Файл: Курсовая работа по этм студентки 1 тм печерицы Александры Путилова С. М электросталь 2023.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство культуры Московской области ГАПОУ МО и МОБМК им. А.Н.Скрябина
Аккорды
Курсовая работа по ЭТМ
Студентки 1 ТМ
Печерицы Александры
Руководитель: Путилова С.М
Электросталь
2023
Содержание
Введениe
1.Понятие “аккорд”, “созвучие”.
2.История возникновения аккорда.
3.Классификация аккордов.
4.Фонизм и функция аккорда.
5.Структура аккорда.
6.Аккордовый материал в музыке 20 в.
7.Список литературы
Введение
Понятие аккорда в современной музыке является знаковым и процесс обучения теории музыки и гармонии, а также любая практическая деятельность невозможны без понимания принципов того, что такое аккорд, как он устроен и какую роль играет в современной музыке.
Понятия аккорда является, возможно, одним из самых популярных в музыке, так как даже не музыкантам известно, что есть какие-то аккорды типа «аэм, цеэм» и некоторые даже пробовали брать эти аккорды на гитаре или фортепиано. Несмотря на это, мало кто из начинающих музыкантов правильно понимает теоретические аспекты образования аккордов и может логично и внятно объяснить сущность этого явления мелодического языка.
Есть ли в жизни явления близкие аккорду в музыке и какую пользу нам может принести это понимание?
Для понимания исторических аспектов появления понятия аккорд важно знать одну деталь. Само определение аккорда начало использоваться в качестве термина относительно недавно: в XVIII веке, когда зародилась наука гармония. До этого для обозначения явления использовали разные термины.
1.Понятие Аккорд, Созвучие
Традиционная теория музыки резко разделяет понятия аккорда и созвучия. При этом за основу различения принимаются структурные признаки-количество звуков и интервальный состав: аккорд- комплекс, состоящий не менее, чем из трёх звуков, которые можно привести к терцовой последовательности. Неаккорд- любое одновременное сочетание тонов, не отвечающее указанным условиям. Но отличающий признак в этом определении устанавливается по интервальной структуре. Более общее представление об аккорде может дать определение, исходящее из самого существенного фактора- функции созвучия как элемента музыкальной ткани.
П. Хиндемит определяет аккорд как группу “минимум из трёх одновременно звучащих тонов”. Ю. Тюлин определяет аккорд как логически дифференцированное созвучие, некое гармоническое единство, конструктивное целое, входящее в определённyю систему музыкального мышления. Он указывает также: “. . . аккорд мыслится как конструктивное единство, действующее не своими составными частями, но в целом”.
В формулировках Тюлина определение опирается на логическую роль аккорда , интервальное же строение не оговаривается. Но выдвигается другой фактор, с точки зрения Тюлина, принципиально отличающий аккорд от неаккорда- фактор ладового значения. По мнению Тюлина, аккорд должен обязательно обладать ладовой направленностью. Обстоятельство это, правда, в самой формулировке не уточнено- термин “ логически дифференцированное созвучие” не обязательно понимать как дифференцированное именно в ладовом смысле. Можно истолковать дифференцированность просто как отчленяемость сознанием данного комплекса от другого, подобного по роли и смыслу единства. Своё понимание логической дифференциации Тюлин раскрывает в разъяснениях, а также в определении противопоставленному аккорду понятия созвучия вообще. “Созвучие- это одновременное сочетание минимум двух тонов , рассматриваемое вне движения , как логически недифференцированный комплекс тонов. Однако музыкальная практика, особенно современная, даёт основания изъять ладовый фактор из определения аккорда, поскольку такое ограничение исключает из поля зрения многие комплексы , хотя и не проявляющие ладовой действенности , но по существенным параметрам вполне отвечающие функции аккорда. Именно эту поправку вносит Ю.Холопов. Он также делает специальную оговорку о том, что гармоническая и ладовая функция для определения комплекса как аккорда или неаккорда значения не имеет.
Все прозвучавшие определения : 1) выделяют аккорд как специфически гармоническое явление; 2) определяют его как закономерную целостную структуру вне зависимости от его интервальной структуры. В этом смысле аккорд воспринимается как логически дифференцированное целое.
Итак, функционирвание комплекса тонов как нерасчленимой, целостной единицы – единственный признак, который можно считать существенным для определения аккорда. Интервальная же его структура может быть различной. Терцовость- лишь частный случай структуры аккорда.
Условия, способствующие целостности восприятия созвучия, в каждом случае могут быть различными. Вот некоторые: повторяемость комплекса( секвенции или параллельное движении), отчленённость. Особо следует рассмотреть вопрос о количественной стороне в определении аккорда. Как известно, традиционная теория устанавливает для аккорда трёхзвучный минимум. Тюлин, указывая на возможность существования различных интервальных структур аккорда, делает оговорку о том, что конструктивное целое в аккорде возникает при наличии минимума трех тонов различной высоты. Двузвучие само по себе не есть ещё аккорд, так как не определяет своего места в ладовой системе. Этим дополнением, во-первых, ещё раз проясняется исходная точка зрения Тюлина на гармонию и её элементы только как на явления ладово определяющие. Во-вторых, подчёркивается, что, с его точки зрения, двузвучия как аккорд «неправомочны».
Если подходить к вопросу об аккорде с функциональных позиций, то количественные ограничения его звукового состава в ту или иную сторону вряд ли целесообразны. Гармонический склад, начиная с Мусоргского, даёт достаточно материала и оснований для того, чтобы признать за двузвучиями и многозвучиями, в случае их использования как самостоятельных комплексов, право функционировать в качестве аккорда. Поэтому аккорд можно определить как комплекс тонов, представляющий собой логически дифференцированную, конструктивно целостную единицу музыкальной ткани.
-
История возникновения аккорда
Простейшее созвучие- интервал, на его основе возник аккорд. Терцовый принцип строения аккордов является основным в классической гармонии и преобладает в большинстве музыкальных культур.С этим свойством физической природы звука связана особая слитность мажорного трезвучияи малого мажорного септаккорда.
В музыке 20 века терцовая структура аккордов обогащается различными явлениями- заменными тонами, варьирующими терцовый принцип строения;побочными тонами, наслаивающими на терцовость красочные диссонирующие “пятна”. Появляются квартаккорды, квинтаккорды, секундовые комплексы, аккорды смешанного строения и т.д.
В формировании самого понятия «аккорд» большую роль сыграл французский композитор и теоретик Жан Филипп Рамо. В 17 веке многоголосная музыка часто записывалась в виде не партитуры, а одноголосной линии баса с цифрами у каждой её ноты. Эти цифры обозначали нтервалы- расстояние каждого из голосов от баса. Такая система записи отражала важную организующую роль баса и была этапом на пути к утврждению гомофонно-гармонического склада. Осмыслив практику генерал-баса, Жан Рамо установил родство трезвучий с их обращениями и вывел систему, на основе которой позже возникло учение о гармонии как о высшем способе организации музыкальной ткани. Согласно теории Рамо, основополагающее значение в ладу имеют три главных аккорда- Т, D, S. Учение Рамо о «тройной пропорции» явилось важным шагом к осознанию ладовых функций и пониманию лада как сложной централизованной системы.
Аккордика
В структурном отношении эволюция гармонических созвучий привела к большому разнообразию их форм. Единицей гармонического языка в современной музыке может быть просто тон, интервал, аккорд или полиаккорд, в котором аккорд становится одним из составных элементов более сложного целого. Терцовое строение аккордов перестаёт быть единственно возможным. Аккордом становится и воспринимается на слух всякое самостоятельное созвучие, построенное по определённому принципу.
-
Классификация аккордов
Классификация аккордов — разделение аккордов на группы на основании объективных и субъективных музыкальных критериев.
Существует несколько классификаций аккордов, каждая из которых имеет смысл в контексте категорий той или иной музыкальной теории, либо же музыкального стиля.
В соответствии с классической западно-европейской элементарной теорией музыки[1] существуют следующие способы классификации аккордов: по впечатлению на слух, по положению в музыкальной системе, по положению в тональности, по положению основного тона.
Впечатление на слух.
По впечатлению на слух аккорды делятся на консонирующие и диссонирующие(фр. consonance, от лат. consonantia — созвучие, согласное звучание, и фр. dissonance, от лат. dissonantia — неблагозвучие, нестройное звучание;. При этом характер звучания зависит от интервального состава аккорда. Если в состав аккорда входит хотя бы один диссонирующий интервал, аккорд также называется диссонирующим.
Консонирующие аккорды, примерами которых являются мажорные и минорные трезвучия, являлись основой доклассической музыки, однако позднее стали использоваться и диссонирующие аккорды. Сперва диссонирующие аккорды подчинялись консонирующим, но постепенно количество диссонирующих аккордов в музыкальных произведениях стало расти[2].
Положение в музыкальной системе
По положению в музыкальной системе аккорды делятся на диатонические и хроматические. Хромати́зм в мажорно-минорной тональности — мелодический ход на полутон от диатонической к одноимённой хроматической ступени звукоряда (или наоборот). Диато́ника — семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам[1] Как и в предыдущем способе классификации, принадлежность аккорда к той или иной категории зависит от его интервального состава.
Основными хроматическими аккордами являются увеличенное трезвучие (а также производные от него большой минорный и увеличенный септаккорды) и уменьшенный септаккорд.
При повышении или понижении любой ступени аккорда, кроме примы или терции, образуются альтерированные аккорды, то есть аккорды с хроматически измененными ступенями[3].
Положение в тональности
По положению в тональности аккорды делятся на устойчивые и неустойчивые. Внутри лада каждый неустойчивый аккорд тянется к разрешению в устойчивый аккорд.
Положение основного тона
По положению основного тона аккорды делятся на основной вид и обращения. Основным критерием в этом случае является внутренний распорядок звуков в аккорде. Основным видом аккорда является тот, при котором тоника совпадает с нижним тоном аккорда.
Иные классификации аккордов
Существуют классификации аккордов, отличные от принятой в элементарной теории музыки.
Число тонов
В соответствии с числом тонов, входящих в аккорд, аккорды делятся на двузвучия, трезвучия, септаккорды (состоят из четырёх звуков), нонаккорды (из пяти звуков), ундецимаккорды (из шести звуков) и терцдецимаккорды (из семи звуков). Одним из примеров двузвучия является квинтаккорд или пауэр-аккорд.
Интервал, определяющий структуру аккорда
Исходя из интервала, определяющего структуру аккорда, существует разделение на аккорды терцового и нетерцового строения. К последним относят созвучия трех и более звуков, расположенных по квартам или имеющих смешанное строение.
Аккорды терцовой структуры в зависимости от нижней терции аккорда делятся на мажорные и минорные. Аккорды, звуки которых расположены по секундам (тонам и полутонам), а также по интервалам меньше секунды (по четверти, трети тона и т. д.), называются кластерами.
Самый широкий из интервалов аккорда
Возможен способ классификации аккордов по самому широкому из интервалов, входящих в состав аккорда: септаккорды, нонаккорды и т. Д
Положение в тональной системе
Аккорды могут называться в соответствии с контекстом, то есть с их положением в тональной системе: аккорд I ступени, II ступени и т. д. Также аккорды могут называться по букве, обозначающей основной тон (C, G и т. д.), по слоговому названию основного тона (до, соль и т. д.) или в соответствии с их функциями (тонический аккорд, доминантовый аккорд, субдоминантовый и т. д.).
Характерные особенности
Некоторые аккорды получают собственные имена. К примеру, мажорный секстаккорд второй ступени с пониженным основным тоном называется «неаполитанским» секстаккордом (первыми его стали использовать композиторы неаполитанской школы)[8]; аккорд, открывающий оперу Вагнера «Тристан и Изольда», получил название «тристанова аккорда»[9], излюбленный аккорд Сергея Васильевича Рахманинова — уменьшенный вводный терцквартаккорд с квартой — получил название «Рахманиновская субдоминанта»[10], Прометеев аккорд А. Н. Скрябина и др.