Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Ручное практическое задание пнк, кп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Пермь - 2023
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина:
Ручное практическое задание ПНК, КП
Выполнил:
Обучающийся Валявкина Светлана Анатольевна
Преподаватель:
Завьялова Дарья Владимировна
Цель занятия: отработка умений реагирования конфликтных ситуаций,
получить навыки построения эффективного взаимодействия с участниками
процесса, получить навыки использования процессов саморегуляции поведения в
межличностном общении.
ЗАДАНИЕ 1
Раздел «Основы теории конфликтного поведения»
Внимательно прочитайте представленные ниже педагогические ситуации:
Ситуация 1. Девочка (2 класс) испытывает трудности с выполнением домашнего задания. Учительница неоднократно замечала, что задание не выполняется, поэтому однажды после уроков обратилась к ученице с вопросом: «Скажи пожалуйста, что у тебя не получается? С чем возникают трудности при выполнении домашнего задания?». Ученица ответила, что очень сильно устаёт, так как после школы она каждый день до позднего вечера проводит на дополнительных занятиях и тренировках по художественной гимнастике.
Ситуация 2. Мальчик (1 класс) несколько раз в течение первого месяца обучения в начальной школе проявлял агрессию, много задирался с остальными учениками, проявлял нетерпимость. Согласно социальному статусу, мальчик из неполной семьи, занимается воспитанием ребёнка бабушка. На замечания о поведении ребёнка неоднократно говорилось маме и бабушке. Классный руководитель понимает, что «правила учителя» постоянно нарушаются со стороны ребёнка, поэтому учитель применяет меры наказания (в виде выхода из класса, отсаживания на последнюю парту от всего класса). Ребёнок не контактирует с коллективом.
Ситуация 3. Девочка (4 класс) к концу начальной школы стала очень закрытой по сравнению с первыми годами обучения, односложно отвечает на вопросы учителя. При встрече с родителями, учитель выясняет, что проблем дома и на дополнительных занятиях у ребёнка нет, девочка активна, любознательна, участвует во всех мероприятиях.
Вопросы:
1. Проанализируйте ситуации и представьте свой развернутый ответ, согласно указанным признакам, представленными в таблице.
Ответ:
Таблица – Виды конфликтов
Признак для анализа
Ситуация 1
Ситуация 2
Ситуация 3
Вид конфликта
Изменившиеся условия обучения, физическая усталость ребенка, моральная подавленность, снижение мотивации к учебе в школе.
Непонимание.
Невоспитанность, дезадаптированность ребенка. Бунтарское поведение.
Снижение мотивации к учебе в школе.
Характерные действия
Систематически невыполненное домашнее задание.
Намеренно конфликтует, чтобы
«нарушить правила», отклонения от норм поведения.
Отвечает односложно, не проявляет интереса к урокам. При этом, вне школы ведет себя активно, творчески.
Способы коррекции
Доверительные беседы, мотивация.
Доверительные беседы, мотивация.
Необходима помощь психолога. Можно попробовать дать индивидуальное задание по способностям мальчика и установить соответствующую награду за выполнение.
Доверительные беседы, мотивация.
Стиль общения учителя с Демократический
Авторитарный
Между либеральным
ребёнком и демократическим.
Влияние стиля учителя на поведение ребёнка
Ребенок рассказал о своих проблемах открыто, значит доверяет.
Ребенок в такой ситуации может замкнуться или сопротивляться. В данном случае, присутствует второй вариант. Мальчик не доверяет педагогу, педагог для него не авторитетен, от этого его поведение только хуже.
Ребенку неинтересно.
Доверия нет. Не хочет раскрыться педагогу, не отвечает на его вопросы полноценно.
Рекомендации учителю по разрешению ситуации
Мотивировать ребенка, вызвать интерес к обучению в школе, научить распределять свое свободное время рациональнее, предложить мотивирующее пари (с наградой в конце).
Поменять свой стиль общения на демократический, отнестись к ребенку с уважением и пониманием.
Попробовать мотивировать и сдружиться.
Сменить стиль общения на демократический.
Постараться завоевать доверие ребенка.
Мотивировать разными способами.
Дать индивидуальное задание с интересным призом в конце при успешном выполнении.
ЗАДАНИЕ 2
Влияние стиля учителя на поведение ребёнка
Ребенок рассказал о своих проблемах открыто, значит доверяет.
Ребенок в такой ситуации может замкнуться или сопротивляться. В данном случае, присутствует второй вариант. Мальчик не доверяет педагогу, педагог для него не авторитетен, от этого его поведение только хуже.
Ребенку неинтересно.
Доверия нет. Не хочет раскрыться педагогу, не отвечает на его вопросы полноценно.
Рекомендации учителю по разрешению ситуации
Мотивировать ребенка, вызвать интерес к обучению в школе, научить распределять свое свободное время рациональнее, предложить мотивирующее пари (с наградой в конце).
Поменять свой стиль общения на демократический, отнестись к ребенку с уважением и пониманием.
Попробовать мотивировать и сдружиться.
Сменить стиль общения на демократический.
Постараться завоевать доверие ребенка.
Мотивировать разными способами.
Дать индивидуальное задание с интересным призом в конце при успешном выполнении.
ЗАДАНИЕ 2
Раздел «Основы теории конфликтного поведения»
Предлагается для решения следующая педагогическая задача: Вы – классный руководитель 3 класса. К Вам обращается мама одного из учеников (мальчика) с просьбой помочь в ситуации – ребёнок не хочет ходить в школу, жалуется на обзывательства и издевательства со стороны одноклассников (группой лидеров в классе). С родителями ребёнок открыт и чувствует себя в безопасности.
Отмечается, что нежелательное поведение происходит после уроков, вне школы.
Классный руководитель не сталкивался с подобным поведением в рамках школы.
Вопросы:
1. Опишите явления, которые способны проявляться в детском коллективе и пути их нейтрализации. Результат ответа представьте в таблице.
2. Опишите действия, которые должны предпринять классный руководитель.
3. Поясните, к каким специалистам следует обратиться классному руководителю для помощи. Аргументируйте свой выбор.
4. Предложите алгоритм действий педагога, который выявил данный факт в детском коллективе.
Ответ:
Таблица – Сравнительный анализ сложных взаимоотношений в детском коллективе
№
п/п
Явление
Отличительные
особенности
Пути нейтрализации
1.
Конфликт Агрессивное или негативное отношение участников конфликта друг к другу.
Острое несовпадение интересов и мотивов.
Принципиальное
Совместные беседы педагога/психолога с участниками конфликта. Дать одно задание на двоих (под присмотром). Найти общие точки соприкосновения.
Вызвать у них интерес к чему-то
противоречие во взглядах и поведении, отношении друг к другу. Причинение физического вреда и психологического вреда друг к другу. Основное отличие от буллинга – взаимная агрессия. общему и попробовать их подружить.
2.
Буллинг Агрессивное преследование, обзывательства, психологическая травля, высмеивание, поведение по принципу «против кого дружим».
Вести регулярные беседы с агрессорами по поводу их поведения. Объяснять, что такое поведение не является правильным.
Снова и снова объяснять эти вещи на конкретных примерах, пока до них не дойдет. Ребенка, в адрес которого ведется буллинг, научить психологическим приемам игнорирования и нейтрализации буллинга. Беседы с родителями всех детей — участников буллинга.
ЗАДАНИЕ 3
2.
Буллинг Агрессивное преследование, обзывательства, психологическая травля, высмеивание, поведение по принципу «против кого дружим».
Вести регулярные беседы с агрессорами по поводу их поведения. Объяснять, что такое поведение не является правильным.
Снова и снова объяснять эти вещи на конкретных примерах, пока до них не дойдет. Ребенка, в адрес которого ведется буллинг, научить психологическим приемам игнорирования и нейтрализации буллинга. Беседы с родителями всех детей — участников буллинга.
ЗАДАНИЕ 3
Раздел: Основы эффективного взаимодействия
Вы работаете в школе и планируете на следующий учебный год набрать первый класс. Вам предстоит выступить на первом родительском собрании будущих первоклассников. Подготовьте текст своего выступления по следующим вопросам:
1. Адаптационный период детей – первоклассников.
2. Особенности детей младшего школьного возраста.
3. Помощь и поддержка со стороны родителей и учителя.
4. Активность и участие родителей и педагогов в жизни детей (в том числе, во внеурочных и внеклассных мероприятиях).
5. Установление сотрудничества с родителями.
Ответ:
Адаптационный период детей-первоклассников
— сложный психофизический процесс. В адаптационный период некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу носятся по коридору, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно. Другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризными, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам, книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний.
Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения.
Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро, однако есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит.
Такие дети часто и долго болеют, причем болезни во многом носят психосоматический характер: эти дети составляют «группу риска» с точки зрения возникновения школьного невроза. Дети с затянутым процессом адаптации во всех отношениях нуждаются в особом внимании со стороны грамотного психолога.
Адаптация — это привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду.
Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению, не принимает норм.
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух
месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, т. к. им еще трудно выполнять все правила поведения; хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, но к концу октября трудности, как правило, нивелируются — ребенок становится учеником.
Основные показатели благоприятной социально-психологической
адаптации ребенка:
- формирование адекватного поведения;
- установление контактов с обучающимися и учителем;
- овладение навыками учебной деятельности.
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками — они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция — слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.
Третья группа — дети, у которых социально-психологическая
адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т.п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко «третируют детей», «мешают работать на уроке», их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Но за одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения могут крыться разные причины. Адаптация затруднена и у детей, нуждающихся в специальном лечении, и у детей с нарушениями психоневрологической сферы, и у тех, кто вырос в неблагоприятных социальных условиях. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.
Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса, ограничения времени. «Перегруженные» дети не только
работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх «не успеть» и в результате — «жертвуют» качеством любой работы.
Так или иначе, плохое поведение — сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.
Такие школьники часто становятся «на виду». Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они «задирают» детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, — это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.
Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения.
На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.
Эмоциональная поддержка ребенка в период адаптации со стороны учителя
Многие первоклассники не только не осознают специфическую позицию учителя, но и свое положение ученика. Им трудно понять условность отношений педагога и школьника, поэтому ребенок говорит учителю в ответ на его замечание: "» не хочу здесь учиться, мне с вами не интересно». Отстоять свое «Я» педагогу бывает довольно трудно. Приказывать бесполезно, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребенка, поэтому от учителя требуются терпение и доброжелательность.
Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома: их общение с «чужими» взрослыми, скорее всего, было ограничено, а мама и бабушка были чересчур снисходительны. В школе такие дети тоже пытаются капризничать, настаивать на своем, а когда встречают отпор (пусть самый
Так или иначе, плохое поведение — сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.
Такие школьники часто становятся «на виду». Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они «задирают» детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, — это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.
Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения.
На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.
Эмоциональная поддержка ребенка в период адаптации со стороны учителя
Многие первоклассники не только не осознают специфическую позицию учителя, но и свое положение ученика. Им трудно понять условность отношений педагога и школьника, поэтому ребенок говорит учителю в ответ на его замечание: "» не хочу здесь учиться, мне с вами не интересно». Отстоять свое «Я» педагогу бывает довольно трудно. Приказывать бесполезно, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребенка, поэтому от учителя требуются терпение и доброжелательность.
Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома: их общение с «чужими» взрослыми, скорее всего, было ограничено, а мама и бабушка были чересчур снисходительны. В школе такие дети тоже пытаются капризничать, настаивать на своем, а когда встречают отпор (пусть самый
доброжелательный и корректный), то чаще всего отказываются учиться вообще.
Они могут в раздражении швырнуть книги и тетради, расплакаться, а дома будут жаловаться — «учительница не любит». К сожалению, такие жалобы приводят к осуждению действий учителя и серьезным конфликтам.
Требуются большое терпение и такт, т. к. ребенок должен научиться новым для него вариантам взаимодействия, и необходимо длительное время, чтобы малыш понял, что он не «лучше всех», что его умения или большие знания о чем- то – не повод для пренебрежительного отношения к одноклассникам, что учитель должен обращать внимание не только на него и т. п.
Успешность адаптации ребенка к школе во многом зависит от эмоциональной поддержки со стороны учителя и родителей и положительной оценки его стараний (даже если успех невелик). Ребенок должен чувствовать интерес одноклассников, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя, ведь дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаще всего глазами учителя. Отношение учителя к ребенку определяет и отношение к нему его одноклассников.
Готовность ребенка к началу систематического обучения
Развитие отдельных органов и систем организма ребенка должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды. В противном случае процесс адаптации затягивается, идет с большим напряжением, т. к. дети, функционально не готовые к обучению, имеют более низкий уровень работоспособности. У трети «неготовых» детей уже в начале года отмечаются: неудовлетворительная реакция на нагрузку сердечно-сосудистой системы, потеря массы тела; они часто болеют и пропускают занятия, а значит, еще больше отстают от сверстников.
Основные причины нарушения (срыва) адаптации:
неадекватность требований педагога, родителей;
стресс ограничения времени;
Они могут в раздражении швырнуть книги и тетради, расплакаться, а дома будут жаловаться — «учительница не любит». К сожалению, такие жалобы приводят к осуждению действий учителя и серьезным конфликтам.
Требуются большое терпение и такт, т. к. ребенок должен научиться новым для него вариантам взаимодействия, и необходимо длительное время, чтобы малыш понял, что он не «лучше всех», что его умения или большие знания о чем- то – не повод для пренебрежительного отношения к одноклассникам, что учитель должен обращать внимание не только на него и т. п.
Успешность адаптации ребенка к школе во многом зависит от эмоциональной поддержки со стороны учителя и родителей и положительной оценки его стараний (даже если успех невелик). Ребенок должен чувствовать интерес одноклассников, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя, ведь дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаще всего глазами учителя. Отношение учителя к ребенку определяет и отношение к нему его одноклассников.
Готовность ребенка к началу систематического обучения
Развитие отдельных органов и систем организма ребенка должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды. В противном случае процесс адаптации затягивается, идет с большим напряжением, т. к. дети, функционально не готовые к обучению, имеют более низкий уровень работоспособности. У трети «неготовых» детей уже в начале года отмечаются: неудовлетворительная реакция на нагрузку сердечно-сосудистой системы, потеря массы тела; они часто болеют и пропускают занятия, а значит, еще больше отстают от сверстников.
Основные причины нарушения (срыва) адаптации:
неадекватность требований педагога, родителей;
стресс ограничения времени;
перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);
несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным возможностям;
нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий;
нарушения психического и физического здоровья;
психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса обучения.
Возраст начала систематического обучения
Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше — у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития. По мнению психологов, именно в это время формируются многие психологические новообразования: механизмы регуляции поведения, ориентация на социальные нормы и требования, самооценка и т. п. Интенсивно созревает кора головного мозга, развиваются все познавательные функции (прежде всего, организации и произвольной регуляции деятельности). Вот почему многие исследователи считают более оптимальным для поступления в школу возраст не 6 (до 1 сентября), а 6,5 – 7 лет.
Состояние здоровья ребенка
Один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения.
Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее — часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.
Готовность к обучению и состояние здоровья ребенка — те факторы, которые невозможно быстро изменить. Однако можно существенно облегчить