Файл: Основной государственный экзамен по обществознанию пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2023 года по обществознанию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Демонстрационный вариант ОГЭ 2023 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс.







ПРОЕКТ

2 / 24

Основной государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Пояснения к демонстрационному варианту

контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2023 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2023 г. следует

В демонстрационном варианте представлены конкретные примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных формулировок заданий на каждой позиции варианта экзаменационной работы.

Все задания, используемые для составления экзаменационных вариантов, размещены в открытом банке заданий ОГЭ на сайте fipi.ru.

иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2023 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2023 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по обществознанию, размещённом на сайте: www.fipi.ru.

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности.


Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по обществознанию в 2023 г.

3 / 24 4 / 24

Для ответов на задания 1, 5, 6 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Ответами к заданиям 2–4, 7–11, 13–20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительныхсимволов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1



2

Демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2023 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 15, 19 является последовательность цифр. Ответом к заданию 20

является слово (словосочетание). Ответы запишите в поле ответа в тексте работы без запятых, пробелов и прочих символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задания 1, 5, 6, 12, 21–24 выполняются на бланке ответов № 2. Для выполнения заданий 21–24 необходимо: выбрать нужную информацию из

текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения;

соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!

5 / 24



6

Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она также занимается в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?

  1. начальном общем

  2. основном общем

  3. среднем общем

  4. среднем профессиональном





Ответ:

7

8


3

4

5
Каким видом экономической деятельности занимаются члены семьи? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального ведения этой деятельности и кратко поясните каждое из правил.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

    1. / 24



Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код.

В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.».

В чём состоит опасность этой ситуации для личных финансов Романа Р.? Как ему правильно поступить в такой ситуации?

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.



    1. / 24



12

Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А

13





4) оба суждения неверны

Ответ:

8 / 24

11


10

9


В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности). (Можно было дать несколько вариантов ответа.)

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.



  1. монархическое

  2. федеративное

  3. тоталитарное



Ответ:




9 / 24



17

Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум предполагает всенародное голосование по важному для всего общества и каждого гражданина вопросу.

Б. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в утверждении органами государственной власти.



18

19

4) оба суждения неверны

Ответ:

А) право на жизнь

государства

В) свобода предпринимательской деятельности

Г) свобода совести и вероисповедания

Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

  1. поддерживаются силой государства

  2. регулируют поведение людей

  3. опираются на силу общественного мнения

  4. содержат образцы поведения





Ответ:

16




14



15


10 / 24

Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника

в отношении принадлежащего ему имущества

  1. владеть

  2. наследовать

  3. пользоваться

  4. распоряжаться





Ответ:

Верны ли следующие суждения о противодействии коррупции в Российской Федерации?

Противодействие коррупции в Российской Федерации ведётся на основе такого принципа, как

А) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Б) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.



  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения 4) оба суждения неверны






Ответ:



Учитель, раскрывая сущность человека, охарактеризовал черты, которые являются схожими у человека и других живых существ, и черты, которые отличают человека от других живых существ.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

  1. приспособление к условиям окружающей среды

  2. способность к выдвижению целей и задач деятельности

  3. инстинкты и рефлексы 4) сознание и речь



Черты сходства

Черты различия









Ответ:

11 / 24

Заполните пропуск в таблице.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Субъект государственной власти

Полномочия



Российской Федерации

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его

исполнение

Государственная Дума

Принимает законы Российской

Федерации

Ответ: ___________________________.



Мы вступаем в век1, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека