Файл: Теоретические основы методов обучения понятие о методах обучения классификация методов обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выработке профессиональ-ных решений; наличие у группы общей цели; рас-пределение между участниками игры ролей; раз-личные ролевые цели при выработке решений; вза-имодействие участников, исполняющих различные роли; совместная выработка решений участниками игры; реализация в игровом процессе цепочки ре-шений; многоальтернативность решений; наличие управляемого эмоционального напряжения [9; 12; 13]. Именно в этой форме обучения усваивается са-мый большой объем информации. В деловой игре наиболее ярко проявляется активность студентов. Главная дидактическая цель деловой игры – повы-сить самостоятельность обучаемых, активизиро-вать их мышление, развить творческий подход в решении задач [5]. Данный метод позволяет рас-крыть потенциал каждого, а также его способности к коллективной работе. При подготовке к проведе-нию деловой игры преподаватель сначала выбира-ет определенный раздел учебной программы. Далее преподаватель формулирует цели и задачи с уче-том темы и исходной ситуации. Следующий этап – определение состава участников и всей структуры игры. Затем следует диагностика игровых качеств участников, на последнем этапе рассматривается вопрос: где, при каких условиях будет происхо-дить деловая игра. В ходе подготовки к деловой игре используются любые дидактические методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский и другие. Деловая игра разви-вает логическое мышление, способность к поиску решений, грамотную речь, умение общаться в ходе дискуссии [4; 9 – 13]. Ролевые игры представляют наиболее масштаб-ную и важную в содержательном отношении груп-пу игр, применяемых в условиях интерактивного обучения. Их сущность заключается в следующем – человек «принимает» временно определенную социальную роль, демонстрируя поведенческие модели, которые, по его мнению, ей соответству-ют. В игре участвует одновременно несколько че-ловек – каждый выступает в своей роли. Участники исполняют роли, не характерные для них, либо характерные, но в абсолютно другой обстановке, что позволяет получить новый опыт поведения. Создается ситуация, предоставляющая оптималь-ные возможности для обучения новым поведенче-ским моделям. Ролевая игра позволяет эффективно отрабатывать варианты поведения в ситуациях, в которых потенциально могут оказаться обучающи-еся (например, аттестация, защита или презентация какой-либо разработки). Они приобретают навыки принятия ответственных и безопасных решений в учебной ситуации. Ролевые игры от деловых отли-чаются отсутствием системы оценивания в их про-цессе. Ролевая игра, как и групповая дискуссия, мо-жет выступать и в качестве «сквозного» тренинго-вого метода, включаемого в разнообразные упраж-нения, и в качестве самостоятельной техники [9].Таким образом,
игровые методы обучения, при-меняемые на занятиях, позволяют решать следую-щие задачи: формирование у участников новых мо-делей поведения в ситуациях межличностного вза-имодействия; расширение гибкости поведения по-средством принятия участниками общения разных ролей; изучение моделей поведения, эффективного в определенных ситуациях профессионального взаимодействия; наглядное представление услов-ностей моделей поведения, которые предписаны ролями, их определенности контекстом общения; формирование условий, которые позволяют участ-никам осознать и скорректировать собственные неадекватные поведенческие модели; устранение (или снижение) острых переживаний проблемы, которые обусловлены проигрываемой ситуацией. Таким образом, ситуационно-ролевые игры осно-ваны на организации взаимодействия в ситуациях, моделирующих определенный цикл профессио-нальной деятельности. После игры необходимо обсудить характер действий участников. Цель об-суждения – проанализировать взаимоотношения «героев» игры, определить мотивы их поведения, установки, в соответствии с которыми осуществля-лись действия. В ходе обсуждения определяются как адекватность восприятия участниками самой ситуации взаимодействия, так и уместность из-бранных способов участия в ней [9].Кейс-метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса вначале XX в. В России кейс-технологии называют методом анализа конкретных ситуаций. Действия в кейсе либо даются в описа-нии, либо они должны быть предложены в каче-стве практического способа разрешения проблемы. Анализ ситуаций сильно воздействует на учащих-ся и является средством формирования профес-сиональных качеств обучаемых, способствует их взрослению, формирует интерес и позитив, моти-вацию к учебе [11].Как показывает практика, использование ак-тивных методов в обучении приводит к положи-тельным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки учащихся путем вовлече-ния их в активную познавательную деятельность. Таким образом, умелое применение активных ме-тодов обучения в учебном процессе выводит на новый качественный уровень методическую систе-му профессиональной подготовки специалистов в высшей школе.Действенность активных и интерактивных форм и методов обучения в формировании про-фессиональной культуры учащихся определяется тем, что они обеспечивают переход от организа-ции всего учебного процесса преподавателем к самоорганизации этого процесса обучающимися. Самоорганизация деятельности обучаемых в про-цессе преподавания строится на основе изменения ценностного отношения к процессу получения зна-ний, в поиске определенного собственного лично-го смысла и интерпретации учебной информации. Учебная деятельность в процессе реализации ин-терактивных форм носит творческий характер [12; 13]. В ходе активизации процесса обучения про-исходит

изменение позиции ученика от пассив-ной, когда следует воспринимать, осмысливать и предъявлять информацию, которую излагает пре-подаватель, к позиции равноправного участника процесса обучения. Таким образом, использование активных методов обучения в «Педагогике» по-зволяет не только активизировать познавательные способности учащихся, но и повышает их интерес к освоению учебного материла. Это связано с тем, что активные методы обучения позволяют понять причинно-следственные связи между теорией и не-посредственной практической деятельностью спе-циалиста [12 – 14]

Существует множество методов обучения, которые используются в педагогике и других областях образования. Некоторые из них могут быть классифицированы по различным критериям. Одна из возможных классификаций методов обучения основана на уровне взаимодействия преподавателя и ученика. Такая классификация включает следующие методы:

Фронтальный метод: учитель играет главную роль в обучении, передавая знания и навыки учащимся. Этот метод характеризуется однонаправленностью сообщения информации.

Индивидуальный метод: преподаватель работает с учащимися индивидуально, обеспечивая персональный подход к каждому.

Групповой метод: учащиеся работают в группах под руководством преподавателя. Групповой метод может быть создан на основе различных принципов:

кооперативное обучение;

дискуссия;

игры;

проектная работа.

Игровой метод: игры используются для достижения учебных целей. Этот метод считается одним из самых эффективных, так как игры делают обучение более интересным и мотивирующим.

Проблемный метод: учащиеся решают задачи и проблемы с использованием уже известных им знаний и поиска новых решений.

Кроме того, существуют и другие критерии для классификации методов обучения, такие как:

Способ передачи знаний и навыков: дидактический, эвристический, практический и др.

Цель обучения: воспитательный, развивающий, адаптивный и др.

Участие учащихся: активный, пассивный, учащиеся-исследователи и др.

Форма проведения: лекция, семинар, лабораторная работа, экскурсия и др.

Медийные возможности: традиционные, интерактивные (с применением электронных досок, компьютерных программ, интерактивных учебников и т.п.), дистанционные и др.


Степень привлечения внешних ресурсов: автономный (программа полностью формируется учащимися и преподаватель лишь консультирует), потребительский (программа предопределена, учащийся лишь исполняет) и др.

Выбор метода обучения зависит от множества факторов, таких как возраст учащихся, цели и задачи обучения, предмет, доступные ресурсы и технологии и т.д. Оптимальный метод обучения предполагает совокупность факторов, включая учеников и учителя, условия и особенности конкретной образовательной ситуации и целевые результаты.

Каждый метод обучения имеет свои преимущества и недостатки, и его эффективность зависит от конкретных обстоятельств. Например, фронтальный метод может быть эффективен для передачи большого объема информации или для демонстрации навыков, но не стимулирует активное участие учеников. Групповой метод может поощрять общение и сотрудничество, но может оказаться менее эффективным при работе с отстающими учениками.

Современные методы обучения с учетом использования технологий и информационных ресурсов стали более гибкими и разнообразными, что позволяет преподавателям выбирать и комбинировать различные методы в зависимости от потребностей и интересов учащихся. Также важно помнить о необходимости оценки эффективности методов обучения для дальнейшего улучшения учебного процесса и достижения целей обучения.

Существует также классификация методов обучения на основе уровня активности студента:

Пассивные методы обучения – студенты получают информацию, но не участвуют в активном обучении. Это, например, фронтальный метод и метод чтения лекций.

Полуактивные методы обучения – студенты активно участвуют в процессе обучения и получают обратную связь на свои действия. Это метод индивидуального обучения и метод обучения с инструментом.

Активные методы обучения – студенты полностью вовлечены в процесс обучения, они инициируют свое собственное обучение и имеют возможность решать проблемы и принимать решения. Это методы проектного обучения, дискуссионный метод, метод игр и метод деловой игры.

Как правило, активные методы обучения более эффективны, так как позволяют студентам самостоятельно участвовать в обучении и использовать свои собственные знания и опыт. Однако в зависимости от целей обучения и особенностей учебного материала могут использоваться различные методы.


Наконец, появление информационных и коммуникационных технологий привело к возникновению новых методов обучения, таких как онлайн-курсы, вебинары, мобильное обучение и прочие. Их использование позволяет расширить возможности обучения и сделать его более гибким и доступным для всех.

Действительно, технологический прогресс имеет значительное влияние на методы обучения и на саму организацию учебного процесса. В частности, информационные технологии дают возможность увеличить активность студентов в процессе обучения и сделать его более интерактивным, используя различные онлайн-платформы и образовательные приложения.

Онлайн-курсы становятся все популярнее в мире, такие как Coursera, EdX, Udemy и многие другие. Это позволяет студентам учиться в удобное для них время в любой точке мира.

Мобильное обучение также является эффективным средством обучения, так как позволяет студентам получать доступ к обучающим материалам через свои мобильные устройства в любое время и в любом месте.

Вебинары – это онлайн-классы, в которых преподаватель в режиме реального времени ведет лекции и объясняет материал, а студенты могут задавать вопросы и принимать участие в обсуждениях.

Эти новые методы обучения меняют традиционный образовательный процесс и открывают новые возможности для учебного процесса. Однако, важно учитывать индивидуальные потребности студентов и использовать соответствующие методы обучения, чтобы достичь наилучших результатов.