Файл: Элективный курс Богатство и многообразие родного языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МБОУ КГО "СШ п.Орджоникидзевский им. Г.Д. Бутаева"
Богатство и многообразие родного языка
(Обогащение словарного запаса обучающихся средствами художественной выразительности)
Учебная рабочая программа
элективного курса 8- 9 классов
Составитель: Акбаева Е.У.,
учитель русского языка и литературы
П.Орджоникидзевский
2023
Аннотация
Предметно-ориетированный элективный курс «Богатство и многообразие родного языка» направлен на углубленное изучение отдельных тем базовых общеобразовательных программ и обеспечивает повышенный уровень изучения русского языка, предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет учащимся подготовиться к написанию сочинений и выполнению творческих работ.
Пояснительная записка
Актуальность разработки курса
В учебной программе учебного курса «Русский язык» в старших классах (8-9 классы) недостаточно отводится часов на развитие речи обучающихся. Элективный курс «Богатство и многообразие родного языка» актуален: он способствует практической подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку и успешному прохождению итогового контроля по завершении основного и профильного образования, так как открывает новые возможности для получения лингвистического образования. Данный курс направлен на устранение искусственного разрыва между высшей и средней школой, призван оказать помощь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности: развивает речевую грамотность – залог успешности человека.
Причины введения курса
Введение курса обусловлено необходимостью углубленного изучения средств художественной выразительности, что способствует качественной подготовке написания части С при сдаче ЕГЭ.
Проблемы, решаемые данной программой:
- устранение искусственного разрыва между высшей и средней школой;
- углубленное изучение основ лингвистического анализа текста;
- ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов;
- развитие познавательных способностей.
Особенности программного материала
Элективный курс «Богатство и многообразие родного языка» предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык, как на профильном, так и на базовом уровне. Курс представляет собой систему занятий, расширяющих и углубляющих содержание разделов лексики и риторики, предполагает расширение знаний обучающихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка.
Практическая направленность данного курса состоит в специальном отборе дидактического материала, часть которого представлена тестами ЕГЭ по русскому языку, часть – текстами разных стилей. Курс призван научить стилистическому анализу текстов, помочь в определении средств художественной выразительности, как одному из способов видения ценности и многообразия русского языка.
Роль и место курса
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как русский язык и литература. Ведение данного курса может осуществляться при выделении 1 часа из школьного компонента учебного плана.
Адресат
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9-11 классов: может проводиться в одном из данных классов.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
В результате прохождения программного материала обучающийся знакомится с многоаспектностью существования слова. В ходе изучения данного курса старшеклассники должны знать:
- системное устройство языка, взаимосвязь его единиц;
- языковые нормы, их функции;
- взаимосвязь фактов языка и истории;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- указывать средства связи между частями текста;
- определять тему и основную мысль текста;
- определять тип и стиль речи;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста
;
при аудировании и чтении:
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
при говорении и письме:
- соблюдать в практике письма лексические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Целевая установка
Цель курса: выполнить качественную подготовку сдачи ЕГЭ по русскому языку: расширить кругозор обучающихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.
Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих задач:
- развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к осознанному выбору профиля обучения, познавательного интереса к родному языку;
- углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;
- овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;
- формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
- применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности;
- совершенствование логического мышления, аналитических навыков.
Структура программы
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
- «Изобразительно-выразительные средства языка»;
- «Стилистические фигуры»;
- «Анализ текста».
Раздел «Изобразительно-выразительные средства языка» раскрывает центральное место лексики в системе образных средств языка. Обучающиеся изучают слово, основную единицу языка, самый заметный элемент его художественных средств, лексический запас русского языка.
При изучении раздела «Стилистические фигуры» выявляется богатство русского языка в использовании в речи особых сочетаний слов. Старшеклассники знакомятся с приёмами, связанными с изобразительными возможностями синтаксиса и с употреблением некоторых синтаксических конструкций для усиления изобразительности речи: антитеза, анафора, градация, оксюморон, синтаксический параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис, эпифора – и раскрывают выразительные возможности синтаксиса.
В разделе «Анализ текста» раскрываются средства связи предложений. Обучающиеся отрабатывают умения:
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- находить средства связи между частями текста;
- определять тему и основную мысль текста;
- определять тип и стиль речи;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий, обобщающих уроков с использованием обучающихся компьютерных программ и др. На лекционных занятиях дается обзор системы языка, классификация языковых единиц. Каждое лекционное занятие завершается контрольными вопросами по теме. После каждой темы проводится практикум. На итоговом контрольном занятии учащиеся выполняют тест и анализ предложенных текстов.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
- справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой);
- тренировочный (тестовые задания анализ текстов);
- контролирующий (анализ текстов, тесты).
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
- тренировочные и проверочные упражнения,
- практикум,
- работа со словарями,
- знакомство с многоаспектностью существования слова,
- творческие работы,
- исследовательская и проектная деятельность.
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых
Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (лекции, семинары), выполнение внеурочных (домашних) заданий и индивидуальных работ.
Предполагается, что старшеклассники будут заниматься под руководством учителя также и исследовательской работой, которая выльется в выступления на школьных и районных научных конференциях, адаптирует обучающихся к учёбе в ВУЗе и поможет им планировать собственную научную деятельность.
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью следующих форм работ:
- итогового теста, включающего серию вопросов по знанию терминологии, проверяющего умения применять теоретические сведения на практике;
- детальный анализ текста;
- создание творческих работ на основе предложенного материала.
Объём и сроки проведения.
Программа элективного курса «Богатство и многообразие родного языка» общим объёмом 35 часов рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов в неделю – 1 час.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | ||
1 | Введение. Язык – материал словесного искусства. Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 | | ||
Раздел I. Лексические средства выразительности речи. | |||||
2 | Прямое и переносное значение слов. Образные представления о предметах и явлениях. | 1 | | ||
3 | Омонимы - источники выразительности речи. Юмористическое использование каламбура. | 1 | | ||
4 | Синонимическое богатство родного языка. Противопоставление антонимов в речи - яркий источник речевой экспрессии | 1 | | ||
5 | Метафора - могучее средство воздействия на человеческое воображение. Своеобразие олицетворения. | 1 | | ||
6 | Метонимия, как употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. | 1 | | ||
7 | Эпитет - действенное художественное средство. Синекдоха – количественная метонимия. | 1 | | ||
8 | Воздействие гиперболы и литоты. | 1 | | ||
9 | Перифраза.Особенность возникновения перифраз. | 1 | | ||
10 | Сравнение - сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое. | 1 | | ||
11 | Лексическая анафора. Эзопов язык аллегории Ирония - одна из форм отрицания. | 1 | | ||
12 | Итоговый контроль (контрольная работа, индивидуальное выступление, тестовый контроль, защита творческих проектов и т. п.). | 1 | | ||
Раздел II. Стилистические фигуры. Изобразительные средства синтаксиса. | |||||
13 | Стилистические фигуры. Выразительные возможности синтаксиса. | 1 | | ||
14 | Градация – нарастание или убывание синонимического ряда. | 1 | | ||
15 | Синтаксический параллелизм. | 1 | | ||
16 | Риторический вопрос. Утверждение, высказанное в форме вопроса. Риторическое восклицание, усиливающее напряжённость и выразительность речи. Условный характер риторического обращения. | 1 | | ||
17 | Ритмообразующая функция инверсии. | 1 | | ||
18 | Анафора и эпифора – противоположные синтаксические фигуры. | 1 | | ||
19 | Принцип создания антитезы. Оксюморон. Использование явления антонимии для создания нового понятия. | 1 | | ||
20 | Асиндетон и полисиндетон. Построение речи при бессоюзии и многосоюзии. | 1 | | ||
21 | Широкое использование парцелляции в современной художественной литературе как средство изобразительности | 1 | | ||
22 | Эллипсис и его функции. Период. Классические примеры периода. | 1 | | ||
23 | Повторение особенностей определения лексических средств выразительности речи, стилистических фигур. | 1 | | ||
24-25 | Итоговая конференция. (Обобщение и систематизация изученного: защита докладов, рефератов, творческих работ, проектов и т.п.) | 2 | | ||
Раздел III. Анализ текста. | |||||
26-27 | Стилистический и типологический анализ текста. | 2 | | ||
28-29 | Лингвистический анализ текста. | 2 | | ||
30-31 | Анализ текста. | 2 | | ||
33-34 | Композиция и языковое оформление сочинения. Написание сочинения. | 2 | | ||
35 | Анализ сочинений. | 2 | |