Файл: Разновидность монархии, при которой контроль над всеми рычагами управления государством находится в руках верховного правителя (императорацаря) или людей лично им назначенных.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ||||
| ||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ | ||||
| ||||
Группа | ||||
Студент | | | ||
| | | ||
| | |
МОСКВА
Практические задания по дисциплине
«История государства и права России 1/1»
-
Дайте понятие и признаки абсолютизма Петра I
Абсолютизм — разновидность монархии, при которой контроль над всеми рычагами управления государством находится в руках верховного правителя (императора/царя) или людей лично им назначенных.
Признаки абсолютизма Петра I
-
Создание общегосударственного аппарата управления, состоящую из чиновников; -
Формирование постоянной профессиональной армии; -
Проведение единой государственной экономической политики; -
Царь был главой русской церкви; Образование государственной церкви; Петр 1-й стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю; -
Введение единого государственного законодательства и административного устройства; -
Создание государственной налоговой системы.
-
Укажите черты уголовно-карательной политики в XVIII-XIX вв.
В развитии уголовно-карательной политики в XVIII-XIX вв. можно выделять 2 основных этапа: первый – царствование Петра I и его последователей до 1740-х гг. (до воцарения Елизаветы), условно – первая половина XVIII в.; второй – с 1740-х гг. по середину XIX в. Первый этап – это самый репрессивный и жестокий период в истории России, а второй – время нарастающего смягчения уголовно-карательной политики государства и довольно сильного влияния западных уголовно-правовых тенденций.
Первая половина XVIII в., особенно петровский период, - это расцвет уголовной жестокости. По сравнению со Средневековьем произошло много изменений. На рубеже XVII-XVIII вв. утратились многие характеристики уголовной политики и практики Средневековья, терпимая уголовно карательная политика Московской Руси сменилась деспотизмом на западный манер. Это проявлялось в следующем.:
-
утратились традиции терпимости и лояльности в уголовно карательной политике -
происходила утрата средневекового символизма наказаний и зависимости их от народно-бытовых и религиозных воззрений. Наказания стали более разнообразными, но бессистемными -
уголовно-правовая сфера очень сильно подчинялась петровской теории «государственной пользы» (репрессии к раскольникам, большая наказуемость антигосударственных деяний, наказуемость смертью самоубийства вместе с глумлением над телами самоубийств и др)
Второму этапу характерно смягчение уголовно-репрессивной политики государства. Во многом на это повлияли православная идеология и западные гуманистические воззрения. Основными новшествами здесь были следующие:
- общей вместе с Европой тенденцией было ограничение во второй половине XVIII в. смертной казни с исчезновением её квалифицированных видов.
- ограничение пыток началось также с Екатерины II, кнут как пыточное средство и как вид наказания исчез в первой половине XIX в.;
- во второй половине XVIII в. началось постепенное ограничение телесных наказаний (прежде всего, вводились возрастные ограничения);
- начался возврат к исправительным целям и средствам в уголовной политике, но последняя всё ещё оставалась жестокой в XVIII в.;
- с Екатерины II основным признаком преступления стала противоправность, в СЗ РИ преступлением прямо признавалось нарушение закона; активно развивались теоретические уголовные положения.
-
К числу существенных недостатков Конституции РСФСР 1918 г. ученые относят ее декларативный и классовый характер. Что понимается под указанными недостатками, в каких нормах Конституции они были отражены?
Конституция была принята 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов.
Она состояла из 6 разделов:
1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
2) Общие положения Конституции;
3) Конституция советской власти;
4) Активное и пассивное избирательное право;
5) Бюджетное право;
6) О гербе и флаге РСФСР.
Устойчивое положение советской власти сказывалось на основных положениях Конституции и прежде всего на формулировках сущности и задач государства. Статья 9 прямо закрепляла диктатуру городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства, ставящее своей целью полное подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации человека и построение социализма. По форме государственного устройства советское государство признавалось Федерацией Советских национальных республик.
Достаточно своеобразно закреплялись конституционные права и свободы граждан. Во-первых, они носили ярко выраженный классовый характер и предоставлялись только трудящимся. Значительная часть населения была лишена права избирать и быть избранными в органы государства, а также обязанности служить в армии. Во-вторых, Конституция не содержала перечня конституционных прав и свобод, предоставляемых трудящимся и не раскрывала их содержание. Конституция не закрепляла право граждан на образование. Для этого у государства не было ни материальных средств, ни необходимых кадров. Ставилась лишь задача предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Остальные слои населения должны были учиться за свой счет.
Конституцией предусматривались 2 конституционные обязанности: трудиться и защищать социалистическое отечество. Конституция закрепляла структуру и порядок формирования, а также компетенцию центральных органов государства: Всероссийский Съезд Советов, ВЦИК, СНК и наркоматов, а также конституционные принципы формирования местных советов и предметы их ведения.
Избирательное право предоставлялось лицам, достигшим ко дню выборов 18 лет, из числа рабочих и служащих, а также крестьян и казаков-землевладельцев, не пользующихся наемным трудом с целью извлечения прибыли. Основанием лишения избирательных прав признавались, прежде всего, случаи получения лицом нетрудовых доходов, в виде процента с капитала
, доходов с предприятий и т.д. Избирательное право рабочих и крестьян было неравным. Выборы делегатов на всероссийские съезды Советов производились по норме: от городских советов - 1 делегат на 25 тыс. избирателей, от губернских съездов советов - 1 делегат на 125 тыс. жителей.
Конституция закрепляла право советской власти «вторгаться в право частной собственности» или, иначе говоря, осуществлять по своему усмотрению национализацию, конфискацию и иные формы отторжения частной собственности в доход государства.
Недостатков в Конституции было много, но, несмотря на это, она оказала заметное влияние на рабочих других стран. Права, предоставленные ею трудящимися России, стали требовать рабочие Англии, Франции, США и других стран от своих правительств, ведя активную борьбу за их реальное осуществление в условиях буржуазного государства.
-
В начальный период существования советской власти кодификация затронула только трудовое и семейное право. Такие важные отрасли, как уголовное и гражданское право, получили первые кодексы только в начале 1920-х годов. Почему кодификация началась именно с указанных отраслей?
Первостепенное принятие актов и кодекса именно о браке было связано с необходимостью для большевиков разрушить христианский брак и дехристианизировать сознание масс
Создание правовых основ для существование семьи в новом обществе было необходимым, так как в дореволюционном периоде и начале советского периода институт семьи и записи церковных актов были ликвидированы. Необходимо было создавать новую модель семьи. И по мнению исследователей, необходимо было для решения задачи социального обеспечения. Т.е. нуждающийся супруг имел право на содержание от другого супруга, согласно ст. 107 Кодекса
Поэтому ввелись положения:
- юридическое значение имел только гражданский брак, заключенный в спец. гос. органах
-развод по согласию сторон/стороны
-заключение брака не порождало общности имущества
-усыновление/удочерение запрещалось (почему интересно, ведь бездомных детей было много)
Принципиальное значение имело и изменение трудового права, но больше для зарубежных стран и на последующее развитие. Так как трудовое законодательство чаще не соблюдалось ( 8 часовой рабочий день, оплачиваемые отпуска, сверхурочные для женщин). Особенность являлось принудительное отношение к труду от 16 до 50 лет. Можно только предположить, как развалилась система, если бы применялась наша статья «труд свободен» в то время.
Первая кодификация в сфере брачно- семейных и трудовых прав определилась в частное право, но где В.И. Ленин заявил ,что «большевики ничего частного не признают». Важным элементом явилось ликвидация сословного деления общества. НПА повышали больше не законодательную позицию, а идеологическую.
-
Ответьте на тестовые вопросы:
1. Какие органы нового типа стали создаваться в едином Русском государстве на рубеже XV – XVI вв.:
А. приказы;
Б. органы сословного представительства;
В. органы наместников и волостелей.
2. Какие сферы были наиболее урегулированы нормами Судебника Иоанна III:
А. гражданско-правовая;
Б. гражданско-правовая и судопроизводство;
В. уголовно-правовая и судопроизводство.
3. Отметьте черту, свойственную русским судебникам:
А. сильное влияние римского права;
Б. наличие кратких, немногословных положений в статьях;
В. многочисленность судебников.
4. Назовите самый значимый и совершенный московский судебник:
А. Сводный Судебник 1606 – 1607 гг.;
Б. Соборное Уложение 1649 г.;
В. Судебник Иоанна IV 1550 г.
5. Что произошло с монархической властью при Петре I:
А. она получила международное признание;
Б. была ограничена Сенатом;
В. самодержавие было подменено самовластием.
6. Что можно считать основой борьбы за трон после смерти Петра I:
А. зарубежный фактор;
Б. Указ о престолонаследии 1722 г.;
В. неурегулированность порядка престолонаследия.
7. Сколько основных звеньев судебной системы было создано по судебной реформе 1864 г.:
А. две;
Б. три;
В. четыре.
8. Манифест от 17 октября 1905 г.:
А. учреждал Государственную думу;
Б. предоставлял политические права подданным;
В. вводил ограничения в избирательной системе.
9. В России после учреждения парламента:
А. Государственная дума являлась нижней палатой, а Государственный совет – верхней;
Б. Государственный совет являлся нижней палатой, а Государственная дума – верхней;