Файл: Абсолютизм Петра I, начало и вид монархии, где контроль над управлением государства находится в руках правящего лица или назначенного лица правителем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции

Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История государства и права России

Группа 22Ю172
Студент
А.С. Шмалько


МОСКВА 2022

Практические задания по дисциплине

«История государства и права России 1/1»


  1. Дайте понятие и признаки абсолютизма Петра I


Абсолютизм Петра I, начало и вид монархии, где контроль над управлением государства находится в руках правящего лица или назначенного лица правителем.

Во времена правление Петра I отмечается формирование как личности правителя, так и глобальные изменения в управлении, становление и развития государства.

Для эффективного управления Петр I меняет Земскую Думу на команду своих сторонников, сам изучает политическую ситуацию, ставит государственные интересы выше личных, при неограниченной власти. Во главе губерний стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административно-полицейской и судебной власти. Городское управление было сосредоточено в руках городских верхов. В 1702 году был создан Главный магистрат, который контролировал дела городовых магистратов

В 1721 году он ликвидирует патриаршество и вводит Синод, ставя дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 года надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.

 

Актуальным считается, слова вождя, передающий понятие, необходимость и величие социального явления, как монархия (ИМХО). В. Сталин: «После моей смерти много мусора нанесут на мою могилу, но придёт время и сметёт его. Я никогда не был настоящим революционером… Хватит утопий. Ничего лучше монархии придумать невозможно, а значит, не нужно. Я всегда преклонялся перед гением и величием русских царей. От единовластия нам никуда не уйти. Но диктатора должен сменить самодержец. Когда придет время. Реформы неизбежны, но в свое время. И это должны быть реформы органические, эволюционные, опирающиеся на традиции, при постепенном восстановлении православного самосознания…»


Конечно, необходимо отметить, что Петр, оставил много нерешенных задач и многими историками его решения были истолкованы по своим суждениям, по каким причинам он вмешивался не только в гос. дела, но и церковные, духовную сферу и др. Издание указа о престолонаследии интереснейший вопрос, с одной стороны это повлияло пагубно и несвоевременно для России, он не предусмотрел, последствия в виде «беспощадной борьбы за власть», но Петр I к стремлению к «общему благу, прорубил окно в Европу». Он не первый начал строить флот, но под его управлением были значительные преобразования. Россия отставала от Европейских стран и поэтому Петр опыт перенимал и внедрял в развитие.

Подводя итог, выделяются основные признаки абсолютизма Петра I:

  • Создание государственной налоговой системы.

  • Формирование профессиональной армии и флота (даже если и начало исходило от Алексей Михайловича).

  • Создание аппарата управления и его централизацию, создав систему коллегий (с системой «одаривания» приближенных, Император, стоит полагать не полностью рассчитал психологию придворных и тем самым сделал медвежью услугу для России, хотя можно и предположить, что это была попытка стимулирование придворных для выполнение своего долга перед Отечеством).

  • Принятие единого государственного законодательства и административной организации.

  • Образование государственной церкви, став ее главой, но выше ставя науку- создав больше противостояния и недовольства.

  • Развитие государственной экономической политики.



  1. Укажите черты уголовно-карательной политики в XVIII-XIX вв.

Два этапа уголовно-карательной политики в XVIII-XIX вв:

  • первый – царствование Петра I до 1740-х гг- это самый репрессивный и жестокий период в истории России

  • второй – с 1740-х гг. по середину XIX в. - смягчение уголовно-карательной политики

В XVIII веке уголовное законодательство было открыто сословным. Хотя ответственность за преступления несли все слои, законы закрепляли преступления, связанные с неповиновением частновладельческих крестьян помещикам.




  • Стала распространенным видом наказания смертная казнь

  • Стали применяться более широко членовредительные наказания

  • Более активно стали использоваться пытки на следствии

  • Возникли новые наказания,: ссылка на галеры, расстрел, прожжение языка и пр.

  • Теория «государственной пользы»

  • В 1740-х гг., Елизавета приостановила применение смертной казни, ограничила пытки.

  • Во второй половине XVIII в. началось постепенное ограничение телесных наказаний и уже определялось наказание по возрасту наказуемого.

  • Начался возврат к исправительным целям и средствам в уголовной политике, но последняя всё ещё оставалась жестокой в XVIII в.;

  • С момента правления Екатерины II основным признаком преступления стала противоправность, преступлением прямо признавалось нарушение закона; активно развивались теоретические уголовные положения.




  1. К числу существенных недостатков Конституции РСФСР 1918 г. ученые относят ее декларативный и классовый характер. Что понимается под указанными недостатками, в каких нормах Конституции они были отражены?

Второй раздел Конституции, имел больше декларативный характер и фактически в реальной жизни не играл никакого значения и никогда не применялся, и не исполнялся.

Это официальные уверения, что власть перешла к рабочему населению страны. Или что существует свобода собраний, шествий и митингов.

Для всех трудящихся Конституция закрепляла право участвовать в выборах, отменить их или настоять на отзыве депутата. Кроме тех, кто пользовался трудами наемных рабочих или имел нетрудовые доходы, церковные служители, бывшие работники жандармерии, люди, принадлежавшие царской семье. Они не имели права голосовать или быть избранными в Советы депутатов. (очень хочется вставить сарказм к настоящей ситуации, просматривая биографию современных депутатов- большинство привлекались к уголовной ответственности, но это не мешает им решать административно-правовые вопросы).

У рабочих было преимущество перед крестьянами: в городе депутат мог быть избран меньшим количеством избирателей.

Власть принадлежит только Советам, рабочему классу, а общедемократическая концепция, утверждающая, что народ является основой государства, даже не упоминается. Выделяя из всех рабочий класс, конституция лишала другие социальные слои их интересов.


Выделяет эту Конституцию от других и то, что она открыто признает: для полной победы социализма насилие вполне оправдано, нужно беспощадно уничтожать эксплуататоров и можно изымать насильно частную собственность.

  1. В начальный период существования советской власти кодификация затронула только трудовое и семейное право. Такие важные отрасли, как уголовное и гражданское право, получили первые кодексы только в начале 1920-х годов. Почему кодификация началась именно с указанных отраслей?

Первостепенное принятие актов и кодекса именно о браке было связано с необходимостью для большевиков разрушить христианский брак и дехристианизировать сознание масс

Создание правовых основ для существования семьи в новом обществе было необходимым, так как в дореволюционном периоде и начале советского периода институт семьи и записи церковных актов были ликвидированы. Необходимо было создавать новую модель семьи. И по мнению исследователей, необходимо было для решения задачи социального обеспечения. Т.е. нуждающийся супруг имел право на содержание от другого супруга, согласно ст. 107 Кодекса

Поэтому ввелись положения:

  • юридическое значение имел только гражданский брак, заключенный в спец. гос. органах

  • развод по согласию сторон/стороны

  • заключение брака не порождало общности имущества

  • усыновление/удочерение запрещалось (почему интересно, ведь бездомных детей было много)

Принципиальное значение имело и изменение трудового права, но больше для зарубежных стран и на последующее развитие. Так как трудовое законодательство чаще не соблюдалось (8 часовой рабочий день, оплачиваемые отпуска, сверхурочные для женщин). Особенность являлось принудительное отношение к труду от 16 до 50 лет. Можно только предположить, как развалилась система, если бы применялась наша статья «труд свободен» в то время.

Первая кодификация в сфере брачно- семейных и трудовых прав определилась в частное право, но где В.И. Ленин заявил, что «большевики ничего частного не признают». Важным элементом явилось ликвидация сословного деления общества. НПА повышали больше не законодательную позицию, а идеологическую.

  1. Ответы на тестовые вопросы:


1. Какие органы нового типа стали создаваться в едином Русском государстве на рубеже XV – XVI вв.:

А. приказы;

Б. органы сословного представительства;

В. органы наместников и волостелей.
2. Какие сферы были наиболее урегулированы нормами Судебника Иоанна III:

А. гражданско-правовая;

Б. гражданско-правовая и судопроизводство;

В. уголовно-правовая и судопроизводство.
3. Отметьте черту, свойственную русским судебникам:

А. сильное влияние римского права;

Б. наличие кратких, немногословных положений в статьях;

В. многочисленность судебников.
4. Назовите самый значимый и совершенный московский судебник:

А. Сводный Судебник 1606 – 1607 гг.;

Б. Соборное Уложение 1649 г.;

В. Судебник Иоанна IV 1550 г.
5. Что произошло с монархической властью при Петре I:

А. она получила международное признание;

Б. была ограничена Сенатом;

В. самодержавие было подменено самовластием.
6. Что можно считать основой борьбы за трон после смерти Петра I:

А. зарубежный фактор;

Б. Указ о престолонаследии 1722 г.;

В. неурегулированность порядка престолонаследия.
7. Сколько основных звеньев судебной системы было создано по судебной реформе 1864 г.:

А. две;

Б. три; (местных, общих, коммерческих (военных, духовных)

В. четыре.
8. Манифест от 17 октября 1905 г.:

А. учреждал Государственную думу;

Б. предоставлял политические права подданным;

В. вводил ограничения в избирательной системе.
9. В России после учреждения парламента:

А. Государственная дума являлась нижней палатой, а Государственный совет – верхней;

Б. Государственный совет являлся нижней палатой, а Государственная дума – верхней;

В. лишь Государственная дума составляла отечественный парламент.
10. В какой форме проходила февральская революция:

А. в форме политического переворота;

Б. в форме национальных столкновений;

В. в форме военного переворота.


  1. Определите из какого законодательного акта XVIII в. сделано данное извлечение: