Файл: Теоретические основы методов обучения понятие о методах обучения классификация методов обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1 теоретические основы методов обучения

    1. понятие о методах обучения

    2. классификация методов обучения

глава 2 х-ка методов обучения

2.1

Главный для каждого педагога вопрос «как учить» выводит нас на одну из важнейших категорий
педагогики - категорию методов обучения. Методы - это то средство, с помощью которого
учитель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся.(смирнова)

1. Баранова С.П. Педагогика: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. обучения пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987.

+2. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учеб. Для вузов. Сб. Питер, 2000.

+3. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999.

4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред.П.И. Пидкасистого, М., 2001.

5. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.

+6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

+7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

8. Перовский Е.П. Проблема методов в обучении. - Советская педагогика, 1956, №12.

+9. Сластенин В, А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. М., 2002

+10. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999.

11.Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. - М., 1991.

12. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. - М., 1982.

+13. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М., 1989.

14. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе //Начальная школа - 1998 - №4, стр. 28

15. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.

+16. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000

17. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1975.

18. Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций.-Ростовн/Д:»Феникс», 2004. – 288 с

19. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование – 1994, №4.

20. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916.

+21. Истомина Н.Б. Развивающее обучение //Начальная школа – 1996 - №12, С.110

22. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология / Авт. вступ. ст. коммент. и сост. Н.С. Лейтес; Акад. пед. и соц. наук, моск. психол. – соц. ин-т. – М., 1999, - 331 с.


23. Кумунжиев К.В. Когнитивные основы развивающего обучения. рукопись, Ульяновск,1997.

24. Лецких Л.А. Развивающий кокон в системе Эльконина – Давыдова – Репкина //Начальная школа – 1997 – №3, стр.91

25. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. М., Прометей, 1992.

26. Лопатченко А.А. Поиск пути // Педагогический поиск – г.Сарань – 1992 – стр.88

27. Макаренко А.С. Педагогические сочинения / Педагогические сочинения. Том 8 / Сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 1986. – 336 с.

28. Педагогика под ред. П. И. Пидкасистого. М., Педагогическое общество России, 1998.

29. Педагогика под ред. Ю. К. Бабанского. М., Просвещение, 1983.

30. Педкасистый П.И. Искусство преподавания: Первая кн. учителя / Пед. О-во Росси. – 2-е изд. – М.: ПО России, 1992. – 210 с.

+31. Савин Н. В. Педагогика. М., Просвещение, 1978.

+32. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

+33. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М., 1997.

+34. Смирнов С. А. и др.. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., Академия, 1999.

35 Ю. Г. Фокин «Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество»;
36) Д. И. Латышина «История педагогики»;
37) А. А. Радугин "Педагогика"
+38) Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек «Методы обучения. Обучение в сотрудничестве»;
39) Джон Дьюи «Демократия и образование»;
40) Ю. К. Бабанский «Педагогика».

Профессиональная деятельность педагогов имеет исключительную социальную значимость, во многом определяющую ее особенности. Одной из них является необходимость организации эффективного взаимодействия участников образовательного процесса. Данная особенность определяет важность таких компетенций и личностных качеств педагога, как коммуникативные навыки, способность учитывать психологические особенности обучающихся, обязательность, ответственность, чувство такта и корректность. Следующей особенностью педагогической деятельности является исключительная важность оптимальной организации и осуществления основных процессов обучения, воспитания и развития обучающихся [1]. Современное педагогическое сообщество использует различные методы обучения. Все методы разделяют на три вида: пассивные, активные и интерактивные. Пассивные методы обучения – это методы, при которых обучающийся занимает позицию пассивного слушателя информации, сообщаемой педагогом. Под пассивным методом обучения понимают форму взаимодействия, в которой преподаватель является действующим лицом. При использовании данного метода обучаемые выступают в роли пассивных слушателей, действие которых полностью контролируется и активизирует-ся преподавателем. Данный стиль характеризуется авторитарным стилем взаимодействия. С точки зрения эффективности усвоения учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным [2]. Активные методы обучения – это методы, при которых обучающийся и педагог находятся в ситуации активного диалога. Интерактивные методы обучения – это методы, при которых имеет-ся взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (может быть непосредственным и опосредованным), позволяющее реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыслительной деятельности, процесс общения «на равных», при котором все участники готовы обме-ниваться друг с другом информацией, высказывать свои идеи, отстаивать свою точку зрения в видении проблемы, включающее в себя анализ реальных проблем и ситуаций окружающей действитель-ности (неинтересное, неактуальное учебное зада-ние не способно вызвать интерес у учащихся) [3]. Современные образовательные стандарты пред-усматривают широкое использование в учебном процессе активных форм и методов проведения за-нятий в сочетании с внеаудиторной работой с це-лью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [4]. Большое значение в ак-тивизации процессов обучения имеет комплексное и целенаправленное использование технических средств, но главное в учебном процессе – актив-ность обучаемого. Активные методы охватывают все виды аудиторных занятий с учащимися [5]. Педагогическая наука и образовательная практика совместно с общественным сознанием объектив-но участвует в осмыслении прошлого, восприя-тии настоящего и прогнозировании будущего [6].

Активные методы обучения, лежащие в реализации целей развивающего обучения, помогают форми-ровать у студентов самостоятельность мышления, учат выделять главное в материале, развивают речь, коммуникативные способности. Еще в на-чале века многие педагоги видели потребность в разработке новых методов обучения для активиза-ции учебной деятельности обучающихся. Данная проблема остается актуальной и сегодня. Начнем с того, что же представляет собой метод обучения. Следует отметить, что существуют разные подхо-ды к определению данного понятия: 1) способ деятельности педагога и учащихся; 2) система действий педагога и учащихся; 3) совокупность приемов работы.Обучение как взаимодействие педагога и уча-щихся обусловлено его целью – обеспечить усвое-ние социального опыта, накопленного обществом. Деятельность педагога в обучении обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащегося [4]. Активные методы обучения формируют у учащих-ся умения и потребности применять знания для анализа, оценки правильного принятия решений. Главное – это активизация мыслительной деятель-ности обучаемых: «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я запомню. Вовлеки меня – я пойму» [7]. В основе активных методов лежит диалогическое общение как между педагогом и учащимися, так и между самими учащимися. В процессе диалога раз-вивается умение решать проблемы коллективно, а главное – речь учащихся. В настоящее время ис-пользуются следующие методы активного обуче-ния:1) проблемный, или метод проектов; 2) игровой; 3) исследовательский; 4) модульный; 5) анализ конкретных примеров и др. В основу классификации методов положены: обучающие, моделирующие и контролирующие программы, источники информации на бумажных и электронных носителях (учебники, хрестоматии, справочники, книги, статьи, иллюстрации, аудио-записи, интернет), задания для управления учебной деятельностью учащихся (сборники упражнений, рабочие тетради, сборники задач, лабораторные практикумы) [4]. Существует еще одна классифи-кация методов активного обучения – классифика-ция А.Н. Смолкина, который выделяет следующие методы. 1. Имитационные методы, формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная дея-тельность построена на имитации профессиональ-ной деятельности:– игровые методы (проведение деловых игр, ре-шение педагогических задач, ситуации инсцениро-вания различной деятельности);– неигровые методы (анализ конкретных ситуа-ций, решение ситуационных задач и др.).2. Не имитационные методы познавательной де-ятельности: – различные виды лекций;– дискуссия;– самостоятельная работа с литературой;– семинары; – эвристическая беседа [4 – 8].Существует три основных этапа учебного про-цесса, когда используются методы активного обу-чения: 1 этап – первичное овладение знаниями, это мо-жет быть определенный вид лекции;2 этап – контроль знаний (закрепление), могут использоваться коллективная мыслительная дея-тельность, тестирование;3 этап –
формирование профессиональных уме-ний, навыков, возможны игровые и неигровые ме-тоды.Любая классификация имеет для преподавателя практический смысл тогда, когда помогает осуще-ствить выбор соответствующего метода обучения для решения конкретных задач. Каждый метод об-учения предназначен для определенных целей и ус-ловий обучения [4 – 8].Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее совре-менную форму активных методов.Интерактивный (Inter – взаимный, act – дей-ствовать) – значит взаимодействующий, нахо-дящийся в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с препода-вателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сво-дится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерак-тивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых обучаемый изучает материал).Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнози-руемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слу шатель чувствует свою успешность, свою интел-лектуальную состоятельность, что делает продук-тивным сам процесс обучения, формирует знания и навыки [8].К методам интерактивного обучения относят-ся те, которые способствуют вовлечению в актив-ный процесс получения и переработки знаний. Перечислим некоторые из них: «мозговой штурм», ролевая и деловая игры, разработка проекта, кейс-метод, «круглый стол» (дискуссия, дебаты). Интерактивные методы обучения позволяют ре-шать следующие задачи: – активное включение каждого обучаемого в процесс усвоения учебного материала; – повышение познавательной мотивации; – обучение навыкам успешного общения (уме-ния слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание); – развитие навыков самостоятельной учебной деятельности; – определение ведущих и промежуточных за-дач;– умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка; – воспитание лидерских качеств;– умение работать с командой и в команде
;– принятие на себя ответственности за совмест-ную и собственную деятельность по достижению результата.Эффективность процесса обучения зависит от реализации следующих принципов: комплексного подхода к процессу обучения, интерактивности, дифференцированного подхода, учета индивиду-альных особенностей, вариативности режима ра-боты, проблемности [3; 9]. Одним из самых попу-лярных интерактивных методов обучения и работы в группах является мозговая атака (или мозговой штурм, банк идей), которая применяется с целью выдвижения различных вариантов решения про-блемы, «атакуя» ее одновременно с разных сторон. Заранее формулируется проблема в виде вопро-са. Для соблюдения правил проведения мозговой атаки выбирается ведущий и секретарь для реги-страции всех поступивших от участников предло-жений. Далее происходит обсуждение и классифи-кация идей, в результате ранжирования которых (путем голосования либо, используя дискуссию) выбираются наиболее перспективные [9; 10].Один из методов, привлекающий внимание ис-следователей и преподавателей, – метод «круглого стола», или дискуссия. Данный метод подразумева-ет тщательный анализ конкретной ситуации в меж-личностных отношениях. Для проведения такого анализа предоставляется информация следующим образом: введение или общее описание ситуации, формулировка произошедшего события с указа-нием принятых решений и мер для их последую-щего обсуждения. Метод проектов представляет не меньший интерес, способствует самостоятель-ному получению знаний, формированию навыков теоретического анализа литературных данных, развитию коммуникативных и исследовательских умений [5; 11]. Такие навыки предполагают вы-явление проблем, построение гипотез, проведение эксперимента, наблюдение за результатами и их анализ, выводы, доклады на конференциях и т.д. Популярностью пользуется еще один эффективный метод активного обучения – это деловые и ролевые игры [5; 11]. Игра – это форма деятельности людей, кото-рая воссоздает различные практические ситуации, а также систему взаимоотношений и выступает в качестве одного из средств активизации учебного процесса в системе образования. Понимание игры как специального вида человеческой деятельно-сти, тесно связанного с трудом, профессиональной сферой, обусловило научный подход к ее исследо-ванию [9 – 12]. Деловые игры в общем виде мож-но определить как метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленче-ских решений по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам в различных ситуациях (путем проигрывания, разыгрывания). Основными характеристиками деловой игры, ко-торые отличают ее от других интерактивных об-учающих технологий, являются: моделирование процесса деятельности (труда) руководителей, а также специалистов по