ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фонетические нормы
Теоретическая часть
-
Понятие нормы. Признаки нормы. -
Литературное произношение: характерные особенности. -
Русское словесное ударение: его характеристика. Колебания в ударении. -
Стили произношения. Орфоэпические особенности заимствованных слов.
Практическая часть
1. Опираясь на «Орфоэпический словарь русского языка» или «Большой орфографический словарь русского языка», поставьте в словах ударение, докажите, что русское ударение разноместное и подвижное.
А́вгустóвский, алкого́ль, ана́том, анони́м, апостро́ф, афе́ра, афи́няне, бало́ванный, балова́ть, без у́молку, бензопрово́д, бла́говест, бомбардирова́ть, бути́к, вдо́сталь, вероиспове́дание, вза́пуски, винокуре́ние, гербе́ра, гофриро́ванный, гу́сеница, двою́родный, дефи́с, диспансе́р, до́гмат, догово́р, доне́льзя, до́суха, драпирова́ть, дре́вко, дремо́та, духовни́к, зави́дно, завсегда́тай, за́гнутый лист, за́годя, заключённый, запа́сни́к, за́пертый, звоня́т, зна́мение, зна́чимый, зу́бча́тый, иеро́глиф, избало́ванный, изо́гнутый, и́конопись, жалюзи́, жёлоб, жерло́, катало́г, каучу́к, кварта́л, киломе́тр, кла́ла, книгопрода́вец, кожу́х, ко́злы (сиденье для кучера), коклю́ш, колла́пс, кра́дучись, неопали́мая купина́, ку́хонный, лассо́, ломо́ть, ма́рке́тинг, ми́зе́рный, мыта́рство, на́ве́рх, насади́т, недрема́нное о́ко, некроло́г, новорождённый, обеспе́че́ние, обнару́же́ние, опто́вый, отку́порить, пе́тля́, плато́, пле́сневеть, повреме́нная опла́та, подожда́ла, позвони́т, полигра́фи́я, посла́ла, предвосхи́тить, не преми́нуть, премирова́ть, прину́дить, вариа́нты ра́знятся, расселённый, скали́стые го́ры, сли́вовое вино́, помяну́ть, рекру́тский, се́нцы (се́ни), свёкла, созы́в, сре́дства, столя́р, тамо́жня, малая́ толи́ка, уве́домить, украи́нский, умно́, фено́ме́н, хода́тайствовать, це́нящий, шампу́р, щаве́левый, э́ндшпиль, экспе́рт, юриско́нсульт, юро́дивый, Ки́жи, Ба́ли.
2. Прочитайте данные слова. Следите за правильным произношением согласного звука [г].
Гагры, Голландия, Гоголь, гениальность, глоссарий, глагол, галантный, география, геолог, гарантия, Грузия, Германия, Загреб, Генуя, Хургада.
3. Охарактеризуйте выделенный согласный звук.
Нарочно, скучно, булочная, прачечная , сказочный, Никитична, взяточник, подсвечник, беспорядочный, мелочный . Звук «Ч»- согл., мягк., глух., не парный
Бог, четверг, хирург, вдруг, легкий, мягкий, берег. Звук «Г»- согл, твёрд., звон., парный
Расчет, исчезновение. Звук «С» -согл., твёрд., глухой, парный
Звук «Ч»- согл.,мяг.,глухой, не парный
Андерсен - звук «Д»- согл.,мягк.,звон., парн.
Антверпен - звук «В»-согл.,звон.,мягкий, парн.
Дюрер - звук «Р»-согл.,звон.,мягк.,непарн.
Одесса - звук «Д»- согл., мягк., звонкий, парн.
Марсель- звук «С»- согл.,мяг., глухой , парный
Мендельсон - звук «Д»- согл.,мягк.,звон., парн.
Бухгалтер - звук «Т»- согл., глух., мягк., парн.
Бандероль - звук «Д»- согл., звон.,мяг., парн.
Шинель - звук «Н»- согл., звон., мягк., непарный
Орхидея - звук «Д»- согл., мягк., звонк., парный
Патент - звук «Т»- согл., глух., мягк., парн.
Тенденция - звук «Т»- согл., глух., мягк., парн.
Прогресс - звук «Р»- согл., звон., мягк, непар.
Термин - звук «Т»- согл., глухой, мягк., парн.
Индекс - звук «Д»- согл., звон., мягк., парн.
Атеизм - звук «Т»- согл., глухой, мягк., парн.
Кредо - звук «Р»- согл., звон., мягк., непарн.
Декларация - звук «Д»- согл., звон., мягкий, парн.
Претензия - звук «Т»- согл., глух., мягк., парн
Крем - звук «Р»- согл., звонк., мяг., непарн.
Либретто - звук «Р»- согл., звон., мягк., непар.
Сессия - звук «С»- согл., мягк., глух., парн.
Теология - звук «Т»- согл., глух., мягк., парн.ли - звук»Д»- согл.,мягк.,звон.,парн.
4. Определите, в каких словах двойной согласный не произносится, в
каких сохраняется и в каких допускается вариантное произношение.
1.Двойной согласный не произносится в словах: Ассамблея, ассоциация, ассортимент, корреспондент, суббота, субботний, миллиард, грамматика, аккуратный, баллотировать, целлофан, тоннель, корректура, атташе, аллея, ассорти, миллион, аттестат, терраса, грамматический, балласт, массивный, параллельный, гриппозный, террор, аккордеон, марокканский;
2. Двойной согласный не,произносится на конце слов: Металл, грамм, грипп, а также перед согласными: классный, программный, аттракцион;
Вследующих словах двойные согласные сохраняются в произношении: Диссонанс, ванна, касса, гамма, масса, ирреальный, манна (небесная), группировать, симметричный, ассистент, территория, беллетристика;
3.Допускается вариативное произношение: Аннотация, ассимиляция, диффузия, анналы, диссимиляция,диссертант.
5. В каких словах иноязычного происхождения сохраняется безударный звук [о]? 1.Арома́тный- [араматный’], баоба́б- [баабап], бордо́- [бардо], досье́- [дас’й’э], зоо́лог- [заолак], коммюнике́- [кам’:ун’ик’э], конце́ртный- [канцэртный’], коопера́ция- [каап’ирацый’а], моде́ль- [мад’эл’], ноктю́рн- [накт’урн], поэ́т- [паэт], ора́тор- [аратар], три́о- [тр’иа], фойе́- [фай’э].
2. Боа́- [баа], бока́л- [бакал], бордо́вый- [бардовый’], ве́то- [в’эта], конкре́тный- [канкр’этный’], конце́рт- [канцэрт], котте́дж- [катэдш], портфе́ль- [партф’эл’], поэ́зия- [паэз’ий’а], поэте́сса- [паэт’эс:а], рома́н- [раман], сона́та- [саната], соне́т-три́о- [сан’эт]- [тр’иа], ха́ос- [хаас].
Ответ: колледж, трио, хаос, боа
6. Определите значения слов, составьте с ними словосочетания.
Железка — желёзка, истекший — истёкший, небо — нёбо, падеж — падёж, оглашенный — оглашенный.
Ответ: Холодная железка – воспаленная желёзка; Истекший срок – истёкший кровью; Голубое небо – мягкое нёбо; Именительный падеж – падёж скота; Оглашенные люди – оглашённый список
7. Какой звук ([о] или [э]) произносится под ударением в следующих словах?
(ПРОВЕРИТЬ ЭТО ЗАДАНИЯ)
ЗвукЭ Бе́знадежный-б(э)знадежный,обне́сший – обн(0)сший, одновреме́нный –одноврем(э)нный, одноиме́нный- одноим(э)нный, , побле́кший- побл(э)кший, , предре́кший –предр(э)кший, прее́мник –пре(э)мник, разновреме́нность- разноврем(э)нность, рассе́дланный- расс(э)дланный , старье́вщик – старь(э)вщик, тете́рка –тет(э)рка, местоиме́нный- местоим(э)нный, , беле́сый- бел(э)сый, реше́тчатый- реш(э)тчатый, атле́т- атл(э)т, бытие́- бытии(э), опе́ка- оп(э)ка, , острие́- остри(э), отыме́нный- отым(Э)нный, прине́сший- прин(э)сший, забре́дший- забр(э)дший, отцве́тший- отцв(э)тший, подсекший –подс(э)кший,
ЗвукО Блёклый- бл[о]клый, гренадёр – гренад(о)р , жёлчь – ж(олчь, никче́мный- никч(о)мный, обле́кший –обл(о)кший, обне́сший – обн(о)сший, разновреме́нность- разноврем(о)нность манёвр- манн(о)вр, затёкший- зат(о)кший
8. Мягко или твердо произносятся согласные перед звуком [э] в следующих заимствованных словах? В каких словах допускается вариантное произношение?
1. Айсберг, бактерия, безе, деликатес, дельта, декан, депрессия, интеллект, интервью, кофе, кодекс, кратер, кредо, крейсер, критерий, модель, музей, неологизм, нетто, одесский, орхидея, патент, патетика, пантера, пенсне, сессия, свитер, синтез, тент, терапевт, термин, термос, тест, фланель, штемпель, энергия, эффект.
2. Адекватный, анестезия, аннексия, артерия, бутерброд, бассейн, генезис, декадент, декольте, детектив, кларнет, кратер, крепдешин, плиссе, полонез, сессия, сейф, сонет, стенд, тезис, тенор, темп, террор, термин, теннис, тет-а-тет, трек, фанера, фонема, фонетика, шинель, шоссейный, штемпель, эдем, экстерн, эссенция, этногенез.( ПРОВЕРИТЬ ЭТО ЗАДАНИЯ )
Мягко: айсберг , декан, депрессия, ин
теллект, кофе, кратер, крейсер,музей, неологизм, патент, сессия, свитер, терапевт, термин.
Твердо: бактерия, безе , дельта, интервью, кодекс, кредо, критерий, модель, нетто, орхидея, патетика, пантера, синтез, тент, термос, тест, фланель, энергия.
Вариантно:, деликатес, пенсне, штемпель. крейсер, неологизм, одесский, эффект.
Нормы словоупотребления
Теоретическая часть
-
Понятие нормы словоупотребления. -
Соотношение понятий многословие и лексическая неполнота высказывания. Виды многословия. -
Использование слов узкой сферы употребления (с использованием примеров). -
Понятие фразеологическая единица (ФЕ). Ошибки, связанные с употреблением ФЕ.
Практическая часть
-
Найдите ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления, исправьте их, свой выбор объясните.
-
Одним из средств выразительности, которое широко использует автор, - олицетворение.
Олицетворение-средство выразительности речи, которое широко использует автор. ( ПРОВЕРИТЬ 1 ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
-
А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.
А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм).
-
В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.
В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм).
-
Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.
Как только прочитаете книгу, верните ее в библиотеку (плеоназм).
-
В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.
В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).
-
Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.
Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм).
7. Недостатком работы является упрощенность заданий по русскому языку, недостаточная степень трудности предложений, предложенных для разбора.- Недостатком работы является упрощенность заданий по русскому языку, низкая степень трудности предложений, которые выдвинуты на разбор. (плеоназм).
8. Одним из главных образов в «Грозе» Островского является образ Катерины.- Одним из главных образов в «Грозе» Островского является Катерина.( тавтология) .
9. Все это свидетельствует, что мы не смогли в полной мере использовать мощность нового оборудования.- Все это свидетельствует, что мы не смогли использовать мощность нового оборудования.(плеоназм).
2. Укажите, в каких примерах ошибка связана с непониманием значения слова, в каких — с неправомерным расширением или сужением его значения.
1. Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян. (неправомерное расширение значения слова «бытия»)
2. Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений. (непонимание значения слова «возрождала»)
3. "Слово о полку Игореве" до сих пор привлекает внимание современников. (непонимание значения слова «современников»
4. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова. (непонимание слова «обратно»)
5. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как "имеет место", "оказывает помощь" и т. п. (неправомерное расширение слова «фигурируют»)
3.Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов с отвлеченным и конкретным значением.
1. Керн в мышлении Пушкина осталась всего лишь мимолетным видением.
Керн в памяти Пушкина осталась всего лишь мимолетным видением.
2. В Риге выявлен притон наркомании.
В Риге был выявлен притон наркоманов.
3. Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго.
Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить татаро-монгольское войско.
4.Чем отличается холерик от других типов нервной деятельности?
Чем отличается холерик от людей других типов темперамента?
Я хочу выучить язык так, чтобы меня не могли отличить от англоязычного населения.
Я хочу выучить язык так, чтобы меня не могли отличить от его носителей.
В парке стоит архитектура.
В парке стоит памятник архитектуры.
Почти все изделия безымянны, только немногие имеют авторство.
Почти все изделия безымянны, только немногие имеют название.
8. Павел — в первых рядах строительства узкоколейки.
Павел – в первых рядах строителей узкоколейки.
4. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Объясните, в чем они состоят.
1. Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке тканей.