Файл: Основы специальной педагогики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 657

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

D. ребенок (дети) с сенсорными и эмоциональными нарушениями в развитии
E. ребенок (дети), имеющий высокую вероятность отставания в физическом и (или) психическом развитии при отсутствии оказания услуг по раннему вмешательству
12. Что является основой построения новой парадигмы
специальной педагогики
A. гуманизация, фундаментализация и интеграция
B. инклюзивное образование и интеграция
C. гуманизация, компьютеризация и глобализация
D. адаптация, реабилитация и фундаментализация
E. раннее коррекционное вмешательство и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями.
13. Какая наука не относится к предметным областям
специальной педагогики?
A. социальная педагогика
B. тифлопедагогика
C. олигофренопедагогика.
D. логопедия
E. сурдопедагогика
14. Как
называется
болезненное
состояние
психики,
характеризующееся сосредоточенностью человека на своих
переживаниях, уходом от реального внешнего мира?
A. аутизм
B. мутизм
C. амнезия
D. апатия
E. вербализм
15. Что является ведущим дефектом я у детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата?-
A. двигательный дефект
B. особенности речевого развития
C. интеллектуальная недостаточность
D. особенности развития мелкой моторики
E. особенности развития личности
16. Какая форма речевой патологии при ДЦП встречается
наиболее часто?
A. дизартрия
127

B. дислалия
C. ринолалия
D. общее недоразвитие речи
E. дисграфия
17. Какое нарушение обычно является следствием сложных
комбинированных нарушений?
A. уменьшение доступных каналов компенсации дефекта
B. нарушения психомоторного и физического развития
C. эмоционально-волевая незрелость
D. нарушение психического развития
E. нарушение формирования навыков и норм поведения
18. Какой из предложенных признаков не является общим для
всех детей с нарушениями в развитии?
A. интеллектуальные нарушения
B. особенности личностного развития (неуверенность, зависимость от окружающих)
C. недостаток развития моторики
D. недостатки речевого развития и пробелы в знаниях т представлениях об окружающем мире
E. недоразвитие познавательных процессов, в том числе замедленное и ограниченное восприятие
19. Дети с какими нарушениями не относятся к категории детей с
ограниченными возможностями?
A. дети с психическими заболеваниями
B. неслышащие дети
C. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
D. дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы
E. дети с нарушениями интеллекта
20. Для какой категории детей с нарушениями в развитии
ведущим направлением коррекционной работы является обучение
пространственной ориентировке?
A. дети с нарушениями зрения
B. дети с умеренными нарушениями интеллекта
C. дети с задержкой психического развития
D. дети с нарушениями слуха
E. дети с нарушениями речи
21. Что является основной целью специальной школы?
A. всестороннее развитие личности ребенка
128


B. социальная адаптация и реабилитация
C. формирование системы знаний, умений и навыков
D. коррекция недостатков развития ребенка
E. профессионально-трудовая подготовка
22. Что является общим для всех типов специальных школ?
A. цель обучения и воспитания учащихся
B. содержание обучения и воспитания
C. планирование учебно-воспитательного процесса
D. методы и приемы обучения
E. направления профессиональной подготовки
23. Каковы специфические задачи специальных школ?
A. коррекция недостатков в развитии, социальная адаптация и реабилитация
B. умственное и физическое воспитание учащихся
C. развитие самостоятельности мышления и активизация познавательной деятельности
D. трудовое обучение и профессиональная адаптация
E. развитие личности учащихся
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

24. Кто осуществляет общее руководство и управление в
специальной школе?
A. директор школы
B. заместители директора
C. заведующий ПМПК
D. министерство образования и науки РК
E. департамент образования
25. Что является основной обязанностью директора специальной
школы?
A. обеспечение каждому ученику содержания и качества образовательной подготовки в соответствии с Госстандартом
B. разработка, подготовка учебно-методического комплекса
C. обеспечение школы стандартным набором помещений для учебно- вoспитательной работы
D. анализ педагогических и методических результатов работы учителей
E. проведение психолого-медико-педагогического консилиума и педсовета
26. Какую направленность имеет процесс компенсации
нарушений в развитии ребенка?
129

A. социальную
B. психологическую
C. биологическую
D. педагогическую
E. обучающую
27. В каких условиях компенсация нарушений развития
осуществляется более успешно?
A. в условия организованного коррекционно-воспитательного процесса
B. в условия спонтанного развития
C. в условия систематического обучения и воспитания
D. в условиях целенаправленного учебно-воспитательного процесса
E. в условиях социального воспитания
28. Что предусмотрено на ранних этапах коррекционно-
развивающего обучения?
A. обогащение представлений об окружающей действительности
B. развитие письменной речи
C. профессионально-трудовое обучение
D. развитие навыков поведения в обществе
E. физическое воспитание
29. Какое учение Л.С.Выготского лежит в основе концепции
развивающего обучения?
A. учение о зоне ближайшего развития
B. теория компенсации
C. положение об общности основных закономерностей психического развития аномальных и нормально развивающихся детей
D. учение об индивидуальном подходе
E. теория ранней коррекции
30. Как называется уровень знаний, умений и навыков, который
ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого?
A. зона ближайшего развития
B. дефицитарное развитие
C. зона актуального развития
D. уровень трудности решаемых задач
E. способность к обучению
31. Чем характеризуется процесс развития личности нормального
и аномального ребенка?
A. гетерохронностью развития;
130


B. общностью основных закономерностей развития;
C. скачкообразностью развития психических процессов;
D. акселерацией психофизического развития;
E. деградацией развития.
32. Какой документ называют Государственным стандартом
общего образования детей с ограниченными возможностями?
A. образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся
B. закон о специальном образовании
C. комплекс документов, регламентирующих деятельность специальных школ
D. учебные программы и учебные планы
E. специальные образовательные программы
33. В каком типе школ специальной школы содержание
образования отличается от содержания образования массовой
школы?
A. в школе для детей с нарушениями интеллекта
B. в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного анализатора
C. в школе для детей с задержкой психического развития
D. в школе для слепых и слабовидящих детей
E. в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
34. Как называется индивидуализированный и специфический
процесс объем, качество и конечные результаты которого
определяются характером отклонения в развитии, сохранностью
анализаторов, временем возникновения и тяжестью нарушения
социокультурными условиями жизнедеятельности ребенка?
A. специальное образование ребенка с ограниченными возможностями
B. учебно-воспитательный процесс в специальной школе
C. специальное обучение ребенка с ограниченными возможностями
D. социализация ребенка с ограниченными возможностями
E. воспитание ребенка с ограниченными возможностями
35. Как называется структурный компонент содержания
образования, который является результатом познания учащимися
предметов и явлений окружающей действительности, законов
развития природы и общества?
A. знания
131


B. умения
C. обученность
D. навыки
E. воспитанность
36. Процессом обучения в специальной школе называют?
A. специально организованное, целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие специального педагога и учащихся в ходе которого решаются образовательные и воспитательные задачи
B. активный процесс усвоения учащимися знаний, умений и навыков по программе
C. управление специальным педагогом учебной деятельностью учащихся
D. специально организованную познавательную деятельность учащихся для усвоения программного материала
E. специальную систематическую работу педагога по восполнению пробелов в знаниях учащихся
37. Педагогической технологией в специальном образовании
называют?
A. научное проектирование и воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех
B. способ активного взаимодействия обучающего и обучающихся
C. методы обучения и учения
D. процесс учебно-познавательной деятельности
E. разделение способов и приемов обучения и воспитания
38. Какие методы используются на начальных этапах обучения
детей с отклонениями в развитии?
A. практические и наглядные
B. логические
C. репродуктивные
D. перцептивные
E. словесные
39. Как называется форма организации учебного процесса,
которая обеспечивает возможность познавать учебный материал в
естественной обстановке?
A. экскурсия
B. факультатив
C. индивидуально-ритмические занятия
D. урок предметно-практического обучения
132

E. домашняя работа
40. Какое педагогическое требование предъявляется к уроку в
специальной школе?
A. предварительное планирование содержания урока в соответствии с требованиями программы и возможностей учащихся
B. знание психофизиологических особенностей учащихся для определения продуктивных форм работы
C. постоянство состава класса
D. обеспечение специальными коррекционными средствами
E. проведение анализа в конце урока
133

Примерные вопросы для зачета
1. Понятие, предмет, цели и задачи специальной педагогики.
2. Понятие о ребенке с отклонениями в развитии («аномальном ребенке»).
3. Принципы специального образования (принцип педагогического оптимизма, ранней педагогической помощи, коррекционно- компенсирующей направленности образования, социально- адаптирующей направленности обучения, развития мышления, языка и коммуникации, деятельностного подхода в обучении и воспитании, дифференцированного и индивидуального подхода, необходимости специального педагогического руководства).
4. Каковы содержание и организация коррекционно-образовательного процесса для детей с ЗПР?
5. Раскройте понятие «умственная отсталость» и охарактеризуйте степени умственной отсталости.
6. Дайте психолого-педагогическую характеристику группе нарушений, связанных с выраженными интеллектуальными дефектами.
7. Каковы основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми дошкольниками? С детьми школьного возраста?
8. Что должен знать и уметь учитель массовой общеобразовательной школы, если в его классе учится умственно отсталый ребенок? Ребенок с задержкой психического развития?
9. Какие речевые нарушения встречаются у детей?
10. Как отражаются речевые нарушения на развитии речи детей?
11. Чем характеризуется недоразвитие речи?
12. Какие нарушения речи затрудняют обучение ребенка в школе и почему?
13. Что должен учитывать учитель при обучении детей с проблемами овладения письмом и чтением?
14. Как влияет нарушение слуха на развитие речи в детском возрасте?
15. Каковы особенности речи слабослышащего ребенка? Что может сделать учитель общеобразовательной школы, если в его классе учится слабослышащий ребенок? Глухой ребенок?
16. Каковы современные технические средства, используемые в образовании и повседневной жизни лиц с нарушенным слухом?
17. Каковы возможности лиц с нарушениями слуха в получении профессионального образования, социальной адаптации?
18. Дайте определение тифлопедагогики. Каково ее место в системе педагогического знания?
134