Файл: Влияние христианства на развитие медицины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Влияние христианства на развитие медицины.

Вхристианской культуре сформировалось представление о том, что Бог карает грешника болезнями или посылает испытания праведникам, напоминая тем и другим о бренности земного бытия. Влияние богословских текстов и терминов на разные аспекты европейской культуры, в том числе и на развитие медицинских представлений, часто бывает неявным и раскрывается лишь при внимательном прочтении. Приведем несколько примеров. До настоящего времени словом «плацебо» называется безвредное вещество (например, дистиллированная вода), которое иногда предлагается в качестве лекарства. Его эффективность зависит от веры больного в исцеление. Слово «реанимация» происходит от латинского «animatio», что значит «оживление», оно пришло в медицину из богословия. В XIV в. во время эпидемий в Европе стали задерживать людей и товары на пограничных пунктах в течение 40 дней. В результате появился термин «карантин» (от итал. «quaranta gironi» — «сорок дней») в память о 40-дневном пребывания Христа в пустыне. Еще в XVII столетии в Англии эпидемию чумы называли «visitation», что значит «испытание», «кара Господня».

Религиозные представления средневековья побуждали людей искать в церкви не только утешения и помощи, но и исцелений.

Это интересно. В VII-VIII вв. при монастырях были организованы многочисленные приюты и больницы для странников. Ночью и во время ураганов они звонили в колокола, зажигали свет в окнах обители и с колокольчиками выходили навстречу путникам. В приюте замерзших отогревали и оказывали посильную врачебную помощь. Если странника не удавалось вернуть к жизни или в горах находили тело умершего, его отпевали и относили на ледовое кладбище в горах. В средневековых монастырях создавались больницы, которые первоначально предназначались для братьев святой обители, однако с увеличением числа странников их пришлось расширить. Монахи, сведущие в лечебном деле, выращивали в монастырских садах лекарственные растения. Монастырь часто имел свою аптеку и был центром
, где больные из окрестных деревень могли получить совет и помощь.

Успехи профилактической медицины в средневековье связаны прежде всего с санитарным состоянием городов. Средневековые города возникли в IX-XI вв., однако водопроводы и водоотводы в них начали сооружать лишь несколько столетий спустя. Мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали на улицу, низкий уровень гигиены способствовал распространению инфекций и эпидемий. Общественных бань западное средневековье не знало до XIII в.

Улицы в дождливую погоду превращались в болото, а в жаркую — покрывались пылью. Во время эпидемий чумы, холеры и оспы именно в городах была самая высокая смертность.

Средневековая Европа пережила две колоссальные эпидемии чумы: «чуму Юстиниана», которая в VI в. пришла из Египта и в течение почти 60 лет опустошала страны Средиземноморья; и «черную смерть» 1346-1348 гг., завезенную с Востока через Италию. Смерть наступала через несколько часов после заражения. В Генуе умерло 50 % населения, в Венеции — 70 %, в Лондоне — 90 % .

По улицам европейских городов ходили процессии людей, которые занимались покаянием и самобичеванием, призывая соотечественников последовать их примеру. Лечению заразных болезней во многом способствовало изучение медицинских трактатов арабских авторов: врачи и хирурги начинают практиковать прижигание язв и вскрытие чумных нарывов.

Разумеется, успешная борьба с такими эпидемиями была непосильной задачей для средневековой медицины, и все-таки практика предупреждения болезни достигла успехов. Это показали тяжелые времена эпидемии чумы XIV в. С самого начала ее принимали строгие меры для изоляции больных; появились десятки трактатов, посвященных чуме. В течение десятилетий в европейских странах создана целая система мер борьбы с чумой: закрывали гавани; устраивали изоляционные пункты для больных и ухаживающего персонала; о каждом заболевшем обязаны были сообщить; сжигали все, что было в соприкосновении с больным и не могло быть дезинфицировано.

Специальной дезинфекции с помощью серных окуриваний подвергались письма и деньги, которые участвовали в торговом обороте. Учения о чуме, холере, проказе, чесотке, трахоме, дифтерии, сибирской язве и другие заразных болезнях были включены в XIV в. в особый канон новых учений о «заразных болезнях» (лат. «morbi contagiosi»).



В санитарном отношении средневековые европейские города весьма уступали античным. Хотя мыло было изобретено уже в древности, многие народы в эпоху средневековья продолжали при умывании пользоваться глиной, бобовой мукой или ячменной закваской. Авиценна рекомендовал мыло только для удаления перхоти, при кожных заболеваниях и для обмывания прокаженных. Здоровые люди, по его мнению, должны были применять глину, которая хорошо очищает тело. В 1399 г. король Генрих V основал орден, особой привилегией членов которого считалось мытье в бане с мылом.

Постепенно формировалась система медицинских учебных заведений в странах Западной Европы. Наибольшую известность получили представители Салернской врачебной школы Мавр и Урсо. Первому принадлежит лучшее и наиболее обстоятельное изложение учения Салернской школы об исследовании мочи, а также сочинение о кровопусканиях.

Арнольд из Виллановы известный врач и алхимик, магистр медицины в Монпелье, составил сборник мудрых советов и наставлений, известный как «Салернский кодекс здоровья». В него вошли медицинские стихи, написанные в Салерно и других медицинских школах.