Файл: Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №16 «Теремок»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему

«Секреты лимона»

в старшей группе

Подготовила и провела:

Колотушкина Оксана Александровна

воспитатель

высшей квалификационной категории

Согласовано: старший воспитатель

______________ О.Ю.Конакова

Дата проведения:

« » 2019 г.

2018-2019 учебный год

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Обучающие задачи:

  1. Формировать: умения получать сведения о свойствах лимона, экспериментальным путем, способности самостоятельно делать выводы.

  2. Закреплять знания детей о лимоне, способах выращивания растений, побуждать детей к практическому применению знаний в повседневной жизни. Закрепить полезные свойства лимона

  3. Формировать навыки посадки семян растений

  4. Учить детей делиться опытом друг с другом.

Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости.

  2. Развивать любознательность детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни;

  2. Воспитывать желание ухаживать за растениями и прививать любовь к растениям (лимонному дереву);

  3. Воспитывать желание и умение высказывать своё мнение.

  4. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.

Активизация словаря: кислота, реакция, кислород.

Предварительная работа:

- Беседы с детьми о пользе цитрусовых фруктов.

- Знакомство детей с загадками на тему «Фрукты»

-Экспериментальная деятельность на темы «Вода», «Свойства снега» и т.д.

- Просмотр мультфильма «Фиксики», беседы.

Методические приемы и методы:

1. Наглядный (демонстрация опытов).


2.Словесный (напоминания, указания, беседа, вопросы, пояснения, индивидуальные ответы детей).

3. Практический (обследование, экспериментирование, опыт)
Оборудование и материалы

Мультимедийная приставка, ёмкости с водой, лимоны, салфетки, одноразовые стаканчики с заваренным чаем, одноразовые ложки, кусочки ткани, фломастеры, молотая яичная скорлупа, стакан с водой, сода пищевая, стаканчики с почвой, зерна лимона, деревянные палочки, фартуки, лейки с водой.

Ход занятия:

Приветствие.

На экране появляется профессор Чудаков.

(Слайд №1)

Воспитатель: К нам ещё гость пришел. Я его не знаю.

- Кто это?

Воспитанники: Профессор Чудаков.

Воспитатель: Из какого мультфильма?

Воспитанники: Фиксики.

Воспитатель: Очень интересно! А чем занимается профессор Чудаков? (ответ детей)

Воспитатель: Профессор рассказал мне, что он недавно простудился, и у него болело горло. А выздороветь ему помог один фрукт. Какой фрукт, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт,

Но на вкус кислейший он,

А зовут его….(лимон)

Воспитатель: Правильно - лимон.

У меня в руках лимон. Чтобы узнать секреты лимона, нам нужно ответить на вопрос: лимон какой?

Кому я буду передавать лимон, тот будет рассказывать про него. Ваш ответ должен начинаться со слова ЛИМОН. (ответы детей)

С/И: «Лимон по кругу» лимон шершавый, ароматный, сочный, кислый, спелый, полезный, желтый, маленький, съедобный, витаминный, овальный, солнечный.

Воспитатель: Как много интересных слов вы назвали об этом фрукте.

(На экране изображение плода лимона)

(Слайд №2)

Воспитатель: Обратите внимание на изображение. А чем плод покрыт снаружи.

Воспитанники: Плод покрыт кожурой

Воспитатель: Ребята, а что внутри у лимона?

Воспитанники: Косточки, мякоть, сок.

(Слайд №3)

Воспитатель: Ребята, а какие на ощупь косточки?

Воспитанники: Гладкие.

Воспитатель: Что может вырасти из этого семечка

Воспитанники: Лимонное дерево

Воспитатель: Ребята, а что можно сделать из лимона?

Воспитанники: Лимонный сок

Воспитатель: Лимон и его сок лечат многие заболевания кожи, помогает при гриппе и головной боли, повышает иммунитет.



Одно из свойств лимона - это незаменимый продукт на кухне. Лимон бывает в виде сухого порошка и называется лимонная кислота. А где используется лимонный сок?
Воспитанники: В кулинарии, изготовлении тортов, пирожных, конфет и т.д.

(Слайд №4)

Воспитатель: Лимонная кислота придает приятный аромат в напитках. Ребята, а в какие напитки добавляется лимон?

Воспитанники: Лимонад, чай, коктейль

(Слайд №5)

Воспитатель: Лимон нужно класть в теплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются.

А ещё ребята лимон применяется в медицине, потому что, он содержит важный витамин. А какой витамин он содержит?

(Слайд №6)

Воспитанники: Витамин С

Воспитатель: Употребляя лимон в пищу, каждый день по маленькому кусочку, мы укрепляем свой иммунитет.

Вы много знаете о лимоне, но это еще не все секреты о нем.

Хотите сделать собственные открытия об этом удивительном фрукте?

Воспитанники: Хотим

Воспитатель: Тогда я вам предлагаю стать настоящими учеными-исследователями и отправиться в лабораторию для проведения необходимых опытов.

Но для начала вспомним правила поведения в лаборатории:

  • Не шуметь и не толкаться.

  • Внимательно слушать.

  • Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно.

  • Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

  • Быть аккуратными с материалами для опытов.

  • Делать выводы.


Работать в лаборатории нужно в специальной одежде, поэтому мы с вами надеваем фартуки.

Опыт № 1 «Лимон тонет - не тонет»

Воспитатель: Проходим лабораторию.

Проведем первый опыт.

Для этого нам понадобятся емкость с водой и пара лимонов (один очищенный, второй в кожуре). Чем лимоны отличаются друг от друга?

Воспитанники: Один очищенный, второй в кожуре.
Воспитатель: Как вы думаете, очищенный лимон тяжелее или легче неочищенного?

(мнения детей) Давайте, проверим.

Воспитатель: Положим очищенный лимон в емкость с водой. Что произошло?

Воспитанники: Лимон утонул

Воспитатель: Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон?

(мнения детей)

Воспитатель: Проверим? Что произошло?

Воспитанники: Лимон не утонул, всплыл

Воспитатель:
В чем же секрет?

Воспитанники: Секрет в кожуре.

Воспитатель: Рассмотрим лимон внимательно. Что вы видите?

Воспитанники: В кожуре ямочки

Воспитатель: Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву.

Вывод: В кожуре лимона находится воздух, который помог всплыть лимону на поверхность.

Воспитатель: С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона?

Воспитанники: Спасательный жилет, спасательный круг.

Вывод: кожуру лимона можно сравнить со спасательным кругом.

Воспитатель: Что находится внутри спасательного круга, что помогает оставаться на поверхности воды?

Воспитанники: воздух

Вывод: В кожуре лимона тоже есть воздух и поэтому он не тонет.

Воспитатель: Ребята, а все наши открытия мы будем фиксировать в таблице на экране. Посмотрите, это картинка обозначает, что в кожуре лимона есть воздух и поэтому он не тонет.

(Слайд №7)
Опыт № 2 «Лимон осветляет чай»

Воспитатель: Если пить чай с лимоном, то также будешь укреплять свое здоровье, меньше болеть.

Положите дольку лимона в заваренный чай. Что вы увидели?

Воспитанники: Цвет его изменился. Он стал светлым.

Воспитатель: Почему?

Воспитанники: Лимон осветлил чай, т.к. в нем содержится кислота.

Выводы детей: Чай осветляется лимонным соком, и лимон усиливает его питательные и целебные свойства.

Воспитатель: Посмотрите на экран. Эта картинка обозначает - лимон осветлил чай, т.к. в нем содержится кислота.

(Слайд №8)

Опыт № 3«Лимон-пятновыводитель»

Воспитатель: Поскольку под действием лимона чай светлеет, у меня возникла идея, поможете мне её проверить?

Нарисуйте фломастером черту на ткани.

Попробуем вывести лимоном черту от фломастера на ткани. На нарисованную фломастером черту капните лимонный сок. Что произошло?

Воспитанники: Черта исчезла.

Выводы детей: Лимон можно использовать как пятновыводитель.

Воспитатель: Посмотрите на экран. Лимон можно использовать как безопасный пятновыводитель.

(Слайд №9)

Опыт № 4 «Можно ли пить лимонный сок?»

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, можно ли пить чистый, без добавок лимонный сок?

Воспитанники: Можно


Воспитатель: Давайте проверим.

Это яичная скорлупа. Она состоит из кальция, как и наши зубы. Я заранее измельчила её. Возьмите тарелочки с порошком яичной скорлупы и выжмите немного лимонного сока. Что происходит?

Воспитанники: Шипит скорлупа.

Воспитатель: Она состоит из кальция, как и наши зубы. Так можно ли пить чистый лимонный сок?

Воспитанники: Нельзя, можно, только надо разбавить водой, через трубочку, можно, только потом надо прополоскать рот водой.

Воспитатель: Почему?

Воспитанники: Лимонный сок может разрушить эмаль наших зубов.

Выводы детей: Лимонный сок может разрушить зубы.

Воспитатель: Посмотрите на экран. Отметим наше открытие в таблице. Лимонный сок может разрушить зубы.

Молодцы ребята, а сейчас отдохнём и продолжим наши опыты.

(Слайд № 10)
ФИЗМИНУТКА

Ну - ка вместе дружно встали,

И лимончики достали (имитирует срывание лимона рукой),

Положили их в корзинки (имитация движения),

Дружно выпрямили спинки (выпрямляются),

Раз, два – выше голова (поднимают голову вверх),

Три, четыре – руки шире (разводят руки в стороны),

Пять, шесть – тихо сесть.

Воспитатель: А сейчас мы с вами проведем ещё один опыт.Берем стакан с обыкновенной водой. Из половинки лимона выдавливаем сок в стакан с водой. Размешиваем ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (Ответы детей – кислая водичка). Я сейчас в эту воду добавим соду пищевую. Ребята смотрите внимательно. Что произошло с водой? (Ответы детей – вода закипела) Да ребята вода закипела, на самом деле она осталась холодная. Потрогайте.

Воспитатель: А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?

Вывод: При соединении лимонной кислоты с пищевой содой происходит реакция, которая создает видимость кипения.

(Слайд №11)

Воспитатель: Пора рассказать профессору Чудакову о секретах лимона. Я буду рассказывать, а вы слушайте внимательно и если будут ошибки, вы их исправляйте.

На дереве выросли два лимона. И были похожи они друг на друга как два брата. Оба красного (желтого) цвета, а по форме напоминали квадрат (овал, круг). На вкус сладкие – сладкие (кислые). Решили они как-то поплавать. Один лимон снял с себя кожуру, прыгнул в воду и всплыл на поверхность. А второй лимон не стал снимать кожуру и, оказавшись в воде, утонул. Молодцы, ребята.