Файл: Реферат по теме Айны Японии. История айнов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гупалова Елизавета 163СШ

Реферат по теме:Айны Японии.

История айнов


Коренные жители Японии - айны - таинственный народ, в происхождении которого до сих пор много загадок. Айны некоторое время соседствовали с японцами, пока последним не удалось вытеснить их на север.

О том, что айны являются древними хозяевами Японского архипелага, Сахалина и Курильских островов, свидетельствуют письменные источники и многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов. И даже символ Японии - великая гора Фудзияма - имеет в своём названии айнское слово «фудзи», что означает «божество очага».

Как считают учёные, айны заселили японские острова около 13 000 лет до нашей эры и образовали там неолитическую культуру Дзёмон.

Айны не занимались земледелием, они добывали пропитание охотой, собирательством и ловлей рыбы. Жили они небольшими поселениями, достаточно удалёнными друг от друга. Поэтому ареал их проживания был довольно обширен: японские острова, Сахалин, Приморье, Курильские острова и

юг Камчатки.

Примерно в 3 тысячелетии до нашей эры на японские острова прибыли монголоидные племена, ставшие впоследствии предками японцев. Новые поселенцы принесли с собой культуру риса, позволявшую прокормиться большому количеству населения на относительно небольшой территории. Так начались тяжёлые времена в жизни айнов. Они вынуждены были переселяться на север, оставляя новой культуре свои исконные земли.

Но айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и японцам почти 1500 лет не удавалось победить их.

Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала. Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства — харакири.

Любопытно, что айнские воины - джангины - отмечались как очень воинственные, они были неспособны ко лжи.

С VIII в. японцы не прекращали вырезать айнов, которые бежали от истребления на север – на Хоккайдо - Матсмай, Курильские острова и Сахалин.

Японцы смогли победить айнов только после изобретения пушек, успев к этому моменту многое у них перенять по части военного искусства. Кодекс чести самураев, умение владеть двумя мечами и упоминавшийся ритуал харакири — эти, казалось бы, характерные атрибуты японской культуры на самом деле были заимствованы у айнов.


Восстание на Кунашире и Мэнаси в 1789 году было последним вооружённым сопротивлением айнов Эдзо за свою свободу против японского колониализма. О выступлении айнов 1789 г. Каваками Дзюн пишет, что в тот год, когда шла Великая французская революция, в 1789 году на острове Кунашир и на востоке Эдзо в Мэнаси между айнами и японцами произошла жестокая схватка. Кровавая драма закончилась убийством 71 японца и 37 айнов. Это трагическое событие в истории айнско-японских отношений называют борьбой (Кунашир-Мэнаси или айнский бунт периода Кансэй (1789.1.25—1801.2.5).

Происхождение


Сами себя они называли айну, что в переводе означает «настоящие люди». О происхождении айнов учёные спорят до сих пор. Но то, что этот народ не является родственным другим коренным народам Дальнего Востока и Сибири, уже доказанный факт.

Характерная черта их внешности — очень густые волосы и борода у мужчин, чего лишены представители монголоидной расы.

Долгое время считалось, что они могут иметь общие корни с народами Индонезии и аборигенами Тихого океана, так как у них схожие черты лица. Но генетические исследования исключили и этот вариант. А прибывшие на остров Сахалин первые русские казаки даже приняли айнов за русских, настолько они были не похожи на сибирские племена, а напоминали скорее европейцев.

Единственной группой людей из всех проанализированных вариантов, с кем у них наблюдается генетическое родство, оказались люди эпохи Дзёмон, которые предположительно и были предками айнов.

Айнский язык не относится к какой-либо языковой семье (изолят). Айнский язык сильно выбивается из современной лингвистической картины мира, и ему пока не нашли подходящего места. Получается, что за время длительной изоляции айны потеряли связь со всеми другими народами Земли, и некоторые исследователи даже выделяют их в особую айнскую расу.

В настоящее время айны Хоккайдо перешли на японский язык, айны России - на русский, очень мало людей старшего поколения на Хоккайдо - Матсмай ещё немного помнят язык. К 1996 году полностью владевших айнским было не более 15 человек. При этом носители диалектов разных местностей практически не понимают друг друга. У айнов не было своего письма, однако существовали богатые традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и сказания в стихах и прозе.

Сегодня айнов в Японии осталось очень мало

, общая численность айнов и их потомков не превышает 16 тыс. человек, из которых чистокровных представителей айнского народа не более 300 человек, остальные «метисы».

Один из последних представителей «чистых айну» в Японии Акибэ Дэво.

Гены


Генетическое тестирование показало, что айны принадлежат в основном по Y-ДНК к гаплогруппам D-M55 (D1a2) и C-M217. Отцовская гаплогруппа D-M55 встречается по всему Японскому архипелагу, но с очень высокими частотами среди айнов Хоккайдо и в меньшей степени среди рюкюанцев на островах Рюкю, что на крайнем юге Японии.

В 2016 году было подтверждено, что японская ветвь гаплогруппы D-M55 отличается и изолирована от других ветвей гаплогруппы D более 53000 лет.

Несколько исследований (Хаммер и др., 2006, Шинода, 2008, Мацумото, 2009, Кабрера и др., 2018) предполагают, что предковая гаплогруппа D возникла 53000 лет назад между Тибетом и Горным Алтаем.
Исследование Tajima et al. (2004) обнаружили, что двое из 16-ти мужчин айнов (или 12,5%) принадлежат к гаплогруппе C-M217, которая является наиболее распространённой гаплогруппой Y-хромосомы среди коренного населения Сибири и Монголии.

В 2006 году Hammer et al. обнаружили, что один из 4-х мужчин айнов принадлежал к гаплогруппе C-M217.

Аутосомная ДНК


Исследования 2004 года показали, что общие предки айнов и коренных американцев восходят к палеолитическим группам Сибири.

В 2009 году Хидео Мацумото на основе анализа иммуноглобулинов предположил, что айны и люди периода Дзёмон имеют общее сибирское происхождение. Потому что по сравнению с другими популяциями Восточной Азии, у айнов выявлено самое высокое количество сибирских (иммуноглобулиновых) компонентов, намного больше, чем у жителей материковой Японии.

В 2012 году генетическое исследование показало, что ближайшими генетическими родственниками айнов являются рюкюанцы, за которым следуют народы ямато и нивхи.

В 2013 году генетическое исследование, проведённое Канадзавой и Кириямой, показало, что айны (включая образцы с Хоккайдо и Тохоку) ближе к древним и современным жителям Северо-Восточной Азии (особенно удэгейцам из Восточной Сибири), чем к географически близким образцам периода Канто Дзёмон. По словам авторов, эти результаты подтверждают внутреннее разнообразие населения периода Дзёмон, и то, что значительный процент людей периода Дзёмон имел происхождение от исходной популяции из Северо-Восточной Азии. Эта популяция предположительно является источником протоайнского языка и культуры, которая не обнаружена в образцах из Канто.


В 2016 году генетический анализ показал, что хотя айны имеют некоторые генетические сходства с японцами и восточными сибиряками (особенно ительменами и чукчами), они не имеют близкого родства с какой-либо современной этнической группой. Кроме того, исследование выявило генетический вклад айнов в популяции вокруг Охотского моря, но не выявило генетического влияния на самих айнов. Так, генетический вклад айнов у ульчей составляет около 17,8%, а у нивхов - около 27,2%.Исследование также опровергло идею о родстве айнов с андаманцами или тибетцами. Вместо этого представлены доказательства потока генов к айнам от популяций фермеров из низинной Восточной Азии.

Проведённое в 2016 г. генетическое исследование палеообразцов айнов с юга Сахалина (8) и севера Хоккайдо (4) показало, что эти образцы были тесно связаны с древними людьми Охотского побережья и выходцами из Северо-Восточной Азии, такими как коренные народы Камчатки (ительмены) и Севера Америки.

Авторы пришли к выводу, что эти факты указывают на неоднородность среди айнов, поскольку в других исследованиях сообщалось о довольно изолированном положении проанализированных выборок айнов с юга Хоккайдо.

В 2019 году исследование по аутосомам, проведённое Гакухари и др., свидетельствует о том, что большинство айнов происходят от народа периода Дзёмон. Так, анализ древних останков периода Дзёмон, показал, что около 79,3% предков жителей Хоккайдо периода Дзёмон принадлежат айнам. Другое исследование, проведенное также в 2019 году Канадзавой, Кириямой и др., обнаружило около 66%.

Между тем, у большинства современных этнических японцев, проживающих на Хонсю, Сикоку и Кюсю, обнаружено много общих митохондриальных последовательностей с современными корейцами, что доказывает их родство по материнской линии с йоуи и свидетельствует о вторичных, сравнительно недавних миграциях. Однако среди японцев есть довольно много и таких, кто является потомками людей периода Дзёмон и тесно связаны по материнской линии либо с рюкюанцами, либо с айнами.

Верования и обряды


«Но вот религиозные верования и обряды предков сохранились повсюду. Настоящий айн верит не в единого всемогущего бога, а поклоняется целому синклиту камуи - духов огня, воды, гор, равнин, деревьев, животных», — рассказывал сорокалетний Сигеру Каяно, один из ревностных защитников национальной самобытности «настоящих людей», как называют себя айны.«Поэтому, когда мы собираемся на молитву, старейшина распределяет, кому к какому камуи возносить их: одному - духу медведя, другому - дома, третьему - моря и так далее. Причём каждый обращается к камуи с теми словами, которые считает подходящими. Например, духу реки можно молиться так: «Человек не может жить без бегущей воды. Мы благодарим тебя, река, за всё, что ты делаешь для нас, и просим, чтобы в нынешнем году с тобой пришло много лосося. Но главная наша молитва была и остаётся о здоровье детей...», — говорит Сигеру Каяно.


Кстати, хотя от детей требуется дисциплинированность, взрослые не скупятся на ласку. Единственно, чего никогда не допустят родители, это дать поцеловать ребёнка «нехорошему человеку». «Зависть и злоба так же заразны, как болезнь», — утверждают айны.

Айнов с детства приучали брать ответственность на себя, им с детства прививали смелость и уверенность в себе – качества, необходимые охотнику. Земледелием айны не занимались вообще, а, вместо этого кормились за счёт охоты, собирательства и рыбной ловли. Какой там рис! Айны вообще не знали, что это такое. Их рацион состоял, главным образом, из рыбы, моллюсков и мяса морских животных. Они их поедали в невероятных количествах, и потому возле останков древних поселений айнов археологи находят горы выпотрошенных раковин.

Вообще, искусство айнов, их песни, танцы, сказания, орнамент, резьба по кости и деревянная скульптура удивительно красивы и талантливы, тем более, для народа, долгое время жившего в изоляции.

Культура айнов оказала огромное влияние на культуру их завоевателей - японцев. Айнские элементы легли как в основу синтоизма – древней религии Страны Восходящего Солнца, так и в формировании сословия самураев.

Археологические раскопки


До середины 20 века японские антропологи и официальные лица пытались скрыть существование айнов. Айны боролись за то, чтобы их признали, как их двоюродные братья, медведи.

Хирофуми Като преподает в Центре изучения айнов и коренных народов Университета Хоккайдо в Саппоро. Но в 2011 году он руководил археологическими раскопками здесь, на месте, известном как Хаманака II. Погребенные под отложениями, Като и его коллеги обнаружили четкие непрерывные слои жизнедеятельности людей, которые датируются 3000 лет назад.



Ханамака II.

Амбициозный масштаб этих раскопок — 40 квадратных метров — необычен для густонаселенной Японии. В Японии археология, как правило, сосредоточена на раскопках участков размером с «телефонных будок», и здесь часто археологи просто налетают, чтобы спасти артефакты, быстро работая, чтобы записать то, что там есть и сохранить то, что ценно для науки, до того, как начнут свою работу строители. Но в Хаманака II Като пошел против японской археологической школы. Он считает, что более ранние археологи исказили динамизм и разнообразие Ребуна (вулканический остров в Японском море примерно в 45 км от северо-западного побережья Хоккайдо к западу от города Вакканай) и более крупного соседнего острова Хоккайдо. Они упростили прошлое, смешав историю северных островов с историей Хонсю на юге. Что еще более важно, они мало обращали внимание на следы северного коренного народа, который до сих пор называет эту землю своим домом — айнов.