ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, в результате чего погибли 10 человек и ранены более тысячи. Двумя годами ранее, последователи секты «Ветвь Давидова» участвовали в вооруженном противостоянии с федеральными агентами в Уэйко, штат Техас, погибли 80 членов секты, в том числе 19 детей. Около двух десятилетий назад, более 900 членов секты «Храм народов» в Гайане совершили самоубийство по приказу лидера секты Джима Джонса.
В связи с этим появляется, прежде всего, в юридической терминологии, понятие «деструктивный культ» или «тоталитарная секта». Такого рода религиозное группы имеют ряд особенностей:
Наличие культов является серьезным вызовом для современного общества. Это касается, прежде всего, правового вопроса о том, насколько далеко общество готово идти, чтобы гарантировать свободу вероисповедания. Сегодня реальной проблемой является пропагандистская ценность слова "культ" в светском обществе. Вследствие чего в академической практике слово, которое стало пропагандистским оружием, все чаще заменяется термином "новые религиозные движения". Культы дают некоторое представление о постоянных изменениях человеческой природы и структуры общественных организаций. Почти все они представляют собой эмоциональный и
личный подход к религиозному опыту, подчеркивают постоянную адаптацию человека в меняющемся мире. Так же, как протестантская этика поддерживала ранний капитализм, общая этика культов может стать и стабилизирующим элементом в будущем обществе.
Литература, рекомендованная для изучения:
В связи с этим появляется, прежде всего, в юридической терминологии, понятие «деструктивный культ» или «тоталитарная секта». Такого рода религиозное группы имеют ряд особенностей:
-
Единоначалие. Лидер группы, как правило, не подчиняется каким-либо коллегиальным органам и имеет полную власть; -
Общежительность. Представители культа предпочитают жить в общине или в коммуне; -
Изоляция. Часто членам группы не разрешается взаимодействовать/общаться с посторонними лицами, запрещаются встречи с друзьями и семьями; -
Принуждение. Членам секты предъявляются исключительные требования относительно ограничения пищи и сна. -
Повторение. Для удержания членов Церкви применяются ежедневные и интенсивные методы индоктринации. -
Развитие чувства культовой исключительности. -
Многоступенчатая инициация. Догматы распределены по уровням. Узнавание очередной небольшой части догматического учения соответствует повышению в иерархической системе организации. Религиозное знание дозируется согласно приверженности. -
Отчуждение. Среди адептов культа поощряется агрессивное противопоставление «мы-они». -
Финансовая зависимость. Культы часто требуют от своих приверженцев полной отдачи, перевода имущества в пользу общины. -
Закрытость информации. Особенность деструктивных культов состоит в то, что кроме лидера и, возможно, доверенного лица, члены общины не имеют информации о том, куда и на какие нужды идут деньги.
Наличие культов является серьезным вызовом для современного общества. Это касается, прежде всего, правового вопроса о том, насколько далеко общество готово идти, чтобы гарантировать свободу вероисповедания. Сегодня реальной проблемой является пропагандистская ценность слова "культ" в светском обществе. Вследствие чего в академической практике слово, которое стало пропагандистским оружием, все чаще заменяется термином "новые религиозные движения". Культы дают некоторое представление о постоянных изменениях человеческой природы и структуры общественных организаций. Почти все они представляют собой эмоциональный и
личный подход к религиозному опыту, подчеркивают постоянную адаптацию человека в меняющемся мире. Так же, как протестантская этика поддерживала ранний капитализм, общая этика культов может стать и стабилизирующим элементом в будущем обществе.
Литература, рекомендованная для изучения:
-
Аринин, Е. И. Философия религии : учеб. пособие. В 3 ч. Ч. 2. В 2 кн. Кн. 2. Философское понимание религии в «кафолической экклесии» / Е. И. Аринин ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд- во ВлГУ, 2013. – 110 с. – Режим доступа: http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/3205/1/01223.pdf
-
Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. – М., 2003. — 218 с. – Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2003/Balagushkin_1.pdf -
Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 273-306. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Weber/ProtSekt.php -
Ефанова В. Н. Йингер /Православная энциклопедия. Т.28. с. 695-696. – Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/1238003.html -
Воробьева И.Б. Термин «секта» и его использование в юриспруденции // Вестник Саратовской государственной академии права: научный журнал. - 2010. - №3(73) – с.160-164. – Режим доступа: http://mission-center.com/netraditsionnie/402-sektovedenie/10543-netr-sect-termin-secta -
Кантеров, И. Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины) : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / И. Я. Кантеров ; Владим. гос. ун-т. – Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2006. – 140 с. – Режим доступа: http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/1183/1/886.pdf -
Трёльч Э. Церковь и секта./ Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. /Сост. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. М.: Аспект Пресс, 1996. – С.226-237. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/sekta/Article/trelch_sekt.php