Файл: Образование сокрытое сокровище (Learning The Treasure Within).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• В то время как формальные системы образования стремятся уделить основное внимание доступу к знаниям в ущерб другим формам обучения, важно рассматривать образование как целое. Подобное видение образования должно в будущем вдохновлять и ориентировать реформы в этой области, будь то разработка учебных программ или новой политики в области педагогики.
Глава 5: Пути и рекомендации
• Концепция образования на протяжении всей жизни является ключевой на пороге
XXI века. Она выходит за рамки традиционных различий между начальным и непрерывным образованием. Она смыкается с другой, часто предлагаемой концепцией общества, основанного на образовании, где все должно служить приобретению знаний и расцвету талантов.
• В своем новом обличий непрерывное образование должно выйти далеко за рамки, уже существующие в развитых странах, а именно повышения квалификации, переподготовки или продвижения по службе взрослых. Оно должно открыть возможность образования для всех, преследуя при этом самые различные цели, будь то предоставление второго или третьего шанса в жизни, удовлетворение жажды знаний и красоты или стремления превзойти самого себя, либо совершенствование и расширение подготовки, непосредственно связанной с требованиями профессиональной деятельности, включая практическую подготовку.
• Короче говоря, «образование на протяжении всей жизни» должно использовать все возможности, предоставляемые обществом.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Глава 6: Пути и рекомендации
• Требование, относящееся ко всем странам, не зависящее от различных форм и содержания: укрепление базового образования : откуда вытекает необходимость уделения основного внимания начальному образованию и его базовым классическим целям: уметь читать, писать и считать, а также выражаться на языке, который открывает возможность диалога и взаимопонимания.
• Необходимость - которая будет еще более актуальной в ближайшем будущем - популяризации науки и смежных с ней областей, что будет иметь решающее значение для вступления в XXI век, а также научно-технических достижений.
• Необходимость адаптации базового образования к особым условиям, а также потребностям наиболее бедных стран и слоев населения, на основе опыта повседневной жизни, дающего возможность понимания естественных явлений, а также доступа к различным формам общения в обществе.
• Необходимо вновь напомнить о требованиях, касающихся распространения грамотности и базового образования для взрослых.
• Во всех случаях отдавать предпочтение прямому контакту между учителем и учеником, самым современным технологиям, которые могут служить лишь в качестве вспомогательного средства в рамках взаимоотношений (передача, диалог и сопоставление знаний) между преподавателем и учащимся.
• Необходимо переосмыслить концепцию среднего образования с учетом общей перспективы образования на протяжении всей жизни. Основной принцип заключается в обеспечении разнообразия уклонов образования, не ограничивая при этом ни в коем случае возможности последующего возвращения в систему образования.


• Обсуждения, касающиеся необходимости проведения отбора и ориентации, можно было бы в значительной степени упростить в случае применения этого принципа в полной мере. Тогда каждый человек мог бы иметь ощущение, что каким бы ни был выбор в отношении уклона или курса обучения, сделанный в подростковом возрасте, ничто не будет препятствовать ему в будущем продолжать образование, включая продолжение образования в самой школе. В этом случае равенство шансов приобрело бы свое истинное содержание.
• Университет должен находиться в центре данного механизма, даже если, как это отмечается во многих странах, помимо университета существуют другие высшие учебные заведения.
• Университет будет выполнять следующие четыре основные функции:
1. Подготовка к научным исследованиям и преподаванию;
2. Обеспечение различных видов узкоспециализированной и адаптированной к потребностям экономической и социальной жизни профессиональной подготовки;
3. Доступность для всех, с тем чтобы учитывать различные аспекты того, что мы называем постоянное образование в самом широком смысле этого слова.
4. Международное сотрудничество.
• Университет должен иметь также возможность высказывать свое мнение в условиях полной независимости и со всей ответственностью по этическим и социальным проблемам, обладая при этом некоторого рода интеллектуальной властью, в которой общество нуждается, с тем чтобы ему было легче анализировать, понимать и действовать.
• Обеспечение разнообразия в области среднего образования, а также предоставление различных возможностей университетам могли бы явиться действенным ответом на вопросы, возникающие в связи с массовым образованием, путем отказа от навязчивой идеи, заключающейся в том, что в образовании есть только один единственный «королевский путь». В сочетании со всеобщим распространением попеременного обучения с трудовой деятельностью, это могло бы позволить также вести эффективную борьбу со школьным отсевом.
• Развитие непрерывного образования предполагает изучение новых форм сертификации, которые учитывали бы совокупность приобретенных знаний.
Глава 7: Пути и рекомендации
• Несмотря на то, что психологическое и материальное положение преподавателей сильно различается в разных странах, пересмотр их статуса становится необходимым, если мы хотим, чтобы «образование на протяжении всей жизни» выполняло ту основную роль, которую Комиссия возлагает на него с целью обеспечения прогресса наших обществ, а также укрепления взаимопонимания между народами. Важность роли учителя должна быть признана обществом и его необходимо обеспечить необходимыми полномочиями, а также соответствующими средствами для преподавательской деятельности.
• Однако образование на протяжении всей жизни приводит нас непосредственно к концепции общества образования, общества, в котором предоставляются разнообразные возможности учиться как в школе, так и в ходе экономической, социальной и культурной деятельности. В связи с этим возникает необходимость развития связей и партнерских отношений с семьями, экономическими кругами, ассоциациями, культурными деятелями и т.д.


• Требования обновлять свои знания и квалификацию таким образом касаются также и преподавателей. Их профессиональная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы они могли иметь возможность, и даже в некоторой степени были обязаны совершенствовать свои знания, а также пользоваться всеми достижениями в рамках различных сфер экономической, социальной и культурной жизни. Такие возможности, как правило, могут быть обеспечены в рамках самых различных форм учебных отпусков или периодов отдыха. Эти формулы, путем внесения соответствующих корректировок, можно было бы применять в отношении всех преподавателей.
• Однако если в своей основе профессия преподавателя является индивидуальным видом деятельности, в том смысле, что каждый из них выполняет присущие ему функции и профессиональные задачи, работа в рамках группы является необходимой, особенно на уровне среднего образования, в целях повышения качества образования, а также его адаптирования к конкретным особенностям классов или групп учащихся.
• В докладе подчеркивается важность обмена преподавателями и установления партнерских отношений между учебными заведениями различных стран.
Благодаря этому можно обеспечить дополнительное повышение качества образования, а также глубже познакомиться с другими культурами, другими цивилизациями, другим опытом.
Подтверждением этому являются осуществляемые в настоящее время проекты.
• Все эти направления должны являться предметом диалога и даже контрактов с организациями преподавателей, выходя за рамки чисто корпоратистского характера таких форм деятельности. В действительности, профсоюзные организации, помимо своих целей, заключающихся в защите моральных и материальных интересов своих членов, накопили значительный опыт, с которым они готовы поделиться с политическими деятелями.
Глава 8: Пути и рекомендации
• Выбор направления образования является выбором общества: для этого необходимо, чтобы во всех странах были проведены широкие публичные обсуждения, основанные на конкретной оценке образовательных систем.Комиссия предлагает государственным органам способствовать таким обсуждениям, с тем чтобы достигнуть демократического консенсуса, являющегося наилучшим способом успешного осуществления стратегии по реформе образования.
• Комиссия призывает принять меры, позволяющие привлечь различных представителей общества к принятию решений в области образования; по ее мнению, административная децентрализация и автономия учебных заведений в большинстве случаев могут содействовать внедрению нововведений и их широкому распространению.
• Исходя именно из этой перспективы, Комиссия хотела бы вновь подчеркнуть роль политики: она должна четко определять возможные варианты и обеспечивать общее регулирование с помощью необходимых корректировок. В действительности образование является общим благом, регулирование которого не следует отдавать во власть простых рыночных механизмов.
• Вместе с тем, Комиссия должным образом оценивает финансовые трудности и предлагает в этой связи развивать связи между государственными и частными источниками. Что касается развивающихся стран, то государственное финансирование базового образования по-прежнему остается приоритетной областью, однако предлагаемые варианты не должны ставить под сомнение

единство системы в целом и не приносить в жертву другие уровни преподавания.
• С другой стороны, необходимо пересмотреть структуры финансирования с учетом принципа, согласно которому образование должно продолжаться в течение всей жизни каждого человека. Исходя из этого, Комиссия считает, что предложение кредита времени для образования, в той форме, в которой оно сформулировано в этом докладе, заслуживает широкого и всестороннего обсуждения.
• Развитие новых информационных и коммуникационных технологий должно привести к углубленному анализу вопросов доступа к знаниям в ближайшем будущем. Комиссия рекомендует: o
диверсифицировать и повысить качество дистанционного преподавания путем использования новых технологий; o
более широко использовать эти технологии в рамках образования взрослых, в особенности для непрерывной подготовки преподавателей; o
укреплять инфраструктуры и возможности развивающихся стран в этой области, а также распространять технологии в обществе в целом: в любом случае речь идет о предварительных условиях для их использования в рамках формальных систем образования; o
начало осуществления программ по распространению новых технологий под эгидой ЮНЕСКО.
Глава 9: Пути и рекомендации
• Необходимость в организации международного сотрудничества - которое следует полностью переосмыслить - относится также и к области образования.
Этими вопросами должны заниматься не только лица, отвечающие за политику в области образования и преподаватели, но и все представители общества.
• В рамках международного сотрудничества содействовать проведению активной политики в интересах образования девочек и женщин в духе Пекинской конференции (1995 г.).
• Заменить так называемую политику оказания помощи политикой установления партнерских отношений, содействуя, в частности, сотрудничеству и обменам в рамках всех регионов.
• Выделять одну четвертую часть помощи, представляемой на цели развития на цели для финансирования образования.
• Поощрять конверсию задолженности с целью компенсации отрицательного воздействия на расходы в области образования политики экономических корректировок, а также сокращения внутренних и внешних дефицитов.
• Оказывать помощь укреплению национальных образовательных систем путем поощрения союзов и сотрудничества между министерствами на региональном уровне, а также между странами, которые сталкиваются с аналогичными проблемами.
• Оказывать странам помощь в том, чтобы они делали упор на международный аспект предоставляемого образования (учебные программы, использование информационных технологий, международное сотрудничество).
• Поощрять установление новых партнерских связей между международными организациями, занимающимися вопросами образования, например путем осуществления международного проекта, направленного на распространение и внедрение концепции образования на протяжении всей жизни, по модели межучрежденческой инициативы, вылившейся в Джомтьенскую конференцию.


• Способствовать, в частности, путем выработки соответствующих показателей, сбору на международном уровне данных, касающихся национальных капиталовложений в области образования: общая сумма частных средств, капиталовложения промышленного сектора, расходы на неформальное образование и т.д.
• Выработать целый ряд показателей, позволяющих выявлять самые серьезные виды нарушений в функционировании образовательных систем путем сопоставления различных качественных и количественных данных, например: уровень расходов на образование, уровень отсева, неравенство в доступе, недостаточная эффективность различных элементов системы, недостаточное качество преподавания, положение преподавателей и т.д.
• Заглядывая в будущее, создать обсерваторию ЮНЕСКО новых технологий в области информации, следить за их эволюцией и их возможным воздействием не только на системы образования, но и на современные общества.
• Поощрять через посредство ЮНЕСКО интеллектуальное сотрудничество в области образования: кафедры ЮНЕСКО, ассоциированные школы, справедливое распределение знаний между странами, распространение информационных технологий, обмены студентами, преподавателями и научными работниками.
• Укреплять нормативную деятельность ЮНЕСКО в интересах ее государств- членов, например в том, что касается приведения национальных законодательств в соответствие с международными нормативными актами.

1   2   3