ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Типы религиозных организаций
Содержание
Категоризация религиозных организаций по размеру и уровню влияния. Церковь и деноминация. Секты и культы. Гражданская религия. Тенденции в сфере религиозных верований и практик. Секуляризация. Усиление религиозного консерватизма.
Лекция
Как уже говорилось в предыдущих лекциях, религия предусматривает разделение священного и мирского, наличие представлений о совокупности правил и ритуалов, праведного образа жизни. Вместе с тем, религия – это еще и коллективное действие, которое предусматривает религиозные группы, объединенных в организацию. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (от 06.04.2015 N 80-ФЗ) трактует понятие религиозной организации как: «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица». С одной стороны, формулировка не вызывает вопросов, с другой, существует множество аспектов, которые разделяют религиозные организации разных типов и вызывают дискуссию в среде исследователей религии, теологов, философов и правоведов. В лекции мы кратко рассмотрим основные типы религиозных организаций, исходя из теоретических рамок, предложенных в работах М. Вебера, Э. Трёльча, Р. Ниубра и Дж. Йингера.
6.1. Теоретические основания категоризации религиозных организаций
Впервые вопросом о критериях, которые отличают одни религиозные организаций от других, задался Макс Вебер, который в работе «Протестантские секты и дух капитализма» (1906) рассматривал церковь и секту как два идеальных типа. Главным дифференцирующим элементом для Вебера стал «режим членства». Религиозная организация, членом которой можно стать «по рождению» была определена Вебером как церковь, а «по самостоятельному и осознанному решению» - секта.
Расширил представление о типах религиозных организаций
Эрнст Трельч в исследовании «Социальное учение христианских церквей» (1912). Акцент в его работе смещен из социально-организационной плоскости в поведенческую. Трельч выявляет три типа религиозного поведения: церковный, сектантский и индивидуально-мистический.
Типологию религиозных организаций развил и ввел новое понятие «деноминация» теолог Рейнгольд Нибур в 1929 году. Он использовал понятия «церковь» и «секта» не как дискретные категории, а как полюсы континуума. Нибур не просто классифицировал группы по отношению к их сходству с сектой или с церковью, а анализировал динамический процесс религиозной истории, когда религиозные группы постепенно перемещались в ту или иную сторону.
Джон Мильтон Йингер в своей книге «Религия в борьбе за власть» (1946) определил ограничения для конкретных точек вдоль континуума и ввел дополнительные критерии разделения религиозных групп:
-
Степень открытости/закрытости вступления в группу; -
Степень принятия или отвержения секулярных ценностей; -
Степени интеграции объединения, профессионализации и бюрократизации духовенства.
Йингер предложил следующую расширенную типологию религиозных организаций: экклесия, универсальная церковь, деноминация, укоренившаяся секта, секта и культ.
Йингер также предпринял попытку исследовать секты с точки зрения их отношения к общественному порядку - принимали ли они, избегали или агрессивно противодействовали ему. Дебаты по этому вопросу актуальны до сих пор и касаются выработки критериев для определения «тоталитарных сект».
5.2. Церковь
Церковь - общепризнанная религиозная организация значительных размеров, которая имеет формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей, действует в рамках сложившихся институтов и строится на поколенческой приверженности.
Существует два типа церковных организаций. Первая – это так называемая Экклесия(от греческого созывать, собирать), большая религиозная организация, которая является формальной частью государства и имеет в своем составе большинство или всех его граждан. Вторая – универсальная церковь охватывает большую часть общества, удовлетворяет личные запросы на разных социальных уровнях. В качестве главного отличия экклесии и универсальной церкви «Православная энциклопедия» отмечает различную ориентацию на интересы социальных низов, если в первом случае, организация сфокусирована, прежде всего, на внимании к запросам власти, то во втором, на личных запросах всех членов общества [4,
c.695-696].
В настоящее время в мире существует много примеров церквей-экклесий, к примеру, Ислам в Саудовской Аравии и некоторых других странах Ближнего Востока, католическая церковь в Испании, лютеранская церковь в Швеции, англиканская церковь в Англии. Вместе с тем, законодательно зафиксированное отделение церкви от государства не отменяет сущностных свойств церкви-экклесии. В одних случаях, как, например, в странах Ближнего Востока, религиозные лидеры правят государством или оказывают на него значительное влияние, в то время как в других, таких как Швеция и Англия, влияние церкви минимальное. Однако в целом тесные связи церковных организаций с государством помогают обеспечить поддержку государственной политики, по этой причине церковные организации часто способствуют усилению контроля над населением со стороны государства.
В отношении с другими религиозными группами церковь-экклесия старается поддерживать религиозную монополию и пытается устранить конкуренцию. Новые члены в таких религиозных организациях появляются либо по факту рождения, либо в ходе социализации, либо в процессе миссионерской деятельности. Доктринальные изменения высоко интеллектуализированы и строго трактуются только в рамках признанной теологии. Вместе с тем, религиозное учение может претерпевать различные изменения, в том числе в силу своей политической чувствительности. Такая религиозная организация всегда имеет сложный комплекс ритуалов. Руководство, иерархичное и высоко структурированное, осуществляется профессиональными священнослужителями.
Практически все церкви отвергают дифференциацию по полу, расе, социальному классу и проповедуют социальную инклюзию.
Необходимо понимать, что церковь-экклесия и универсальная церковь – это идеальные типы, которые в реальности сложно встретить в чистом виде.
5.3. Секта
Как уже говорилось в контексте идеальных типов религиозных организаций, предложенном М. Вебером, противоположностью церкви является секта.
Секта - это относительно небольшая религиозная организация, которая не имеет тесной интеграции с широкими слоями общества, а иногда открыто противопоставляет себя общественным нормам и ценностям. В мировой истории существует множество примеров, когда секты отделялись от религиозного мейнстрима в попытке восстановить то, что члены секты считают значимыми основами. Поскольку секты относительно невелики, они обычно
не имеют бюрократического аппарата и церковных общин в привычном понимании. В большинстве случаев секты не имеют духовенства, получившего официальную подготовку. Управляет сектой, как правило, харизматичный лидер. В этом часто состоит главная ее уязвимость, поскольку смерть лидера может привести к прекращению самой религиозной организации. Члены секты считают себя избранными и поддерживают между собой тесную связь. Многие исследователи отмечают, что социально секты строятся на тех, кто страдает от экономической или этнической депривации.
Богослужения сект могут быть наполнены эмоциональными переживаниями в большей степени интенсивными, чем те, которые характерны для религиозных организаций, где поклонение, как правило, носит более формальный и сдержанный характер.
Члены многих сект пытаются завербовать новых адептов. Если секта преуспевает в привлечении большого количества новых приверженцев, постепенно растет, то со временем она становится более бюрократичной и, в конечном итоге, превращается либо в «укоренившуюся секту», как в случае с квакерами, амишами или меннонитами, либо в деноминацию. Многие из сегодняшних протестантских деноминаций зарождались как секты.
5.4. Деноминация
Промежуточный тип церковной организации – это деноминация, большая бюрократическая религиозная организация, тесно интегрированная в общество, но не поддерживаемая формально государством. Деноминации принято называть «утихомирившимися» сектами. В современных плюралистических обществах могут одновременно сосуществовать несколько конфессий, которые не поддерживаются в качестве официальной идеологии, но и не преследуются. Деноминация является идентифицируемой группой людей, которая официально регистрируется в государственных органах, имеет собственную администрацию, печатные органы.
Нибур, будучи христианским теологом, рассматривает деноминационализм как неудачную фрагментацию христианских церквей в различных религиозных органах, организованных по классовым, кастовым, этническим, региональным и национальным расколам. По его мнению, деноминационализм является признаком отказа от универсальных ценностей христианских церквей с целью преодоления разногласий светского общества. Это предположение в полной мере распространяется и на другие религии.
Существуют так называемые деноминационные группы, которые когда-то были единым религиозным движением, но после раскола или разделения в пределах одной и той же конфессиональной семьи обычно образуют союзы, конференции или другие совместные группы для консультаций и обмена ресурсами. Примером тому могут быть Всемирный баптистский альянс, Всемирная лютеранская федерация и Всемирный методистский совет.
Понятие «деноминация» часто используется для обозначения целой конфессиональной группы. Например, старообрядческая группа, которая включает в себя направления в значительно степени отличающиеся друг от друга и управляемые независимо, например, старообрядцев принимающих священство и беспоповцев.
5.5. Культ
Термин культ обычно относится к социальной группе, определяемой его религиозными, духовными или философскими убеждениями, или его общим интересом к конкретной личности, объекту или цели. Термин спорный и является постоянным источником разногласий между учеными в нескольких областях исследований. В социологические классификации религиозных движений, культ - это социальная группа с социально девиантными или новыми убеждениями и практиками. По мнению философа и религиоведа И.Я. Канторова: «в отличие от сект, функционирующих в русле основных характеристик существующей в обществе культурной среды, культы возникают на основе религиозных структур, чуждых господствующим религиозным сообществам. Культы представляют собой религиозную инновацию, действующую внутри культуры»[6, C.57].
Cсуществует ряд элементов, отличающих секту и культ. Во-первых, культ, как правило, формируется вне основных религиозных традиций. Во-вторых, его последователи часто действуют тайно, не пытаясь обратить в свою веру как можно большего количества последователей. В-третьих, культы, гораздо чаще, чем секты, полагаются на харизматическое руководство, основанное на уникальных личных качествах лидера культа.
Термин культ часто употребляется с негативной оценкой, рисуя образы агрессивно настроенных и психически нездоровых людей. Большинство культов не несут угрозы. Однако некоторые культы в недавнем прошлом были организаторами насильственных действий. В 1995 году в Японии сторонниками культа «Аум Синрике» (Высшая истина) был распылен смертоносный нервнопаралитический газ на нескольких станциях метро в Токио