Файл: Комплекс восстановителей и модификаторов поверхностей пар трения для выполнения безразборного ремонта и повышения ресурсоэнергосбережения узлов и агрегатов лесозаготовительной техники и транспорта в лесном комплексе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комплекс восстановителей и модификаторов поверхностей пар трения для выполнения безразборного ремонта и повышения ресурсоэнергосбережения узлов и агрегатов лесозаготовительной техники и транспорта в лесном комплексе.
А.А. Борозна, к.т.н., СПбГЛТУ, И. Ф. Пустовой технический директор ООО «Реалинпроект», инженер-конструктор Е.О. Сушков - ООО «Реалинпроект».
Использование комплекса для безразборной обработки узлов и агрегатов техники позволяет с минимальными временными и трудозатратами получить следующие результаты:
- очистить внутренние рабочие поверхности;
- устранить небольшие дефекты поверхностей пар трения;
- запустить процесс образования на трущихся металлических поверхностях металлокерамического слоя, по многим свойствам превосходящего алмазоподобные DLC поверхности;
- образуемый слой под действием температуры и используя энергию трения связывается с металлической подложкой одним кристаллическим каркасом;
- создание кристаллического каркаса сопровождается процессом идеализации рабочих зазоров пар трения – износ компенсируется, дисбаланс частично компенсируется благодаря большему наращиванию каркаса в местах большей нагрузки, общий КПД агрегата повышается;
- в образуемом слое в процессе работы создается аморфная ячеистая олеофильная структура, идеально удерживающая в себе смазочные материалы даже при отсутствии их внешнего поступления, что позволяет защитить поверхности трения от износа в условиях максимальных нагрузок и в моменты запуска агрегатов;
- созданный металлокерамический слой не зависит от смены смазочных материалов и сохраняется в течении всей жизни агрегата, повторное применение комплекса рекомендуется при сильном износе или для поддержания эффективности через 4-6 замен смазочных материалов, препятствует износу трущихся деталей как в обычном режиме работы, так и при повышенных нагрузках, в том числе при запусках, пониженных оборотах, в условиях пониженного давления масла, при низких температурах.
Основные преимущества использования комплекса:
- не требуется регулярного применения при замене смазочных материалов, результат не зависит от их замены;
- комплекс инертен в химическом отношении, совместим с любыми видами масел и смазок: объём рабочего состава составляет 0,01-0.1% от объема смазочных материалов, что физически исключает возможность забивания даже самых узких масляных каналов;
- воздействует исключительно на поверхность в зоне трения и не оседает ни на каких других поверхностях;
- не требуется остановки производства или нарушения логистических цепочек, разборки агрегатов, используется немного нерабочего времени для проведения процедуры;
- снижает вибрационные показатели агрегатов, что положительно сказывается на ресурсе всей конструкции;
- снижает общий уровень шума;
- при плакировании элементов ЦПГ металлокерамическим слоем возникает эффект ограничения отвода теплоты в систему охлаждения, что является частичной адиабатизацией двигателя – одним из приоритетных направлений совершенствования технико-экономических показателей двигателей;
- восстанавливает давление в масляной системе;
- восстанавливает рабочие параметры гидравлических насосов и машин без отрицательного влияния на управляющие гидравлические клапана.
Экономические обоснование при использовании комплекса на примерах:
Стоимость комплекса, рублей | Результат обработки комплексом | Экономия на ГСМ, рублей | Отложенная экономия за счет ресурса |
Т рактор БЕЛАРУС МТЗ 82.1 Повторение процедуры безразборного ремонта через 1000 моточасов. Средняя стоимость ТО-2 – 19 500 р. | |||
18 000 р. | Экономия топлива - 9-28%, смазочных материалов при доливке – 50- 85%, увеличение ресурса ДВС и топливной аппаратуры в 2,5-4 раза, снижении вредных выбросов на 40-60%. | 72 000 р. средняя | 24 000 р. минимум |
Ф орвардер Komatsu 875 Повторение процедуры безразборного ремонта через 1000 моточасов. Средняя стоимость ТО – 38 500 р. | |||
45 000 р. | Экономия топлива - 7-28%, смазочных материалов при доливке – 55-90%, увеличение ресурса ДВС и топливной аппаратуры в 2,5-4 раза, снижении вредных выбросов на 45-80%. | 146 000 р. средняя | 215 000 р. минимум |
самосвал IVECO TRAKKER AD410T42H Повторение процедуры безразборного ремонта через 100 000 км. Средняя стоимость ТО – 26 500 р. | |||
35 000 р. | Э кономия топлива - 9-24%, смазочных материалов при доливке – 45-90%, увеличение ресурса ДВС и топливной аппаратуры в 2,5-4 раза, снижении вредных выбросов на 40-60%. | 242 000 р. средняя | 65 000 р. минимум |
Харвестер Ponsse Ergo 8W Повторение процедуры безразборного ремонта через 1000 моточасов. Средняя стоимость ТО – 42 700 р. | |||
45 000 р. | Экономия топлива - 7-26%, смазочных материалов при доливке – 65-90%, увеличение ресурса ДВС и гидравлической системы в 2,5-4 раза, снижении вредных выбросов на 45-80%. | 137 000 р. средняя | 284 000 р. минимум |
Малая коммерческая техника на примере микроавтобуса Mercedes Vito W447 119CDI Повторение процедуры безразборного ремонта через 40 000 км. Средняя стоимость ТО – 9 700 р. | |||
8 500 р. | Экономия топлива - 9-21%, смазочных материалов при доливке – 30-80%, увеличение ресурса ДВС и топливной аппаратуры в 2,5-4 раза, снижении вредных выбросов на 40-60%. | 17 000 р. средняя | 67 000 р. минимум |
Особенности применения комплекса:
- стоимость одной обработки окупается минимум 1,5 – 2 раза только получаемой экономией топлива;
- на крупногабаритной технике с изначально большим угаром масла экономия на смазочных материалах несколько раз окупает стоимость обработки, на легкой технике экономия небольшая ввиду частой полной замены масла;
- основное преимущество использования обработки комплексом заключается в значительной отложенной экономии на ремонте агрегатов благодаря повышению ресурса и запаса прочности ДВС, турбин, гидравлических систем и топливной аппаратуры;
- при сильном износе техники экономия от применения комплекса «Допресурс.рф» превышает затраты на обработку в 12-18 раз, при обработке новой техники ;
Самое главное преимущество применения комплекса – возможность сохранения и восстановления деталей и узлов уже изношенных агрегатов, что позволяет избежать простоев и добиться значительного снижения расходов на обслуживание техники в условиях санкционного давления на промышленность, когда большинство запчастей недоступно или цены на них сильно завышены.
Области применения комплекса:
1. Силовые установки - ДВС, компрессоры, газогенераторы, гидравлические системы - экономия топлива 7-38%, экономия смазочных материалов до 350%, снижение токсичности выпускных газов на 45-80%, увеличение ресурса узлов и агрегатов в 2,5-4 раза, увеличить общий жизненный цикл агрегатов, значительно повысить запас прочности, расширить диапазоны допустимых нагрузок и условий эксплуатации, получить очень значительное снижение материальных затрат при долгой эксплуатации малосерийных и крупногабаритных агрегатов. Позволяет вновь ввести в работу оборудование, параметры которого вышли из допуска, без проведения серьезного капитального ремонта. Способствует импортозамещению.
2. Подшипниковые и шарнирные соединения, редуктора, трансмиссии, рычажные передачи, насосы, гидравлические системы - увеличение ресурса в 2-5 раз, увеличение общиего жизненного цикла оборудования, значительное повышение запаса прочности и расширение диапазонов допустимых нагрузок и условий эксплуатации. Позволяет снизить затраты, связанные с простоем оборудования. Способствует импортозамещению.
3. Сцепки, скользуны, гребни колес, бандажи, стрелочные переводы, рельсы, люлечное подвешивание и т. д. – использование составов комплекса позволяет получить увеличение ресурса в 2,5-5 раз, значительно повысить запас прочности, расширить диапазоны допустимых нагрузок и условий эксплуатации. Позволяет снизить затраты, связанные с простоем. Способствует импортозамещению.
4. Консервация и расконсервация техники. На этапе консервации позволяет защитить трущиеся поверхности благодаря созданию олеофильного металлокерамического слоя, на этапе расконсервации позволяет восстановить полученные при сухом запуске повреждения поверхностей и защитить их при дальнейшей работе, поднять давление в системе смазки до оптимальных значений (рис. 1) [1].
До обработки
После обработки
Рис. 1 - Вид поверхностей шатунного вкладыша и образуемый слой
Рис. 2 - Химическая стойкость модифицированных поверхностей трения.
Фотографии поверхностей трения (ув. 135 крат):
а – исходная (не натертая) поверхность металла; б – изношенная поверхность металла; в – совмещенные участки повреждения поверхности (1 – кислотное воздействие, 2 – износ в результате объемного разрушения, 3 – износ при трении); г – вид кристаллов после кислотной обработки поверхности; д – кристаллы, возникшие после намокания водой и выдержки поверхности на воздухе (ув. 280 крат); е – вид пленочной структуры в «дневном» свете (кислотное воздействие);
ж – вид пленочных структур в поляризованном свете (ув. 83 крат): 1 – не прореагировавший защитный слой; 2 – сульфаты; 3 – поверхность металла (черные области) [2].
Литература и источники:
1. Влияние примесей магнетита на триботехнические свойства смазочных композиций, содержащих минеральные модификаторы трения / Д. Н. Любомиров и др. // Трение и износ. – 2011, № 2 ( 32).
2. Кинетический критерий зарождения смазочных структур при трении минеральных наполнителей К. Н. Долгополов и др. // Трение и смазка в машинах и механизмах. – 2014, № 6.