Файл: Статья по гражданскому воспитанию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СТАТЬЯ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ


Говоря о гражданском воспитании учащихся, что мы понимаем под этим?

К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств.

Основная цель - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демократического общества.

Анализируя данный вопрос в школе, пришли к пониманию того, что, по сути, практически вся воспитательная работа, любое мероприятие имеет гражданскую, патриотическую составляющую, как, наверное, и в каждом ОУ. Тем не менее, тема гражданского воспитания всегда была актуальна, а в современных реалиях она выходит на первый план и стоит особенно остро.

(просмотр видеоролика)

Итак, возникает вопрос? Участие молодёжи в митингах, направленных на создание нестабильной ситуации в стране, это результат чего? Гражданского, патриотического воспитания?

Но молодёжь участвует и в различных флешмобах, акциях, где уж точно просматривается и гражданская позиция и патриотизм…

Тут можно возразить..Ведь всем понятно, что любой флешмоб- это прежде всего сценарий и репетиции, а на митинги и другие такого же рода мероприятия они идут сами, вроде как их никто туда не гонит, и не принуждает идти, Так по крайней мере утверждают организаторы этих мероприятий. А на флешмобы - обязуют, тех же студентов, старшеклассников, молодёжь из бюджетных организаций…

Таким образом, можно констатировать факт, что не смотря на всю ту работу по гражданскому воспитанию, которая проводится в школах, других учебных заведениях, какая-то (и не малая) часть молодёжи, своими поступками, своим поведением показывает свою гражданскую несостоятельность.


А ведь работа в школах проводится действительно огромная.. В каждой школе существует план мероприятий по гражданскому патриотическому воспитанию. Но каков результат всей этой работы? Почему гражданская позиция нашего общества столь низка?

Вывод напрашивается сам: Гражданское воспитание в школе отстаёт от реальных вызовов современности.




Итак, проблема обозначена. Каковы же пути решения проблемы?

Анализируя эту проблему в своём коллективе, мы пришли к выводу, что не достаточно проводить мероприятия в данном направлении, а всё возрастающее их количество даёт обратный эффект. Мероприятия приобретают статус «дело для галочки» и теряют свою ценность. Дети, как никто другой чувствуют неискренность и быстро учатся у нас принципу «Ну надо, так сделаем…быстрее сделаем и …свободны».

Задумаемся над причиной происходящего. И прежде всего, как нам кажется, это то, что в школах дети перестали трудиться. Казалось бы, при чём тут труд, ведь речь о гражданском воспитании? Но нам видится прямая связь. Ведь участие в конкурсах, различных мероприятиях, тех же флешмобах или просто выступление на классном часе в школе требует труда, и не просто труда, а труда увлечённого, порой самоотверженного. Поэтому особенно ценно, когда ребята с желанием участвуют в волонтёрском движении, различных экологических акциях.

Итак, мы всецело убеждены, что в школу необходимо возвращать трудотерапию.

Следующим важным фактором в гражданском, патриотическом воспитании считаем личный пример. Согласитесь, кто же захочет пойти за педагогом, который на уроке вещает о светлом, прекрасном и мужественном, но при этом, выйдя за порог школы, перестаёт быть УЧИТЕЛЕМ.

Дети, заходя к нам на странички в контакте, в инстаграмм вдруг видят совсем другую свою Марью Ивановну. И быстро соображают, что все что говорилось, и к чему призывали это только для отчётности, сама - то она этим не живёт и не думает так.

Что тут можно ещё сказать? Пожалуй, будет уместна цитата из Библии «Спасайся сам, и тысячи спасутся рядом с тобой»

А между тем, кто как не мы с вами имеем прямое и, пожалуй, самое сильное (после родителей) воздействие на детей и подростков. И не только словом, а именно делом, даже использованием внешней атрибутики косвенно, но влияем на формирование гражданской позиции подростка.



Отметим ещё одну особенность, которая, как мы считаем, очень важна в формировании личности и осознания себя как гражданина своей страны.

Анализируя внеклассную работу, мероприятия, которые проводим в школе на предмет гражданского воспитания, увидели, что вся работа имеет эту составляющую.

И действительно, будь то трудовой десант, когда мы все вместе выходим на уборку территории, причём не во время уроков, и все (включая учителей) приходят по желанию, если есть возможность, или участие в соревнованиях «Кросс наций, лыжня России», где желающим принять участие не хватает места в автобусе, или написание тех же проектов краеведческой направленности, и многое другое: социальные акции, работа отряда ЮИД, участие в конкурсах рисунков, стихов, спектакли, которые мы ставим с детьми, всегда пропагандируют нравственные ценности. Из всего этого и складывается гражданская позиция детей, они принимают социальную роль гражданина.

Подведём итог, воспитательная работа в школе должна строиться таким образом, чтобы все направления работы включали в себя духовно-нравственную и гражданско-патриотическую составляющую.



Не должно быть отдельно интеллектуального развития, или отдельно экологического воспитания, тогда, возможно, прибираясь на своём роднике, не станем мусорить на другом, будем пристёгиваться ремнями безопасности для БЕЗОПАСНОСТИ, а не чтобы не поймали, и, требуя соблюдения своих прав, будем выполнять и свои обязанности.

Итак, личность гражданина России, которую мы стремимся воспитать, видим следующим образом:



Цель и задача гражданского воспитания детей в современных условиях опирается на государственный и общественный заказ. И эти заказом, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, является воспитание гражданина «правового, демократического государства, способного к социализации в условиях гражданского общества. Уважающего права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов».


Особенности гражданского воспитания в российском образовании заключаются:

  • в специфике понимания гражданственности на духовно-нравственных объединяющих началах и преимуществе морали над правом;

  • в наличии идеи в объединении народа в интересах достижения государственных целей, основанной на историческом опыте России, страны многонациональной и многоконфессиональной;

  • в поликультурном характере образовательной среды.

Основные задачи гражданского воспитания в начальной школе, которые выделяют современные педагоги и психологи:

  • создание условий для становления у детей ценностного ориентирования на основе системы общечеловеческих ценностей;

  • создание условий для социализации растущей личности, для ее вхождения в гражданско-правовое общество через формирование отношений к миру и к себе в нем;

  • воспитание первичных ценностных ориентаций;

  • воспитание гражданственности,

  • формирование правовой культуры, гражданских умений и гражданского поведения;

  • формирование навыков коллективной деятельности, сотрудничества;

  • формирование у ребенка опыта освоения культуры своего и других народов;

  • ознакомление с такими понятиями, как семья, государство, Родина и малая родина;

  • формирование гражданского мировоззрения;

  • ознакомление младших школьников с государственными символами России, Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка и Декларацией прав человека;

  • воспитание гражданского отношения к Отечеству, к «другому»;

  • формирование чувств: достоинства, самоуважения, индивидуальности, ответственности, уверенности и защищенности, чувства жизненной цели;

  • воспитание чувства принадлежности – к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой родине, России;

  • развитие мотивационной сферы младших школьников по ознакомлению и взаимодействию с другими культурами.

  • развитие у школьников навыка сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям).

Основные результаты гражданского воспитания:

1. самоидентификация детей с образцами гражданского поведения и служения Родине;

2. социальная активность детей (применение знаний, умений, ценностных ориентаций в социальной практике).


Итак, на современном этапе развития российского общества целью гражданского воспитания является воспитание граждан правового и демократического государства и его общества, повышение уровня участия граждан в волонтерской программе.

В осуществлении гражданского воспитания младших школьников педагоги используют различные методы воспитания. Дадим характеристику наиболее эффективным методам организации деятельности учащихся начальной школы.

Метода приучения. Его суть заключается в практической работе с учащимися, которая основана на функции выработки умений и навыков гражданского поведения у ребенка. Результатом данного метода является большое влияние на формирование сознания, обеспечивая подкрепление формирующихся убеждений в деятельности.

Метода поручения. Ребенок выполняет различные поручения воспитателя с целью воспитания в нем чувств ответственности, дисциплинированности и самостоятельности.

Метод требования. Условие эффективности этого метода: требование должно быть для ребенка выполнимым и непременно выполненным. Педагог в требованиях должен соблюдать принцип единства. Учащийся должен понимать, что требование носят общественный характер.

Метод воспитывающих ситуаций и игр. Эффективны в гражданском воспитании младших школьников. Помогают самовоспитанию в созданных педагогом воспитательных ситуациях и в играх, имеющих воспитательный эффект. Педагогическая ценность игры можно объяснить тем, что она помогает проявлению и развитию самодеятельности и гражданских качеств у обучаемых.

Метод формирования сознания. Занимает особое место в гражданском воспитании подрастающего поколения в современных условиях. Рассмотрим наиболее эффективные из них. Богатые воспитательные возможности заключены в методах убеждения. К ним относятся: беседа, рассказ существа дела с объяснениями его важности и полезности. Пример на данном возрастном этапе имеет большое значение. Он формирует определенное отношение к действительности на основе образца (родители и близкие родственники, ветераны войны, великие ученые и др.) Например, младший школьник за настоящего героя принимает какой-либо вымышленный персонаж из мультфильма, фильма или комикса. Старается ему подражать, но не всегда этот пример является правильным. Задача педагога в данном случае решается в беседе о людях, которые совершали действительно реальные героические поступки и внесли огромный вклад в историю и науку своей страны. [16, c. 336]