ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тест: C:\Users\Рамзия\Desktop\ОГЭ 2022\Вариант 12.mtf
Тест
Для ответов на задания 1, 5, 6 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Ответами к заданиям 2-4, 7-11, 13-20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Задание #1
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
1) Доход
2) долг
3) обязанность
4) налог
5) партия
Задание #2
Деятельность человека можно научно определить как
1) целенаправленную активность, направленную на преобразование окружающего мира
2) разумное действие по достижению практических результатов
3) способ решения жизненных вопросов
4) поведение, связанное с удовлетворением потребностей
Задание #3
Нормы морали, в отличие от других социальных норм,
1) основываются на научном знании
2) имеют общегосударственный характер
3) опираются на силу общественного мнения
4) обязательны для исполнения
Задание #4
Верны ли следующие суждения о религии в Российской Федерации?
А. Россия - светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Б. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #5
Рассмотрите фотографию.
Какой вид познавательной деятельности осуществляют люди, изображённые на фотографии? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которые надо соблюдать человеку при осуществлении этой деятельности, и кратко поясните каждое из правил. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер Задания.
Задание #6
Надежда Витальевна хотела купить набор кухонной посуды в интернет-магазине. На одном из просмотренных ею сайтов нового магазина цена набора оказалась почти в два раза ниже, чем на всех остальных сайтах, при этом требовалась предоплата на сайте магазина. Надежда Витальевна решила не пользоваться услугами этого интернет-магазина. Почему было принято это решение? Выскажите два предположения.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание #7
В рыночной экономике в отличие от командной
1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства
2) устанавливается твёрдый курс официальной валюты
3) ведущие позиции занимает государственная собственность
4) складываются хозяйственные пропорции
Задание #8
К косвенным налогам относится
1) налог на прибыль
2) акциз
3) налог на доходы физических лиц
4) налог на имущество
Задание #9
Верны ли следующие суждения о факторных доходах?
А. Прибыль - доход владельца капитала.
Б. Владелец природных ресурсов получает факторный доход в виде ренты.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #10
В начале XX века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности. Эти данные характеризуют
1) социально-классовую структуру общества
2) государственное устройство
3) социально-этническую структуру
4) социально-территориальную структуру
Задание #11
Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?
А. Социальная роль зависит от социального статуса.
Б. Социальные роли делятся на прирождённые и достигаемые.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #12
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл опросы об отношении граждан к акции «Час Земли». Был задан вопрос: «Тридцатого марта по всему миру пройдёт очередная акция «Час Земли», участники которой выключат на один час свет и все электроприборы. Вы лично слышали или не слышали об этой акции? Если да, то принимаете ли Вы в ней участие или нет?» Полученные данные (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание #13
Политическую партию от других общественных организаций отличает то, что она
1) объединяет людей с общими интересами
2) формирует руководящие органы
3) строится на добровольной основе
4) стремится участвовать в осуществлении политической власти
Задание #14
Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля.
Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #15
Установите соответствие между качествами и характеристиками
человека, представляющими его двойственную природу: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
1) социальное начало
2) биологическое начало
__ идеалы
__ профессиональные навыки
__ способности
__ рост и вес
__ задатки
Задание #16
Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является
1) Правительство РФ
2) Федеральное Собрание РФ
3) Общественная палата РФ
4) Конституционный Суд РФ
Задание #17
Гражданин поливал на балконе цветы и уронил горшок с цветком на капот стоявшего перед домом автомобиля. Нормы какой отрасли права регулируют отношения гражданина с владельцем автомобиля?
1) конституционного права
2) административного права
3) гражданского права
4) финансового права
Задание #18
Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Исполнение правовых норм является свободным выбором граждан.
Б. Правовые нормы исходят от государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #19
После окончания школы Сергей решил поступить в университет, чтобы в дальнейшем заняться наукой. Вадиму ближе искусство. Он посещает изостудию и хочет посвятить себя живописи. Сравните две области культуры: науку и искусство. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.
1) предполагает творческое начало
2) использует художественные образы
3) требует обоснованности утверждений
4) создаёт духовные ценности
__ Черты сходства
__ Черты сходства
__ Черты различия
__ Черты различия
Задание #20
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Запишите ответ:__________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Среди учёных постоянно идут споры по поводу критериев выделения среднего класса в структуре общества. Чаще всего в качестве объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения как представителя «социальной середины».
Одни учёные рассматривают средний класс как довольно однородное образование. Более распространён второй подход, сторонники которого подчёркивают неоднородность среднего класса. Например, внутри его можно выделить две основные категории. Первая — «старый средний» класс — включает в себя собственников. Вторая категория — «новый средний» класс — состоит из высокооплачиваемых наёмных работников, как правило, занятых интеллектуальным трудом. Высший слой «нового среднего» класса включает менеджеров и специалистов, работающих в сфере крупного бизнеса. Эти люди, как правило, имеют высшее образование и являются высококлассными специалистами. К низшему слою относятся учителя, врачи, конторские служащие и т. д.
Чётко выраженных границ между этими категориями не существует. Так, численность «старого среднего» класса (класса собственников) неуклонно сокращается и, наоборот, увеличивается количество «новых средних» слоёв. Сейчас большинство среднего класса — это люди, источником дохода которых служит их личный труд, профессиональные навыки, а не владение частной собственностью, как было раньше.
(Н. Латова, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
21.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
-
Какие объективные критерии используются при определении принадлежности к среднему классу? Как воспринимают себя представители среднего класса? Каков состав «старого среднего» класса? -
Какие люди составляют большинство среднего класса в современном мире? Приведите два примера профессий представителей «нового среднего» класса; в каждом случае поясните, какие потребности людей удовлетворяет названная Вами профессия. -
Социологи считают, что средний класс укрепляет стабильность общества. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) приведённое суждение.
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 1; 4;
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
-
понятия: доход, налог; -
смысл понятия, например: доход — деньги или иные материальные ценности, полученные в результате осуществления какой-либо деятельности или в форме социальных выплат;
налог — обязательный безвозмездный платёж в пользу государства с имущества или доходов.
Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.
2) (1 б.) Верные ответы: 1;
3) (1 б.) Верные ответы: 3;
4) (1 б.) Верные ответы: 3;
7) (1 б.) Верные ответы: 1;
8) (1 б.) Верные ответы: 2;
9) (1 б.) Верные ответы: 2;
10) (1 б.) Верные ответы: 1;
11) (1 б.) Верные ответы: 1;
13) (1 б.) Верные ответы: 4;
14) (1 б.) Верные ответы: 3;
15) (1 б.) Верные ответы:
1;
1;
1;
2;
2;
16) (1 б.) Верные ответы: 2;
17) (1 б.) Верные ответы: 3;
18) (1 б.) Верные ответы: 2;
19) (1 б.) Верные ответы:
1;
4;
2;
3;
20) (1 б.) Верный ответ: "духовные".
5.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)
Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения | |
Дан правильный ответ на вопрос, сформулированы и пояснены два правила (всего пять элементов) | 3 |
Дан правильный ответ на вопрос, приведены только два-три других элемента | 2 |
Дан правильный ответ на вопрос, приведён только один другой элемент | 1 |
Дан только правильный ответ на вопрос. ИЛИ Дан неправильный ответ на вопрос (ответ на вопрос отсутствует) независимо от наличия других элементов. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |