Файл: Развитие социального аспекта в воспитании в xviii xix вв.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 - 1866) - выдающийся немецкий педагог-демократ, последователь Песталоцци, сделавший дальнейший шаг вперед в разработке теории развивающего обучения.
Дистервег выступал за мирное преобразование общественных отношений, в котором важнейшее место отводил просвещению. Разделял идеи общечеловеческого воспитания.
Задачу школы видел в воспитании гуманных и сознательных граждан, а не "истинных пруссаков". Дистервег подчеркивал, что любовь к своему народу неотделима от любви к человечеству.
2. Основными принципами воспитания Дистервег считал:
✓ природосообразность - только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоничное развитие детей. "Основа науки о воспитании" - психология. Человек обладает врожденными задатками, которым свойственно стремление к развитию, задачи воспитания - обеспечить такое самостоятельное развитие;
✓ культуросообразность - необходимость учитывать в содержании воспитания исторически достигнутый уровень культуры и воспитательный идеал общества. В этом требовании Дистервега заключалось определенное признание социальной обусловленности воспитания;
✓ самодеятельность - ее Дистервег понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования.
-
Пауль Наторп – один из основоположников социальной педагогики.
Пауль Наторп (1854-1924), основоположник социальной педагогики, немецкий философ и педагог. Первым его педагогическим сочинением стала работа «К школьному вопросу» (1893). Воспитание здесь рассматривается как пробуждение духовной самостоятельности воспитанника во взаимопересечении волевых устремлений его и воспитателя. Важно и то, что воздействие воспитания, по Наторпу, должно иметь характер духовной помощи, а не авторитарного влияния.
Основной педагогический труд П. Наторпа «Социальная педагогика» (1898). Первые две части этой книги представляют собой философские рассуждения с неокантианских позиций и характеризуют мировоззренческую позицию автора, исходя из которой он обосновывает социальную педагогику. По сути дела, первые две части сочинения - это система этики, которую можно рассматривать одновременно и как социальную философию, поскольку Наторп касается таких проблем, как законы социального развития, взаимоотношения техники, хозяйства и права, общественного идеала и др.
В третьей части П. Наторп в общих чертах изложил теорию домашнего воспитания, теорию школы и теорию «свободного самовоспитания». Он утверждал: человек и общество в целом развиваются по одним и тем же законам, что подчеркивало общественное содержание воспитания. Именно поэтому одно из определений понятия «социальная педагогика» у П. Наторпа заключается в том, что она исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. В другом определении данного понятия акцент П. Наторпом делается на социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни. Причем основными компонентами социальной жизни он считал организацию труда, политико-правовую организацию и организацию образования.
Наторп выделял несколько стадий развития воли у человека (развитие влечения, развитие воли в обычном значении этого термина, развитие разумной воли), а исходя из этого - три типа социального воспитания, соответствующие этим стадиям: домашнее воспитание, школьное воспитание, свободное самовоспитание.
-
Понятие социальной педагогики, семейное и общественное воспитание по П.Наторпу.
Для определения социальной педагогики П. Натроп использует два варианта:
1. «Социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа».
2. Но он так же пишет, что она «не какая-нибудь отделимая часть учения о воспитании, наряду с, например, индивидуальной педагогикой, а конкретная задача педагогики вообще и педагогики воли в частности».
Наторп выделял несколько стадий развития воли у человека (развитие влечения, развитие воли в обычном значении этого термина, развитие разумной воли), а исходя из этого - три типа социального воспитания, соответствующие этим стадиям: домашнее воспитание, школьное воспитание, свободное самовоспитание.
Таким образом, семейное воспитание он считал первой ступенью воспитания общественного. Что касается второй ступени (школьного воспитания), то он определял необходимым существование на этой стадии направленной организации воспитания, когда происходит воздействие на волю человека, осуществляется ее регулировка (сдерживание негативных и развитие позитивных волевых устремлений индивида). Школьные порядки Наторп сравнивал с юридическими нормами жизни общества, которым должны подчиняться все. Школа, считал он, должна быть многоступенчатой и доступной для всех учеников.
Задание № 2.
Тема: Возрождение социальной педагогики в России (вторая половина ХХ в.)
-
Системный кризис общества в СССР в 80-е гг. и возрождение социальной педагогики.
В 60 —80-х гг. расширяются представления о детском коллективе и его взаимодействии с личностью, уточняются функции коллектива в сложившейся воспитательной системе.
Усилия ученых-педагогов были направлены на разработку современной концепции детского коллектива. Целенаправленный поиск в этом направлении велся в лаборатории АПН СССР «Коллектив и личность» (с 1970 г. — лаборатория воспитательных проблем школьного коллектива). Под руководством Л.И.Новиковой была разработана педагогическая концепция детского коллектива, характеризующая его как сложную социально-педагогическую систему. В последующие годы эта идея развивалась и совершенствовалась, получив наиболее четкое оформление в работах А.Т.Куракина, X.Й.Лийметса, А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой и др. Ее основные положения сводились к тому, что детский коллектив есть явление социально-педагогическое, функционирующее в рамках того или иного института. Воспитательные функции детского коллектива связаны с приобщением детей к культуре, формированием высокой нравственности, развитием творческой индивидуальности личности. Коллектив как социально-психологическая общность складывается и развивается в процессе коллективно организованной деятельности детей, межличностного общения и игры. Проводились исследования, изучающие взаимодействие детского коллектива с окружающей средой. Активное включение детей в жизнь, система связей и отношений детского коллектива со средой являлись объектом педагогического управления взрослых, самоуправления, осуществляемого самим коллективом.
В 70-е гг. разноуровневая модель такого управления была разработана в Свердловской области (руководитель В.Д.Семенов). Ее основой стали социально-педагогические комплексы (СПК). Центрами интеграции воспитательных сил среды в рамках СПК были школа, базовое предприятие, учреждение культуры, внешкольное учреждение. Опыт свердловчан и педагогов из других регионов привел к вариативному взаимодействию школьных коллективов со средой — в зависимости от специфики микрорайона, занятий жителей, их образовательного уровня и социального положения, занятости, наличия культурных центров и т.д. В одном случае школа выступала в роли координатора влияний, осуществляемых различными общественными институтами, в другом — непосредственным организатором жизнедеятельности детей в свободное от занятий время, в третьем — являлась воспитательным центром для детей и т.д.
Исследования в 80-е гг. были направлены на выявление роли не только социальной, но и предметной среды в развитии воспитательных функций коллектива. Именно тогда появилось понятие «среда коллектива». Создание такой среды стало важнейшей задачей школы и общественности.
В целом социально-педагогическая практика проявлялась в активизации работы по месту жительства, дальнейшем развитии опыта функционирования школ и групп продленного дня, деятельности ученических производственных бригад, коммунарском движении, развитии системы внешкольной работы, детских и молодежных объединений.
В конце рассматриваемого периода наметилась попытка научно-методического анализа практики социального воспитания. Это позволило некоторым современным исследователям рассматривать 80-е гг. как этап усиления внимания ученых к проблемам социальной педагогики, как время первых обоснованных попыток осмысления и научно-методического анализа практики социального воспитания (М. М. Плоткин, 2003).
В конце 70-х —начале 80-х гг. возродилось понятие «педагогика среды», стала развиваться отрасль научного знания, построенная по междисциплинарным принципам педагогики, социологии образования, социологии воспитания (В.Д.Семенов, 1980). Происходит формирование понятийного аппарата возрождающейся социальной педагогики: воспитательная работа по месту жительства, внешкольная среда, учебно-воспитательный комплекс и многие другие.
-
Социально-педагогическое значение взглядов и деятельности В.А.Сухомлинского, педагогов-новаторов.
В.А. Сухомлинского выдающийся педагог XX в. (1918—1970)В.А. Сухомлинскийвырос в крестьянской среде, на личном опыте обучался мудрости народной педагогики, вместе с народом переживал трагедию Отечественной войны, лечил не заживающие ее раны и в полной мере ощутил величие, несгибаемость человеческого духа.
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся:
-
на принципах гуманизма, -
на признании личности ребёнка высшей ценностью,
На личность ребенка должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
Сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд:
-
важность формирования мировоззрения учащихся; -
важная роль в обучении отводилась слову учителя, -
художественный стиль изложения, -
сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
В книге "100 советов учителю": ребенок не только мыслит и познает мир вокруг себя, но и познает самого себя. (Практически идея герменевтического круга: через мир познать себя, через себя познать мир). При чем это знание приходит не только умом, но и сердцем.
Основные принципы его учения о воспитании:
1) Неповторимость каждого ребенка.
2) Нет неспособных, бездарных и ленивых детей
3) Неравество умственных способностей детей. (Неспособных нет, воспитанию подвластен каждый, а вот как именно будет построено воспитание - это зависит от того, что мы имеет в начале, т.е. от способностей)
4) Индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Грубо говоря к каждому ученику свой особый индивидуальный подход.
5) Выявление индивидуальных особенностей учеников (задатков, наклонностей, одаренность и тд). Дифференцированный подход к учебе.
6) Каждый ученик - личность! Главным заданием относительно реализации этого принципа является сохранение и развитие у ребенка чувства человеческого достоинства.
7). Получение позитивных чувств от учебы.
8) Учеба через преодоление трудностей. Это позволяет талантливому ученику не зазнаваться. Сухомлинский считает, что "следует умело вести подростка путем преодоления трудностей".
9) Исследовательский подход к предмету изучения. Учеба - это тяжелый умственный труд, чтобы этот труд был успешным, учеба должна быть интересной. Интересным может быть не только предмет познания