Файл: Образование сокрытое сокровище (Learning The Treasure Within).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
так и средства, поступающие из частных источников в соответствии с различными формулами, учитывающими традиции каждой страны, стадию их развития, образ жизни и распределение доходов.
При этом равенство возможностей должно в любом случае являться определяющим при выборе той или иной модели.
В ходе дискуссии я говорил и о более радикальном решении. Поскольку речь идет о том, что непрерывное образование постепенно станет реальностью, можно было бы рассмотреть вопрос о том, чтобы дать каждому юноше и каждой девушке в начале школьного цикла кредит времени, позволяющий ему (ей) получать образование в течение определенного количества лет. Этот кредит мог бы быть отнесен на счет учреждения, которое в определенной степени распоряжалось бы этим «капиталом» времени, используя соответствующие финансовые средства.
Каждый мог бы получать возможность использовать этот капитал в соответствии с собственным опытом обучения или выбора. Он (она) могли бы использовать часть этого капитала в течение всей жизни после окончания школы, с тем чтобы воспользоваться возможностью непрерывной профессиональной подготовки. Он (она) должны также иметь возможность увеличить этот капитал, делая соответствующие финансовые взносы, своего рода сбережения на цели образования в «банке времени обучения». Комиссия, после углубленной дискуссии, поддержала это предложение, сознавая, что при этом могут возникнуть злоупотребления, наносящие ущерб равенству возможностей.
Поэтому, учитывая нынешнее положение вещей, можно было бы предложить предоставлять кредит времени для обучения по окончании периода обязательного школьного образования, давая таким образом возможность подросткам выбрать свой путь в жизни, не подвергая опасности собственное будущее. После важнейшей конференции в Джомтьене по базовому образованию следует подчеркнуть срочную необходимость уделить внимание среднему образованию.
В самом деле, именно в период после окончания первого цикла обучения и начала либо трудовой деятельности, либо при поступлении в высшие учебные заведения и решается судьба миллионов юношей и девушек. Именно тогда обнаруживаются слабости наших систем образования, для которых характерны либо чрезмерный элитаризм, либо неспособность справиться с явлениями массового образования, а также с инерцией и отсутствием какой-либо адаптации. Юноши и девушки, сталкиваясь с проблемами, свойственными их возрасту, чувствуют себя в некоторой степени вполне зрелыми людьми, однако в действительности они страдают от отсутствия зрелости. Для них характерна скорее тревога, чем беззаботность в отношении будущего. И в этих условиях очень важно обеспечить им возможности для обучения и открытия нового, предоставить им необходимые средства для анализа и подготовки собственного будущего, диверсифицировать различные ориентации обучения, с учетом их способностей, а также сделать так, чтобы эти перспективы не были ограниченными и всегда имелась возможность наверстать упущенное или изменить свой выбор.
Охватить всю планету международным сотрудничеством
Комиссия отметила, что в политической и экономической областях все в большей степени используется деятельность на международном уровне, направленная на то, чтобы найти удовлетворительное решение проблем, которые приобретают глобальный
При этом равенство возможностей должно в любом случае являться определяющим при выборе той или иной модели.
В ходе дискуссии я говорил и о более радикальном решении. Поскольку речь идет о том, что непрерывное образование постепенно станет реальностью, можно было бы рассмотреть вопрос о том, чтобы дать каждому юноше и каждой девушке в начале школьного цикла кредит времени, позволяющий ему (ей) получать образование в течение определенного количества лет. Этот кредит мог бы быть отнесен на счет учреждения, которое в определенной степени распоряжалось бы этим «капиталом» времени, используя соответствующие финансовые средства.
Каждый мог бы получать возможность использовать этот капитал в соответствии с собственным опытом обучения или выбора. Он (она) могли бы использовать часть этого капитала в течение всей жизни после окончания школы, с тем чтобы воспользоваться возможностью непрерывной профессиональной подготовки. Он (она) должны также иметь возможность увеличить этот капитал, делая соответствующие финансовые взносы, своего рода сбережения на цели образования в «банке времени обучения». Комиссия, после углубленной дискуссии, поддержала это предложение, сознавая, что при этом могут возникнуть злоупотребления, наносящие ущерб равенству возможностей.
Поэтому, учитывая нынешнее положение вещей, можно было бы предложить предоставлять кредит времени для обучения по окончании периода обязательного школьного образования, давая таким образом возможность подросткам выбрать свой путь в жизни, не подвергая опасности собственное будущее. После важнейшей конференции в Джомтьене по базовому образованию следует подчеркнуть срочную необходимость уделить внимание среднему образованию.
В самом деле, именно в период после окончания первого цикла обучения и начала либо трудовой деятельности, либо при поступлении в высшие учебные заведения и решается судьба миллионов юношей и девушек. Именно тогда обнаруживаются слабости наших систем образования, для которых характерны либо чрезмерный элитаризм, либо неспособность справиться с явлениями массового образования, а также с инерцией и отсутствием какой-либо адаптации. Юноши и девушки, сталкиваясь с проблемами, свойственными их возрасту, чувствуют себя в некоторой степени вполне зрелыми людьми, однако в действительности они страдают от отсутствия зрелости. Для них характерна скорее тревога, чем беззаботность в отношении будущего. И в этих условиях очень важно обеспечить им возможности для обучения и открытия нового, предоставить им необходимые средства для анализа и подготовки собственного будущего, диверсифицировать различные ориентации обучения, с учетом их способностей, а также сделать так, чтобы эти перспективы не были ограниченными и всегда имелась возможность наверстать упущенное или изменить свой выбор.
Охватить всю планету международным сотрудничеством
Комиссия отметила, что в политической и экономической областях все в большей степени используется деятельность на международном уровне, направленная на то, чтобы найти удовлетворительное решение проблем, которые приобретают глобальный
характер, что связано, и это не раз подчеркивалось, прежде всего с явлением растущей взаимозависимости. Она также выразила сожаление в связи с недостаточностью полученных результатов и подчеркнула необходимость реформы международных организаций, с тем чтобы повысить эффективность их деятельности.
Этот анализ касается в равной степени как социальной области, так и образования.
Комиссия сознательно подчеркнула значение Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене в марте 1995 г.
Образование занимает ведущее место в определенных ею направлениях деятельности.
В связи с этим Комиссия сформулировала некоторые рекомендации, касающиеся:
• политики, направленной, главным образом, на содействие образованию девушек и женщин, что прямо отвечает решениям, принятым на Конференции в Пекине
(сентябрь 1995 г.);
• минимального процента средств, выделяемых в рамках помощи развитию (в общей сложности четверть таких средств) на финансирование образования; подобный уклон в сторону образования должен касаться и международных финансовых учреждений, в первую очередь Всемирного банка, который уже играет важную роль;
• установления зависимости между «долгом стран и образованием» (debt-for- education swaps) с тем, чтобы компенсировать негативное воздействие на расходы государства в области образования, связанные с политикой экономии и корректировкой внутреннего и внешнего дефицита;
• распространения во всех странах новых информационных технологий, с тем чтобы избежать появления новой пропасти между богатыми и бедными странами;
• мобилизации огромного потенциала, которым располагают неправительственные организации, в частности, путем осуществления инициатив на местах, которые могли бы стать весьма существенной поддержкой усилий в области международного сотрудничества.
Указанные выше предложения вписываются в перспективу партнерства, а не оказания помощи. К этому побуждает опыт, накопленный после стольких неудач и бессмысленной растраты средств. К этому нас обязывает всеобщая глобализация.
Некоторые примеры обнадеживают, такие, как успех сотрудничества и обменов на региональном уровне. Это касается, в частности, Европейского союза.
Еще один аргумент в пользу партнерства заключается в том, что оно может принести пользу всем. Промышленные страны могут оказать помощь развивающимся странам, поделившись с ними результатами своего положительного опыта, предоставив им технические, финансовые и материальные средства, и в свою очередь, могут поучиться у них способам передачи культурного наследия, методам охвата школьным образованием детей и, в более широком смысле, приобщиться к их культуре и методам сохранения своей самобытности.
Комиссия выразила пожелание, чтобы государства-члены оказали ЮНЕСКО всяческое содействие в деле развития партнерства в рамках тех направлений, которые Комиссия представляет на рассмотрение Генеральной конференции ЮНЕСКО. Участие
Организации будет заключаться в распространении результатов удавшихся новаторских экспериментов, оказании помощи созданию сетей на основе инициатив, исходящих от неправительственных организаций, направленных либо на развитие качественного образования (кафедры ЮНЕСКО), либо на развитие партнерства в области научных исследований.
Этот анализ касается в равной степени как социальной области, так и образования.
Комиссия сознательно подчеркнула значение Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене в марте 1995 г.
Образование занимает ведущее место в определенных ею направлениях деятельности.
В связи с этим Комиссия сформулировала некоторые рекомендации, касающиеся:
• политики, направленной, главным образом, на содействие образованию девушек и женщин, что прямо отвечает решениям, принятым на Конференции в Пекине
(сентябрь 1995 г.);
• минимального процента средств, выделяемых в рамках помощи развитию (в общей сложности четверть таких средств) на финансирование образования; подобный уклон в сторону образования должен касаться и международных финансовых учреждений, в первую очередь Всемирного банка, который уже играет важную роль;
• установления зависимости между «долгом стран и образованием» (debt-for- education swaps) с тем, чтобы компенсировать негативное воздействие на расходы государства в области образования, связанные с политикой экономии и корректировкой внутреннего и внешнего дефицита;
• распространения во всех странах новых информационных технологий, с тем чтобы избежать появления новой пропасти между богатыми и бедными странами;
• мобилизации огромного потенциала, которым располагают неправительственные организации, в частности, путем осуществления инициатив на местах, которые могли бы стать весьма существенной поддержкой усилий в области международного сотрудничества.
Указанные выше предложения вписываются в перспективу партнерства, а не оказания помощи. К этому побуждает опыт, накопленный после стольких неудач и бессмысленной растраты средств. К этому нас обязывает всеобщая глобализация.
Некоторые примеры обнадеживают, такие, как успех сотрудничества и обменов на региональном уровне. Это касается, в частности, Европейского союза.
Еще один аргумент в пользу партнерства заключается в том, что оно может принести пользу всем. Промышленные страны могут оказать помощь развивающимся странам, поделившись с ними результатами своего положительного опыта, предоставив им технические, финансовые и материальные средства, и в свою очередь, могут поучиться у них способам передачи культурного наследия, методам охвата школьным образованием детей и, в более широком смысле, приобщиться к их культуре и методам сохранения своей самобытности.
Комиссия выразила пожелание, чтобы государства-члены оказали ЮНЕСКО всяческое содействие в деле развития партнерства в рамках тех направлений, которые Комиссия представляет на рассмотрение Генеральной конференции ЮНЕСКО. Участие
Организации будет заключаться в распространении результатов удавшихся новаторских экспериментов, оказании помощи созданию сетей на основе инициатив, исходящих от неправительственных организаций, направленных либо на развитие качественного образования (кафедры ЮНЕСКО), либо на развитие партнерства в области научных исследований.
Мы также отводим ЮНЕСКО центральную роль в содействии адекватному развитию новых информационных технологий на службе качественного образования.
В более глубоком смысле ЮНЕСКО послужит делу мира и взаимопонимания между людьми путем содействия развитию образования в качестве средства согласия, умения жить всем вместе, подобно жителям одной деревни, которой должна стать наша планета во имя блага будущих поколений. Именно это станет вкладом в культуру мира.
Для названия своего доклада Комиссия воспользовалась отрывком из басни Лафонтэна
«Пахарь и его дети»: «Сохрани вас бог (сказал пахарь) продать свое наследство,
оставленное вам вашими родителями, так как в нем скрыто сокровище».
Образование заключает в себе все то, что человечество узнало о самом себе.
Перефразируя поэта, который воздал хвалу труду, можно было бы сказать: «Но отец
был мудр, сказав им перед смертью, что образование - это и есть сокровище».
Жак Делор
Председатель Комиссии
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 1: Пути и рекомендации
• Планетарная взаимозависимость и глобализация представляют собой главные явления нашего времени. Эти явления проявляются уже сегодня и в сильнейшей степени будут характерны для XXI века. Поэтому уже сейчас необходим их комплексный анализ, выходящий далеко за рамки образования и культуры и касающийся роли и структур международных организаций.
• Основная опасность заключается в том, что возникнет разрыв между меньшинством, способным приспособиться к этому новому, нарождающемуся миру, и большинством, которое будет чувствовать себя песчинками, уносимыми непонятными ими событиями, бессильными оказать какое-либо влияние на судьбу общества, что влечет за собой риск отката демократии и многочисленных бунтов.
• Мы должны руководствоваться идеей о том, что следует содействовать более широкому взаимному пониманию в мире, развитию более высокого чувства ответственности и солидарности с учетом всех наших духовных и культурных различий. Образование, обеспечивающее доступ к знаниям для всех, призвано сыграть вполне определенную роль в решении этой универсальной задачи: помочь понять мир и понять другого, с тем чтобы лучше понять самого себя.
Глава 2: Пути и рекомендации
• Политика в области образования должна быть достаточно диверсифицированной и построена таким образом, чтобы она не стала дополнительным фактором, способствующим социальному отторжению.
• Полный охват школьным образованием и развитие личности не должны противоречить друг другу. Поэтому необходимо стремиться создать такую систему, в которой сочетались бы достоинства интеграции и уважение прав личности.
• Образование не может само по себе решить проблемы, возникающие в связи с разрывом (там, где он произошел) общественных связей. Однако от него следует ожидать содействия в развитии стремления жить всем вместе, что является основным элементом единства общества и национальной самобытности.
• Школа может успешно решить эту задачу лишь в том случае, если она будет содействовать развитию и интеграции групп меньшинств, привлекая для этого самих заинтересованных лиц, при полном уважении их личности.
• Прогресс в области демократии, по-видимому, происходит в тех формах и проходит те этапы, которые соответствуют конкретной ситуации в каждой стране. Однако жизненная сила демократии постоянно подвергается угрозе.
Поэтому именно школа должна положить начало воспитанию сознательного и активного гражданина.
• Демократическое участие означает в определенной степени развитие чувства гражданственности. Оно может поощряться или стимулироваться путем использования обучения и практических действий, учитывающих условия общества, в котором господствуют средства массовой информации. Речь идет о том, чтобы дать необходимые ориентиры и направления, с тем чтобы усилить способности к пониманию и анализу.
• Образование должно ознакомить как детей, так и взрослых с основами культуры, которые позволят им, по мере возможности, понять происходящие изменения. Это означает проведение отбора среди массы информации, с тем
чтобы лучше интерпретировать события и рассматривать их в общем историческом контексте.
• Система образования должна решать многочисленные проблемы, которые ставит перед нами общество информации в перспективе непрерывного обогащения знаний и выполнения обязанностей гражданина, отвечающих требованиям нашего времени.
Глава 3: Пути и рекомендации
• Продолжение обсуждения идеи новой модели развития, в большей степени учитывающей характер личности и время, в котором она живет.
• Исследование роли труда в обществе будущего с учетом последствий технического прогресса и изменений в образе жизни как отдельных лиц, так и групп людей.
• Более глубокое изучение человеческого развития с учетом всех его аспектов в духе исследований, проведенных ПРООН.
• Установление новых связей между политикой образования и политикой развития, с тем чтобы укрепить основы знаний и умений в соответствующих странах: поощрение инициативы, работы в коллективе, синергетических реальных связей с учетом местных ресурсов, самостоятельной занятости и духа предпринимательства.
• Необходимое развитие и всеобщее распространение базового образования
(важное значение Джомтьенской декларации).
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 4: Пути и рекомендации
• Образование на протяжении всей жизни основывается на четырех столпах: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.
• Научиться познавать, сочетая достаточно широкую общую культуру с возможностью углубленной работы в ограниченном числе дисциплин. Это означает также умение учиться, с тем чтобы воспользоваться возможностями, которые предоставляет непрерывное образование.
• Научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справиться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе. Следует также учиться работать в рамках различных социальных или производственных условий, с которыми сталкиваются юноши и девушки либо спонтанно, в силу существующего местного или национального контекста, либо формально, благодаря развитию чередующихся этапов образования.
• Научиться жить вместе, воспитывая понимание другого и ощущение взаимозависимости, осуществлять общие проекты и быть готовым к урегулированию конфликтов в условиях уважения ценностей плюрализма, взаимопонимания и мира.
• Научиться жить, с тем чтобы содействовать расцвету собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Для этого в области образования не следует пренебрегать ни одной из потенциальных возможностей каждого индивидуума: памятью, способностью к размышлению, эстетическим чувством, физическими возможностями, способностями к коммуникации...
• Система образования должна решать многочисленные проблемы, которые ставит перед нами общество информации в перспективе непрерывного обогащения знаний и выполнения обязанностей гражданина, отвечающих требованиям нашего времени.
Глава 3: Пути и рекомендации
• Продолжение обсуждения идеи новой модели развития, в большей степени учитывающей характер личности и время, в котором она живет.
• Исследование роли труда в обществе будущего с учетом последствий технического прогресса и изменений в образе жизни как отдельных лиц, так и групп людей.
• Более глубокое изучение человеческого развития с учетом всех его аспектов в духе исследований, проведенных ПРООН.
• Установление новых связей между политикой образования и политикой развития, с тем чтобы укрепить основы знаний и умений в соответствующих странах: поощрение инициативы, работы в коллективе, синергетических реальных связей с учетом местных ресурсов, самостоятельной занятости и духа предпринимательства.
• Необходимое развитие и всеобщее распространение базового образования
(важное значение Джомтьенской декларации).
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 4: Пути и рекомендации
• Образование на протяжении всей жизни основывается на четырех столпах: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.
• Научиться познавать, сочетая достаточно широкую общую культуру с возможностью углубленной работы в ограниченном числе дисциплин. Это означает также умение учиться, с тем чтобы воспользоваться возможностями, которые предоставляет непрерывное образование.
• Научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справиться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе. Следует также учиться работать в рамках различных социальных или производственных условий, с которыми сталкиваются юноши и девушки либо спонтанно, в силу существующего местного или национального контекста, либо формально, благодаря развитию чередующихся этапов образования.
• Научиться жить вместе, воспитывая понимание другого и ощущение взаимозависимости, осуществлять общие проекты и быть готовым к урегулированию конфликтов в условиях уважения ценностей плюрализма, взаимопонимания и мира.
• Научиться жить, с тем чтобы содействовать расцвету собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Для этого в области образования не следует пренебрегать ни одной из потенциальных возможностей каждого индивидуума: памятью, способностью к размышлению, эстетическим чувством, физическими возможностями, способностями к коммуникации...