Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Неравенство в доходах: суть, причины и измерения……………...3
1.1. Проблемы и причины неравенства в доходах населения………..3
1.2. Дифференциация доходов населения……………………………..6
1.2. Бедность как результат имущественного неравенства…………..9
Глава 2. Государственная политика в России по выравниванию доходов..12
2.1. Проблема и причины бедности………………………………….12
2.2. Значения показателей бедности в РФ за период 2017-2022…...16
2.3. Пути снижения уровня бедности и имущественного
неравенства……………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованных источников………………………………………..25
Приложения…………………………………………………………………...26
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена рассмотрению вопросов непропорционального распределения трудового дохода и нищеты в современной российской экономике. Стоит отметить, что высокий уровень бедности и неравенство в экономике являются узловыми проблемами в российском обществе.
Бедность является комплексным социальном явлением, имеющим экономический, культурный и психологический характер. Её особенности также связаны с историей развития той или иной страны.
Быстрый рост бедности в России обусловлен снижением занятости, появлением безработицы, резким снижением доходов труда на начальной стадии кардинальной социально-экономической реформы конца XX века при неэффективной социальной системе. Высокий уровень бедности нашей страны совпадает с высоким уровнем экономического неравенства в распределении доходов, имущества бедных и богатых. Примечательно, что различие доходов самых богатых и бедных слоёв населения почти одинаково в каждом регионе России, хотя сами регионы испытывают различные социальные проблемы и экономические ситуации в них разные.
Целью работы является рассмотрение неравенства доходов населения, а также формирование путей снижения уровня бедности в современной России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить неравенство в доходах: суть, причины и измерения.
2. Изучить проблемы и причины бедности.
3. Рассмотреть государственную политику государства по выравниванию доходов населения.
Глава 1. Неравенство в доходах: суть, причины и измерения
1.1. Проблемы и причины неравенства в доходах населения
Как появилось неравенство в доходах? И почему оно существует ? В демократических странах принято говорить о равенстве возможностей, которые должны обеспечиваться соответствующими институтами рыночной экономики. Различные экономисты выделяют ряд причин факторов и причин возникновения дифференциации доходов населения. Отметим самые важные из них.
Следующим фактором, являющимся причиной возникновения дифференциации доходов населения является различия в собственности, особенно полученной наследством. Люди не могут выбрать, в какой семье им родиться – потомственные миллионеры или простые рабочие. Таким образом, один из видов доходов, то есть доходы от имущества, будет значительно отличаться у названных нами субъектами.
Третий фактор вытекает из двух вышеперечисленных - это наличие образования. Человек, обладающий определённой квалификацией, образованием значительно повышает свои шансы найти престижную работу, однако не у каждого есть возможность получить необходимое образование, ввиду вышеперечисленных факторов. Например, ребёнок, родившийся в богатой семье имеет более высокие шансы получить образование, нежели ребёнок из бедной, многодетной семьи.
Таким образом, даже в условиях свободной конкуренции, в обществе появляется имущественное неравенство и дифференциация доходов.
Проблема распределения доходов тщательно связана с социальным неравенством и длительное время является актуальной проблемой среди экономистов-социологов.
Так как в капиталистическом обществе всё большую роль приобретают заводы, фабрики, офисы, то основными классами по К. Марксу являются буржуазия и пролетариат (рабочий класс, который зарабатывает на жизнь своим трудом), различающиеся по экономическому принципу (кто владеет производственными ресурсами, то есть буржуазия). Карл Маркс полагал, что изначально классов не существовало и они не будут существовать вечно. Они являются результатом экономической деятельности человека. К. Маркс как представитель рабочего класса считал, что «когда существует капиталистические институты, неизбежно существует и капиталистическая эксплуатация»
1.2. Дифференциация доходов населения.
Что же такое «Дифференциация доходов» ? Прежде всего это разница между уровнем денежного дохода различных слоев и групп людей. Экономисты, такие как А.Смит и Д.Рикардо, Ж.Б.Сэй, изучали доходы и распределение населения по получаемым доходам и сумели создать теорию трудовой стоимости, которая гласит, что «стоимость товаров формирует количество общественно необходимого труда для их производства (или воспроизводства) в данных социально-экономических условиях».
Неравенства доходов характерны для любой экономической системы. Наибольшая разница в доходах отмечалась в традиционных системах. Это было больше, чем когда-то в капитализме при свободной конкуренции. Тогда при переходе на современную рыночную экономику различия в доходах заметно снижаются.
При переходе с административно-командной системы на рыночную систему рост дифференциаций доходов обусловлен тем, что части населения продолжают жить в условиях старой экономической системы, а одновременно с этим появляется общественный сектор, действующий в соответствии с законами рынка.
Для оценки дифференциации доходов населения используются различные показатели. Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по какому-либо изучаемому признаку. Используется для оценки экономического неравенства. Рассчитывается по следующей формуле:
G = |1-Σ (X {k}-X {k-1}) (Y {k}-Y {k+1})
В этой формуле G - коэффициент Джини, X {k} - кумулированная доля населения(Ранжирование населения по возрастанию доходов), Y {k} - доля дохода, которую в совокупности получает X {k}. Σ - знак суммирования. Суммирование ведется по индексу k от k = 1 до k = n, где n - число домохозяйств.
Еще одним показателем, которые учёные используют для оценки дифференциации доходов населения это кривая Лоренца (Рис.1). Диаграмма отражает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения за определённый период времени.
По оси абсцисс откладывается доля семей с соответствующим процентом дохода, по оси ординат откладывается доля доходов рассматриваемых
семей в % от совокупного дохода. В теории представлена абсолютно равная возможность распределения доходов, которая свидетельствует о том, что каждый данный процент семьи получает соответствующие проценты доходов. Это означает, что, если 20%, 40%, 60% семей получат соответственно 20% ,40% ,60% от общего дохода, соответствующие пункты будут располагаться на биссектрисе.
Кривая Лоренца - это распределение количества населения, а также соответствующие этому количеству доходы. В результате она показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их получателей.
Кривая Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше область между биссектрисой (абсолютно равным распределением доходов) и самой кривой, тем больше степень неравенства доходов. Данный метод оценки дифференциации доходов населения используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.
Ученые подчеркивают, что избыточное социально-экономическое не-равенство, сложившееся сегодня в России «препятствует достижению успеха индивидов, социальной мобильности молодежи, как это происходит в современной России, она становится олицетворением социальной несправедливости и фактором социальной напряженности, разобщенности и конфликтности. В данных условиях общество не может развить и реализовать свой социальный потенциал» (Скворцов, 2016.С. 97).
Всероссийский опрос, проведенный в мае 2016 г., выявил серьезную озабоченность населения глубиной социально-экономического неравенства, сложившего в стране, и ростом социальной напряженности между бедными и богатыми в России (рисунок 1) (Сулакшин, 2017. С. 4).
1.3. Бедность как результат имущественного неравенства
«Мы имеем высокий уровень поляризации доходов за счет недифференцированной экономики. Доходы концентрируются в ограниченном круге отраслей, соответственно, плохо идет прирост доходов в других отраслях», – отметила Наталья Акиндинова, эксперт Центра развития.
Действительно, в России отмечается высокий уровень поляризации доходов в отличие от стран Европы и других развитых стран. Эксперты Института социально-экономических проблем народонаселения РАН отмечают, что поляризация наиболее заметна в росте доходов от собственности. В докладе сотрудников пишется следующее: «Проблема несправедливого неравенства доходов в российских регионах заключается в том, что региональные элиты обеспечивают себе доходы, многократно превосходящие и ВРП на душу населения, и среднедушевой доход населения региона. Причем, чем ниже уровень продуктивности региональной экономики и, соответственно, ниже уровень жизни населения региона в среднем, тем сильнее такие контрасты».
«Около 30% населения получают зарплату ниже прожиточного уровня» – отметил директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Алексей Шевяков. К сожалению, экономический рост в стране почти никак не влияет на снижение поляризации доходов населения, а даже наоборот увеличивает «разрыв» между бедными и богатыми. Ученые обращают особое внимание – «разрыв» между бедными и богатыми по мере проведения реформ не сокращается, а увеличивается: если в 1991 году он, по данным Росстата, достигал 4,5 раз, то к настоящему времени, по экспертным оценкам, увеличился до 14-15 раз.
Переход на рыночные отношения в России приводит к беспрецедентному повышению неравенства распределения результатов хозяйственной деятельности, ограничивающего доступ бедных к ресурсам развития. На уровне предприятий, отраслей, межотраслевых и региональных уровней наблюдается рост неравенства.
В таких условиях бедность может вполне увеличиться при экономическом росте.
После перехода на рыночные отношения Россия, испытывавшая экономический спад, была вынуждена отказаться от ряда социальных гарантий периода Советского Союза. По сведениям Европейского банка реконструкции и развития, среди бывших стран социалистического лагеря в России сложился максимальный разрыв в доходах различных социально-профессиональных групп.
В современной России «экономия на оплате труда<...>используется не для инвестиций, а проматывается на роскошь и вывозится за границу. Пора понять экономическую необходимость «цивилизованного» передела доходов в пользу основной части населения с целью сбалансированности экономики, чтобы избыточные траты на роскошь обратить на развитие производства через покупательский спрос», - Р. И. Нигматулин, советский и российский учёный-механик, педагог, научный руководитель ИО РАН.
Действительно, богатые слои населения, как правило, вкладывают свои деньги не в отечественное производство, а за за границу или же тратят на ненужную роскошь, тем самым еще больше увеличивая разрыв в доходах между слоями населения.
В статье 115 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации среди Основных показателей состояния национальной безопасности определен децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения). Высокое значение этого коэффициента свидетельствует о нарушении принципов социальной справедливости, накоплении роскоши в ограниченной социальной группе, расслоении общества с утратой солидарности и взаимопонимания социальных групп. Из рисунка 2 видно, что в период 1990-1994 гг. произошло резкое повышение неравенства доходов населения России. В дальнейшем быстрый рост прекратился, но уровень неравенства доходов до сих пор остается выше порогового значения (8 лет).
Глава 2. Государственная политика в России по выравниванию доходов
2.1. Проблема и причина бедности
Проблема имущественного неравенства и бедности относятся к одним из самых сложных теоретических и практических аспектов социально-экономического развития как России, так и мира в целом. Проблема нищеты имеет широкую огласку в странах постсоветского пространства, в странах с переходной экономикой. После распада Советского Союза большинство стран, входящих в состав СССР, в том числе и Россия были вынуждены отказаться от ряда социальных гарантий советского периода. С переходом на рыночные отношения население России столкнулось с такими явлениями как структурная безработица, платные услуги в таких сферах как образование, здравоохранение и другие. Более того, после перехода России на новые рыночные отношения, имущественное неравенство в стране выросло в несколько раз, почти в 4 раза. Стоит отметить, что и при экономическом росте бедность вполне может увеличиваться.
«Экономический рост в России не помогает бороться с бедностью и не способствует уменьшению разрыва между доходами бедных и богатых»,- Такой вывод сделан в докладе Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, посвященного проблеме бедности в России. Большая часть роста фонда оплаты труда осуществляется за счет менеджеров среднего и высшего звена.
Анализируя уровень бедности в России, эксперты пришли к выводу: «Бедность в России-массовое застойное явление». Более четверти россиян находятся за чертой бедности. Имущественное и социальное неравенство населения напрямую связаны с такими характеристиками как бедность и
5) Низкий уровень образования . В результате этих факторов в социальной сфере России отметился рост таких отрицательных явлений, как рост бедного населения, падение общего уровня жизни Россиян, а также социально-уязвимых слоев населения- пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и другие. Эксперты отмечают, что экономический кризис в стране почти не затронул представителей богатого слоя населения.
«В последние годы происходит замещение доходов с рынка (от трудовой и предпринимательской деятельности) поступлениями от государства. Однако даже с учетом господдержки большая группа россиян не имеют дохода, который достигал бы уровня прожиточного минимума и позволял бы им быть состоятельными. Такого не должно быть, возникает вопрос эффективности социальной поддержки», — констатировал А. Сафонов, профессор Финансового университета при правительстве.
По мнению российских социологов, «если человек находится в состоянии бедности более двух лет, то в 75% он из этого состояния выбраться уже не может». Действительно, в данной ситуации у людей возникает привыкание к такому образу жизни, человек начинает смиряться с данной ситуацией, у него пропадают какие-либо цели на будущее, что способствует формированию культуры бедности.
Представители культурного подхода опираются на работы О. Льюиса и рассматривают явление бедности «в широком культурно-историческом аспекте как часть культуры общества, представляющую собой систему стереотипов и стандартных поведенческих установок в различных ситуациях, не связанных напрямую с экономической деятельностью, но определяющих её эффективность»8
В российском обществе принято выделять такое явление как «работающая бедность». Под данным термином принято понимать категорию населения, которая выполняет трудовые функции на рабочем месте, но получает заработную плату ниже прожиточного минимума. К такой категории, как правило, относят работников бюджетной сферы, например, врачи, работающие в провинции и получающие зарплату в 15 тысяч рублей. Данное явление свидетельствует о том, что на данный момент государство не способно обеспечить все население минимальным достатком. Именно данное явление является ключевым в социально-экономическом неравенстве в России.
По мнению ряда ученых, основные причины бедности работающего населения России связаны с «низким уровнем заработной платы работающих членов семьи для содержания иждивенцев, проживающих в них. Что же касается работающих бедных, то главным фактором их бедности выступает специфика их производственных позиций, не позволяющих претендовать на большую зарплату - отчасти из-за качества их человеческого капитала, а отчасти - из-за состояния тех локальных рынков труда, на которых они ищут себе работу»9
Особенностью бедности России является региональный характер ее развития. Региональные структуры России отличаются различной социально-экономической структурой, которая определяет возможность и ресурс регионов для решения социально-экономических проблем своих жителей. Для большинства регионов Российской Федерации, по мнению специалистов, характерен «общий портрет бедного человека - это занятый в экономике человек, а также находящийся в трудоспособном возрасте, но получающий зарплату в два-три раза ниже средней по стране»
Бедность в России также тесно связана с проживанием на определенной поселенческой территории. Зависимость уровня жизни от места жительства определяется термином «поселенческая асимметрия в доходах», который показывает различие доходов населения в сельской местности и в городе. Данная асимметрия имеет объективные причины: отсутствие рабочих мест, различия в оплате труда.
2.2. Значения показателей бедности в РФ за период 2017-2022
По итогам второго квартала 2022 года к бедным Росстат отнес 9.8%, или 14,3 млн россиян. Их доходы оказались ниже так называемой границы бедности, которая составила 13 919 (на 2022 год) тыс. руб. Самый высокий процент уровня людей, живущих на доходы ниже прожиточного минимума, оказался в Республике Ингушетия и составляет 30,5% или же 157 тысяч человек. Высокий уровень бедности так же наблюдается в Республике Тыва (28,8% или же 95 616 людей), Еврейская автономная область (20,3 или же 29,841 человек). Самый низкий процент уровня людей, проживающих на доходы ниже прожиточного минимума наблюдается в городе Санкт-Петербург (4,5% или же 251 931 человек) и в Ямало-Ненецком округе (4,5% или же 23 032 человека).
Ниже приведён средний процент уровня бедности по каждому округу Российской Федерации:
1) Центральный федеральный округ - 9,25%
2) Северо-Западный федеральный округ - 10,6%
3) Южный федеральный округ - 12,375%
4) Северо-Кавказский федеральный округ - 18,1%
5) Приволжский федеральный округ — 11,7%
6) Уральский федеральный округ — 10,2%
7) Сибирский федеральный округ — 15,95%
8) Дальневосточный федеральный округ -12,9%
Исходя из приведенных выше данных можно сделать вывод, что самый низкий процент уровня бедности в Российской Федерации наблюдается в Центральном федеральном округе (9,25%), а самый высокий в Северо-Кавказском федеральном округе (18,1%). Такой уровень бедности в Северо-Кавказском федеральном округе связан с многочисленными факторами.
Отсутствие инвестиций, зависимость от национальных ресурсов, высокий уровень коррупции и преступности делают данный федеральный округ одним из самых бедных в стране.
По официальным данным Росстата, «реальные располагаемые денежные доходы россиян в январе-сентябре 2017 года снизились на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. При этом всех бедных домохозяйств 62,6% - семьи с детьми; риск бедности при рождении первого ребенка — 30%, второго — 50%, третьего — 70%». Однако к категории людей, проживающих в бедности, с трудом можно отнести пенсионеров. По данным Росстата на 2022 год, средний размер назначенных пенсий, в среднем составляет 17 824 рублей. Соотношение назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера, в среднем составляет 148,9%.
Нельзя не отметить тенденцию на снижение общего уровня бедности населения. Обратимся графику, представленному на рисунке 2. На данном графике можно заметить, что с каждым годом уровень бедности в стране постепенно снижается. С 2017 по 2020 год уровень бедности понижается в среднем на 0,3 процента, однако в 2021 данное значение составило 1,1 процент, а в 2022 и вовсе 1,2. Данная статистика дает возможность понять, что в стране наблюдается активное снижение уровня бедности в стране.
2.3. Пути снижения уровня бедности и имущественного неравенства
В Конституции Российской Федерации говорится, что «Российская Федерация-это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Основной целью социального государства является проведение активной социальной политики, направленной на обеспечение своих граждан важнейшими социальными правами, к которым относятся право на труд, образование, социальное обеспечение, охрана здоровья и другие.
Относительно высокий уровень бедности и имущественного неравенства противодействует экономическому росту в стране, препятствует созданию социальных институтов, а также усиливая «разрыв» между богатыми и бедными, что негативно воздействует на формирование среднего класса, то есть платежеспособного населения страны.
В отличие от других стран, высокий уровень бедности и имущественное неравенство в Российской Федерации не стимулирует население, а, наоборот, затрудняет его передвижение по вертикальным каналам социальной мобильности. Данный фактор является одной из наиболее значимых причин, препятствующих экономическому росту в стране.
Главный фактор, определяющий высокую бедность в России, — низкая заработная плата, которая не обеспечивает реализацию стимулирующих функций трудовой оплаты. В настоящее время даже средней заработной платы недостаточно для обеспечения нормальных условий для трудящихся и членов их семей, а скорее является социальным пособием.
Низкая зарплата большинства наёмных работников совпадает с необоснованной экономической и социальной дифференциацией оплаты труда высших менеджеров. В соответствии с оценкой Н.М. Римашевского различия минимального и максимального оплаты - 10-15 раз в предприятии, 20-30 раз в отрасли, а между регионами - 20-45 раз.
Обесценивание труда повышает экономический ущерб работнику за выполненную работу, негативно сказывается на производительности труда. Хотя все усилия были предприняты, хронически остается проблема долга по зарплате, обостряющаяся при каждом увеличении минимального размера заработной платы.
Государственное регулирование доходов является системой мер и нормативных норм законодательной, исполнительной и контролируемой формы, осуществляемой правомочными органами государственной власти и общественных организаций для стабилизации дохода и его роста в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями развития государства. Она предназначена для создания условий для нормального воспроизводства труда и его развития.
В современном мире невозможна непосредственная роль государства в социальных и экономических процессах, поскольку распределение рынка несправедливо и не позволяет каждому человеку получать доход достойно жизни, независимо от результатов экономического процесса. Появляется необходимость вмешательства государства.
Основные объекты государственного регулирования доходов: минимум доходов, оплаты труда; занятость; налоги, цены; социальные гарантии, социальные отношения (включая отношения между работодателями и работающими по найму, социальное обеспечение); правовое обеспечение (безопасности, сохранности жизни, собственности, имущества, денежных
сбережений и др.) и т.д. Снижение уровня бедности и имущественного неравенства может быть достигнуто путем реализации следующих мероприятий:
1. Повышение уровня образования и доступности образования. Образование является ключом к повышению уровня дохода и улучшению качества жизни. Поэтому необходимо обеспечить доступность образования для всех слоев населения. В современном мире большое количество профессий нуждаются в определённой квалификации и подготовки. К сожалению, после распада СССР и перехода России на рыночные отношения, получить высшее образование без каких-либо денежных вложений стало труднее, однако такая возможность всё же есть.
2. Создание рабочих мест и поддержка малого и среднего бизнеса. Работа – это основа для получения дохода и улучшения состояния семьи. Поэтому правительство должно создавать рабочие места, а также поддерживать малый и средний бизнес. Это и квота рабочих мест на предприятиях для социально уязвимых групп населения (для подростков, инвалидов и т. д.), и обязательность предприятий (организаций) выделить определенную норму работников на сельскохозяйственные, строительные работы, на работу по благоустройству территорий и т. д. Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.
3. Реформа системы социального обеспечения. Система социального обеспечения должна быть ориентирована на людей с низким уровнем дохода, чтобы помочь им поддержать свои базовые потребности. К таким мерам можно отнести минимальную оплату труда, налоговую политику, регулирование цен, оплату труда на госпредприятиях и госслужащих, занятости, др.
4. Поддержка доступности жилья. Жилье остается одной из самых основных потребностей людей, и доступное жилье может помочь людям с низким уровнем дохода улучшить состояние своих семей.
5. Реформа налоговой системы в пользу низкооплачиваемых работников и среднего класса. Налоговая система должна быть ориентирована на поддержку низкооплачиваемых работников и среднего класса, которые составляют большинство населения.
Одним их таких решений может стать введение подоходного налога, который исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц. То есть чем больше доходов человек получает, тем больше он отдает государству. Данное решение может способствовать снижению уровня дифференциации доходов и уровня бедности.
6. Повышение качества жизни в районах с низким уровнем дохода. Районы с низким уровнем дохода нуждаются в повышении качества жизни, таких как улучшение инфраструктуры, доступность медицинской помощи, обязательное страхование от несчастных случаев и других мероприятий.
В России существуют различные государственные программы и меры, направленные на снижение уровня бедности и имущественного неравенства в стране:
1. Государственная программа "Семейная ипотека". Она предусматривает возможность приобретения жилья по сниженной ставке. Молодые семьи могут рассчитывать на получение ипотеки по льготной ставке, которая составляет 6% (5% для Дальневосточного Федерального округа)
2. Программа "Детское питание". Она охватывает детские сады и школы,
обеспечивая детей натуральным и качественным питанием, вне
зависимости от дохода родителей.
3. Повышение зарплаты в некоторых отраслях. Например, последние годы правительство увеличивает зарплату врачам, учителям и другим социальным работникам, что способствует повышению уровня жизни в этих профессиональных группах. Так, например, по данным Росстата, зарплата для педагогов общего образования средняя зарплата выросла с 45,936 до 50,702, для врачей с 92,460 до 102,232, для социальных работников с 38,544 до 42,665
4. Меры социальной поддержки отдельных социальных групп. Например, выплаты денежных средств инвалидам, пенсиям, социальным пакетам для семей с детьми и другие. В России существует большое количество социальных выплат, помогающих населения. Самые значимые- социальные пособия на рождение ребёнка, при временной нетрудоспособности, по безработице, на погребение. В докладе Росстата сообщается следующее:"На снижение численности малоимущего населения повлияли следующие факторы: увеличение объемов социальных выплат.
По сравнению с III кварталом 2021 года объем социальных выплат в III квартале 2022 года увеличился на 170,4 млрд рублей (с 4,18 трлн рублей до 4,35 трлн рублей). По сравнению с II кварталом 2022 года объем социальных выплат в III квартале 2022 года увеличился на 243,4 млрд рублей (с 4,11 трлн рублей до 4,35 трлн рублей)"
5. Программа "Развитие села". Была запущена в 2006 году и направлена на сокращение разрыва между сельской и городской ипотекой, где финансируется жилищное строительство и фасилитируется предоставление земельных участков.
6. Повышение налоговой нагрузки на богатых граждан и бизнес. В 2018 году в России было введено налоговое изменение, которое позволяет обложить налогом до 13% богатых индивидуальных предпринимателей, владельцев крупных компаний и финансистов.
Однако вопрос снижения бедности и социального неравенства остается одним из наиболее актуальных в России, и необходимо усиливать усилия правительства для более эффективных мер по борьбе с этими проблемами.
Заключение
Как и в большинстве стран мира, сегодня в России проблема бедности является задачей наиболее приоритетной и актуальной в обществе и государстве. Объективная экономическая основа расширения экономического масштаба бедности, а также превращения этой проблемы в общую проблему – глубокие экономические спады, которые происходили во всех странах с переходной экономикой, в том числе и в России, и перспективы снижения бедности являются главным образом связаны с экономическим ростом.
Анализируя уровень жизни граждан, в работе рассматривалась возможная стратегия по борьбе с бедностью. Настоящий комплекс мер предполагает продолжение реформы, направленной на устойчивый экономический рост, а с другой стороны - направлен на смещение социальных приоритетов в сторону людей, которые не способны самостоятельно обеспечивать приемлемый жизненный уровень. Центральный зенит приоритетов – процессы на трудовом рынке: как в области занятости, как и в сфере оплаты рабочего времени. Неоспоримо, что Россия - действительно страна с достаточно высокой социальной дифференциацией, которая в большинстве своем продиктована объективной реальностью. В России число работников соответствует рыночным стандартам, а заработная плата формируется в соответствии с стандартами советской эпохи, в которой все должны были трудиться, и отказ от труда был считаться уголовным. Очевиден конфликт моделей трудового рынка: заработная плата соответствует моделям всеобщего труда, а параметры занятости - рыночной.
В работе рассмотрены основные моменты неравенства распределения доходов на территории России. Решение неравенства – один из важнейших моментов развития нашей страны и в целом ее благосостояние.
Список использованных источников
1. Ашмаров И.А. «Работающие бедные» в современной России // Историко-экономические исследования. 2018. №4 С.556-570.
2. Нигматулин Р.И. Главный инвестор рыночной экономики-сам народ.2008
3. Официальный сайт Росстата
4. Ратникова М.И., Болычева Е.А. Бедность как социально-экономическая проблема России // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем 2019. Т. 2
5. Ибрагимова З.Ф. Причины и следствия бедности: экономико-психологический аспект. 2016
6. Маркс К. Капитал. Том первый. - Litres, 2013. С. 87..
7.Скворцов Н.Г., Верещагна А.В, Самыгин С.И. Социальное неравенство в России: вызовы национальной идентичности// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017
8.Сулакшин С.С. МОНИТОРИНГ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА//2017
9. Таганов Э. Неравенство доходов в России // Экономист. – 2005. - № 11. – C. 74.
10.Конституция РФ, гл1, ст 7
11.Бойко А.П. Проблема социального неравенства в современной России 2017
12.Ильин В.А. «Капитализм для своих»-источник социального неравенства в современной России 2017
13. Беглова Е.И. Бедность в России: её структура и формы проявления 2016
14.Модель доходной стратификации российского общества: динамика, факторы, межстрановые сравнения.Н.Е Тихонова 2018
15. Global Wealth Report 2014
16.Wikipediа. Маттео Пальмие́ри
Приложения
Рисунок 1. Ответы на вопрос: «Насколько сильна в России напряженность между бедными и богатыми?»
Р исунок 2. Децильный коэффициент фондов и коэффициент Джини 1990-2017 Россия
Рисунок 3. Показатели уровня бедности в РФ за период 2017-2022 (Процент бедного населения)
1«О гражданской жизни» (ок.1439)-Маттео Пальмие́ри
2 Карл Маркс(1818-1883)-немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт
3Маркс К. Капитал. Том первый. - Litres, 2013. С. 87.
4Адам Смит(1723-1790)- Шотландский экономист и философ -этик, один из основоположников экономической теории как науки. Считается основателем классической политэкономии.
5Гидденс Э. Стратификация и классовая структура Социологические исследования.- 1992. - №.11. - С. 113..
6Бедность. [Электронный ресурс].
7Ибрагимова 2016, с 44
8Беглова, 2012
9(Модель доходной стратификации ,2018. C. 293).