Файл: Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №16 «Теремок»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему
«Секреты лимона»
в старшей группе
Подготовила и провела:
Колотушкина Оксана Александровна
воспитатель
высшей квалификационной категории
Согласовано: старший воспитатель
______________ О.Ю.Конакова
Дата проведения:
« » 2019 г.
2018-2019 учебный год
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Обучающие задачи:
-
Формировать: умения получать сведения о свойствах лимона, экспериментальным путем, способности самостоятельно делать выводы. -
Закреплять знания детей о лимоне, способах выращивания растений, побуждать детей к практическому применению знаний в повседневной жизни. Закрепить полезные свойства лимона -
Формировать навыки посадки семян растений -
Учить детей делиться опытом друг с другом.
Развивающие задачи:
-
Способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости. -
Развивать любознательность детей.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни; -
Воспитывать желание ухаживать за растениями и прививать любовь к растениям (лимонному дереву); -
Воспитывать желание и умение высказывать своё мнение. -
Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.
Активизация словаря: кислота, реакция, кислород.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми о пользе цитрусовых фруктов.
- Знакомство детей с загадками на тему «Фрукты»
-Экспериментальная деятельность на темы «Вода», «Свойства снега» и т.д.
- Просмотр мультфильма «Фиксики», беседы.
Методические приемы и методы:
1. Наглядный (демонстрация опытов).
2.Словесный (напоминания, указания, беседа, вопросы, пояснения, индивидуальные ответы детей).
3. Практический (обследование, экспериментирование, опыт)
Оборудование и материалы
Мультимедийная приставка, ёмкости с водой, лимоны, салфетки, одноразовые стаканчики с заваренным чаем, одноразовые ложки, кусочки ткани, фломастеры, молотая яичная скорлупа, стакан с водой, сода пищевая, стаканчики с почвой, зерна лимона, деревянные палочки, фартуки, лейки с водой.
Ход занятия:
Приветствие.
На экране появляется профессор Чудаков.
(Слайд №1)
Воспитатель: К нам ещё гость пришел. Я его не знаю.
- Кто это?
Воспитанники: Профессор Чудаков.
Воспитатель: Из какого мультфильма?
Воспитанники: Фиксики.
Воспитатель: Очень интересно! А чем занимается профессор Чудаков? (ответ детей)
Воспитатель: Профессор рассказал мне, что он недавно простудился, и у него болело горло. А выздороветь ему помог один фрукт. Какой фрукт, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт,
Но на вкус кислейший он,
А зовут его….(лимон)
Воспитатель: Правильно - лимон.
У меня в руках лимон. Чтобы узнать секреты лимона, нам нужно ответить на вопрос: лимон какой?
Кому я буду передавать лимон, тот будет рассказывать про него. Ваш ответ должен начинаться со слова ЛИМОН. (ответы детей)
С/И: «Лимон по кругу» лимон шершавый, ароматный, сочный, кислый, спелый, полезный, желтый, маленький, съедобный, витаминный, овальный, солнечный.
Воспитатель: Как много интересных слов вы назвали об этом фрукте.
(На экране изображение плода лимона)
(Слайд №2)
Воспитатель: Обратите внимание на изображение. А чем плод покрыт снаружи.
Воспитанники: Плод покрыт кожурой
Воспитатель: Ребята, а что внутри у лимона?
Воспитанники: Косточки, мякоть, сок.
(Слайд №3)
Воспитатель: Ребята, а какие на ощупь косточки?
Воспитанники: Гладкие.
Воспитатель: Что может вырасти из этого семечка
Воспитанники: Лимонное дерево
Воспитатель: Ребята, а что можно сделать из лимона?
Воспитанники: Лимонный сок
Воспитатель: Лимон и его сок лечат многие заболевания кожи, помогает при гриппе и головной боли, повышает иммунитет.
Одно из свойств лимона - это незаменимый продукт на кухне. Лимон бывает в виде сухого порошка и называется лимонная кислота. А где используется лимонный сок?
Воспитанники: В кулинарии, изготовлении тортов, пирожных, конфет и т.д.
(Слайд №4)
Воспитатель: Лимонная кислота придает приятный аромат в напитках. Ребята, а в какие напитки добавляется лимон?
Воспитанники: Лимонад, чай, коктейль
(Слайд №5)
Воспитатель: Лимон нужно класть в теплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются.
А ещё ребята лимон применяется в медицине, потому что, он содержит важный витамин. А какой витамин он содержит?
(Слайд №6)
Воспитанники: Витамин С
Воспитатель: Употребляя лимон в пищу, каждый день по маленькому кусочку, мы укрепляем свой иммунитет.
Вы много знаете о лимоне, но это еще не все секреты о нем.
Хотите сделать собственные открытия об этом удивительном фрукте?
Воспитанники: Хотим
Воспитатель: Тогда я вам предлагаю стать настоящими учеными-исследователями и отправиться в лабораторию для проведения необходимых опытов.
Но для начала вспомним правила поведения в лаборатории:
-
Не шуметь и не толкаться. -
Внимательно слушать. -
Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. -
Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество. -
Быть аккуратными с материалами для опытов. -
Делать выводы.
Работать в лаборатории нужно в специальной одежде, поэтому мы с вами надеваем фартуки.
Опыт № 1 «Лимон тонет - не тонет»
Воспитатель: Проходим лабораторию.
Проведем первый опыт.
Для этого нам понадобятся емкость с водой и пара лимонов (один очищенный, второй в кожуре). Чем лимоны отличаются друг от друга?
Воспитанники: Один очищенный, второй в кожуре.
Воспитатель: Как вы думаете, очищенный лимон тяжелее или легче неочищенного?
(мнения детей) Давайте, проверим.
Воспитатель: Положим очищенный лимон в емкость с водой. Что произошло?
Воспитанники: Лимон утонул
Воспитатель: Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон?
(мнения детей)
Воспитатель: Проверим? Что произошло?
Воспитанники: Лимон не утонул, всплыл
Воспитатель:
В чем же секрет?
Воспитанники: Секрет в кожуре.
Воспитатель: Рассмотрим лимон внимательно. Что вы видите?
Воспитанники: В кожуре ямочки
Воспитатель: Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву.
Вывод: В кожуре лимона находится воздух, который помог всплыть лимону на поверхность.
Воспитатель: С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона?
Воспитанники: Спасательный жилет, спасательный круг.
Вывод: кожуру лимона можно сравнить со спасательным кругом.
Воспитатель: Что находится внутри спасательного круга, что помогает оставаться на поверхности воды?
Воспитанники: воздух
Вывод: В кожуре лимона тоже есть воздух и поэтому он не тонет.
Воспитатель: Ребята, а все наши открытия мы будем фиксировать в таблице на экране. Посмотрите, это картинка обозначает, что в кожуре лимона есть воздух и поэтому он не тонет.
(Слайд №7)
Опыт № 2 «Лимон осветляет чай»
Воспитатель: Если пить чай с лимоном, то также будешь укреплять свое здоровье, меньше болеть.
Положите дольку лимона в заваренный чай. Что вы увидели?
Воспитанники: Цвет его изменился. Он стал светлым.
Воспитатель: Почему?
Воспитанники: Лимон осветлил чай, т.к. в нем содержится кислота.
Выводы детей: Чай осветляется лимонным соком, и лимон усиливает его питательные и целебные свойства.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Эта картинка обозначает - лимон осветлил чай, т.к. в нем содержится кислота.
(Слайд №8)
Опыт № 3«Лимон-пятновыводитель»
Воспитатель: Поскольку под действием лимона чай светлеет, у меня возникла идея, поможете мне её проверить?
Нарисуйте фломастером черту на ткани.
Попробуем вывести лимоном черту от фломастера на ткани. На нарисованную фломастером черту капните лимонный сок. Что произошло?
Воспитанники: Черта исчезла.
Выводы детей: Лимон можно использовать как пятновыводитель.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Лимон можно использовать как безопасный пятновыводитель.
(Слайд №9)
Опыт № 4 «Можно ли пить лимонный сок?»
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, можно ли пить чистый, без добавок лимонный сок?
Воспитанники: Можно
Воспитатель: Давайте проверим.
Это яичная скорлупа. Она состоит из кальция, как и наши зубы. Я заранее измельчила её. Возьмите тарелочки с порошком яичной скорлупы и выжмите немного лимонного сока. Что происходит?
Воспитанники: Шипит скорлупа.
Воспитатель: Она состоит из кальция, как и наши зубы. Так можно ли пить чистый лимонный сок?
Воспитанники: Нельзя, можно, только надо разбавить водой, через трубочку, можно, только потом надо прополоскать рот водой.
Воспитатель: Почему?
Воспитанники: Лимонный сок может разрушить эмаль наших зубов.
Выводы детей: Лимонный сок может разрушить зубы.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Отметим наше открытие в таблице. Лимонный сок может разрушить зубы.
Молодцы ребята, а сейчас отдохнём и продолжим наши опыты.
(Слайд № 10)
ФИЗМИНУТКА
Ну - ка вместе дружно встали,
И лимончики достали (имитирует срывание лимона рукой),
Положили их в корзинки (имитация движения),
Дружно выпрямили спинки (выпрямляются),
Раз, два – выше голова (поднимают голову вверх),
Три, четыре – руки шире (разводят руки в стороны),
Пять, шесть – тихо сесть.
Воспитатель: А сейчас мы с вами проведем ещё один опыт.Берем стакан с обыкновенной водой. Из половинки лимона выдавливаем сок в стакан с водой. Размешиваем ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (Ответы детей – кислая водичка). Я сейчас в эту воду добавим соду пищевую. Ребята смотрите внимательно. Что произошло с водой? (Ответы детей – вода закипела) Да ребята вода закипела, на самом деле она осталась холодная. Потрогайте.
Воспитатель: А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?
Вывод: При соединении лимонной кислоты с пищевой содой происходит реакция, которая создает видимость кипения.
(Слайд №11)
Воспитатель: Пора рассказать профессору Чудакову о секретах лимона. Я буду рассказывать, а вы слушайте внимательно и если будут ошибки, вы их исправляйте.
На дереве выросли два лимона. И были похожи они друг на друга как два брата. Оба красного (желтого) цвета, а по форме напоминали квадрат (овал, круг). На вкус сладкие – сладкие (кислые). Решили они как-то поплавать. Один лимон снял с себя кожуру, прыгнул в воду и всплыл на поверхность. А второй лимон не стал снимать кожуру и, оказавшись в воде, утонул. Молодцы, ребята.