идею рассказа. Дочь нарушила древнюю заповедь: “Чти отца своего и матерь свою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле”. Эту “тайную опору” в жизни и потеряла Настя. Паустовский, осуждая героиню, все же верит в ее искреннее раскаяние, поэтому он и дал ей имя Настя, что в переводе с греческого означает “воскрешающая”. Сравнительный анализ рассказа К. Г. Паустовского и повести А. С. Пушкина. — Чем похожи эти, на первый взгляд, совершенно разные произведения? Подтвердите свое мнение примерами из текстов. Вывод об отражении древней притчи о блудном сыне в произведениях XIX и XX в.в. Защита творческого проекта “Составление киносценария по рассказу “Телеграмма” (задание было дано на первом уроке по теме). Взаимооценивание творческого проекта одноклассниками. Предложите дать свою оценку рассказу К. Паустовского “Телеграмма”, используя современный прием ПОПС-формула: Позиция — Я считаю, что... Обоснование — Потому что... Подтверждение, примеры — Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста... Следствие — Я делаю вывод, что... | | |||||
Конец урока | Рефлексия. Завершая изучение темы “Притчи и легенды в литературе”, вызовем учеников на размышления: Насколько современными кажутся мне древние притчи и легенды? Извлек ли я из прочитанных произведений какие-то нравственные уроки? Какими мыслями хотел бы поделиться с родными и друзьями? мин Информация о домашнем задании. Посмотрите короткометражный фильм “Телеграмма” по рассказу Паустовского (режиссер Ю. Щербаков). Напишите отзыв о фильме, выражая свое мнение о режиссерском и актерском видении героев и событий. Для работы в группе. Вспомните стихотворения о природе, которые вы изучали ранее. Подготовьте их выразительное чтение наизусть. Желательно, чтобы были задействованы все времена года. Составьте литературную композицию из этих стихов. Индивидуальное задание. Нарисуйте иллюстрации к стихотворениям о природе. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |