Файл: Образование сокрытое сокровище (Learning The Treasure Within).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Работа Комиссии
В ноябре 1991 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО предложила Генеральному директору «созвать международную комиссию для разработки вопросов образования и обучения для XXI века». Федерико Майор обратился к Жаку Делору с просьбой стать председателем этой Комиссии, в которую также вошли 14 других видных деятелей, представляющих все регионы мира, различные культуры и являющихся специалистами в разных областях.
Международная комиссия по образованию для XXI века официально была создана в начале 1993 г. Финансируемая ЮНЕСКО и работающая на основе секретариатского обслуживания, обеспечиваемого Организацией, Комиссия имела возможность опереться на значительные ресурсы и ценный международный опыт ЮНЕСКО, а также использовать большой объем информации, оставаясь при этом совершенно независимой в своей работе и в подготовке своих рекомендаций.
У ЮНЕСКО уже был накоплен заметный опыт в выпуске международных исследований, посвященных вопросам и приоритетам образования в разных частях мира. В 1968 г. вышла работа Филипа X. Кумбса, бывшего в то время директором
Международного института планирования образования ЮНЕСКО (МИПО), где на основе деятельности Института рассматривались проблемы, стоящие перед образованием, и содержался ряд рекомендаций, касающихся перспективных инноваций.
В 1971 г., когда уже три года во многих частях мира бушевали студенческие волнения,
Рене Майо (бывший в то время Генеральным директором ЮНЕСКО) обратился к бывшему премьер-министру и министру образования Франции Эдгару Фору с просьбой возглавить группу из семи человек, перед которыми была поставлена задача определить «те новые цели, которые следует поставить перед образованием в свете быстрых преобразований, охватывающих знания и общество, требований развития, устремлений каждого отдельного человека и безусловной потребности в обеспечении международного взаимопонимания и мира», а также выдвинуть «предложения, касающиеся тех интеллектуальных людских и финансовых средств, которые необходимы для достижения поставленных задач».
Доклад Комиссии Фора, опубликованный в 1972 г. под названием «Учиться быть», был примечателен прежде всего тем, что в нем со всей настойчивостью утверждалась концепция образования на протяжении всей жизни, причем это происходило в тот период, когда под вопрос ставилась ценность традиционных систем образования.
Первой и основной трудностью, вставшей перед Комиссией, возглавляемой Жаком
Делором, можно считать беспрецедентное многообразие ситуаций, концепций и структур, характерных для образования. Эта трудность проявилась хотя бы уже в огромном объеме имеющейся информации, лишь небольшую часть которой Комиссия могла использовать в ходе своей деятельности. Поэтому она была вынуждена избрать селективный подход и определить то, что имело существенное значение для будущего, учитывая при этом, с одной стороны, геополитические, экономические, социальные и культурные тенденции и, с другой, ту роль, которую способна сыграть политика в области образования.


Было избрано шесть направлений аналитической деятельности, что дало Комиссии возможность подойти к решению своей задачи с точки зрения целей учебного процесса, причем как индивидуального, так и социетального характера: образование и культура; образование и гражданственность; образование и социальная сплоченность; образование, труд и занятость; образование и развитие; образование, исследования и наука. Эти шесть направлений были дополнены тремя сквозными темами, которые более непосредственным образом относились к функционированию систем образования: коммуникационные технологии; учителя и обучение; финансирование и управление.
Методы работы, которые были взяты Комиссией на вооружение, заключались в использовании максимально широкого процесса консультаций, который можно было обеспечить в пределах имеющегося времени. Было проведено восемь пленарных сессий
Комиссии и столько же заседаний рабочих групп, в ходе которых были рассмотрены как основные избранные темы, так и проблемы и вопросы, конкретным образом относящиеся к тому или иному региону или группе стран.
К участию в заседаниях рабочих групп привлекался широкий круг специалистов и организаций, прямым или косвенным образом связанных с образованием, причем как с его формальной, так и неформальной сферой: учителя, исследователи, учащиеся, сотрудники государственных органов, люди, играющие активную роль в правительственных и неправительственных организациях на национальном и международном уровнях. Подготовка целого ряда материалов видными деятелями дала
Комиссии возможность провести углубленный обмен мнениями по широкому кругу тем, в различной степени связанных с образованием.
Индивидуальные консультации проводились либо на основе личного общения, либо в письменном виде. Всем национальным комиссиям по делам ЮНЕСКО был разослан вопросник, в котором содержалась просьба представить документацию или неопубликованные материалы; реакция на это обращение оказалась самой позитивной, и полученные ответы были изучены самым тщательным образом.
Аналогичным образом были проведены консультации с неправительственными организациями, которые в ряде случаев приглашались принять участие в заседаниях. За истекшие два с половиной года члены Комиссии, включая ее Председателя, приняли также участие в ряде совещаний правительственного и неправительственного характера, где обсуждалась работа Комиссии и происходил обмен идеями.
В адрес Комиссии было прислано много материалов, причем как по ее просьбе, так и по инициативе их авторов. Секретариат Комиссии осуществил анализ большого объема документации и представил ее членам резюме по широкому кругу тем. Комиссия предлагает, чтобы наряду с ее докладом ЮНЕСКО опубликовала также подготовленные для нее рабочие документы.