Файл: Рабочая программа дисциплины Математические модели рынка ценных бумаг составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (фгос во) по направлению подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 13. Номинал сертификата 100 тыс. руб, выпущен на 181 день, купон 20%.
Инвестор покупает его за 40 дней до погашения по цене 101 тыс. руб. Определите доходность его операции, если он продержит сертификат до погашения.
3 Форвардные контракты
Задание 1. Цена спот акции равна 1000 руб., ставка без риска — 20%.
Определите трехмесячную форвардную цену.
Задание 2.. Инвестор покупает бескупонную облигацию номиналом 1 млн. руб. по форвардному контракту с поставкой через шесть месяцев. После истечения форвардного контракта до погашения облигации остается еще три месяца. Трехмесячная форвардная ставка через шесть месяцев равна 15% годовых. Определите цену поставки облигации по форвардному контракту.
Задание 3. Инвестор покупает акцию по форвардному контракту с поставкой через
100 дней. Непосредственно перед истечением срока действия контракта на акцию будет выплачен дивиденд, ставка дивиденда равна 6%. Ставка без риска для 100 дней равна 16% годовых. Определите цену поставки акции по форвардному контракту.
Задание 4. Инвестор покупает акцию по форвардному контракту с поставкой через
100 дней. Когда до истечения контракта остается 30 дней, на акцию выплачивается дивиденд в размере 60 руб. Ставка без риска для 70 дней равна 10% годовых. Ставка без риска для 100 дней— 16% годовых. Определите форвардную цену акции.
Задание 5. Котировка доллара к рублю на спотовом рынке равна 1 долл.= 6 руб. Ставка без риска для доллара равна 6% годовых, для рубля — 15% годовых.
Определите трехмесячный форвардный курс доллара к рублю.
4 Фьючерсные контракты
Проект №1. К моменту истечения фьючерсного контракта фьючерсная ценавыше спотовой для базисного актива. Перечислите действия арбитражера.
Проект №2.
К моменту истечения фьючерсного контракта фьючерсная цена ниже спотовой для базисного актива. Перечислите действия арбитражера.
Проект №3.
Фьючерсная цена равна ПО руб. за единицу базисного актива. Цена спот базисного актива составляет 120 руб. Определите величину базиса.
Проект №4.
Инвестор купил фьючерсный контракт на акцию по цене 120 руб. за акцию и закрыл позицию по цене 140 руб. Контракт включает 100 акций. Определите выигрыш инвестора.
Проект №5.
Что такое цена доставки? Страховая компания планирует разместить через три месяца средства на депозите в банке и решает застраховаться от изменения процентной ставки. Как должна поступить компания: продать или купить фьючерсный контракт на облигацию?
Проект №6.
Инвестор полагает, что процентные ставки будут падать, однако решает сформировать спрэд, чтобы избежать большого риска. Определите действия инвестора, если он формирует спрэд из фьючерсных контрактов на долгосрочную и краткосрочную облигации.
Проект №7. В каком случае используется хеджирование покупкой?
Что такое кросс-хеджирование?


12
Проект №8.
Экспортер ожидает поступления через два месяца 5000 тыс.долл.
Какое количество двухмесячных фьючерсных контрактов на долл. США он должен продать в случае полного хеджирования, чтобы застраховаться от роста курса рубля.
Номинал контракта равен 1000 долл.
США.
Проект №9. Инвестор планирует через два месяца купить ГКО на сумму 152384000 руб. Фьючерсная цена двухмесячного контракта на ГКО с погашением через шесть месяцев равна 95, 24%, что соответствует доходности до погашения 15% годовых. Какое количество фьючерсных контрактов при полном хеджировании следует продать инвестору, чтобы застраховаться от роста процентной ставки)?
Проект №10. С какой целью и в каких случая рассчитывается коэффициент хеджирования?
5
Свопы и соглашение о форвардной ставке
Проект №1.
Объясните принцип сравнительного преимущества, который учитывается в свопах.
Проект №2.
В чем состоит содержание процентного, валютного, товарного свопов и свопа активов?
Проект №3.
Компании А и В могут занять средства на следующих условиях: компания А — под 30% по фиксированной ставке или по плавающей — LIBOR + 8%; компания В — под 35% по фиксированной ставке или по плавающей — LIBOR + 10%.
Какой в совокупности выигрыш получат компании, если возьмут кредиты на рынках, где они имеют относительные преимущества, и после этого осуществят своп.
Проект №4.
Компании А и В могут занять средства на следующих условиях: компания А — под 40% по фиксированной ставке или по плавающей— LIBOR + 10%; компания В — под 45% по фиксированной ставке или по плавающей — LIBOR + 12%.
Компании занимают средства на рынках где они обладают сравнительными преимуществами и осуществляют своп. Выигрыш в процентных ставках по свопу они делят пополам.
Сформулируйте условия такого свопа.
Проект №5.
Для задачи 2 сформулируйте условия свопа, если его организует посредник и получает в качестве вознаграждения 20 б. п. Составьте условия для валютного свопа, в котором совокупный выигрыш участников свопа был бы равен 2%.
Проект №6.
По свопу компания уплачивает плавающую и получает фиксированную ставку. Обязательства с плавающей ставкой стоят 9 млн. долл., с фиксированной — 10 млн. долл. Определите стоимость свопа.
Проект №7
Каким образом участник FRA страхуется от повышения процентной ставки?
Проект №8.
Компания и банк заключили трехмесячное соглашение о форвардной ставке через шесть месяцев. Номинал FRA 100 млн. руб. Компания является покупателем, банк — продавцом FRA. В контракте установлена ставка 20%. Через шесть месяцев трехмесячная ставка спот установлена на уровне 15%. Определите, какую сумму выплатит покупатель продавцу, если взаиморасчеты между сторонами осуществляются: а) в конце форвардного периода; в) в начале форвардного периода.
Проект №9.
Каким образом можно использовать FRA для спекуляции? Какие риски существуют в свопах для посредника?


СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Целью самостоятельной работы магистранта является углубление знаний, полученных в результате аудиторных занятий. Вырабатываются навыки самостоятельной работы. Закрепляются опыт и знания полученные во время лабораторных занятий.
Раздел 1 Основы организации и функционирования рынка ценных бумаг.
Тема 2. Характеристика ценных бумаг
Общая характеристика банковского сертификата. Фондовые индексы.
Тема 3. Определение курсовой стоимости и доходности облигаций.
Определение цены и доходности облигаций с учетом налоговых и комиссионных платежей. Дюрация. Изгиб.
Тема 4. Определение курсовой стоимости и доходности акций.
Определение доходности банковских сертификатов. Определение суммы начисленных процентов и суммы погашения сертификата. Определение цены сертификата. Определение доходности сертификата.
Тема 5. Временная структура процентных ставок. Теория сегментации рынка.
Раздел 2 Основы организации и функционирования рынка производных
финансовых инструментов.
Тема 1. Общая характеристика рынка производных финансовых инструментов.
Общая характеристика рынка производных финансовых инструментов.
Тема 2. Форвардные контракты
Форвардная цена актива, по которому выплачиваются доходы. Форвардная цена валюты.
Тема 3. Фьючерсные контракты
Цена доставки. Фьючерсные стратегии. Хеджирование фьючерсными контрактами.
Тема 4. Опционные контракты.
Границы премии опционов на акции, по которым не выплачиваются дивиденды.
Модели определения премии опционов. Хеджирование с помощью опционов. Варранты.
Общая характеристика варранта. Цена варранта.
Тема 5. Свопы и соглашение о форвардной ставке
Риски, возникающие в свопах. Котировки свопов. Оценка стоимости свопа.
Соглашение о форвардной ставке.

14
2.4 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
обучающегося по дисциплине.

Вид самостоятельной работы
Перечень учебно-методического обеспечения дисциплины по выполнению самостоятельной работы
1 2
3 1
Проработка и повторение лекционного материала, материала учебной и научной литературы, подготовка к семинарским занятиям
Методические указания для подготовки к лекционным и семинарским занятиям, утвержденные на заседании кафедры прикладной математики факультета компьютерных технологий и прикладной математики ФГБОУ ВО «КубГУ», протокол №7 от
18.04.2018 г.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы, утвержденные на заседании кафедры прикладной математики факультета компьютерных технологий и прикладной математики
ФГБОУ ВО «КубГУ», протокол №7 от 18.04.2018 г.
2
Подготовка к лабораторным занятиям
Методические указания по выполнению лабораторных работ, утвержденные на заседании кафедры прикладной математики факультета компьютерных технологий и прикладной математики
ФГБОУ ВО «КубГУ», протокол №7 от 18.04.2018 г.
3
Подготовка к решению задач и тестов
Методические указания по выполнению самостоятельной работы, утвержденные на заседании кафедры прикладной математики факультета компьютерных технологий и прикладной математики
ФГБОУ ВО «КубГУ», протокол №7 от 18.04.2018 г.
4 Подготовка докладов
Методические указания для подготовки эссе, рефератов, курсовых работ, утвержденные на заседании кафедры прикладной математики факультета компьютерных технологий и прикладной математики ФГБОУ ВО «КубГУ», протокол №7 от 18.04.2018 г.
5
Подготовка к решению расчетно- графических заданий
(РГЗ)
Методические указания по выполнению расчетно-графических заданий, утвержденные на заседании кафедры прикладной математики факультета компьютерных технологий и прикладной математики ФГБОУ ВО «КубГУ», протокол №7 от 18.04.2018 г.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы, утвержденные на заседании кафедры прикладной математики факультета компьютерных технологий и прикладной математики
ФГБОУ ВО «КубГУ», протокол №7 от 18.04.2018 г.
6
Подготовка к текущему контролю
Методические указания по выполнению самостоятельной работы, утвержденные на заседании кафедры прикладной математики факультета компьютерных технологий и прикладной математики
ФГБОУ ВО «КубГУ», протокол №7 от 18.04.2018 г.
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
С точки зрения применяемых методов используются как традиционные информационно-объяснительные лекции, так и интерактивная подача материала с мультимедийной системой. Компьютерные технологии в данном случае обеспечивают возможность разнопланового отображения алгоритмов и демонстрационного материала.
Такое сочетание позволяет оптимально использовать отведенное время и раскрывать логику и содержание дисциплины.


Лекции представляют собой систематические обзоры основных аспектов инноваций в оценке экономической деятельности, при этом, студенты получают лишь самые предварительные и общие представления о сущности, направлениях и формах оценки и анализа финансовоэкономического состояния предприятий и регионов.
Лабораторное занятие позволяетнаучить магистранта применять теоретические знания при решении и исследовании конкретных задач. Лабораторные занятия проводятся в компьютерных классах, при этом практикуется работа в группах. Подход разбора конкретных ситуаций широко используется как преподавателем, так и студентами при проведении анализа результатов самостоятельной работы. Это обусловлено тем, что в процессе исследования часто встречаются задачи, для которых единых подходов не существует. Каждая конкретная задача при своем исследовании имеет множество подходов, а это требует разбора и оценки целой совокупности конкретных ситуаций. Этот подход особенно широко используется при определении адекватности математической модели и результатов моделирования для анализа и оценки финансово-экономического состояния конкретного предприятия и региона.
Индивидуальные задания проектного типа связано с настоящей или будущей профессиональной деятельностью магистранта. В этом качестве могут использоваться:
• задания на проведение микроисследований (составление отчета и проведение анализа финансово-экономического состояния конкретного предприятия или конкретного регион, наблюдение за качественными характеристиками процессов оценки, опрос экспертов);
• задания на разработку сопоставительных анализов финансовоэкономического состояния нескольких предприятий или нескольких регионов;
• задания на разработку проектной документации при проведении анализа финансово- экономического состояния предприятий конкретной отрасли или конкретного федерального округа.
Семинары-практикумы предполагают использование множества взаимосвязанных и взаимно-дополняющих методов, в том числе: доклад по материалам статьи
(исследования);
• проблемная микролекция – лекционная форма, в которой процесс обучения студентов приближен к поисковой, исследовательской деятельности;

«круглый стол», ориентированный на выработку умений обсуждать проблемы, обосновывать предполагаемые решения и отстаивать свои убеждения;

«мозговой штурм», актуализирующий организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей и способов решения конкретной проблемы.
Предпочтительным является проведение зачета в форме студенческой конференции, посвященной обзору происходящих в образовании инновационных процессов и, одновременно, проектированию оригинальных инновационных решений.
Семестр
Вид занятия
(Л, ПР, ЛР)
Используемые интерактивные образовательные технологии
Количество часов


16 1
Л
Интерактивная подача
материала с мультимедийной
системой. Обсуждение сложных
и дискуссионных вопросов.
16
ЛР
Компьютерные занятия в
режимах взаимодействия
«преподаватель - студент».
16
ИТОГО
32
Занятия, проводимые с использованием интерактивных технологий

Наименование разделов (тем)
Количество часов всего ауд. часов интерактивные часы
1 2
3 4
1.
Основы организации и функционирования рынка ценных бумаг
20 5
2.
Основы организации и функционирования рынка производных финансовых инструментов
12 3
Итого по дисциплине:
32 8
4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины
4.1 Фонд оценочных средств для проведения текущей аттестации
4.1.1
ПЕРЕЧЕНЬ
КОНТРОЛЬНЫХ
ВОПРОСОВ
И
ЗАДАНИЙ
ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебная деятельность проходит в соответствии с графиком учебного процесса.
Процесс самостоятельной работы контролируется во время аудиторных занятий и индивидуальных консультаций. Самостоятельная работа студентов проводится в форме изучения отдельных теоретических вопросов по предлагаемой литературе.
Фонд оценочных средств дисциплины состоит из средств текущего контроля (см. список лабораторных работ, задач и вопросов) и итоговой аттестации (зачета).
В качестве оценочных средств, используемых для текущего контроля успеваемости, предлагается перечень вопросов, которые прорабатываются в процессе освоения курса. Данный перечень охватывает все основные разделы курса, включая знания, получаемые во время самостоятельной работы. Кроме того, важным элементом технологии является самостоятельное решение студентами и сдача заданий. Это полностью индивидуальная форма обучения. Студент рассказывает свое решение преподавателю, отвечает на дополнительные вопросы.

Творческие задания (проекты), способствующие формированию компетенций
базовой части ООП
Математические модели рынка ценных бумаг сегодня рассматриваются как одно из главных направлений модернизации всей экономической системы, как необходимое условие и важнейший этап информатизации экономики в целом.
Основные направления Математических моделей рынка ценных бумаг: организация банка программных продуктов, используемых финансистами и экономистами;
• разработка программного обеспечения экономической деятельности;
• разработка программного обеспечения для рынка ценных бумаг.
Использование в работе трейдерами, инвесторами, финансистами и экономистами программных продуктов не отрицает традиционных технологий анализа и оценки, а выступает в качестве продукта поддержки принятия решений, что значительно влияет на качество принимаемых решений.
Проведите анализ по одной из выбранных вами тематик (не менее 10 слайдов и 20 листов текста). Возможно использование звукового сопровождения, анимации (аудио-, и видеоматериала).
На первой странице слайда обязательно укажите Ф.И.О. автора, курс.
Оценивается работа по следующим критериям:
– полнота представленного материала;
– оформление;
– представление и защита. Темы презентаций

Презентация «Риски работы с фьючерсами».

Презентация «Диверсификация рисков». – Презентация «Анализ облигаций российских эмитентов».
4.2. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ ИЛИ ЭКЗАМЕНУ
1. Дайте определение финансового рынка и рынка ценных бумаг.
2. Какова структура рынка ценных бумаг?
3. Какие функции выполняет рынок ценных бумаг в экономике?
4. Какое влияние оказывает фондовый рынок на развитие экономики страны?
5. Что означают термины «первичный» и «вторичный» рынок?
6. Что такое денежный рынок и рынок капитала?
7. В чем состоят отличия биржевого и внебиржевого рынка ценных бумаг?
8. Что такое листинг?
9. Дайте определение спотового и срочного рынков
10. Какие экономические задачи помогает решать рынок государственных ценных бумаг?
11. По каким направлениям осуществляется государственное регулирование рынка ценных бумаг?
12. Что такое открытая и закрытая эмиссии ценной бумаги?
13. Что такое проспект эмиссии?
14. Что такое аффилированное лицо?