Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об уроке как основной форме обучения естествознанию в начальной школе целях, задачах, планировании и подготовке уроков естествознания о требованиях к организации учебной деятельности, формирование умения прим.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 2.3

Цель занятия: приобретение и закрепление знаний об уроке как основной форме обучения естествознанию в начальной школе; целях, задачах, планировании и подготовке уроков естествознания; о требованиях к организации учебной деятельности, формирование умения применять их.

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Каковы современные требования к уроку естествознания. Подробно опишите каждое из них.

Основными признаками современного урока можно назвать следующие Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М., 1990:

  • 1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.

  • 2. Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших достижений психологии и педагогики.

  • 3. Наличие многоплановых целей.

  • 4. Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач.

  • 5. Деятельностный подход в обучении.

  • 6. Изменение соотношения функций учителя и учащихся в учебном процессе.

  • 7. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.

  • 8. Оптимизация содержания обучения.

  • 9. Комплексный подход к организации учебного процесса.

  • 10. Совершенная структура урока.

  • 11. Соотношение рационального и эмоционального на уроке.

  • 12. Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих).

  • 13. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.

  • 14. Оперативная обратная связь.

  • 15. Высокий, но посильный темп урока.

  • 16. Эмоциональный подъем на уроке.

  • 17. Наличие НОТ учителя и учащихся.

  • 18. Наличие благоприятного психологического микроклимата.

Существуют разные подходы к определению типов учебных занятий. Не останавливаясь подробно на этих подходах, обратим лишь внимание на некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении той или иной классификации. Так, в одной из классификаций предлагаются наряду с другими такие типы уроков, как урок самостоятельной работы, урок ТСО (технические средства обучения), урок практической работы. В этой связи возникает вопрос: самостоятельная работа может иметь разные цели и содержание и, соответственно, может быть связана с изучением нового материала, его закреплением, его обобщением и систематизацией, контролем качества состояния образовательной подготовки учащихся, но тогда не теряется ли качественная специфика урока данного типа? Аналогичный вопрос возникает и по поводу урока ТСО и урока практической работы.


Представляется, что необходима такая классификация учебных занятий, которая реально бы отражала образовательные цели и обеспечивала оптимальное построение процесса обучения в связи с изучением той или иной темы.

Напомним содержание каждого звена усвоения и определим задачи учителя, решение которых обеспечивает эффективность учебного процесса.

Восприятие -- предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств.

Восприятие предполагает сосредоточенность внимания учащихся на познавательном объекте. В восприятии важное значение имеет субъектный опыт школьников.

Педагогические задачи учителя:

  • -- актуализировать субъектный опыт учащихся;

  • -- новый материал давать законченными в смысловом отношении частями, блоками;

  • -- в новом материале обратить внимание учащихся на самое главное (выделить главное);

  • -- повторить содержание основного блока.

Осмысление -- предполагает понимание учащимися изучаемого содержания учебного материала.

В процессе осмысления устанавливаются разнообразные связи между ранее изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др.

Педагогические задачи учителя:

  • -- проанализировать с учащимися воспринятое;

  • -- выделить алгоритм -- строгую логическую последовательность действий в определении сути изучаемого;

  • -- дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно, с учетом ориентации на определенные содержательные признаки;

  • -- содействовать развитию у школьников умения анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах;

  • -- осуществить рефлексию познавательных действий школьников.

Запоминание -- предполагает сохранение знаний в памяти учащихся.

Известно, что можно понять то или иное явление, но через некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Поэтому так необходимо запоминание.

-- выявить индивидуальные способы запоминания учащимися информации.

Применение -- предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике.

Педагогические задачи учителя:

  • -- определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях;

  • -- обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении упражнений и заданий.

  • -- использовать разнообразные индивидуальные дидактические карточки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями.


Обобщение и систематизация -- предполагает сведение изученного в единую систему.

Педагогические задачи учителя:

  • -- связать полученные ранее знания с новым учебным материалом;

  • -- обеспечить формулирование учащимися философских выводов;

  • -- использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы;

Задание 2. Определите ведущий метод обучения в начальной школе на уроках естествознания. Дайте его характеристику.

В начальной школе учащиеся получают первоначальные представления из курсов всех естественно-научных предметов основной школы.

Одной из важнейших задач методики преподавания естествознания является выяснение соотношения между науками о природе и учебным предметом и на основе этого осуществление отбора учебного материала.

Методика преподавания естествознания – это наука о системе процесса обучения и развития младших школьников, обусловленного особенностями школьного предмета.

Методика призвана решать важные задачи:

– правильно выделить цели начального естественно-научного образования;

– определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета;

– разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания;

– выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса естествознания.

Решение этих задач требует интеграции знаний различных наук, с которыми связана методика преподавания естествознания.


  • Характеристика дисциплины как отрасли педагогической науки и учебный предмет. .

Как и все педагогические науки, данная методика призвана способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса по природоведению в начальной школе через решение целого ряда конкретных задач.

Методика определяет также средства обучения, воспитания и развития школьников (наглядные пособия, оборудование).

Методика преподавания естествознания имеет свой особый объект исследования; присущую только ей систему научных понятий; определенные методологические основы; специфические методы исследования, поэтому является наукой и занимает особое место среди других наук.

Объектом ее изучения является процесс преподавания курса естествознания (природоведения) в начальной школе.

Естествознание — это система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как целое.


Природа — это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Природа не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрерывном движении и изменении.

Для оптимального взаимодействия с окружающей средой человеку необходимо обладать развитым сознанием, что предполагает формирование у него соответствующих знаний и отношений. Отсюда:

2 задача - формирование экологически целесообразных эмоционально-ценностных отношений с объектами и явлениями окружающего мира.

Чтобы оптимально взаимодействовать с окружающей средой, одних знаний и положительных эмоционально-ценностных отношений мало. Необходимы соответствующие умения. Способы деятельности (в структуре личности - умения), технологии, так же как и знания, передаются подрастающему поколению как элемент ранее накопленного социального опыта. Отсюда:

3 задача - формирование умений и навыков оптимального взаимодействия с окружающим миром.

Образование предполагает и развитие личности. Сложная, многокомпонентная структура окружающего мира представляет неограниченные возможности в плане разностороннего развития школьника. При этом имеется в виду развитие целесообразного экологического потенциала и других характеристик, делающих личность физически и духовно богаче. Отсюда:

4 задача - всестороннее физическое и духовное развитие личности.

Образование в области окружающего мира начальными классами не ограничивается. Оно продолжается в средних и старших классах, но уже в рамках двух образовательных областей: естествознания и обществознания, реализуемых чаще всего в рамках отдельных систематических курсов. К этому младшего школьника также необходимо готовить. Отсюда:

5 задача - подготовка школьников к последующему (в средних и старших классах) образованию в области окружающей среды в рамках специальных естествоведческих и обществоведческих дисциплин.

Образование в области окружающей среды не ограничивается только школьными уроками и теми знаниями, которые приобретаются. Окружающий мир - это огромное количество информации, которую школьник усваивает самостоятельно. Помочь ему в этом опять же должны школьные курсы окружающего мира, следовательно:

6 задача - научить младшего школьника учиться самостоятельно, т.е. научить самообразованию.


Философия служит методологическим основанием любой науки, в том числе и методики естествознания. Она разрабатывает систему общих принципов и методов познания. Философские идеи определяют направление научного поиска. Это объясняется самой сущностью философии, которая осмысливает место человека в окружающем его мире.

Философия определяет главную движущую силу процесса развития методической науки, которой являются противоречия между потребностями общества и уровнем развития системы образования. Любые методические наработки, полученные экспериментальным путем, прежде чем стать достоянием науки должны получить философское обоснование.

Наиболее традиционной является связь методики естествознания с педагогикой. Педагогика обогащает методику знаниями из дидактики и теории воспитания. Дидактика разрабатывает теоретические основы обучения. Она выделяет принципы, методы, средства и формы обучения общие для всех школьных предметов. Нельзя строить теорию методики в отрыве от общих теорий обучения и воспитания. Современные педагогические концепции оказывают огромное влияние на развитие методической науки. В настоящее время в методике естествознания появилось несколько альтернативных направлений развития, в основе которых лежат педагогические технологии развивающего обучения.


  • Методическая основа предмета – диалектический материализм.

Материалистическая диалектика требует научного подхода к действительности. В связи с этим, решая проблемы вооружения учащихся первоначальными знаниями о природе, методика природоведения должна исходить из тех задач, которые ставит Перед школой общество на соответствующем этапе своего развития. Решение этих задач должно находить отражение прежде всего в программе по курсу природоведения, в содержании школьных учебников по данному предмету, основная идея которого состоит в раскрытии связи факторов неживой природы, жизни растений и животных, в объяснении влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность человека и зависимости рационального использования природных богатств от осуществления человеком мероприятий по охране природы и восстановлению ее ресурсов.

Связь с биологией и географией видна и в методах изучения природы. В биологических науках основными методами исследования являются наблюдение и эксперимент. В процессе обучения природоведению учитель формирует у учащихся элементарные приемы этих методов и учит детей наблюдать объекты непосредственно в природе, живом уголке, ставить простейшие опыты. Ведущими методами при обучении географии являются картографический метод и наблюдение.