Файл: Курсовая работа развитие предпринимательства в рф проблемы и особенности.docx
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Очень часто предприниматель ставит перед собой задачу наращивать производство продукции за счет завоевания лидирующих позиций в отрасли. Однако реализация этой задачи часто осложняется активными действиями конкурентов, нехваткой капитала и производственных мощностей, а в ряде случаев просто нежеланием специалистов предприятия перестраивать производство на выпуск новой продукции, прибыль от которой может быть получена только в перспективе.
Все большее значение придается задаче соблюдения предпринимателями этико-социальных требований, которые предусматривают их ответственность перед обществом, покупателями, партнерами по бизнесу, наемными работниками.
Участниками предпринимательской деятельности являются:
- собственно предприниматели, их объединения и ассоциации;
- индивидуальные и коллективные потребители товара, а также ассоциации и союзы потребителей;
- наемные работники, работающие на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;
- государственные и муниципальные органы, когда они принимают законы, законодательные и нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
1.2 Функции и виды предпринимательства
Предпринимательская деятельность связана с реализацией важных для экономики страны функций, основными из которых являются:
1. Общеэкономическая функция. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг и доведение их до конкретных потребителей: населения, других предпринимателей, государства. Состояние и уровень развития предпринимательства являются одними из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.
2. Ресурсная функция. Изначально связана с наиболее эффективной комбинацией факторов производства, экономических ресурсов. Новаторство, сознательный риск и ответственность за принимаемые решения; проекты, на которые идет предприниматель ради получения максимальной прибыли, предполагает рациональное использование ресурсов.
3. Организаторская функция. Проявляется в свободе выбора вида коммерческой деятельности, независимости и самостоятельности 8 хозяйствующих субъектов, в умении сформировать и повести за собой коллектив.
4. Социальная функция. Удовлетворение личных потребностей предпринимателя – получение прибыли – связано с удовлетворением потребностей других людей. На свой страх и риск предприниматель всегда выполняет определенный социальный заказ (на новый товар, услуги, технологии), ориентируясь на достижение экономического успеха. Получение прибыли для предпринимателя одновременно выступает как цель и как стимул в его деятельности. Чем эффективнее функционируют предпринимательские структуры, тем больше средств поступает в бюджеты разных уровней, обеспечивается рост рабочих мест.
5. Творческая функция. Изначально присуща предпринимательству, поскольку связана с реализацией оригинальных взглядов и подходов по принимаемым решениям, технологиям, инновациям. Предпринимательские способности – это особое проявление способностей человеческого капитала, затраты высококвалифицированного труда. Предпринимателем в его деятельности движут воля к победе, желание борьбы, не только материальное, но и моральное удовлетворение, самоутверждение.
6. Политическая функция. Отношения по поводу владения, пользования и распоряжения средствами производства и продуктами труда, помимо имущественных и правовых аспектов, всегда имели социальный, этический и политический оттенки отношений элементов внутренней и внешней предпринимательской среды.
Традиционно выделяют три основных вида предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая и финансовая.
Производственное предпринимательство подразумевает деятельность, направленнуб на производство продукции, товаров, работ, оказание услуг, создание определенных интеллектуальных ценностей. В зависимости от отрасли хозяйственной деятельности в сфере материального производства различают предпринимательство промышленное, строительное, сельскохозяйственное (фермерство) и др.
Коммерческое предпринимательство характеризуется операциями и сделками по купле-продаже товаров и услуг. В современной России оно является едва ли не самым распространенным видом предпринимательства. В этой сфере заняты многочисленные малые предприятия и подавляющее большинство частных предпринимателей. Эта деятельность очень мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, поскольку связана с конкретными запросами населения. Предприниматель занимается не производством товара, а только его реализацией. Прибыль образуется за счет разницы между выручкой и затратами на реализацию.
Финансовое предпринимательство – особый вид предпринимательства, в котором его объектом является купля-продажа специфических товаров – денег, валюты, ценных бумаг. Одними из основных факторов развития финансового предпринимательства являются состояние и развитость финансового рынка (рынка инвестиций, рынка ценных бумаг, валютного рынка) и его инфраструктуры.
Кроме того, выделяют и другие виды предпринимательской деятельности. К ним относятся посредническое предпринимательство, страховое дело, оказание аудиторских, консалтинговых (консультационных), информационных, социальных и других услуг в рамках действующего законодательства.
Все виды предпринимательства направлены на получение дохода и связаны с различной степенью экономического риска предпринимателя.
1.3 Внутренняя и внешняя предпринимательская среда
Сложность технологических, организационных и экономических взаимосвязей внутри предприятия, а также многогранность взаимодействия предприятия с другими экономическими субъектами предопределяют необходимость учета особенностей внутренней и внешней среды предприятия.
В общем внешнюю среду предприятия можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на его деятельность, а именно: потребители, конкуренты, поставщики, посредники, состояние экономики страны, политическая обстановка, а также уровень науки, культуры, состояние общества, природные факторы и др.
Внешняя среда – это условия и факторы, возникающие независимо от деятельности предприятия и оказывающие на него существенное воздействие.
Все факторы внешней среды принято делить на факторы прямого воздействия (микросреда) и косвенного воздействия (макросреда).
Микросреда непосредственно влияет на производственно-финансовую деятельность предприятия – потребители, поставщики, конкуренты, посредники.
К факторам косвенного воздействия относятся:
-
научно-технические факторы – это уровень НТП, техники и технологии; -
экономические – это состояние экономики страны в целом, темпы инфляции, международный платежный баланс, уровень занятости населения, ставки кредитования бизнеса и т. д.; -
политические факторы – политическая обстановка в стране, стабильность внутренней и внешней политики, налоговая система, стабильность общества; -
природные факторы, характеризующие наличие природных ресурсов и состояние окружающей природной среды; -
социально-демографические факторы – это уровень культуры, традиции, жизненные ценности, принятые в данном обществе, а также демографические изменения.
Внутренняя среда предприятия – это среда, которая определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Внутренняя среда включает в себя следующие основные элементы: ресурсы (материальные, финансовые, трудовые), организационную структуру управления, технологии и информацию. Результатом взаимодействия элементов внутренней среды является готовая продукция (работы, услуги).
На специфику внутренней среды предприятия оказывают влияние следующие факторы:
-
отрасль народного хозяйства и сфера материального производства; структура организации и структура управления; -
номенклатура выпускаемой продукции (работ, услуг); -
продолжительность производственного цикла; -
уровень и специфика техники и технологий, применяемых для производства продукции (работ, услуг);
-
номенклатура и качество используемых сырья, материалов, полуфабрикатов и пр.; -
численность и квалификация персонала предприятия; -
уровень и квалификация менеджмента; -
состав имущества и др.
Вывод
Предпринимательство – сложная организационно-инвестиционная деятельность, требующая высокого профессионализма, ответственности и связанная с различными рисками. В широком смысле предпринимательство – это поиск новых возможностей бизнеса.
Известный российский ученый-экономист профессор А. Людоговский в книге «Основы сельскохозяйственной экономики и сельскохозяйственного счетоводства», изданной в Санкт-Петербурге в 1875 г., писал, что соединение в правильном соотношении факторов сельскохозяйственного производства «достигается посредством предприятия», а лицо, которое соединяет эти факторы «называется предпринимателем».
Все виды предпринимательства направлены на получение дохода и связаны с различной степенью экономического риска предпринимателя.
2 ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Становление предпринимательства РФ в дореформенный период
Без Петра и его начинаний этот путь страна бы прошла за 200 лет (Щербатов), за шесть веков (Карамзин). Но очевидно и то, что Петр задержал развитие России по меньшей мере на столетие, а также предопределил катаклизмы и потрясения последующих двух веков. Одни говорят, что Петр все создал в России, другие - все порушил.
Преобразования царя затронули все сферы жизни общества: реформирован государственный аппарат в центре и на местах, созданы регулярная и дипломатическая служба, единые армия и флот, проведены преобразования в промышленности и торговле. Преобразования Петра в области торговли и промышленности тоже были достаточно противоречивы. Основное противоречие заключалось в несовпадении провозглашенных целей и используемых средств, а также и полученных результатов.