Файл: Элективный курс Богатство и многообразие родного языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание программы
Тема 1. Введение. Язык – материал словесного искусства.
Раздел I. Лексические средства выразительности речи.
Тема 2. Прямое и переносное значение слов. Богатство русского языка, позволяющее не только назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.
Тропы. Образные представления о предметах и явлениях. Слова и выражения, употреблённые в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях
Тема 3. Омонимы. Омонимы - источники выразительности речи. Типы омонимов (омофоны, омографы, омоформы). Омонимичные рифмы – яркое средство звуковой игры.
Каламбур. Каламбур – фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов.
Тема 4. Синонимы. Синонимическое богатство родного языка. Употребление синонимов – развитие выразительности речи. Искоренение повторения одних и тех же слов, тавтологии, употребления слов без оттенков их значения.
Типы синонимов: полные, смысловые, стилистические, семантико-стилистические (разная сфера употребления).
Антонимы. Противопоставление антонимов в речи - яркий источник речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи.
Тема 5. Метафора. Метафора - могучее средство воздействия на человеческое воображение. Метафорический образ мышления. Словесная метафора, метафорические образы или развёрнутые метафоры в художественном творчестве.
Метафоры в художественной прозе и поэзии.
Олицетворение. Олицетворение (прозопопея). Своеобразие олицетворения. Возникновение олицетворения, как анималистическое мировоззрение и всевозможные религиозные верования. Олицетворения в мифологии, в фольклоре. Переносные значения слов в создании олицетворения.
Тема 6. Метонимия. 1. Метонимия (переименование). Метонимия, как употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Разновидность тропа. Комический эффект метонимии. 2. Синекдоха – одна из разновидностей метонимий (количественная метонимия).
Тема 7. Эпитет. Эпитет - действенное художественное средство. Особая выразительность эпитета, создающее живое представление о предмете. Смысловая и экспрессивно-эмоциональная нагрузка эпитета. Индивидуально-авторские эпитеты. Функции эпитетов.
Оксюморон – один из редких видов эпитетов. Нелогичность соединения слов.
Тема 8. Гипербола и литота. Гипербола (художественное преувеличение). Литота (художественное преуменьшение). Истоки гиперболы, воздействие гиперболы и литоты.
Тема 9. Перифраз. Перифраз (один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи). Возникновение некоторых перифраз как своеобразное табу, запрет на чьё-либо имя.
Тема 10. Сравнение. Сравнение (сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое). Оформление сравнений в речи в виде сравнительных оборотов, состоящих из сравнительных оборотов из слова или словосочетания с одним из сравнительных союзов (как, точно, словно, будто, как будто, что). Бессоюзные сравнения. Способы передачи сравнений языковыми средствами: сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного. Развёрнутые сравнения.
Тема 11. Анафора. Лексическая анафора (повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание).
Аллегория. Аллегория (иносказание). Эзопов язык аллегории. Использование аллегории в баснях, сказках и названиях художественных произведений.
Тема 12. Ирония. Ирония (слова или выражения, содержащих в себе оценку того, что осмеивается). Ирония - одна из форм отрицания. Отличительный приём иронии - двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.
Раздел II. Стилистические фигуры. Изобразительные средства синтаксиса.
Тема 13. Стилистические фигуры. Выразительные возможности синтаксиса.
Тема 14. Градация. Градация (расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости).Градация – нарастание или убывание синонимического ряда. Типы градаций (восходящая, нисходящая).
Тема 15. Синтаксический параллелизм. Синтаксический параллелизм (одинаковое построение нескольких предложений, одна последовательность расположения членов предложения, одинаково выраженных). Параллелизм – аналогия, сходство, общность характерных черт; однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Типы параллелизма (прямой, обратный). Яркое и многообразное выражение параллелизма в романтической поэзии 19 века, когда пейзаж утратил свою описательность и приобрёл лирически-эмоциональный характер.
Тема 16. Риторический вопрос. Утверждение, высказанное в форме вопроса. Риторический вопрос, не предполагающий ответа, а лишь усиливающий эмоциональность высказывания, его выразительность. Эмоционально экспрессивное значение выражения риторического вопроса, привлекающее внимание к тому или иному предмету или явлению, выражающее утверждение.
Риторическое восклицание. Риторическое восклицание (построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие). Риторическое восклицание, усиливающее напряжённость и выразительность речи. Эмоциональность, поэтическое воодушевление и приподнятость риторического восклицания.
Риторическое обращение. Риторическое обращение (стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, лицу отсутствующему). Условный характер риторического обращения. Авторская интонация обращения: торжественность, патетичность, сердечность, ирония и т. д. Особенность синтаксиса обращений (экспрессивно-оценочные значения, метафоричность).
Тема 17. Инверсия. Инверсия (расположение слов не по грамматическим правилам).
Ритмообразующая функция инверсии.
Тема 18. Анафора. Анафора (стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)). Типы анафоры: звуковая (повторение одних и тех же сочетаний звуков), морфемная (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов), лексическая (повторение одних и тех же слов), синтаксическая (повторение одних и тех же синтаксических конструкций).
Эпифора. Эпифора (стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда).
Тема 19. Антитеза. Антитеза (стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов). Принцип создания антитезы.
Оксюморон. Оксюморон (остроумно-глупое сочетание противоположных по значению слов). Использование явления антонимии для создания нового понятия путём соединения контрастных по значению слов.
Тема 20. Асиндетон и полисиндетон. Изобразительные средства синтаксиса, особые построения словосочетаний, предложений или группы предложений: бессоюзие (асиндетон), многосоюзие (полисиндетон). Построение речи при бессоюзии и многосоюзии. Стилистический эффект искусного соединения бессоюзия и многосоюзия в одном тексте.
Тема 21. Парцелляция. Парцелляция (членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы). Широкое использование парцелляции в современной художественной литературе как средство изобразительности, особый стилистический приём, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.
Тема 22. Эллипсис. Эллипсис (пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемый в предложенном контексте или ситуации). Функции эллипсиса.
Период. Период (сложное предложение, которое заключает в себе ряд однородно построенных предложений (например, придаточные), обычно начинающихся одинаковыми союзами и имеющими приблизительно одинаковый размер). Классические примеры периода.
Тема 23. Повторение особенностей определения лексических средств выразительности речи, стилистических фигур.
Темы 24-25. Итоговая конференция. (Обобщение и систематизация изученного: защита докладов, рефератов, творческих работ, проектов и т.п.)
Раздел III. Анализ текста.
Темы 26-27. Стилистический и типологический анализ текста. Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Темы 28-29. Лингвистический анализ текст.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись. Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Темы 30-31. Анализ текста.
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Темы 32-33. Композиция и языковое оформление сочинения.
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. Основная часть сочинения. Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Темы 34-35. Анализ сочинений. (Обсуждение в группах).
Учебно – методические пособия.
-
Антонова С.В.. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф», 2007г. -
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., «Высшая школа», 1987 -
Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарёв Ю.А., Русское слово (факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка»). М., Просвещение, 1978. -
Виноградов В.В. Русский язык. – М., «Высшая школа», 1986 -
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. -
Григорян А.Т. Язык мой – друг мой. М., Просвещение, 1978.
7. Егорова Н.В.. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010
8.Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы.
М., Айрис-пресс, 2006.
9. Миронова Ю.С. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2009г
10. Пучкова Л.И.. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2010г.
11. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
12. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование (для подготовительных отделений вузов). – М., «Высшая школа», 1986
13. Черкасова М.Н., Черкасова Л.Н.. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г.
14. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984
Интернет-ресурсы
-
Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык» -
OrenEdu – сайт ГУ РЦРО -
Htpp//edu.1september.ru -
WWW.scool.edu.ru -
Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык». -
Http://ege.go-test.ru/ege/rus/ -
http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию. -
http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН -
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы. -
http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья» -
http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216 -
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore -
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ -
http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page -
http://www.openclass.ru/