Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На протяжении большей части 20-го века японские правительственные чиновники и ученые пытались скрыть историю айнов на японских островах. Они были неудобной культурой в то время, когда правительство неуклонно создавало национальный миф об однородной нации. Поэтому чиновники запихнули айнов в файлы с пометками «загадки миграции людей», «заблудшие охотники-собиратели современности», «потерянная европеоидная раса» или «загадка вымирающей расы», или даже «вымершая». Но в 2008 году под международным давлением парламент Японии признал айнов коренным народом Японских островов. И сегодня японцы сняли табу с этой нации.
В префектуре Хоккайдо, традиционной территории проживания айнов, правительственные чиновники теперь отвечают на телефонные звонки: «Иранкарапте», айнское приветствие. В 2020 году правительство впервые открыло музей айнов, приуроченное к Олимпийским играм 2020 года в Токио. В стране, известной своей почти удушающей однородностью — во всяком случае для посторонних — принятие айнов — это необычайный шаг к разнообразию.
Айны пришли к этому моменту гордости за свой этнос через вековые барьеры предрассудков, благодаря адаптации, стойкости и простому упрямству человеческой воли. Маленькая медвежья голова в руке Като олицетворяет их связь с предками в прошлом и является их проводником в будущее, стойкого спутника через века доказавшего о своем существовании, неизменного духа эпического путешествия.
На севере жизнь айнов и их предков была тесно переплетена с медведями, их более свирепыми родственниками. Где медведи ловили рыбу, айны ловили рыбу. Там, где медведи собирали обезьянью грушу, айны собирали обезьянью грушу. Где медведи ходили по своим тропам, по ним ходили и айну. Они были родственными душами и связь между ними была настолько сильна, что сохранялась во времени и культуре айну.
На протяжении тысячелетий здесь люди почитали медвежьих духов и с помощью ритуалов намеренно помещали черепа и кости косолапых в ямы для захоронения. И в исторические времена письменные отчеты и фотографии медвежьей церемонии показывают, что айны издревле поддерживали это глубокое родство.
Като указывает на узкий переулок между двумя зданиями. На этом месте археологическая группа обнаружила захоронения черепов медведя, датируемые примерно 2300–800 лет назад. Неподалеку, в Хаманаке II, Като и его коллеги обнаружили закопанные черепа медведя, датируемые 700-летней давностью. А в этом году они нашли маленькую 1000-летнюю голову медведя, вырезанную из кости морского млекопитающего.
На протяжении веков айны жили в котанах или постоянных деревнях, состоящих из множества домов, расположенных вдоль реки, где нерестился лосось. В каждой котане был предводитель, главный мужчина. В тростниковых стенах каждого дома нуклеарная семья готовила пищу и собиралась вокруг центрального очага. В одном конце дома было окно, священное отверстие, обращенное вверх по течению, к горам, родине медведей и истоку богатой лососем реки. Дух медведя мог войти или выйти через окно. За окном был алтарь, также обращенный вверх по течению, где люди проводили медвежьи церемонии.
На островах Кюсю и Сикоку и на юге острова Хонсю айнское население смешивалось и ассимилировалось с австронезийскими племенами. Взаимодействие происходило до 5 века. К 6-7 векам японцы восприняли культуру Китая и Кореи, но айны жили обособлено вплоть до 18 века.
Сегодня наука говорит нам о том, что предки этнических японцев пришли из Азии, возможно, через сухопутный мост около 38 000 лет назад. По мере того как они и их потомки расселялись по островам, их генофонд, вероятно, диверсифицировался. Затем, намного позже, около 2800 лет назад, с Корейского полуострова прибыла еще одна большая волна людей, принесших с собой культуру выращивания риса и металлические инструменты. Эти пришельцы смешались с коренным населением и, как и большинство фермерских обществ, положили начало демографическому буму. Вооружившись новыми технологиями, они распространились по южным островам, но на севере остановились недалеко от Хоккайдо.
Затем около 1500 г. н.э. японцы начали просачиваться на север и оседать. Некоторые из них были иммигрантами поневоле, сосланными в южную часть Хоккайдо, чтобы жить в изгнании. Другие пришли добровольно. Они видели Хоккайдо как место возможностей во времена голода, войн и бедности. Бегство в Эдзочи — японское название, означающее «земля варваров», — было для некоторых актом честолюбия.
Положение айнов в современной Японии
Официальная позиция японских властей сегодня сводится к замалчиванию фактов гонений, угнетения и притеснений айнов японцами в прошлом Вместе стем ив наше время айны продолжают политическую борьбу. Несмотря на многочисленные сложности, айнский народ уже добился определенных значимых результатов. В тоже время наиболее важные задачи, а именно провозглашение
айнов японским правительством коренным народом Японии с наделением его соответствующими правами и признание Токио исторического факта длительного угнетения айнов, все еще далеки от своего решения .В этих условиях многие японские политики и тенденциозные историки утверждают, что айны к настоящему времени полностью лишились своей самобытности и более не являются отдельным уникальным этносом. Подобные утверждения не соответствуют действительности. Сегодня айнские общины продолжают следовать традициям своих предков, причем эти практики являются не реконструированными, а передаются из поколения в поколение в исторически неизменном виде.