Файл: Учебнометодический комплекс для студентов психологопедагогического факультета специальности 101 02 01 Начальное образование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Что такое охрана природы? Назовите правила и принципы охраны природы?
2. Приведите примеры того, зачем необходимо охранять атмосферный воздух,
воду, почву, недра, ландшафты, растительный и животный мир.
3. Как можно рационально использовать объекты неживой и живой природы?
4. Какие актуальные проблемы рационального природопользования стоят перед человечеством?
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 41 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Тема 3. Правовые аспекты охраны природы и рационального природопользования
План
1.
Международное экологическое право. Природоохранный надзор.
2.
Экологическая экспертиза и сертификация.
3.
Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды и раци- ональном использовании природных ресурсов.
1. Международное экологическое право. Природоохранный надзор
Воздействие человека на природу не бесконтрольно. Мировая правовая (юри- дическая) практика содержит множество законов, Конвенций, кодексов, договоров,
соглашений и т. п., направленных на охрану вод, воздуха, почв, недр, ландшафтов,
лесов, флоры, фауны, биоразнообразия. Каждое государство следит за состоянием окружающей среды, контролирует возможные последствия воздействия человека на природные ресурсы, находящиеся на его территории, проводит природоохранный надзор, мониторинг, экологическую экспертизу и сертификацию.
Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих обще- ственные отношения в сфере природопользования, охраны природы и обеспечения экологической безопасности.
Предметом экологического права считаются общественные отношения, скла- дывающиеся по поводу объекта природы и их экологических связей и находящиеся в сфере действия правовых норм экологического законодательства.
Субъектами экологических правоотношений являются:
– природопользователи;
– органы представительной и исполнительной власти, специально уполномочен- ные органы государства, имеющие право на регулирование использования при- родных ресурсов и на контроль за охраной окружающей среды;
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 42 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
– общественные объединения экологического профиля (общественный контроль);
– органы прокуратуры, осуществляющие надзор за законностью в сфере эколо- гических правоотношений.
Ведущий метод экологического права – это метод экологизации, направлен- ный на достижение гармонии между природой и обществом.
Международное экологическое право, как составная часть системы между- народного права, представляет собой совокупность норм и принципов, регулирую- щих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружа- ющей среде, а также по рациональному использованию природных ресурсов.
Система глобального мониторинга осуществляет наблюдение, оценку и прогноз загрязнения окружающей среды. В эту систему вовлечены все страны мира и осу- ществляется тесное международное сотрудничество. Его возглавляет ЮНЕСКО. В
1972 г. ею была разработана Межправительственная программа по окружающей среде (ЮНЕП) и создана всемирная система станций учета и наблюдения (мони- торинга) за состоянием и изменением биосферы. Мониторинг окружающей среды в Республике Беларусь проводится в рамках Национальной системы монито- ринга окружающей среды в Республике Беларусь, образованной в 1993 году.
Эта система включает: мониторинг земель; мониторинг поверхностных вод; мони- торинг подземных вод; мониторинг атмосферного воздуха; мониторинг озонового слоя; мониторинг растительного мира; мониторинг лесов; мониторинг животного мира; радиационный мониторинг; геофизический мониторинг; локальный монито- ринг окружающей среды.
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей сре- де и развитию, которая приняла программу будущего – «Повестка дня на ХХI век»
и провозгласила принцип совместного развития природы и общества как принцип
«устойчивого» развития, то есть соблюдение динамического равновесия в системе
«природа-общество». Главная идея – создание условий и механизмов для взаимо- увязанного социально-экономического и экологического развития, обеспечивающего возможность существования человечества на планете Земля.
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 43 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Согласно Конституции Республики Беларусь (15.03.1994 г., с изменениями и до- полнениями 24.11.1996 г.): «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного нарушением этого права. Государ- ство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресур- сов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановле- ния окружающей среды» (статья 46). «Охрана природной среды – долг каждого»
(статья 55).
Основной принцип международного экологического права – «окружаю- щая среда – общая забота человечества».
Важнейшими источниками международного экологического права являются:
– Конвенция об охране озонового слоя (1985);
– Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1970);
– Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979);
– Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, нахо- дящимися под угрозой исчезновения (1973);
– Конвенция о биологическом разнообразии (1992);
– Рамочная Конвенция об изменении климата (1992);
– Договор об Антарктиде (1959);
– Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космиче- ском пространстве и под водой (1963);
– Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использова- нию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967);
– Договор о нераспространении ядерного оружия (1968);
– Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения (1971);
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 44 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
– Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бак- териологического (биологического) оружия и токсинов, и их уничтожения (1972);
– Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использова- ния средств воздействия на природную среду (1977).
Самостоятельную группу международно-правовых актов образуют конвенции,
соглашения и договоры об охране Мирового океана от загрязнения и истощения.
Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды дифферен- цируется по компонентам окружающей среды: охрана вод, воздуха, почв, лесов, фло- ры, фауны и т. д.
Объектом международно-правовой охраны является вся природа планеты Земля и околоземного космического пространства в пределах, в которых человек реально воздействует на материальный мир.
Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружаю- щей среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Всемирная хартия охраны природы. Они имеют определяющее значение в реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества.
В числе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных охране окружа- ющей среды и рациональному использованию мировых природных ресурсов, следует обратить внимание на четыре:
1. Резолюция «Экономическое развитие и охрана природы» (18.12.1962 г.), в кото- рой одобряются инициатива и рекомендации, предложенные ЮНЕСКО. Резо- люция выделяет три важнейших момента: во-первых, целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов, флоры и фауны; во- вторых, интеграция термина охраны природы в более широкий термин «охрана окружающей среды»; в-третьих, концепция органического сочетания интере- сов охраны природы и экономического развития, получившая свое развитие на
Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972 г.
2. Резолюция, принятая 03.12.1968 г., в которой отмечается важнейшая роль бла- гоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека и над-
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 45 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть лежащего экономического и социального развития. С этой целью Генеральная
Ассамблея ООН принимает решение о созыве Конференции ООН по окружа- ющей среде в г. Стокгольме в 1972 г.
3. Резолюция «Об исторической ответственности государств за сохранение приро- ды Земли для нынешнего и будущих поколений» (сентябрь 1980 г.). Резолюция призывает все государства и народы предпринять конкретные меры по сокра- щению вооружений и разработке мероприятий по охране окружающей среды.
4. Всемирная хартия охраны природы (одобрена и утверждена 28 октября 1982 г.
Резолюцией 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Она рассматривает эко- логическое образование как составную часть общего образования. Признает- ся необходимым всемерно расширять наши знания о природе путем проведе- ния исследований и распространения этих знаний информационными система- ми любого типа. По своей юридической силе хартия является международно- правовым документом рекомендательного значения. Ее нормы и принципы юридически необязательны для государств и международных организаций, но в своей практической деятельности члены мирового сообщества, исходя из все- общей обязанности охраны окружающей природной среды, должны придержи- ваться положений этого акта.
Природоохранный надзор
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – это система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную де- ятельность, требований в области охраны окружающей среды.
Задачи системы контроля в области охраны окружающей среды заключаются в обеспечении соблюдения юридическими и физическими лицами требований зако- нодательства. В Республике Беларусь государственный контроль в области охраны
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 46 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть окружающей среды осуществляют Президент, Парламент – Национальное собрание,
местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы,
соответствующие органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и иные специально уполномоченные на то государственные органы. Ведом- ственный контроль – министерствами, государственными комитетами, иными ор- ганами государственного управления. Производственный контроль – экологически- ми службами предприятий, организаций и других хозяйственных субъектов. Обще- ственный контроль – общественными организациями, трудовыми коллективами.
Надзор за соблюдением природоохранного законодательства осуществ- ляет Прокуратура Республики Беларусь.
В соответствии с Положением о государственном контроле в области охраны окружающей среды, осуществляемом Министерством природных ресурсов и охра- ны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденным постановлением Сове- та Министров РБ от 1 апреля 1998 г. № 522, государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляют:
– Специализированная инспекция госконтроля за использованием и охраной атмосферного воздуха, вод, земельных и лесных угодий, недр и торфяного фон- да, животного мира, ведением охотничьего хозяйства и состоянием заповед- ного дела;
– Управление госконтроля по сокращению озоноразрушающих веществ;
– Специализированная инспекция по государственной экологической экспертизе проектов, технологических процессов, машин, оборудования;
– Управление организационной работы, экономики природопользования и информации;
– областные, Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окру- жающей среды;
– городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружаю- щей среды;
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 47 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
– Комитет рыбоохраны при Министерстве природных ресурсов и охраны окру- жающей среды.
Главный государственный инспектор по охране окружающей среды
Республики Беларусь – Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды. С 14.09.2017 г. им является Худык Андрей Павлович.
2. Экологическая экспертиза и сертификация
Одним из инструментов реализации права граждан на благоприятную окружаю- щую среду является государственная экологическая экспертиза. Она позволяет на стадии разработки проектной документации (до начала реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности) оценить масштаб и виды возможного вредного воздействия на окружающую среду и разработать достаточные мероприятия, на- правленные на уменьшение или предотвращение такого вредного воздействия.
Главной целью экологической экспертизы является обеспечение экологической безопасности любого планируемого строительства.
Особое внимание уделяется вопросам обеспечения экологической безопасности при проектировании и реализации проектных решений по градостроительным про- ектам, обоснованиям инвестирования в строительство и реконструкцию объектов топливно-энергетического комплекса, а также уникальных и крупных производств и объектов, отказы которых могут привести к тяжелым экономическим, социальным и экологическим последствиям: атомные, гидро- и теплоэлектростанции, производ- ства химической и нефтехимической промышленности, объекты разработки при- родных ресурсов, захоронения токсичных и радиоактивных отходов, магистральные газо- и нефтепроводы, резервуары для газа, нефти и нефтепродуктов вместимостью
10 тыс. м
3
и более, крупные животноводческие комплексы и птицефабрики, крупные объекты мелиорации.
С 21 мая 2010 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе».
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 48 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Экологическая сертификация – это процедура подтверждения соответствия продукции, услуги, объекта предъявляемым экологическим требованиям.
Экологическая сертификация как мера охраны природы и экологических прав граждан имеет сходство с государственной экологической экспертизой, целью ко- торой также является определение соответствия объекта экспертизы экологичес- ким требованиям. Принципиальное различие между этими мерами – в объекте.
Объекты государственной экологической экспертизы – это предпроектные, проект- ные и предплановые документы, то объекты экологической сертификации – гото- вая продукция.
Цель экологической сертификации – стимулирование производителей к внедре- нию таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в мини- мальной степени загрязняют природную среду и дают потребителю гарантию без- опасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания.
Экологическая сертификация направлена на защиту интересов государства, об- щества и его граждан в сфере окружающей среды, обеспечения экологической без- опасности и сохранения биологического разнообразия.
Законодательная основа экологической сертификации в Республике Беларусь –
Закон «Об охране окружающей среды» (26.11.1992).
Согласно статье 31 этого Закона: «Экологической сертификацией является де- ятельность по подтверждению соответствия, осуществляемая органом по сертифи- кации, аккредитованным в Системе аккредитации Республики Беларусь, объектов оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов, в том числе техни- ческих нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды».
Объектами экологической сертификации являются:
– система управления окружающей средой;
– продукция;
– компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окру- жающей среды;
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 49 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
– оказание услуг в области охраны окружающей среды;
– иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательными ак- тами Республики Беларусь об охране окружающей среды принято решение об оценке соответствия.
Государственное регулирование в области экологической сертификации осуществ- ляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Бела- русь, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь и Мини- стерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Научно-методическое руководство по экологической сертификации в Республике
Беларусь осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружаю- щей среды Республики Беларусь.
3. Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды и рацио- нального использования природных ресурсов основывается на Конституции Респуб- лики Беларусь (15.03.1994, с изменениями и дополнениями 24.11.1996 г.) и состоит из
Закона «Об охране окружающей среды» (26.11.1992 г., в редакции Закона от 17 июля
2002 г.), других законодательных документов, таких, например, как:
– Водный кодекс Республики Беларусь (15.07.1998 г.);
– Кодекс Республики Беларусь о земле (04.01.1999 г.);
– Кодекс Республики Беларусь о недрах (15.12.1997 г.);
– Лесной кодекс Республики Беларусь (14.07.2000 г.);
– Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергших- ся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыль- ской АЭС» (12.11.1991 г.);
2. Приведите примеры того, зачем необходимо охранять атмосферный воздух,
воду, почву, недра, ландшафты, растительный и животный мир.
3. Как можно рационально использовать объекты неживой и живой природы?
4. Какие актуальные проблемы рационального природопользования стоят перед человечеством?
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 41 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Тема 3. Правовые аспекты охраны природы и рационального природопользования
План
1.
Международное экологическое право. Природоохранный надзор.
2.
Экологическая экспертиза и сертификация.
3.
Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды и раци- ональном использовании природных ресурсов.
1. Международное экологическое право. Природоохранный надзор
Воздействие человека на природу не бесконтрольно. Мировая правовая (юри- дическая) практика содержит множество законов, Конвенций, кодексов, договоров,
соглашений и т. п., направленных на охрану вод, воздуха, почв, недр, ландшафтов,
лесов, флоры, фауны, биоразнообразия. Каждое государство следит за состоянием окружающей среды, контролирует возможные последствия воздействия человека на природные ресурсы, находящиеся на его территории, проводит природоохранный надзор, мониторинг, экологическую экспертизу и сертификацию.
Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих обще- ственные отношения в сфере природопользования, охраны природы и обеспечения экологической безопасности.
Предметом экологического права считаются общественные отношения, скла- дывающиеся по поводу объекта природы и их экологических связей и находящиеся в сфере действия правовых норм экологического законодательства.
Субъектами экологических правоотношений являются:
– природопользователи;
– органы представительной и исполнительной власти, специально уполномочен- ные органы государства, имеющие право на регулирование использования при- родных ресурсов и на контроль за охраной окружающей среды;
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 42 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
– общественные объединения экологического профиля (общественный контроль);
– органы прокуратуры, осуществляющие надзор за законностью в сфере эколо- гических правоотношений.
Ведущий метод экологического права – это метод экологизации, направлен- ный на достижение гармонии между природой и обществом.
Международное экологическое право, как составная часть системы между- народного права, представляет собой совокупность норм и принципов, регулирую- щих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружа- ющей среде, а также по рациональному использованию природных ресурсов.
Система глобального мониторинга осуществляет наблюдение, оценку и прогноз загрязнения окружающей среды. В эту систему вовлечены все страны мира и осу- ществляется тесное международное сотрудничество. Его возглавляет ЮНЕСКО. В
1972 г. ею была разработана Межправительственная программа по окружающей среде (ЮНЕП) и создана всемирная система станций учета и наблюдения (мони- торинга) за состоянием и изменением биосферы. Мониторинг окружающей среды в Республике Беларусь проводится в рамках Национальной системы монито- ринга окружающей среды в Республике Беларусь, образованной в 1993 году.
Эта система включает: мониторинг земель; мониторинг поверхностных вод; мони- торинг подземных вод; мониторинг атмосферного воздуха; мониторинг озонового слоя; мониторинг растительного мира; мониторинг лесов; мониторинг животного мира; радиационный мониторинг; геофизический мониторинг; локальный монито- ринг окружающей среды.
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей сре- де и развитию, которая приняла программу будущего – «Повестка дня на ХХI век»
и провозгласила принцип совместного развития природы и общества как принцип
«устойчивого» развития, то есть соблюдение динамического равновесия в системе
«природа-общество». Главная идея – создание условий и механизмов для взаимо- увязанного социально-экономического и экологического развития, обеспечивающего возможность существования человечества на планете Земля.
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 43 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Согласно Конституции Республики Беларусь (15.03.1994 г., с изменениями и до- полнениями 24.11.1996 г.): «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного нарушением этого права. Государ- ство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресур- сов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановле- ния окружающей среды» (статья 46). «Охрана природной среды – долг каждого»
(статья 55).
Основной принцип международного экологического права – «окружаю- щая среда – общая забота человечества».
Важнейшими источниками международного экологического права являются:
– Конвенция об охране озонового слоя (1985);
– Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1970);
– Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979);
– Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, нахо- дящимися под угрозой исчезновения (1973);
– Конвенция о биологическом разнообразии (1992);
– Рамочная Конвенция об изменении климата (1992);
– Договор об Антарктиде (1959);
– Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космиче- ском пространстве и под водой (1963);
– Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использова- нию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967);
– Договор о нераспространении ядерного оружия (1968);
– Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения (1971);
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 44 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
– Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бак- териологического (биологического) оружия и токсинов, и их уничтожения (1972);
– Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использова- ния средств воздействия на природную среду (1977).
Самостоятельную группу международно-правовых актов образуют конвенции,
соглашения и договоры об охране Мирового океана от загрязнения и истощения.
Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды дифферен- цируется по компонентам окружающей среды: охрана вод, воздуха, почв, лесов, фло- ры, фауны и т. д.
Объектом международно-правовой охраны является вся природа планеты Земля и околоземного космического пространства в пределах, в которых человек реально воздействует на материальный мир.
Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружаю- щей среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Всемирная хартия охраны природы. Они имеют определяющее значение в реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества.
В числе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных охране окружа- ющей среды и рациональному использованию мировых природных ресурсов, следует обратить внимание на четыре:
1. Резолюция «Экономическое развитие и охрана природы» (18.12.1962 г.), в кото- рой одобряются инициатива и рекомендации, предложенные ЮНЕСКО. Резо- люция выделяет три важнейших момента: во-первых, целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов, флоры и фауны; во- вторых, интеграция термина охраны природы в более широкий термин «охрана окружающей среды»; в-третьих, концепция органического сочетания интере- сов охраны природы и экономического развития, получившая свое развитие на
Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972 г.
2. Резолюция, принятая 03.12.1968 г., в которой отмечается важнейшая роль бла- гоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека и над-
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 45 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть лежащего экономического и социального развития. С этой целью Генеральная
Ассамблея ООН принимает решение о созыве Конференции ООН по окружа- ющей среде в г. Стокгольме в 1972 г.
3. Резолюция «Об исторической ответственности государств за сохранение приро- ды Земли для нынешнего и будущих поколений» (сентябрь 1980 г.). Резолюция призывает все государства и народы предпринять конкретные меры по сокра- щению вооружений и разработке мероприятий по охране окружающей среды.
4. Всемирная хартия охраны природы (одобрена и утверждена 28 октября 1982 г.
Резолюцией 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Она рассматривает эко- логическое образование как составную часть общего образования. Признает- ся необходимым всемерно расширять наши знания о природе путем проведе- ния исследований и распространения этих знаний информационными система- ми любого типа. По своей юридической силе хартия является международно- правовым документом рекомендательного значения. Ее нормы и принципы юридически необязательны для государств и международных организаций, но в своей практической деятельности члены мирового сообщества, исходя из все- общей обязанности охраны окружающей природной среды, должны придержи- ваться положений этого акта.
Природоохранный надзор
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – это система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную де- ятельность, требований в области охраны окружающей среды.
Задачи системы контроля в области охраны окружающей среды заключаются в обеспечении соблюдения юридическими и физическими лицами требований зако- нодательства. В Республике Беларусь государственный контроль в области охраны
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 46 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть окружающей среды осуществляют Президент, Парламент – Национальное собрание,
местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы,
соответствующие органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и иные специально уполномоченные на то государственные органы. Ведом- ственный контроль – министерствами, государственными комитетами, иными ор- ганами государственного управления. Производственный контроль – экологически- ми службами предприятий, организаций и других хозяйственных субъектов. Обще- ственный контроль – общественными организациями, трудовыми коллективами.
Надзор за соблюдением природоохранного законодательства осуществ- ляет Прокуратура Республики Беларусь.
В соответствии с Положением о государственном контроле в области охраны окружающей среды, осуществляемом Министерством природных ресурсов и охра- ны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденным постановлением Сове- та Министров РБ от 1 апреля 1998 г. № 522, государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляют:
– Специализированная инспекция госконтроля за использованием и охраной атмосферного воздуха, вод, земельных и лесных угодий, недр и торфяного фон- да, животного мира, ведением охотничьего хозяйства и состоянием заповед- ного дела;
– Управление госконтроля по сокращению озоноразрушающих веществ;
– Специализированная инспекция по государственной экологической экспертизе проектов, технологических процессов, машин, оборудования;
– Управление организационной работы, экономики природопользования и информации;
– областные, Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окру- жающей среды;
– городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружаю- щей среды;
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 47 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
– Комитет рыбоохраны при Министерстве природных ресурсов и охраны окру- жающей среды.
Главный государственный инспектор по охране окружающей среды
Республики Беларусь – Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды. С 14.09.2017 г. им является Худык Андрей Павлович.
2. Экологическая экспертиза и сертификация
Одним из инструментов реализации права граждан на благоприятную окружаю- щую среду является государственная экологическая экспертиза. Она позволяет на стадии разработки проектной документации (до начала реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности) оценить масштаб и виды возможного вредного воздействия на окружающую среду и разработать достаточные мероприятия, на- правленные на уменьшение или предотвращение такого вредного воздействия.
Главной целью экологической экспертизы является обеспечение экологической безопасности любого планируемого строительства.
Особое внимание уделяется вопросам обеспечения экологической безопасности при проектировании и реализации проектных решений по градостроительным про- ектам, обоснованиям инвестирования в строительство и реконструкцию объектов топливно-энергетического комплекса, а также уникальных и крупных производств и объектов, отказы которых могут привести к тяжелым экономическим, социальным и экологическим последствиям: атомные, гидро- и теплоэлектростанции, производ- ства химической и нефтехимической промышленности, объекты разработки при- родных ресурсов, захоронения токсичных и радиоактивных отходов, магистральные газо- и нефтепроводы, резервуары для газа, нефти и нефтепродуктов вместимостью
10 тыс. м
3
и более, крупные животноводческие комплексы и птицефабрики, крупные объекты мелиорации.
С 21 мая 2010 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе».
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 48 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Экологическая сертификация – это процедура подтверждения соответствия продукции, услуги, объекта предъявляемым экологическим требованиям.
Экологическая сертификация как мера охраны природы и экологических прав граждан имеет сходство с государственной экологической экспертизой, целью ко- торой также является определение соответствия объекта экспертизы экологичес- ким требованиям. Принципиальное различие между этими мерами – в объекте.
Объекты государственной экологической экспертизы – это предпроектные, проект- ные и предплановые документы, то объекты экологической сертификации – гото- вая продукция.
Цель экологической сертификации – стимулирование производителей к внедре- нию таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в мини- мальной степени загрязняют природную среду и дают потребителю гарантию без- опасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания.
Экологическая сертификация направлена на защиту интересов государства, об- щества и его граждан в сфере окружающей среды, обеспечения экологической без- опасности и сохранения биологического разнообразия.
Законодательная основа экологической сертификации в Республике Беларусь –
Закон «Об охране окружающей среды» (26.11.1992).
Согласно статье 31 этого Закона: «Экологической сертификацией является де- ятельность по подтверждению соответствия, осуществляемая органом по сертифи- кации, аккредитованным в Системе аккредитации Республики Беларусь, объектов оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов, в том числе техни- ческих нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды».
Объектами экологической сертификации являются:
– система управления окружающей средой;
– продукция;
– компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окру- жающей среды;
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 49 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
– оказание услуг в области охраны окружающей среды;
– иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательными ак- тами Республики Беларусь об охране окружающей среды принято решение об оценке соответствия.
Государственное регулирование в области экологической сертификации осуществ- ляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Бела- русь, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь и Мини- стерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Научно-методическое руководство по экологической сертификации в Республике
Беларусь осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружаю- щей среды Республики Беларусь.
3. Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды и рацио- нального использования природных ресурсов основывается на Конституции Респуб- лики Беларусь (15.03.1994, с изменениями и дополнениями 24.11.1996 г.) и состоит из
Закона «Об охране окружающей среды» (26.11.1992 г., в редакции Закона от 17 июля
2002 г.), других законодательных документов, таких, например, как:
– Водный кодекс Республики Беларусь (15.07.1998 г.);
– Кодекс Республики Беларусь о земле (04.01.1999 г.);
– Кодекс Республики Беларусь о недрах (15.12.1997 г.);
– Лесной кодекс Республики Беларусь (14.07.2000 г.);
– Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергших- ся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыль- ской АЭС» (12.11.1991 г.);