Файл: Притча о блудном сыне и ее интерпретация в пушкинской повести.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 540

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Раздел долгосрочного плана:

Мифы народов мира

Школа: Аль-Фараби

Дата:

ФИО учителя: Нифталиева А.А.

Класс: 7

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Тигр в науке, живописи, музыке и литературе.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

ОС 2. Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов.

АИ 8. Анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры).

ПО 3. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа

Цели урока

— познакомить учащихся с художественными особенностями стихотворения Уильяма Блейка; — формировать умение анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в поэтическом тексте; — побуждать учащихся к размышлениям о добре и зле, о противоположных состояниях человеческой души.


Критерии

оценивания

Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов.

Анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры).

Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа
Дескрипторы:

Сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов.

Анализирует изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры).

Самостоятельно находит в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа


Привитие ценностей



Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).

Межпредметные

связи

Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников.

Предварительные знания


В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока




Актуализация. На этапе актуализации можно использовать прием “До и после”: ученики чертят в тетрадях таблицу из двух столбцов: первый столбец — “До”, второй — “После”. В столбце “До” учащиеся записывают свои первоначальные впечатления о стихотворении, свое понимание произведения. В столбце “После” они сделают запись уже в конце урока, на этапе рефлексии, когда анализ стихотворения будет закончен.



Середина урока



ОС 2. Исследовательскую работу “Какие “секреты” использует английский поэт, чтобы привлечь внимание читателя и объяснить свой замысел?” можно провести, взяв за основу следующие вопросы и задания. Начнем с сопоставления трех разных типов информации. На уроке учащиеся будут сами искать ответы на главный вопрос. Для этого они будут сравнивать три разных типа информации: рисунок, стихотворение, научную статью из энциклопедии. Каждый тип отличается своими средствами подачи информации. Будем искать эти отличия.

ОС 2. Предложите школьникам рассмотреть иллюстрацию, сделанную самим У. Блейком, а затем описать тигра. В помощь учащимся будут следующие вопросы: — Какую цветовую гамму использует поэт? — Как он передает характер животного? — Какие слова и выражения из стихотворения можно использовать для описания тигра на рисунке? Далее идет знакомство с фрагментом статьи энциклопедии “Внешний вид тигра” (материал из Википедии помещен в учебнике), и ученики отметят, как описывается тигр в научном тексте. Необходимые записи делаются в тетради. Теперь обратимся к литературному произведению.
АИ 8., ПО 3. Аналитическая работа. Понять, какие поэтические средства использовал поэт в стихотворении, изображая этого зверя, помогут вопросы и задания. — Какие зрительные, звуковые, осязательные образы помогают поэту создать картину “сотворения” тигра? — Какие части речи преобладают в описании процесса “сотворения”? Почему, по вашему мнению? — Какие устаревшие слова (славянизмы) использует в своем переводе С. Маршак? Что придают они общей картине изображения тигра? — Выпишите из текста стихотворения все однокоренные слова, образованные от слов гореть и огонь. Каковы ассоциации образа тигра с этими словами? ПО 1. Выпишите из стихотворения Блейка (в переводе С. Маршака) эпитеты и метафоры. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными, запомин ющимися?

эпитеты метафоры

— Какие предложения по цели высказывания преобладают в стихотворении? Как вы думаете, что дает автору такая особенность поэтического синтаксиса? АИ 3. Сравните первую и последнюю строфу стихотворения. Подобная композиция, когда “перекликаются” начало и конец произведения, называется кольцевой. С какой целью поэты и писатели обращаются к такой форме произведения? — Что дает поэту повторение слова в обращении “тигр, о тигр”? — Для чего автор вводит в стихотворение о тигре образ другого животного — ягненка? Что олицетворяют собой два этих животных?

— Как утверждает поэт, красота и мощь тигра — одно из высших созданий природы, “дело рук” Творца. Найдите в тексте выражения с ключевым словом рука. АИ 2. Учитель поможет учащимся определить основную мысль стихотворения “Тигр”. Поэт раздумывает над законами, движущими Вселенной, пытается разгадать тайну природы, которая создает зловещую и притягательную красоту. Тигр — воплощение красоты и мощи, а с другой стороны — это олицетворение страшной силы зла. В сравнении тигра и ягненка содержится поэтическое противопоставление зла и добра. ОС 1. Сообщения учащихся о результатах исследовательской работы. В сообщениях должен прозвучать вывод о своеобразии литературы в познании мира (в отличие от живописи и науки). ОС 4. Обсуждение сообщений. Выразительное чтение стихотворения Уильяма Блейка “Тигр”. Оценивание выразительного чтения с помощью таблицы, помещенной в учебнике. Сравниваем два перевода. Индивидуальное задание. Обратившись к фонду школьной библиотеки или к интернетресурсам, прочитайте стихотворение “Тигр” в переводе К. Бальмонта. Сравните переводы С. Маршака и К. Бальмонта на уровне настроения, авторского отношения, лексических особенностей. Подумайте, почему два больших поэта так по-разному перевели одно стихотворение. Согласны ли вы с утверждением В. А. Жуковского, что “переводчик в стихах — всегда соперник автора”? Литература и другие виды искусства. Интересным для учащихся может быть следующее задание: сравнить стихотворение Уильяма Блейка “Тигр” с его интерпретациями в музыке. Задание подробно расписано в учебнике. Музыкальные композиции можно найти в Интернете.





Конец урока


Рефлексия. Обращение к таблице “До и после”, начатой на этапе актуализации. В графе “После” ученики сделают запись о том, что они узнали нового после анализа стихотворения, в чем смысл произведения, какова его основная идея.
Информация о домашнем задании. АИ 9, АИ 2. Составление синквейнов с ключевым словом тигр, в которых надо передать:

1) свое понимание; 2) авторское видение этого образа (опираясь на текст стихотворения). Индивидуальное задание. ОС 3. Образ тигра встречается в произведениях множества писателей и поэтов всего мира.

Р. Киплинг в “Книге джунглей” изобразил тигра коварным и грозным животным. Вместе с тем детский писатель А. Милн в своем произведении о Винни-Пухе создал привлекательный и веселый персонаж — Тигру. С симпатией показан тигр в рассказе “Хоанга” Г. Олди. Прочитайте одно из предложенных произведений на выбор. Сопоставьте произведения, в которых авторы обращаются к образу тигра. Какие художественные приемы, в отличие от Блейка, используют писатели для изображения этого зверя? Каким они видят его?





Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов).


Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся.

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна).




Раздел долгосрочного плана:

Мифы народов мира

Школа: Аль-Фараби

Дата:

ФИО учителя: Нифталиева А.А.

Класс: 7

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Сын прекрасного и гордого народа”.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

АИ 2. Определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев.

АИ 6. Анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

ОС 3. Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру.

ПО 2. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию.

Цели урока

— познакомить с личностью казахстанского поэта О.О.Сулейменова, с яркими фактами его творческой биографии, а также со стихотворением “Волчата”; — развивать навыки работы со статьей учебника, навык выразительного чтения поэтического текста; — настроить учащихся на высокую эмоциональную волну при знакомстве с личностью и творчеством поэта, стихи которого наполнены чувством любви к природе, к своей родине и народу

Критерии

оценивания

Определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев.

Анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру.

Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию.
Дескрипторы:

Определяет тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев.

Анализирует сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

Сопоставляет произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру.

Понимает художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию.



Привитие ценностей



Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).

Межпредметные

связи

Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников.

Предварительные знания


В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока





Актуализация. АИ 2., АИ 6. Чтение синквейнов с ключевым словом тигр, в которых надо было передать свое понимание и авторское видение этого образа. ОС 1., ОС 4. Обсуждение творческих работ, выбор лучших синквейнов.



Середина урока

Открытие нового. Результат индивидуальной работы.

ОС 3. Сообщение учащегося о произведениях, в которых авторы обращаются к образу тигра. Желательно показать своеобразие каждого автора в изображении этого зверя. Слово учителя. Учитель должен подчеркнуть, что казахстанского поэта О.О.Сулейменова тоже интересовали явления мира живой природы. Защита природы и человека — вот что определяет творческую и общественную деятельность О.О.Сулейменова. Его творчество крепко связано с любимой степью, родной землей.

Презентация о личности и творчестве Олжаса Сулейменова “Сын прекрасного и гордого народа” или подготовленный рассказ учащихся о поэте. Желательно, чтобы учитель дополнил этот материал интересными фактами из жизни поэта. Выразительное чтение стихотворения О. Сулейменова “Волчата” учителем или заранее подготовленным учеником. Беседу о прочитанном на выявление первоначальных впечатлений учащихся можно провести по вопросам, предложенным в учебнике-хрестоматии. Предложите школьникам задание “Лист раздумий”: в течение урока фиксируйте свои мысли, вопросы, неясные моменты. Этот лист сдается в конце урока учителю.

ПО 2. АИ 2. Аналитическая работа. Выявляем тему, идею стихотворения. Прием “Фишбоун”. Школьники должны попробовать объяснить, как в этом стихотворении переплетаются темы добра и зла, мести и пощады. В голове рыбы будет основной вопрос: почему волчатник не тронул волчат? Верхние плавники — это причины такого поступка героя. Нижние плавники — доказательства, примеры из текста. Хвост рыбы — вывод, ответ на главный вопрос.

ПО 1., АИ 8. Работа над теоретическим понятием. Знакомство со статьей учебника “Об инверсии”. Предложите ученикам найти в стихотворении “Волчата” О.О.Сулейменова примеры инверсии. Какого эффекта достигает поэт с помощью этого приема? Беседу о прочитанном на выявление первоначальных впечатлений учащихся можно провести по вопросам, предложенным в учебнике-хрестоматии.

ПО 2. АИ 2. Аналитическая работа. Обдумаем прочитанное, опираясь на следующие вопросы: — Какие мифологические представления несет в себе образ волка? — В чем описанная поэтом трагедия? Почему в стихотворении не назван ее истинный виновник? — Как вы понимаете слова “вливалась жажда мести? Кому будут мстить волчата? — Почему волчатник не тронул волчат? Оцените поступок героя стихотворения. — Подумайте, как в этом стихотворении переплетаются темы добра и зла, мести и пощады. — Сформулируйте идею стихотворения.




Конец урока


Рефлексия.

ОС 1. Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном стихотворении. Что в нем понравилось, что осталось непонятным? Какие вопросы вы хотели бы задать?

мин

Информация о домашнем задании. Выучите наизусть стихотворение О. Сулейменова “Волчата” или другое его произведение по выбору. Подумайте, какой бы вы предложили эпиграф к жизни и творчеству О.Сулейменова. Индивидуальное задание. Известный казахстанский писательнатуралист Максим Зверев утверждал: “Настало время, когда никто из писателей не должен оставаться в стороне от важнейшей темы века, техническая революция на глазах меняет облик нашей планеты. Это закономерно. Но потомки не простят нам, если мы не протянем руку природе. Ведь теперь не мы просим милости у нее, а природа просит эту милость у нас”. АИ 9. Напишите публицистическую статью в газету, в которой поделитесь своими размышлениями на одну из тем: “Как техническая революция меняет облик нашей планеты?”, “Что значит протянуть руку природе?”




Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов).


Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся.

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна).




Раздел долгосрочного плана:

Мифы народов мира

Школа: Аль-Фараби

Дата:

ФИО учителя: Нифталиева А.А.

Класс: 7

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Художественные особенности стихотворения О. Сулейменова “Волчата”.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

АИ 9. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка.

АИ 8. Анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры).

АИ 3. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл.

ОС 2. Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов.

Цели урока

— познакомить учащихся с художественными особенностями стихотворения О. Сулейменова “Волчата”; — формировать умение анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в тексте стихотворения; — побуждать учащихся к размышлениям о взаимоотношениях человека и природы.


Критерии

оценивания

Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка

Анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры).

Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл.

Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов.
Дескрипторы:

Пишет творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка

Анализирует изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры).

Выделяет в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл.

Сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов.


Привитие ценностей



Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).

Межпредметные

связи

Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников.

Предварительные знания


В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока




Актуализация. Обсуждение эпиграфов к жизни и творчеству О.О. Сулейменова, которые подобрали ученики. АИ 9. Чтение фрагментов публицистических статей учащихся, в которых они поделились своими размышлениями на одну из тем: “Как техническая революция меняет облик нашей планеты?”, “Что значит протянуть руку природе?”



Середина урока



Открытие нового.

ОС 1. Обсуждение вопроса “Какие проблемы, волнующие современный мир, нашли отражение в стихотворении О.О.Сулейменова?”

АИ 8, АИ 3. Исследовательская работа. Ее можно организовать в группах учащихся, предварительно распределив задания. Поэт Н. Заболоцкий говорил: “Стихотворение подобно человеку. У него есть лицо, ум и сердце”. Каковы же художественные особенности стихотворения О.О.Сулейменова “Волчата”? Проведите исследовательскую работу, опираясь на следующие задания: — Какие строки повторяются в начале и в конце стихотворения? Какую роль, по вашему мнению, играет подобная кольцевая композиция? Какую мысль хотел выразить этим приемом автор? — Найдите в стихотворении яркие метафоры. — Как вы думаете, с какой целью автор в начале стихотворения использует прием анафоры? — Определите стихотворный размер стихотворения. — Почему, на ваш взгляд, поэт назвал свое произведение “Волчата”? Какие еще названия можно дать стихотворению? Сообщения о результатах исследовательской работы. Оценивание результатов исследовательской работы с помощью приема “Оценочные смайлики” по предложенным критериям. Чтение наизусть стихотворения О. Сулейменова “Волчата” или другого его произведения по выбору.





Конец урока



Рефлексия.

АИ 6. Выпишите те слова, которые характеризуют человека и волка. Что у них общего? Составьте диаграмму Венна. Прокомментируйте свой выбор (более подробно задание описано в учебнике).

мин

Информация о домашнем задании.

АИ 9. Напишите эссе “О чем заставляет задуматься стихотворение “Волчата”?” или “По каким нравственным законам должны строиться отношения человека с природой?” Индивидуальное задание. ОС 3. В стихотворении “Волчата” затронута “волчья” тема, к которой в свое время обращались М. М. Пришвин (“Кладовая солнца”), Р. Киплинг (“Маугли”), Д. Лондон (“Белый клык”),

М. О. Ауэзов (“Серый лютый”), показавшие мир волков в его отношениях с миром людей. Прочитайте на выбор одно из предложенных произведений. Сопоставьте его со стихотворением “Волчата”. Что нового внес в эту тему О.О.Сулейменов?




Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов).


Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся.

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна).




Раздел долгосрочного плана:

Мифы народов мира

Школа: Аль-Фараби

Дата:

ФИО учителя: Нифталиева А.А.

Класс: 7

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Фантастический мир писателя.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

АИ 9. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка.

ОС 1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях.

ОС 3. Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру.

ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства.

Цели урока

— Познакомить учащихся с фактами творческой биографии

Р. Брэдбери, с рассказом “Зеленое утро”; — Развивать навыки работы со статьей учебника, навык выразительного чтения художественного текста; — Воспитывать в юном читателе чувство эмоционального отклика на художественное произведение.


Критерии

оценивания

Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка.

Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях.

Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру.

Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства.
Дескрипторы:
Пишет творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка.

Участвует в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях.

Сопоставляет произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру.

Оценивает устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства.


Привитие ценностей



Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).

Межпредметные

связи

Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников.

Предварительные знания


В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока




Актуализация. Подготовить учащихся к изучению фантастического рассказа Брэдбери помогут следующие вопросы:

Какие приключенческие и фантастические произведения вы уже читали? Назовите их авторов. Что вас больше всего привлекает в этих книгах?

АИ 9. Чтение фрагментов эссе учащихся, в которых они поделились своими размышлениями на одну из тем “О чем заставляет задуматься стихотворение “Волчата”, или “По каким нравственным законам должны строиться отношения человека с природой?” Это беседа вполне уместна на этом уроке, потому что и в произведении Брэдбери ставится проблема взаимоотношений человека с природой.



Середина урока


Результат индивидуальной работы.

ОС 3. Сообщение о произведениях, в которых раскрывается “волчья” тема, авторы показывают мир волков в его отношениях с миром людей. Ученик расскажет о том, что нового внес в эту тему О.О. Сулейменов.

ОС 4. Оценка творческой работы одноклассниками с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы. Открытие нового. Далее во вступительном слове учитель должен рассказать, что фантастика выполняет различные функции: сатирическую, обличительную и утверждающую, позитивную. Фантастика часто улавливает в общественной жизни то, что только лишь нарождается и возникает. Момент опережения — общее свойство фантастики. Фантастические вымыслы обладают удивительным свойством — превращаться в реальность: подводные лодки, космические корабли, лазерный луч и роботы были описаны писателями-фантастами задолго до изобретения учеными и инженерами. В фантастических произведениях можно совершить путешествие во времени, попасть в доисторический мир, слетать на Луну, опуститься на дно океана.

Есть такой вид фантастики, который посвящен предвидению и прог нозированию будущего, это научно-фантастическая литература. К ней относятся произведения Ж. Верна, А. Толстого,

И. Ефремова, А. Беляева, братьев Стругацких. Она не ограничивается предвидением грядущих научно-технических открытий, но запечатлеть весь социально-общественный уклад будущего. К таким произведениям относится рассказ Р. Брэдбери “Зеленое утро”. Проблема взаимоотношений природы и человека волновала писателей-фантастов. Американский писатель Р. Брэдбери заставляет своих читателей задуматься о проблемах экологии, о большой ответственности каждого человека за происходящее вокруг. Рисуя фантастический мир, он настойчиво напомин ет нам о реальности. Работа со статьей учебника “Фантастический мир писателя”. Составление плана рассказа о жизни Р. Брэдбери с опорой на вступительную статью учебника. Ученики должны обсудить, какие качества личности писателя привлекли их и почему.

АИ 9. Составление кластера с ключевым словосочетанием зеленое утро.

ОС 1. Работа с таблицей. До чтения рассказа можно использовать прием “До и после”: ученики чертят в тетрадях таблицу из двух столбцов: первый столбец — “До”, второй — “После”. В столбце “До” учащиеся записывают свои предположения о содержании рассказа, опираясь на кластер. В столбце “После” они сделают запись на этапе рефлексии после прочтения рассказа и сравнят предполагаемое и реальное. Данный прием поможет в формировании умений прогнозировать события, развивать творческое воображение, выражать свои мысли. Комментированное чтение рассказа “Зеленое утро”. Индивидуальное домашнее задание. Делаем перевод. Выполните следующее задание: выберите наиболее интересный для вас фрагмент рассказа, попробуйте перевести его на английский язык. В Интернете вы найдете рассказ “Зеленое утро”, написанный

Р. Брэдбери на родном языке. Найдите выбранный вами фрагмент, прочитайте его на английском языке. Сравните свой перевод и язык оригинала.




Конец урока



Рефлексия. Рефлексия. ОС 1. Заполнение второй части таблицы “До и после”.
Информация о домашнем задании. Познакомьтесь с размышлениями писателя-фантаста Р. Брэдбери: “Я интересуюсь всеми областями знания, — говорил писатель. — Я изучал разные вещи, и спектр моих поисков широк, а некоторые области я знаю особенно хорошо: психиатрию, философию, поэзию, литературу. …Таким образом, у меня очень широкие культурные интересы. Мысли, которые мы черпаем из столь разных дисциплин, скапливаются и дают вспышку в мозгу, подобную ядерной реакции. В одну секунду из слона рождается муха! Или наоборот”. АИ 9. Напишите эссе о важности обширных знаний в жизни человека. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о Джонни Эпплсиде, которого вспоминает герой рассказа. Кто он такой? Что сделало его народным героем США? Для ответа на эти вопросы обратитесь к интернет-ресурсам. АИ 6. Перспективное индивидуальное задание. Самостоятельно прочитайте рассказ Р. Брэдбери “И грянул гром”. Станьте создателями фантастического комикса по этому произведению (или другого рассказа Брэдбери по выбору). Комикс — это небольшая, наполненная иллюстрациями книжка легкого, обычно приключенческого содержания.





Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов).


Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся.

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна).




Раздел долгосрочного плана:

Мифы народов мира

Школа: Аль-Фараби

Дата:

ФИО учителя: Нифталиева А.А.

Класс: 7

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Художественные особенности рассказа “Зеленое утро”.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

ПО 1. Понимать термины: лирический герой, ритм, двусложная стопа, трехсложная стопа, размер стиха, хорей, ямб, трехсложные размеры стиха, дактиль, амфибрахий, анапест

ОС 1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях.

АИ 1. Определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ).

АИ 3. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл.

Цели урока

— познакомить учащихся с понятием фантастический рассказ, с художественными особенностями произведения “Зеленое утро”; — формировать умение самостоятельно находить в тексте и выразительно читать цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой образа-персонажа, определять жанр и его признаки; — побуждать учащихся к размышлениям о проблемах экологии, о большой ответственности каждого человека за происходящее.

Критерии

оценивания

Понимать термины: лирический герой, ритм, двусложная стопа, трехсложная стопа, размер стиха, хорей, ямб, трехсложные размеры стиха, дактиль, амфибрахий, анапест

Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях.

Определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ).

Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл.


Привитие ценностей



Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).

Межпредметные

связи

Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников.

Предварительные знания


В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока



Актуализация.

АИ 9. Чтение учащимися эссе о важности обширных знаний в жизни человека.



Середина урока



Открытие нового. ПО 3. Можно воспользоваться методом “Двухчастный дневник”, дающий возможность соотнести содержание текста с личным опытом.

Цитата Комментарий

В левой части дневника записываются цитаты из текста фантастического рассказа, которые произвели на учащихся наибольшее впечатление, вызвали удивление, сочувствие и т. д. В правой колонке они должны объяснить, почему они записали именно эту цитату. Индивидуальное задание. Сообщение о народном герое США Джонни Эпплсиде, которого вспоминает герой рассказа “Зеленое утро”. Этот человек стал легендой в Америке.

ОС 1. Беседу о прочитанном следует провести по вопросам, предложенным в учебнике-хрестоматии. — Поделитесь своими впечатлениями о рассказе “Зеленое утро”. — Задайте вопросы классу на основе прочитанного текста. — Какой мир изобразил писатель, по каким законам этот мир существует? Что удивило вас в нем? —

АИ 3. Найдите в рассказе “Зеленое утро” завязку, кульминацию и развязку. — Какова роль деревьев в жизни человека? — Найдите в рассказе строки, которые можно назвать гимном дереву.

ПО 1. Работа над теоретическим понятием. Чтение статьи учебника “Фантастический рассказ”. Заполнение таблицы.

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста “Фантастический рассказ”?

АИ 1. Самостоятельная работа. После заполнения таблицы учащиеся должны доказать, что произведение Брэдбери “Зеленое утро” действительно соответствует жанровым особенностям фантастического рассказа. Сообщения о результатах самостоятельной работы.





Конец урока


Рефлексия. АИ 6. ОС 1. На этапе рефлексии можно воспользоваться приемом ПОПС-формула.

81

Продолжение

1 2 П — позиция ( Я считаю, что…) О — обоснование ( Потому что…) П — пример (Я могу доказать тем, что…) С — суждение (Я делаю вывод о том, что…) По этой формуле можно, например, оценить поступки героя.

Домашнее задание.

АИ 9. Напишите интервью с Бенджамином Дрисколлом.




Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов).


Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся.

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна).