Файл: Примерные задания контрольного среза для текущего контроля Дайте определение понятиям Биологический.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 304
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исследование фонематических (фонетических) представлений
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками (серии из двух слогов предъявляются детям старше 4 лет, а из трех слогов детям 5 — б лет):
са — ша;
ша — са;
са — за;
за — са;
за — жа;
жа — за;
ша — жа;
са — са — ша;
са — ша — са;
ша — ша — жа;
жа — ша — жа.
На качество выполнения задания влияют два фактора:
— состояние кратковременной слуховой памяти;
— дифференцированность перцептивных эталонов фонем, составляющих ряд.
При трудностях воспроизведения ряда из трех слогов дети с ОНР допускают ошибки в сериях, составленных из любых слогов. Если же более сильное влияние оказывает фонематическая близость слогов в ряду, ошибки носят избирательный характер.
Если у детей фонематические представления, соответствующие определенным парам согласных, нечетко дифференцированы, то при воспроизведении серии слогов, содержащих эти пары, они допускают устойчивые ошибки, остальные же серии воспроизводятся правильно.
2. Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: [п] — [б]; [ш] — [с]; [с] - [з]; [д] - [т].
При оценке результатов этого задания следует принять во внимание состояние навыков фонематического анализа. Если ребенок не владеет навыком выделения согласного в начале слова, он может не справиться с данным заданием по этой причине. Поэтому предварительно необходимо оценить состояние навыков фонемного анализа.
3. Подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук.
4. Перечисление слов с заданным звуком:
Утром рано Ульяна
Уйдет в огород.
Утром рано Ульяна
Укропу нарвет.
У хозяйки укроп
На приправу пойдет.
Данное задание психологически более сложное, чем предыдущее, так как оно требует большей степени произвольности и зависит от объема активного словаря ребенка.
Опишите симптоматику фонематических нарушений у дошкольников.
Ответ:
Поскольку ребенок не способен в полной мере различать звукосочетания в словах, он затрудняется и при их воспроизведении. Основными симптомами фонематических нарушений являются:
искажение некоторых звуков;
замена сложных для артикуляции звуков на простые («р» на «л» и т.п.);
нечеткое, размытое произношение определенных фонем, вплоть до слияния их в один неразборчивый звук;
отсутствие разницы между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками.
Симптомы могут быть постоянными или возникать время от времени. При этом словарный запас ребенка в большинстве случаев соответствует возрастной норме. В качестве сопутствующих признаков могут выступать проблемы с памятью, вниманием и усидчивостью, замедление процессов мышления, трудности с использованием абстрактных понятий и обобщений.
Определите основные методы и приемы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей.
Ответ:
Основным содержанием коррекционно-логопедической работы по преодолению фонематического недоразвития является формирование фонематических противопоставлений, которые вырабатываются при обучении детей умениям дифференцировать фонемы (звуки) на слух (в процессе слушания) и в собственной речи (в процессе говорения).
Последовательность формирования фонематических противопоставлений определяется закономерностью их появления в процессе онтогенеза.
Одним из первых фонематических противопоставлений воспитываемых у детей должно быть противопоставление условно называемое «Выделение заданного звука – выделение всех остальных звуков». При отборе лингвистического материала следует предлагать задания, с постепенно усложняющимся по степени контрастности лингвистическим материалом: от звуков максимально контрастных заданному звуку к звукам близким по акустико-артикуляционным характеристикам. Так, на начальном этапе обучения звук «С» дифференцируется в ряду гласных звуков: С / а – э – и – о – у – ы. Позднее, на заключительном этапе - в ряду свистящих звуков: С/ сь – з – зь - ц. С целью различения звука «С» и других звуков используются как изолированные слова, слоги, звуки, так и ряды слов, слогов, звуков. Например, «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С» в ряду звуков: С – А – О – У – С – Э – Ы – С – И – О - С». Аналогично отрабатываются и другие противопоставления.
Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематического фонематических процессов
Этапы
1. подготовительный
3. заключительный
- закрепление пройденного материала
- формирование фонематического восприятия: различение слов, близких по звуковому составу
- формирование понятия «звук»
2. основной
- формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук в слове, определение звуковой последовательности в слове, введение фишек для обозначения звуков
-- обучение фиксации звуков цветными фишками, определение позиции звука в слове ( начало, конец, середина), подбор слов на заданный звук, подбор слов с определённой позицией звука в слове
- выделение звуковой последовательности с построением звуковой схемы (модели) слова фишками - звуковой анализ слова, формирование умения «прочитать» по слогам слово по звуковой схеме (модели) - звуковой синтез слова
- определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы (модели) слова
1. Подготовительный этап
- формирование фонематического восприятия: различение слов, близких по
звуковому составу;
- формирование понятия «звук».
2. Основной этап
- формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук
в слове, определение звуковой последовательности в слове, введение
фишек для обозначения звуков;
- обучение фиксации звуков цветными фишками, определение позиции звука
в слове (начало, конец, середина), подбор слов на заданный звук, подбор
слов с определённой позицией звука в слове;
- выделение звуковой последовательности с построением звуковой схемы
(модели) слова фишками - звуковой анализ слова, формирование умения
«прочитать» по слогам слово по звуковой схеме (модели) - звуковой синтез
слова;
- определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы (модели)
слова.
3. Заключительный этап
- включает в себя закрепление пройденного материала.
Разработайте систему упражнений и дидактических игр для формирования фонематического восприятия.
Ответ:
Для овладения навыком чтения и письма, необходимо умение детей расчленять поток речи на слова, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой стороны слова. Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.
Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи дошкольника. Чем лучше развит фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка. Фонематический слух (фонематика) – различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является основой для понимания смысла сказанного. Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением, так как система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которой одна фонема противопоставлена другой. И при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с не опознанием того или другого признака звук узнается неправильно, что приводит к не правильному восприятию слов. Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему. Таким образом, в развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия, так как фонематический слух является врожденной способностью ребенка, а фонематическое восприятие без специального обучения не формируется.
Улиточка.
Цель: Узнать говорящего по голосу.
Описание игры: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос спрашивает:
Улиточка, улиточка, высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару, кусочек пирога,
Угадай, кто я?
Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
• Шепот.
Цель: Развитие остроты слуха.
Описание игры:
Вариант 1. Играющие делятся на 2 группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды («руки вверх, в стороны, кругом» и др., более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.
Вариант 2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка.
• Найди картинку.
Цель: Развитие восприятия звукокомплексов.
Воспитатель раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных, насекомых (жук, пчела, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее дается задание определить животного по звукоподражанию показать картинку с его изображением. Игра может производиться в 2-х вариантах: с опорой на зрительное восприятие артикуляции и без опоры на зрительное восприятие (губы воспитателя закрываются).
• Путаница.
Цель: развитие восприятия слов, различающихся одним звуком.
Описание игры: Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на картинки.
1. А) Воробей сидел на ветке,
Старичок дремал в беседке,
Далматин же в это время громко лаял у соседки.
Б) Воробей дремал в беседке,
Далматин сидел на ветке,
Старичок же в это время громко лаял у соседки.
В) Далматин дремал в беседке,
Старичок сидел на ветке,
воробей же в это время громко лаял у соседки.
2. А) Ежик ползал на поляне,
Пудель лаял на диване,
Ну а ялик в это время мирно плавал в океане.
Б) Ялик ползал на диване,
Ежик лаял на диване,
Ну а пудель в это время мирно плавал в океане.
В) Ялик лаял на диване,
Пудель ползал на диване,
Ну а ежик в это время мирно плавал в океане.
• Выдели слово.
Цель: Выделение заданного звука из слова.
Описание: педагог произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть и групповыми, и индивидуальными.
Подбери похожие слова.
Цель: развитие восприятия слов, различающихся одним звуком.
Описание: воспитатель произносит слова близкие по звучанию: кошка-ложка, ушки-пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. И следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.
• Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Описание игры: воспитатель: я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А-Э-У-Ы-Э-А-У-О-Э-Ы-Э.