Файл: севастопольский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует отметить, что, по мнению Бурцевой Е.А. и Вахрушевой Т.С. возрастной критерий использования лингвистических сказок – 5-7 класс. Требования стандарта образования в этот возрастной период предполагают изучение основных правил и норм орфографии, а также лексических и морфологических единиц. На взгляд авторов, именно этот материал особенно удачен для составления лингвистических сказок [ 4, с. 193].

В исследовании авторы описали эксперимент, проведённый среди учеников 5-х классов: на уроке русского языка перед изучением темы “Имя прилагательное” школьники познакомились со “Сказкой про прилагательное” В эксперименте участвовал 51 ученик, результаты показали, что сказка носит обучающий характер, школьники смогли верно ответить на предложенные вопросы 292 раза (82%), допустив 65 ошибок (18%). В ходе опроса, ученики пояснили, что изучать тему по учебнику «привычнее», «удобнее», но «в учебнике скучно написано», «в сказке труднее найти информацию», т.к. «она скрыта, надо читать между строк». Сказку же читать «интереснее, потому что она увлекательная», «было весело» [4, с. 195].

Таким образом, в ходе проведённого эксперимента, авторы убедились в целесообразности включения лингвистических сказок в планы учебных занятий по русскому языку, так как данный приём способствует развитию познавательного интереса к урокам русского языка и эффективности обучения данной дисциплины в школе.

Также, хочется отметить, что учеников привлекает идея создания своей лингвистической сказки. Многие авторы-исследователи большой ценностью считают сочинение детьми собственных сказок при изучении того или иного материала. При этом, автор научной работы Изместьева Н.А. утверждает, что вопрос об обучении детей умению сочинять лингвистические сказки в методической литературе разработан недостаточно [3, с. 104].

Лингвистическая сказка, созданная самими учениками, повышает не только образовательный интерес к русскому языку, но и развивает фантазию, воображение, интеллект. Как правило, самостоятельное сочинение сказок вызывает у детей азарт и желание самим попробовать себя в роли сказочников, авторов, что, несомненно, служит развитию речи и, соответственно, глубокому пониманию той или иной темы, так как для того, чтобы создать сказочный сюжет, необходимо вникнуть в содержание материала и главное – понять его.

Таким образом, сочинение лингвистических сказок является эффективным приёмом обучения, который повышает познавательный интерес учащихся к русскому языку
, помогает мотивировать детей к изучению дисциплины, развивать фантазию, воображение, наблюдательность, память, речь.


Заключение
На основе изученного теоретического материала можно сделать следующие выводы:

Преобразование научного материала в сказочные образы и сюжеты и использование этих сюжетов на уроках русского языка способствуют развитию познавательной активности, формированию интереса к русскому языку и внутренней мотивации к его изучению. Лингвистические сказки способствуют концентрации внимания учеников, стимулируют протекание мыслительных процессов.

В процессе чтения или слушания сказок повышается уровень позитивных эмоций, что содействует благоприятному усвоению теоретического материала.

Используя на уроках лингводидактические сказки, педагог добивается главной цели занятия – восприятия учащимися новых орфографических и пунктуационных правил, их запоминания и дальнейшего использования.

С введением лингвистической сказки в план урока по русскому языку в основной школе процесс усвоения нового материала станет разнообразным, эффективным и главное, интересным для детей.

Таким образом, лингвистические сказки помогают подать материал в доступной, образной и увлекательной форме, что способствует лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к предмету и повышают грамотность учеников средней школы.

Список использованной литературы
1. Горелова О.В., Сафонова А.В. Лингвистическая сказка на уроках русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46408439 (дата обращения 29.11.21.)

2. Аржанцева Т.В., Гончарова Ю.В. Использование лингвистических сказок на уроках русского языка как эффективный прием формирования познавательной мотивации [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30058426 (дата обращения 29.11.21.)

3. Изместьева Н.А. Лингвистическая сказка как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25622887 (дата обращения 29.11.21.)

4. Бурцева Е.А., Вахрушева Т.С. Лингвистические сказки как средство повышения качества обучения русскому языку [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42395244 (дата обращения 29.11.21.)

5. Побокова А.Н. Лоль лингвистических сказок в формировании орфографических навыков и развитии творческих способностей [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44667877

6. Запьянцева К.А. Лингвистические сказки как средство мотивации к изучению орфографии в школе [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32592195 (дата обращения 29.11.21.)



7. Белкина Ю.А. Дидактический потенциал лингвистической сказки при формировании креативной компетенции учащихся [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21809017 (дата обращения 29.11.21.)

8. Сазоненко О.В. Лингвистическая сказка как средство развития творческой активноси учащихся [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/otchet-po-teme-samoobrazovaniya-lingvisticheskaya-skazka-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskoy-aktivnosti-uchaschihsya-1050636.html (дата обращения 29.11.21.)

9. Гончарова Ю.В. Лингвистическая сказка как приём активизации мыслительной деятельности школьников на уроках русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28326403 (дата обращения 29.11.21.)

10. Карасева Д.С. Лингвистическая сказка на уроке фонетике [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23922467 (дата обращения 29.11.21.)