Файл: Примерные задания контрольного среза для текущего контроля Дайте определение понятиям Биологический.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель: развить слуховое внимание.
Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах.
Назвать правильно слова.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами (жук).
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери).
Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не миска (киска).
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это (билета).
Сели в ложку и айда!
Покатили вдоль пруда (лодку).
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села (дочками).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Я рубашку сшила шишке,
Я сошью ему штанишки (мишке).
Встало солнце, уходит прочь
Темная длинная дочь (ночь).
Фруктов в корзине не счесть:
Яблоки, груши, бараны есть (бананы).
Чтоб пообедать, взял Алешка
В правую руку левую ножку (ложку).
В реке живет мак,
Его не поймаю никак (рак).
На пароходе повар – док
Приготовил вкусный сок (кок).
Очень ласковый был дот,
Он хозяйку лизнул в лоб (кот).
Рогатый дол
По дороге шел (вол).
Школьник кончил строчку
И поставил бочку (точку).
4. «Что мы слышим?»
Цель: развить слуховое внимание.
Задание: отгадать загадку, назвать звук, который позволил найти отгадку.
Как взялась кума за дело,
Завизжала и запела.
Ела – ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
Ответ: это пила. Повторяется звук з.
Ежедневно,
В шесть утра,
Я трещу:
«Вставать поррра!»
Ответ: это будильник. Повторяется звук р.
5. «Кто заметит больше небылиц?»
Цель: развить внимание, умение замечать нелогичные ситуации.
Задание: отметить все небылицы.
Кисель там варят из резины,
Там шины делают из глины.
Кирпич там жгут из молока,
Творог готовят из песка.
Стекло там плавят из бетона,
Плотины строят из картона.
Обложки там из чугуна,
Там варят сталь из полотна.
Там кроят рубахи из пластмассы,
Посуду делают из пряжи,
Прядут там нити из сукна,
Костюмы шьют из толокна.
Едят там вилками компот,
Там пьют из чашки бутерброд,
Из хлеба с сыром там котлеты,
Из мяса свежего конфеты.
С начинкой сладкой суп с фасолью,
В тарелках все там варят с солью…
В. Чантурия.
Это верно или нет,
Что, как сажа, черен снег?
Сахар – горек,
Уголь – бел,
Ну а трус, как заяц, смел?
Что комбайн не жнет пшеницы?
Что в упряжке ходят птицы?
Что летать умеет рак,
А медведь – плясать мастак?
Что растут на вербе груши?
Что киты живут на суше?
Что с зари и до зари
Сосны валят косари?
Ну, а белки любят шишки,
А лентяи любят труд…
А девчонки и мальчишки
В рот пирожных не берут? (Л. Станчев).
Подберите игры и упражнения по развитию слухоречевой памяти и фонематического восприятия.
Для развития слуховой памяти
1. «Магазин»
Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном, и мамой (или папой, и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
2. «Пары слов»
Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
3. «Восстанови пропущенное слово»
Ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова — теленок; близким по звучанию, например стол —стон); ребенок должен найти ошибку.
Для фонематического восприятия
«Услышишь — хлопни».
Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
«Нужное слово».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Скажи наоборот».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.
Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)
2 вариант — с твердыми согласными звуками
ПА — АП АП — ПА
ПО — (ОП) ОП— (ПО)
ПУ — (УП) ЫП — (ПЫ)
ПЭ— (ЭП) УП— (ПУ)
ПЫ — (ЫП) ЭП — (ПЭ)
3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками
ПА — ПЯ ПЯ — ПА
ПУ —. (ПЮ) ПИ —. (ПЫ)
ПЭ—. (ПЕ) ПЮ—. (ПУ)
ПО—. (ПЁ) ПВ—. (ПО)
ПЫ —. (ПИ) ПЕ —. (ПЭ)
Примерные тестовые задания для текущего контроля
1. Качество произношения звуков зависит
а)от сформированности слоговой структуры слова
б)от речевой среды в семье
в)от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата
2. На начальном этапе формирования фонетической стороны речи ребенку доступно
а) элементарные артикуляционные акты
б) слова, произнесенные по слогам
в) воспроизведение симультанного просодического контура.
3. Артикуляционной базой фонологической системы языка является:
а) комплекс кинестетических ощущений при воспроизведении одной артикулемы
б) комплекс артикуляционных навыков для реализации программы высказывания в звуковой форме
в) комплекс акустического обеспечения звуковой формы слова
4. В процессе формирования фонологической системы
а) артикуляционный праксис созревает раньше фонематического восприятия
б) развитие фонематического восприятия опережает созревание артикуляционного праксиса
в) параллельно формируется артикуляционный праксис и фонематическое восприятие
5. На начальном этапе формирования фонетической стороны речи у детей отмечают следующие нарушения:
а) редупликации
б) ассимиляции
в) искажения произношения звуков
6. Акустико-артикуляционный комплекс включает в себя:
а) гностический компонент
б) кинестетический компонент
в) артикуляционный компонент
7. Минимальной произносительной единицей принято считать:
а) слово
б) фонему
в) предложение
г) слог
8. Ассимиляция это:
а) уподобление звуков друг другу при условии, что один звук освоен ребенком, а другой нет
б) уподобление звуков друг другу при условии, что оба звука артикуляторно освоены ребенком
в) уподобление звуков друг другу при условии, что один из звуков в акустическом плане не освоен ребенком
9. Фонетическая сторона речи у ребенка должна быть сформирована в
а) 3 - 4года
б) 4-5 лет
в) в 5-6 лет
г) в 6-7 лет
10. Модель речевого праксиса включает в себя:
а) кинестетическое звено
б) кинетическое звено
в) графическое звено
г) программирование движения
11. Центральными факторами, определяющими алгоритм фонологического развития, являются:
а) развитие языковых способностей
б) созревание и расширение репертуара артикуляционных возможностей
в) когнитивное развитие
г) аналитико-синтетическая деятельность
д) игровая деятельность
12. Фонематическое развитие формируется к
а) к 2 годам
б) к 3 годам
в) к 4 годам
г) к 5 годам
д) к 7 годам
13. Фонематическое восприятие это: (?)
а) способность определять место ударного ударного гласного в слове
б) способность опознавать фонему на слух
в) способность определять место согласного звука в слове
г) способность отличать речевые звуки от неречевых
д) способность различать фонемы на слух
14.Обследование произвольного артикуляционного праксиса предполагает изучение
а) координированных движений органов артикуляции
б) пассивных движений губ
в) объём артикуляционных движений
г) переключение от одного движения к другомуючение от одного движения к другому
15. Смешение свистящих звуков с фрикативным звуком [х] свидетельствует о
а) механической дислалии
б)несформированности фонематического восприятия
в) минимальных проявлениях дизартрии
г)минимальном снижении слуха
16. К фонематическим нарушениям относят
а) смешение звуков [л] и [j]
б)боковое произношение шипящих звуков
в) отсутствие звука [р]
г) смешение звуков [ш] и [с]
17. Нарушение фонематического восприятия может вторично влиять на
а) физический слух
б) интеллектуальное развитие
в) формирование звукопроизношения
г) строение органов артикуляционного аппарата
18. К фонетическим нарушениям относят
а) смешение звуков [с] и [ц]
б)отсутствие звука [р]
в)двугубное произношение звука [л]
г) межзубное произношение свистящих звуков
19. Какая аномалия строения органов артикуляционного аппарата предрасполагают к появлению носового сигматизма
а) короткая подъязычная связка
б) дистальный прикус с протрузией верхних резцов
в) искривление носовой перегородки
г)мезиальный прикус
20. К физиологическим нарушениям звукопроизношения относят
а) искажения звуков в возрасте до 3 лет
б) замены звуков в возрасте 4-4,5 лет
в) смешения и замены звуков в возрасте до 7 лет
21. Укажите основные направления обследования детей с ФФН
а) Фонематический слух
Звукопроизношение
Ритмико-слоговая структура
б) Фонематический слух
Звукопроизношение
Грамматический строй речи
в) Фонематический слух
Звукопроизношение
Словарь
22. На каком этапе коррекционной работы при ФФН уделяется больше внимания коррекции звукопроизношения
а) I
б) II
в) III
23. Во сколько этапов выстраивается работа по развитию фонематического восприятия по Филичевой Т.Б.
а) 4
б) 5
в) 6
24. Умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова
а) фонематический анализ и синтез
б) фонематическое восприятие
в) фонематический слух
25. Количество периодов коррекционной работы в программе по устранению ФФН (Каше)
а) 2
б) 3
в) 4