Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Ручное практическое задание пнк, кп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, и это во многом зависит от учителя и родителей. Для этого необходимо, чтобы режим и условия организации учебных занятий, учебная и внеучебная нагрузка, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ соответствовали возрастным возможностям детей.
Эти проблемы у некоторых детей с трудностями адаптации могут отмечаться с первых дней обучения, у других могут проявиться позже, а у части детей — на самом сложном этапе — в феврале.
Следующим этапом нарастающего утомления и сниженной работоспособности является в конце полугодия — примерно с 20 декабря. Многие дети, даже не имевшие серьезных школьных проблем в начале года, перестают справляться с заданиями, которые раньше для них не представляли труда, становятся рассеянными, невнимательными. Родители жалуются, что ребенок нервничает, капризничает, долго не засыпает, тревожно спит. Все это свидетельствует о нарушении нервно-психического здоровья детей.
Еще один непростой период в течение первого учебного года — середина третьей четверти. В это время также обостряются все школьные трудности. Не случайно в феврале для первоклассников организуются дополнительные каникулы. В этот период учебного года необходимо снизить учебную нагрузку, не давать новый и сложный материал, а «остановиться и оглянуться», увидеть те пробелы в знаниях, которые необходимо восполнить. Спокойный режим и щадящие нагрузки помогают преодолеть этот сложный период.
Любой фактор риска (а особенно сочетание факторов) в социальном, личностном, психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных условиях обучения или неадекватных требованиях учителя и родителей может привести к нарушению адаптации (т.е. дезадаптации). Нужно помнить об этом и прилагать все усилия, чтобы адаптация первоклассника к обучению прошла успешно.
ЗАДАНИЕ 4
Эти проблемы у некоторых детей с трудностями адаптации могут отмечаться с первых дней обучения, у других могут проявиться позже, а у части детей — на самом сложном этапе — в феврале.
Следующим этапом нарастающего утомления и сниженной работоспособности является в конце полугодия — примерно с 20 декабря. Многие дети, даже не имевшие серьезных школьных проблем в начале года, перестают справляться с заданиями, которые раньше для них не представляли труда, становятся рассеянными, невнимательными. Родители жалуются, что ребенок нервничает, капризничает, долго не засыпает, тревожно спит. Все это свидетельствует о нарушении нервно-психического здоровья детей.
Еще один непростой период в течение первого учебного года — середина третьей четверти. В это время также обостряются все школьные трудности. Не случайно в феврале для первоклассников организуются дополнительные каникулы. В этот период учебного года необходимо снизить учебную нагрузку, не давать новый и сложный материал, а «остановиться и оглянуться», увидеть те пробелы в знаниях, которые необходимо восполнить. Спокойный режим и щадящие нагрузки помогают преодолеть этот сложный период.
Любой фактор риска (а особенно сочетание факторов) в социальном, личностном, психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных условиях обучения или неадекватных требованиях учителя и родителей может привести к нарушению адаптации (т.е. дезадаптации). Нужно помнить об этом и прилагать все усилия, чтобы адаптация первоклассника к обучению прошла успешно.
ЗАДАНИЕ 4
Раздел «Основы эффективного взаимодействия»
Предлагается к решению следующая педагогическая задача. Вы – классный руководитель 3 класса. У Вас в классе есть ученик, который успевает по всем предметам (все оценки «5»), кроме одного – английского языка (у другого учителя). Ребёнок может прогулять этот урок, может не сделать домашнее задание. Родители организовали дополнительные занятия для ребёнка по английскому языку вне школы, на эти занятия ребёнок ходит с удовольствием, его хвалят. Но, придя на урок английского в школу, ребёнок закрывается. Классный руководитель намерен побеседовать с коллегой по возникшей ситуации.
Вопросы:
1. Предположите и объясните причины сложившегося поведения ребёнка с учителем английского языка.
2.
Опишите признаки, по которым можно определить конфликтное взаимодействие между учителем английского языка и учеником.
3. Опишите поведение классного руководителя в возникшей ситуации.
4. Перечислите компоненты конфликтоустойчивости, которые помогут классному руководителю выстроить беседу с коллегой (учителем английского языка).
Поясните их воздействие.
5. Разработайте план классного часа с целью профилактической работы с учениками по преодолению трудностей в общении: с одноклассниками, учителями, родителями. Отразите главные аспекты:
С какими трудностями можно столкнуться?
Приведите примеры возможных трудностей с целью осознания ребёнком, что он не одинок.
Сообщите детям, к кому можно обратиться в сложной ситуации.
Опишите, насколько эффективно в современных школах информирование и просвещение учеников по данной проблематике.
Ответ:
1. Ребенок мог не поладить с самим педагогом. А возможно, что он пропускал ранее занятия, из-за чего у него образовались пробелы в знаниях по этому предмету; из-за этого он отстает от других и стыдится этого.
2. На это указывает то, что ребенок с удовольствием посещает тот же предмет у другого педагога вне школы. Он там делает успехи, за это его хвалят. Но именно к этому педагогу в школе он ходить не хочет.
3. Классный руководитель может поговорить с ребенком в присутствии родителя и выяснить причину такого поведения мальчика. А потом провести беседу с педагогом английского. Можно поприсутствовать на нескольких уроках по этому предмету.
4. В данной ситуации классному руководителю могут помочь следующие компоненты конфликтоустойчивости:
- сдержанность;
- профессионализм;
- тактичность;
- вежливость;
- умение выслушать;
- деликатность;
- дипломатичность;
- аргументированность;
- информативность.
С какими трудностями можно столкнуться?
Ответ: ребенок может замкнуться в себе и не отвечать на вопросы классного руководителя; педагог может разозлиться, вспылить, пойти на принцип; родители и педагог могут поругаться; после разговора с педагогом его отношение к ребенку может ухудшиться; педагог может из гнева уволиться.
Приведите примеры возможных трудностей с целью осознания ребёнком, что
он не одинок.
Ответ: вопрос некорректно сформулирован.
Сообщите детям, к кому можно обратиться в сложной ситуации.
Ответ: дети могут обратиться к классному руководителю, завучу или школьному психологу, а также, конечно, в первую очередь, — к своим родителям.
Опишите, насколько эффективно в современных школах информирование и
просвещение учеников по данной проблематике.
Ответ: зависит от школы. В развитых современных школах в обязательном порядке есть штатный психолог, который занимается этими вопросами и просвещает учеников, проводя с ними коллективные, мелкогрупповые и индивидуальные беседы. В большинстве школ России пока этот вопрос вызывает большие проблемы до сих пор.
ЗАДАНИЕ 5
Раздел «Основы эффективного взаимодействия»
Посмотрите внимательно отрывок из драматического фильма 2007 года, режиссёрский дебют Аамира Хана «Звёздочки на земле».
Ссылка на обучающее видео на YouTube
Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях.
Ссылка на видео хостинга YouTubе
Предоставьте письменные ответы на следующие вопросы:
1. Опишите стиль общения, используемый учителем. Объясните свой ответ.
2. Охарактеризуйте приёмы эффективного взаимодействия учителя с детьми во время урока. Приведите примеры.
3. Опишите диалогическое взаимодействие в данном отрывке. Объясните свой ответ.
4. Разработайте план урока с использованием приёмов, используемых в отрывке.
Тема урока определяется студентом самостоятельно.
Ответ:
1. Стиль общения педагога — демократический, позитивный, с юмором.
Мотивирующий детей. К тому же, он не просто «разжевывает» информация, а задает наводящие вопросы, которые заставляют детей задуматься. Он мотивирует детей к саморазвитию и просвещению.
2. Приемы:
- наводящие вопросы, заставляющие задуматься;
- проведение аналогии с людьми, у которых были такие же проблемы, как и у детей, но достигших больших высот, несмотря ни на что;
- мотивация к достижение таких же высот (прием положительного примера);
- юмор (разряжает обстановку, поддерживает эмоциональный тонус урока).
3. Диалогическое взаимодействие идет в стиле «вопрос – ответ». Педагог задает наводящие вопросы, а дети отвечают.
4. Урок по дисциплине «Окружающий мир» (4 класс).
План:
1) Рассказать интересный случай из жизни известного человека, не называя его имени.
2) Рассказать о его неудачах в начале и успехах — в конце.
3) Назвать имя человека.
4) Задавать вопросы по ходу урока.
5) Использовать юмор в процессе урока.
6) Провести аналогию с проблемами детей.
7) Расспросить о том, чего мечтает достичь каждый из детей.
ЗАДАНИЕ 6
Раздел «Основы эффективного взаимодействия»
Вы работаете в школе, учителем 4 класса. Вам предложили разработать план внеурочного мероприятия, посвященный «Дню доброты», который ежегодно отмечается 13 ноября. Внеклассное мероприятие запланировано с участием родителей. Сформируйте тезисное содержание внеклассного мероприятия, свой ответ необходимо сформировать в таблице.
Ответ:
Таблица – Внеурочное мероприятие «День доброты»
№
п/п
Время и
продолжительность,
в час.
Название
мероприятия
Цель
Средства,
используемые
при
проведении
Содержание
Результат
1 1 час
«День доброты»
Расширить представление учащихся о значимости добра и его созидательной силы.
Книги со стихами и сказками, детскими рассказами.
Проектор и видеоряд.
Цветные картинки.
Загадки, поговорки.
Привожу ниже, так как здесь не помещается.
У детей появляется больше понимания понятия
«добро».
Усиливаются склонности в сторону добра и понимания разницы между добром и злом.
Содержание:
Звучит песня «Доброта».
Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Доброта, как солнце, ярко светит,
Радуются взрослые и дети.
Вы прослушали, а некоторые и подпевали песню. Как вы думаете, о чём она?
Значит, о чём пойдёт сегодня разговор?
Как вы думаете, что такое «ДОБРОТА»? (Ответы детей.)
Доброта — это стремление человека сделать счастливыми других людей, чтобы всем было хорошо.
Обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова.
«Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.»
Значит, добрые люди – любящие, жалостливые, отзывчивые, заботливые.
Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? ( Ответы детей)
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
Откуда, спросишь ты,
В доме сколько доброты?
Доброта в первую очередь должна жить в наших сердцах.
Издавна люди спорят о том, нужна доброта или нет, вредна она или полезна.
А вы знаете, ребята, что 23 года тому назад в 1998 году был основан Всемирный
День доброты.
Это международный праздник для распространения доброты во всем мире.
Его ежегодно отмечают осенью, а именно 13 ноября.
И отмечают этот праздник в 28 странах. Его празднуют в Австралии, Бразилии,
Канаде, США, Франции, Индии, Италии, Японии, Непале, Нидерландах, Новой
Зеландии, Нигерии, Сингапуре, Южной Корее, ОАЭ, Великобритании, и каждый год список присоединившихся стран пополняется.
В этот замечательный праздник принято поздравлять родных и близких, отправляя оригинальные поздравительные открытки, картинки.
А ещё в День доброты принято дарить цветы встречным людям и знакомым, и тем, кого впервые видишь. В каждой стране букеты разные.
У праздника есть свой символ — открытое сердце.
День доброты отмечают и в России. Первое массовое мероприятие, посвященное торжеству, состоялось в 2008 году – 13 лет назад. На Манежной площади в
Москве волонтёры движения организовали живое «кольцо солидарности».
Все, кто пришёл на площадь, ровно в 11.00 часов взялись за руки, образовав большой круг, в центре которого оказался Глобус Часов Мира. Это был символический знак согласия со всем миром и теми странами, в которых проходит День доброты.
- В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно».
Послушайте стихотворение «Что такое доброта?» (Читает ученик)
Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок.)
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты,
Распускаются цветы.
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
/И. Полюшка/
Сейчас мы с вами назовём слова, однокоренные слову ДОБРОТА (Добро, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добросовестный)
Давайте подберём к каждому слову слова, близкие по значению.
Добродушный (незлобивый, мягкий по характеру)
Доброжелательный (желающий добра другому)
Добросердечный (обладает добрым сердцем, ласковый, участливый)
Добросовестный (честно выполняет свои обязанности)
Молодцы.
Добро – это всё хорошее, полезное, положительное.
Сегодня мы с вами попробуем создать «САД ДОБРОТЫ».
Дома вы должны были написать добрые дела, которые вам больше всего нравится делать. Вы называете дело, которое вам больше всего нравится делать и прикрепляете листочек к дереву, а дерево ставите на наборное полотно.
(Поздороваться при встрече
Уступить в автобусе место пожилому человеку
Смастерить кормушку, скворечник
Перебивать взрослых, которые разговаривают
Приготовить подарок маме, папе к празднику
Помочь товарищу в трудную минуту
Поделиться конфетами, шоколадкой
Накормить и приласкать котёнка и др.)
Посмотрите, какой красивый и большой САД ДОБРОТЫ у вас получился.
Сейчас мы с вами вспомним пословицы о добре. Каждый из вас получил карточку с половиной пословицы. Начало пословицы написано с большой буквы, окончание – с маленькой. Прочитайте внимательно свои половинки. Мы начинаем соединять пословицы.
Далеко шёл — а добра не нашёл.
Доброе дело — и в воде не тонет.
Добро не лихо — ходит тихо.
Добро творить — себя веселить.
Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
Не хвались серебром — а хвались добром.
Русские люди создали о добре не только пословицы, но и загадки, заставляя человека видеть не только то, что его окружает, но и о его человеческих качествах.
Отгадайте загадки:
То не съешь, хоть сладок вкус,
Душа рождает этот груз,
Он как глоток для каждого,
Съедаемого жаждою!
(Добро)
Перед другом, братом,
Не хвалитесь златом,
То сокровище под сердцем
За невидимою дверцей
(Доброта)
Скажите, ребята, в каких ситуациях вам особенно необходимы добрые слова?
(Когда у нас неприятности, когда мы болеем, когда стесняемся и нас надо подбодрить и т.д.)
С самого детства человек познаёт «Что такое хорошо и что такое плохо». Каждый из нас должен понимать: за всё, что для нас делают хорошее, надо платить добром и душевным теплом. Издавна люди передавали свой жизненный опыт, мудрость в виде сказок, которые учат бороться со злом. Вы знаете, что в сказках добро всегда побеждает зло, а добрые люди всегда красивы. Сейчас у нас будет викторина —
«По дорогам сказок». Вам предстоит вспомнить героев сказок, которые делали добро.
Добрая девочка в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Бабушка девочку очень любила,
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите, как звали её?
(Красная Шапочка)
- Несмотря на свой рост в дюйм, я спасла ласточку. (Дюймовочка).
Вышло так, что людоеда