ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарно-педагогический институт
Кафедра «Педагогическое образование»
№ | Дата поступления на кафедру | Подпись отв. за регистрацию | Подпись преподавателя |
| | | |
| | | |
ОТЧЁТ
об учебной практике
(научно-исследовательской работе)
Выполнил студент: Красова Д.А.
Направления: 44.03.05. Педагогическое образование( с двумя профилями подготовки)
группы: ПОрл/б-20-4-о
Руководитель практики от Университета:
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогическое образование
(должность)
Проценко Елена Геннадьевна
(ФИО)
Севастополь
2021
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………………3
Анализ научных работ по теме: «Лингвистические сказки как средство развития познавательного интереса к урокам русского языка у обучающихся основной школы»………………………………………………...……………….4
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы………………………………………...…12
Введение
На сегодняшний день одной из самых серьёзных проблем современной школы является резкое падение интереса учащихся к литературе и русскому языку и, как следствие, ухудшение грамотности, неумение логично и правильно выразить свою мысль. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма и красивой речи, зависят не только отличные оценки в школе, но и обеспечение социальной адаптации будущего выпускника.
К сожалению, всё чаще процесс обучения превращается для учеников в однообразное и неинтересное занятие. Это обусловлено тем, что у детей отсутствует интерес к предмету или познавательный интерес вообще.
Для того чтобы ученикам хотелось изучать русский язык, чтобы им было интересно на занятиях, нужно использовать различные средства и приёмы организации урока по русскому языку. Одним и таких средств является лингвистическая сказка, которую учителя вводят в план занятия, чтобы как можно интереснее и занимательней объяснить материал.
Актуальность темы объясняется тем, что одной из основных целей педагогов является создание всех условий для формирования познавательной активности учащихся. Введение в план урока лингвистической сказки как средства развития познавательного интереса к урокам русского языка у обучающихся основной школы интересует многих современных исследователей, которые отобразили знания по этой теме в своих научных работах.
Анализ научных работ по теме: «Лингвистические сказки как средство развития познавательного интереса к урокам русского языка у обучающихся основной школы»
К исследуемой теме обращались многие учителя, психологи, научные работники, которые направили своё внимание на развитие познавательного интереса к урокам русского языка у обучающихся основной школы, а также, на создание средств и приёмов для эффективности образовательного процесса. Рассматриваемой проблеме посвящены исследования: О.В. Сазоненко, Ю.В. Гончаровой, Н.А. Изместьевой, Т.В.Аржанцевой, О.В. Гореловой, А.В. Сафоновой и др.
Среди множества факторов влияющих на снижение познавательного интереса у учеников средней школы можно выделить одну из основных причин – несовершенство методик преподавания на основе однотипных методических материалов. Как правило, классические представления о конечной цели обучения русскому языку в школе сводятся к трём аспектам:
1) школьник научиться верно выбирать орфограммы и расставлять знаки препинания;
2) ученик овладеет базовыми навыками создания текста в определённом жанре;
3) школьник приобретёт возможность выработать и развить культуру письменной и устной речи. [1, c. 589]
С опорой на эти базовые цели формируется традиционная композиция урока, которая предполагает: знакомство с правилом – применение правила на практике – закрепление правила. При всей своей методической ценности такого рода подход не даёт возможности учителю русского языка всесторонне раскрыть образовательный потенциал данной дисциплины, так как концентрируется в большей степени на достижении предметных результатов в то время как задачи, связанные с развитием мышления обучающихся остаются в стороне [1, с. 590].
Исследователи Аржанцева Т.В. и Гончарова Ю.В. утверждают, что учителя – словесники осознавая проблему угасания интереса школьников к изучению русского языка, в процессе обучения применяют такие методические приёмы:
-привлечение необычного дидактического материала;
-применение нестандартных заданий, которые вызывают интерес у школьников и к содержанию учебного материала, и к самим формам работы на занятии;
- вовлечение учеников в игровую деятельность;
-организация исследовательской работы учащихся, которая предполагает самостоятельный̆ поиск ими путей решения намеченных целей [2, с. 116].
Утверждая эти методы, авторы статьи одним из путей формирования у обучающихся основной школы внутренней познавательной мотивации считают использование на уроках русского языка лингвистических сказок, так же считают педагоги Горелова О.В. и Сафонова А.В. которые относят лингвистическую сказку к одному из инструментов когнитивных технологий в педагогике [1]. Изместьева Н.А. считает лингвистическую сказку средством формирования коммуникативной компетенции у школьников [3], а исследователи Бурцева Е.А. и Вахрушева Т.С. и вовсе относят лингвистическую сказку к средству, которое повышает качество обучения русскому языку [4]
Так, «Лингвистическая сказка – это речевой жанр, представляющий “своеобразный” “симбиоз” поэзии и науки, эмоционального и рационального, созданный с целью воспитывающего обучения» [3, с.104] Лингвистическая сказка представляет собой особый дидактический рассказ, которому присущи волшебные превращения, сказочные элементы, герои, устойчивые выражения. Композицию лингвистической сказки составляют сказочные композиционные элементы: присказка, зачин, сказочное действие, но в отличие от традиционной фольклорной сказки сюжет построен на лингвистических понятиях. Сюжет такой сказки построен на орфографических и других лингвистических правилах. Героями лингвистической сказки становятся: слова, буквы, звуки, части речи. Они одушевляются и живут в сказочном мире. «Задача лингвистической̆ сказки перевести теоретический материал с языка науки на язык сказки, доступно и увлекательно объяснить его [4, с. 193].
Исследователи Горелова Ольга Владимировна и Сафонова Анастасия Витальевна по цели использования разделили лингвистические сказки на следующие группы:
1. Информативные сказки, посредством которых учитель внедряет новые определения, факты, понятия, знакомит с законами языка;
2. Сказки-игры, предполагающие активное участие школьников в сюжетном действии сказки;
3. Сказки-проблемы, задачи, загадки, которые активизируют мыслительную работу школьников, подталкивающие их к самостоятельным гипотезам и открытиям;
4. Сказки-упражнения, которые позволяют преподавателю формировать определенные умения и способности учащихся (сказки в данном случае выступают в качестве занимательного дидактического материала) [1, с. 590].
Также, авторы утверждают, что лингвистическая сказка на уроках русского языка может использоваться на разных этапах проведения занятия и с разной задачей: в качестве дидактического материала; как средство, помогающее объяснить новый материал; актуализация опорных знаний, которые школьники получили ранее; как вид работы по развитию речи. Лингводидактическая сказка, по мнению авторов, является интересным и эффективным приёмом обучения, который в первую очередь помогает познавательной мотивации учащихся.
Исследователи Аржанцева Т.В. и Гончарова Ю.В. считают, что результативность применения сказочных лингводидактических историй в ходе обучения русскому языку объясняется тем, что такой путь максимально приближен к игре, вызывает у учеников средней школы живой чувственный отклик, чем и определяется крепкое запоминание теоретического материала, а также увлечённость учебной деятельностью, которую достаточно трудно вызвать изучением теории изобилующей не совсем понятными, поэтому и неинтересными ученику определениями [2, с. 118].
Одним из более успешных примеров сказочных историй на языковую тему, по мнению авторов, является лингвистическая сказка Л.В. Бурмистровой «Чудесные приключения в стране Словографии». В сказке в занимательной форме рассказывается о законах и структуре русского языка, раскрываются методы обучения школьников письму и чтению. Изучение звуков и букв становится интересной игрой-путешествием по магической стране русского языка Словографии, которая населена буквятами.
Учитель русского языка и литературы Сазоненко О.В. ориентируясь на возрастные особенности учащихся 5-6 классов, попробовала на своих уроках оживить теоретические, абстрактные правила учебника, подавая материал через, визуальные, конкретные образы героев лингвистических сказок. При этом она заметила, что интерес учащихся к урокам русского языка заметно возрастает. Она утверждает, что главное – организовать работу на занятии так, чтобы каждый ученик соотносил сказочный материал с теоретическим материалом учебника [8, с. 12].
Для повышения познавательного интереса очень важно сопровождать каждую лингвистическую сказку языковыми иллюстрациями, потому что это включает в работу различные виды памяти и внимания. Этот приём систематизирует, организует знания о русском языке, что ведёт в дальнейшем к крепкому усвоению материала.
Также, Сазоненко О.В. отмечает, что не нужно применять лингвистическую сказку на каждом занятии, так как это может создать иллюзию несерьёзности, необязательности изучения русского языка [8, с. 13].
Лингвистическая сказка, по мнению Сазоненко О.В. углубляет и расширяет чувственную жизнь ребёнка. Такой вид сказки позволяет ученику, совершенствовать свои творческие навыки, способствует формированию складной речи, развивает в последующем их языковую и коммуникативную компетенции.
О значимости лингвистической сказки на уроке русского языка так же писала в своей научной работе Запьянцева К.А. Так, автор уверена, что лингвистическая сказка помогает в интересной и увлекательной форме рассказать о предмете обучения, делает процесс познания весёлым и живым, упрощает работу над грамматическими правилами, понятиями, законами и закономерностями, повышает мотивационный элемент в обучении и усвоении учебного материала
По мнению Запьянцевой К.А. у школьников орфография вызывает негативные эмоции, которые переносятся на весь предмет в целом. Автор научной работы выяснил, что мотивационный компонент орфографической работы учеников осуществляется через возбуждение познавательных процессов; отбор интересных форм и способов работы; упрощение работы школьников благодаря хорошему отбору и четкому структурированию дидактического материала и разнообразию методических приемов; введение гибкой и корректной системы контроля и оценки орфографических умений и навыков [6, с.184].
Эффективными приёмами работы над орфографическими правилами, которые будут интересны детям и смогут мотивировать их познавательную деятельность считаются: конкурсы, игры, викторины, подготовка презентаций, в том числе, как утверждает Запьянцева К.А., и лингвистические сказки, то есть те формы и способы работы, которые подвластны учителю, творчески подходящему к объяснению материала.
Таким образом, первый шаг на пути формирования орфографических умений – это положительная мотивация, формирование которой возможно посредством использования на уроках лингвистических сказок и рассказов.