Файл: Курсовая работа по этм студентки 1 тм печерицы Александры Путилова С. М электросталь 2023.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фонизм и функция аккорда
Аккорд характеризуется двумя понятиями - фонизм и функция.
Фонизм определяется строением аккорда. Строение зависит от следующих факторов:
1)Количество звуков (3 звука - трезвучия, 4 - септаккорды, 5 - нонаккорды, 6 - ундецимаккорды, 7 - терцдецимаккорды).
2)Интервальный состав.
Существует 4 вида трезвучий (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное),
7 видов септакордов (малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный, большой мажорный, большой минорный, большой уменьшенный, большой увеличенный (или просто увеличенный),
в классической музыке распространены 2 вида нонаккордов (большой и малый).
Б53= б3+м3 М53=м3+б3 ув53=б3+б3 ум53=м3+м3
м. маж.7 - в основе мажорное трезвучие и малая септима
м. мин.7 - минорное трезвучие и малая септима
м. ум.7 - уменьшенное трезвучие и малая септима
ум. ум.7 - уменьшенное трезвучие и уменьшенная септима
б. маж.7 - мажорное трезвучие и большая септима
б. мин.7 - минорное трезвучие и большая септима
б. ув. 7 - увеличенное трезвучие и большая септима
Б9 = м. маж.7+б3; М9 = м. маж.7+м3
Звуки аккорда имеют свои названия: основной тон(прима), терцовый тон, квинтовый тон, септимовый тон и так далее. Если в басу располагается основной тон, то звучит основной вид аккорда, если какой-либо другой звук, получается обращение аккорда. Трезвучие имеет 2 обращения, септаккорд - 3 обращения, нонаккорд обычно употребляется только в основном виде. В целом аккорды по фонизму делятся на консонансы и диссонансы. Консонансы - только мажорное и минорное трезвучия и их обращения. На строение аккордов оказывают воздействие неаккордовые звуки и побочные тоны. Неаккордовые звуки имеют мелодическое происхождение. В них проявляется влияние мелодии на гармонию. Они не входят в состав аккордов. Неаккордовые звуки бывают:
проходящие (образуются между соседними аккордами в поступенном движении),
вспомогательные (образуются между аккордовым звуком и его повторением),
задержание (возникает вместе с аккордом и задерживает появление аккордового звука),
побочные (заменные) тоны первоначально были неаккордовыми , но затем вошли в состав аккорда и воспринимаются в единстве с остальными тонами (доминанта с секстой вместо квинты - излюбленная гармония Шопена, тоника с секундой вместо терции - Прокофьев "Ромео с Джульеттой перед разлукой" из балета, вводный септаккорд с квартой - у Рахманинова).
Функция - роль аккорда в ладу. Существует 3 основные функции: TSD.
Тоника - функция устойчивая. Субдоминанта и доминанта - неустойчивые функции, но неустойчивость их различна. Доминанта - активная неустойчивость, тяготеет в тонику, стремится к разрешению, подчеркивает устойчивость тоники. Субдоминанта - пассивная неустойчивость, слабо тяготеет в тонику.
Тоника представлена только тоническим трезвучием, субдоминанта и доминанта имеют свои функциональные группы.
Группа субдоминанты: трезвучия II IV VI ступеней
Группа доминанты: трезвучия III V VII ступеней.
Наиболее яркими представителями функциональных групп являются трезвучия IV и V ступеней. Они связаны с тоникой гармоническими и мелодическими тяготениями, а также являются показателями лада. Поэтому T S D называются главными трезвучиями, а остальные - побочными.
Септаккорды бывают главными и побочными. Главными являются септаккорды V, II и VII ступеней, то есть D7, II7 и VII7. Остальные - побочные.
Многозвучные аккорды - неопределенных функциональных отношений.
Побочные тоны и неаккордовые звуки также затушевывают функцию аккорда.
Фонизм и функция тесно взаимодействуют. Преобладание фонизма ведет к ослаблению функции и наоборот.
Структура аккорда
Структура аккордов – это их строение, принцип, по которому расположены тоны (звуки) аккорда. Структура аккордов бывает двух видов: терцовая (классический вариант) и нетерцовая (в основном, характерна для музыки XX века, но встречалась и раньше). Правда, есть ещё так вид аккордов с так называемой усложнённой терцовой структурой – с заменёнными, пропущенными или добавочными тонами
Аккорды с терцовой структурой
При терцовой структуре аккорды строятся из звуков, расположенных по терциям. Такой структурой обладают разные виды аккордов: трезвучия, септаккорды, нонаккорды вместе с их обращениями. На рисунке изображены как раз примеры таких аккордов с терцовой структурой.
Структуру аккордов образуют интервалы, из которых состоит данный аккорд (например, те же терции), а интервалы в свою очередь складываются из отдельных звуков, которые называются «тонами» аккорда. Главный звук аккорда является его основанием, остальные тоны будут называться так же, как называются и интервалы, которые эти тоны образуют с основанием – то есть терция, квинта, септима, нона и так далее.
СТРУКТУРА АККОРДОВ ОТРАЖАЕТСЯ В ИХ НАЗВАНИИ
Определять название тонов в аккорде нужно для того, чтобы дать ему название. Скажем, если между основанием и самым верхним звуком аккорда образуется интервал септимы – то аккорд называется септаккордом, если нона – то нонаккордом, если ундецима – то, соответственно, ундецимаккордом. С помощью анализа структуры можно дать название и любым другим аккордам, например всем обращениям доминантсептаккорда.
Итак, в D7, в его основном виде, все звуки расположены по терциям и между основанием аккорда и его самым верхним тоном образуется интервал малой септимы, по причине чего мы и называем этот аккорд септаккордом. Однако, в обращениях D7 расположение тонов иное.
Первое обращение данного септаккорда – квинт-секст аккорд. Название ему даётся по тому, как септима (верхний тон D7) и основной тон соотносятся с басом аккорда, какие интервалы при этом образуются. Основной тон в нашем примере – нота соль, си – терция, ре – квита, а фа – септима. Мы видим, что бас в данном случае – нота си, расстояние от ноты си до ноты фа, которая является септимой – квинта, а до ноты соль (основания аккорда) – секста. Вот и получается, что название аккорда складывается из названий двух интервалов – квинты и сексты: квинт-секст аккорд.
Терц-кварт аккорд . Бас аккорда в данном примере – нота ре, всё остальное называется по-прежнему. Расстояние от ре до фа (септимы) – терция, интервал от ре до соль (основание) – кварта.
Секундаккорд. Итак, басовой нотой в данном случае становится нота фа. От фа до фа – прима, а интервал от ноты фа до основания соль – секунда. Точное название аккорда должно было бы произносить как прим-секунд аккорд. В этом названии первый корень почему-то опускается, по-видимому, для удобства, а может быть и потому что между септимой и септимой интервала не образуется – повторения ноты фа ведь нет.
АККОРДЫ С НЕТЕРЦЕВОЙ СТРУКТУРОЙ
В современной музыке нередко можно встретить аккорды, в которых звуки расположены не по терциям, а по другим интервалам – обычно по квартам или квинтам. Например, из соединения двух кварт образуется так называемый квартсептаккорд (обозначается комбинацией чисел 7 и 4) с септимой между крайними звуками.
Из сцепления двух квинт можно получить квинтнонаккорды (обозначается с помощью чисел 9 и 5), между нижним и верхним звуком будет составной интервал нона.
Классические терцовые аккорды звучат мягко, гармонично. Аккорды же нетерцовой структуры имеют пустоватое звучание, зато они очень красочны. Вероятно поэтому эти аккорды так уместны там, где требуется создание фантастически-загадочных музыкальных образов.
Кластер или секундовые гроздья
Созвучия можно строить и из интервалов-диссонансов, в том числе и из секунд. Из секунд образуются так называемые кластеры. Иногда их также называют секундовыми гроздьями (их графическое изображение очень напоминает гроздь каких-нибудь ягод – например, рябиновых или винограда).
Нередко кластеры обозначаются в нотах не в виде «нотных россыпей», а как закрашенные или пустые прямоугольники, располагаемые на нотном стане. Их следует понимать следующим образом: играются все ноты (белые или чёрные клавиши фортепиано в зависимости от цвета кластера, иногда и те, и другие) в пределах границ этого прямоугольника.
Аккордовый материал в музыке 20в
Практически до ХХ века основным принципом построения аккорда был терцовый. Этот принцип продолжил свое существование и в ХХ веке. Развитие терцового принципа шло в направлении увеличения числа терций, входящих в аккорд. Так появились (после нонаккорда, отлично зарекомендовавшего себя в музыке романтиков и импрессионистов) ундецимаккорд и терцдецимаккорд . Их можно встретить в музыке Дебюсси, Рахманинова, Скрябина, Н.Сидельникова, А.Берга. Кроме терцового, широко применяются в ХХ веке квартовый и секундовыйпринципы организации вертикали.Квартаккорды(реже – квинтаккорды), обладающие жестким, «варварским» фонизмом, использовались уже в сочинениях Мусоргского, Бородина, а в ХХ веке – Прокофьева, Бартока, Стравинского, Л.Шлег, Щедрина, Хиндемита, Веберна, Шенберга, Онеггера.
Одним из наиболее распространенных интервальных принципов построения аккорда в ХХ веке стал смешанно-интервальный принцип, предполагающий наличие в аккорде любых интервалов, среди которых предпочтение отдается наиболее диссонирующим (тритон, большая септима, малая секунда). Популярным в музыке
многих композиторов ХХ века стал аккорд, сочетающий тритон и чистую кварту в диапазоне большой септимы (c-fis-h).
В музыке ХХ века, опирающейся на принцип линеарности (12-тоновая техника, «искусственные» лады), принципом создания аккордики является «вертикализация» того или иного звукоряда – серии или лада. В начале ХХ века такой «перевод» звукоряда в аккорд был характерен для Скрябина. Знаменитый «Прометеев аккорд» – это вертикальный вариант целотонового лада
Еще одним принципом аккордообразования стала полиаккордика. Полиаккорды могут быть однородными и неоднородными. Среди однородных полиаккордов чаще всего встречаютсятерцовые полиаккорды. Они состоят из нескольких трезвучий любого вида (чаще всего – двух), фактурно расчлененных на самостоятельные аккордовые единицы, например:des-ges-b+d-f-a(Д.Мийо. «Бразильские танцы»),es-g-b+a-cis-e(В.Лютославский. Вариации).
Неоднородные полиаккорды образуются из нескольких аккордов, имеющих разную интервальную природу – например, терцовых и квартовых или секундовых. Их отличает большое структурное и фоническое разнообразие и принадлежность музыке композиторов разных творческих направлений (Н.Пейко, Шнитке, Щедрин и др.).
Список литературы:
1.Алекссев Б., Мясоедов А.ЭТМ
2.Музыкальная энциклопедия в 6 томах
3.Когоутек Ц. Техника композиции в музыке 20 века
4.Дъячкова Л. С. Гармония в музыке 20 века пособие для музык. вузов
5.Виноградов Г. , Красовская Красовская Е. Занимательная теория музыки