Файл: Элективный курс Богатство и многообразие родного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МБОУ КГО "СШ п.Орджоникидзевский им. Г.Д. Бутаева"
Богатство и многообразие родного языка

(Обогащение словарного запаса обучающихся средствами художественной выразительности)

Учебная рабочая программа

элективного курса 8- 9 классов
Составитель: Акбаева Е.У.,

учитель русского языка и литературы

П.Орджоникидзевский

2023

Аннотация

Предметно-ориетированный элективный курс «Богатство и многообразие родного языка» направлен на углубленное изучение отдельных тем базовых общеобразовательных программ и обеспечивает повышенный уровень изучения русского языка, предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет учащимся подготовиться к написанию сочинений и выполнению творческих работ.
Пояснительная записка

Актуальность разработки курса

В учебной программе учебного курса «Русский язык» в старших классах (8-9 классы) недостаточно отводится часов на развитие речи обучающихся. Элективный курс «Богатство и многообразие родного языка» актуален: он способствует практической подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку и успешному прохождению итогового контроля по завершении основного и профильного образования, так как открывает новые возможности для получения лингвистического образования. Данный курс направлен на устранение искусственного разрыва между высшей и средней школой, призван оказать помощь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности: развивает речевую грамотность – залог успешности человека.
Причины введения курса

Введение курса обусловлено необходимостью углубленного изучения средств художественной выразительности, что способствует качественной подготовке написания части С при сдаче ЕГЭ.

Проблемы, решаемые данной программой:

- устранение искусственного разрыва между высшей и средней школой;

- углубленное изучение основ лингвистического анализа текста;

- ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов;

- развитие познавательных способностей.
Особенности программного материала


Элективный курс «Богатство и многообразие родного языка» предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык, как на профильном, так и на базовом уровне. Курс представляет собой систему занятий, расширяющих и углубляющих содержание разделов лексики и риторики, предполагает расширение знаний обучающихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка.

Практическая направленность данного курса состоит в специальном отборе дидактического материала, часть которого представлена тестами ЕГЭ по русскому языку, часть – текстами разных стилей. Курс призван научить стилистическому анализу текстов, помочь в определении средств художественной выразительности, как одному из способов видения ценности и многообразия русского языка.
Роль и место курса

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как русский язык и литература. Ведение данного курса может осуществляться при выделении 1 часа из школьного компонента учебного плана.
Адресат

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9-11 классов: может проводиться в одном из данных классов.
Требования к знаниям и умениям обучающихся

В результате прохождения программного материала обучающийся знакомится с многоаспектностью существования слова. В ходе изучения данного курса старшеклассники должны знать:

- системное устройство языка, взаимосвязь его единиц;

- языковые нормы, их функции;

- взаимосвязь фактов языка и истории;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- указывать средства связи между частями текста;

- определять тему и основную мысль текста;

- определять тип и стиль речи;

- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста

;

при аудировании и чтении:

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

при говорении и письме:

- соблюдать в практике письма лексические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Целевая установка

Цель курса: выполнить качественную подготовку сдачи ЕГЭ по русскому языку: расширить кругозор обучающихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.

Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих задач:

- развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к осознанному выбору профиля обучения, познавательного интереса к родному языку;

- углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;


- овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;

- формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;

- применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности;

- совершенствование логического мышления, аналитических навыков.
Структура программы

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

- «Изобразительно-выразительные средства языка»;

- «Стилистические фигуры»;

- «Анализ текста».

Раздел «Изобразительно-выразительные средства языка» раскрывает центральное место лексики в системе образных средств языка. Обучающиеся изучают слово, основную единицу языка, самый заметный элемент его художественных средств, лексический запас русского языка.

При изучении раздела «Стилистические фигуры» выявляется богатство русского языка в использовании в речи особых сочетаний слов. Старшеклассники знакомятся с приёмами, связанными с изобразительными возможностями синтаксиса и с употреблением некоторых синтаксических конструкций для усиления изобразительности речи: антитеза, анафора, градация, оксюморон, синтаксический параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис, эпифора – и раскрывают выразительные возможности синтаксиса.

В разделе «Анализ текста» раскрываются средства связи предложений. Обучающиеся отрабатывают умения:

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- находить средства связи между частями текста;

- определять тему и основную мысль текста;

- определять тип и стиль речи;

- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.
Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий, обобщающих уроков с использованием обучающихся компьютерных программ и др. На лекционных занятиях дается обзор системы языка, классификация языковых единиц. Каждое лекционное занятие завершается контрольными вопросами по теме. После каждой темы проводится практикум. На итоговом контрольном занятии учащиеся выполняют тест и анализ предложенных текстов.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:


- справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой);

- тренировочный (тестовые задания анализ текстов);

- контролирующий (анализ текстов, тесты).
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

- тренировочные и проверочные упражнения,

- практикум,

- работа со словарями,

- знакомство с многоаспектностью существования слова,

- творческие работы,

- исследовательская и проектная деятельность.
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых

Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (лекции, семинары), выполнение внеурочных (домашних) заданий и индивидуальных работ.

Предполагается, что старшеклассники будут заниматься под руководством учителя также и исследовательской работой, которая выльется в выступления на школьных и районных научных конференциях, адаптирует обучающихся к учёбе в ВУЗе и поможет им планировать собственную научную деятельность. 
Итоговый контроль.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью следующих форм работ:

- итогового теста, включающего серию вопросов по знанию терминологии, проверяющего умения применять теоретические сведения на практике;

- детальный анализ текста;

- создание творческих работ на основе предложенного материала.
Объём и сроки проведения.

Программа элективного курса «Богатство и многообразие родного языка» общим объёмом 35 часов рассчитана на 1 год обучения.

Количество часов в неделю – 1 час.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Дата

1

Введение. Язык – материал словесного искусства. Изобразительно-выразительные средства языка.

1




Раздел I. Лексические средства выразительности речи.

2

Прямое и переносное значение слов.

Образные представления о предметах и явлениях.

1




3

Омонимы - источники выразительности речи.

Юмористическое использование каламбура.

1




4

Синонимическое богатство родного языка.

Противопоставление антонимов в речи - яркий источник речевой экспрессии

1




5

Метафора - могучее средство воздействия на человеческое воображение.

Своеобразие олицетворения.

1




6

Метонимия, как употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

1




7

Эпитет - действенное художественное средство.

Синекдоха – количественная метонимия.

1




8

Воздействие гиперболы и литоты.

1




9

Перифраза.Особенность возникновения перифраз.

1




10

Сравнение - сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое.

1




11


Лексическая анафора.

Эзопов язык аллегории

Ирония - одна из форм отрицания.

1





12

Итоговый контроль (контрольная работа, индивидуальное выступление, тестовый контроль, защита творческих проектов и т. п.).

1




Раздел II. Стилистические фигуры. Изобразительные средства синтаксиса.

13

Стилистические фигуры. Выразительные возможности синтаксиса.

1




14

Градация – нарастание или убывание синонимического ряда.

1




15

Синтаксический параллелизм.

1




16

Риторический вопрос. Утверждение, высказанное в форме вопроса.

Риторическое восклицание, усиливающее напряжённость и выразительность речи.

Условный характер риторического обращения.

1




17

Ритмообразующая функция инверсии.

1




18

Анафора и эпифора – противоположные синтаксические фигуры.

1




19

Принцип создания антитезы.

Оксюморон. Использование явления антонимии для создания нового понятия.

1




20

Асиндетон и полисиндетон. Построение речи при бессоюзии и многосоюзии.

1




21

Широкое использование парцелляции в современной художественной литературе как средство изобразительности

1




22

Эллипсис и его функции.

Период. Классические примеры периода.

1




23

Повторение особенностей определения лексических средств выразительности речи, стилистических фигур.

1




24-25

Итоговая конференция. (Обобщение и систематизация изученного: защита докладов, рефератов, творческих работ, проектов и т.п.)

2



Раздел III. Анализ текста.

26-27

Стилистический и типологический анализ текста.

2




28-29

Лингвистический анализ текста.

2




30-31

Анализ текста.

2




33-34

Композиция и языковое оформление сочинения. Написание сочинения.

2




35

Анализ сочинений.

2