Файл: Цели и назначение мкуб93.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рис. 1 – Постановка мягкого пластыря: 1 – оттяжка; 2 – таль; 3 – шкот; 4 – канат к тали (лебедке); 5 – подкильные концы; 6 – пластырь; 7 – контрольный штерт; 8 – фальшшпангоуты
Для надежного раскрепления шкоты должны быть растянуты под углом к вертикали примерно в 45°, подкильные концы – обтянуты втугую перпендикулярно килю судна. При постановке кольчужного и облегченного пластырей оттяжки следует разносить как можно дальше от пластыря в нос и в корму с тем, чтобы максимально приблизить угол между оттяжкой и боковой шкаториной к 90°, при котором боковая шкаторина будет наиболее плотно прижата к борту судна.

Для закрытия больших пробоин наиболее целесообразно использовать более прочные кольчужный или облегченный пластыри, причем при использовании кольчужного пластыря предварительно завести фальшшпангоуты, а при постановке облегченного пластыря на пробоину в районе, где борт судна не имеет продольной кривизны, следует установить распорные трубки.

О правильности и надежности постановки пластыря на пробоину судят по характеру поступления воды, причем постановка считается удовлетворительной, если после запуска водоотливных средств уровень воды в отсеке начинает снижаться.

Кроме мягких пластырей, на судах применяются и пластыри жесткого типа – деревянные и металлические. При постановке жесткого пластыря изнутри судна (деревянный пластырь с мягкими бортами, деревянный щит) для заделки небольших пробоин в наружной обшивке, полотнах переборок, настилах палуб и т. д. могут быть использованы имеющиеся в аварийном имуществе аварийные брусья, доски, клинья, металлические раздвижные упоры, аварийные струбцины, крючковые болты, болты с поворотной скобой (представлено ниже на рис. 2).



Рис. 2 – Слева: крепление пластыря универсальной струбциной; справа: крепление пластыря болтом с откидной головкой

  1. Постановка цементного ящика


В целом организация установки цементного ящика на пробоину, расположенную в подводной части корпуса судна, осуществляется следующим образом (представлено на следующей странице на рис. 3):

  1. если есть возможность установить мягкий пластырь на пробоину с внешней стороны корпуса, это сделать целесообразно, исключая большие протечки воды в аварийный отсек;

  2. изнутри аварийного отсека на пробоину необходимо установить и раскрепить жесткий пластырь 4 в виде деревянного с мягкими бортами; если на судне нет пластыря необходимого размера, его следует изготовить;



Рис. 3 – Постановка цементного ящика на пробоину. а днищевую; б бортовую; 1 упор; 2 опалубка; 3 водоотливная труба; 4 жёсткий пластырь; 5 клинья для упора; 6 клин для пробоины.

  1. борт в районе пробоины тщательно очищают;

  2. сколачивают деревянную внутреннюю опалубку (ящик) вокруг пробоины (вокруг жесткого пластыря или пробок, юшньев), состоящую из четырех стенок и крышки; опалубку рекомендуется плотно прижать к аварийному борту; щели в ящике тщательно заделывают (проконопачивают); если позволяет ситуация, целесообразнее использовать металлическую коробку;

  3. в нижней части ящика проделывают отверстие и устанавливают с небольшим уклоном дренажную металлическую трубку 3 (диаметр трубки 3 необходимо подобрать таким образом, чтобы вода свободно сливалась без напора);

  4. над внутренней опалубкой устанавливают второй, наружный ящик (опалубка) большего размера, состоящий только из четырех стенок (без верхней крышки); расстояние между стенками наружного и внутреннего ящиков и превышение над крышкой должно быть не менее 250 мм;

  5. длину дренажной трубки подбирают с тем расчетом, чтобы она выходила за пределы наружного ящика (опалубки);

  6. после закрепления опалубок пространство между стенками ящиков заполняют предварительно приготовленным цементным раствором;

  7. после окончательного затвердения цементного раствора отверстие в дренажной трубке забивают деревянной пробкой. Приготовление цементного раствора. Цементный раствор (бетон) необходимо изготовлять вблизи места работы (если позволяют размеры аварийного отсека) на специальном настиле с бортами из плотно сбитых досок.

Составные части раствора бетона – цемент, заполнители и вода. Для заделки повреждений корпусов судов используют цементы марок 400, 500, 600, портландцемент. При подводном бетонировании лучше использовать пуццолановый портландцемент, стойкий в водной среде. Для бетонирования при низких температурах наилучшим является глиноземный цемент. В процессе схватывания в глиноземном цементе происходит выделение тепла, сопровождаемое повышением температуры до +100 °С, что позволяет применять этот цемент даже при сильных морозах. Нельзя применять отсыревший или подмоченный цемент. Ускорение процесса отвердевания бетона может быть достигнуто добавлением в него специальных ускорителей отвердения (жидкое стекло, хлористый кальций, сода техническая, техническая соляная кислота).


  1. Подготовка экипажа к действиям по борьбе за живучесть судна в экстремальных условиях.



Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна должна проводиться в соответствии с положениями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, Устава службы на судах, Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) и НБЖС (Наставление по борьбе за живучесть судна). Подготовка к борьбе за живучесть судна обязательна для всего экипажа и должна проводиться в комплексе с технической учебой и морской подготовкой по СУБ компании(судна).

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна проводится непрерывно в соответствии с годовым и месячным планами по технической учебе и морской подготовке, которые составляются старшим помощником капитана совместно со старшим (главным) механиком и утверждаются капитаном судна.

Цель обучения — достижение профессиональной подготовки и натренированности экипажа, обеспечение должной организации, слаженности, а также точности и быстроты действий по квалифицированному применению всех средств борьбы за живучесть судна и спасательных средств в сложной аварийной обстановке.

Основой обучения экипажа методам борьбы за живучесть судна является практическая отработка приемов по эффективному использованию имеющихся на судне средств борьбы с водой, пожаром, дымом, газом, паром в приближенных к аварийным условиям.

Сроки проведения занятий, тренировок и учений устанавливаются в зависимости от уровня натренированности экипажа.

Контроль и учет выполнения планируемых мероприятий по подготовке экипажа к борьбе за живучесть судна возлагаются на старшего помощника капитана.

Занятия, тренировки и частные учения с экипажем по борьбе за живучесть судна проводятся командным составом по подчиненности, а также командирами аварийных партий (групп) со своими партиями (группами) под руководством старшего помощника капитана и старшего механика.

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна состоит из двух этапов. Первый этап заключается в изучении теоретического материала и требований к членам экипажа по борьбе за живучесть судна. Старший помощник капитана (старший механик) до отхода судна в рейс знакомит каждого прибывшего члена экипажа с особенностями спасения и борьбы за живучесть на данном судне. По их поручению один из опытных членов экипажа проводит вновь прибывшего по судну. Программа ознакомления вновь прибывшего члена экипажа включает следующие пункты:


– общее расположение судна;

– сигналы тревог, пути и места сбора, обязанности и действия по тревогам;

– расположение и использование коллективных и индивидуальных спасательных средств;

– расположение и использование средств борьбы за живучесть судна, включая противопожарные средства и системы;

– судовое оборудование, устройства и системы, которыми член экипажа должен уметь пользоваться или управлять.

Инструктаж вновь прибывших членов экипажа по вопросам охраны жизни на море и предотвращения загрязнения должен регистрироваться в специальном журнале.

На втором этапе производится отработка требований к членам экипажа по борьбе за живучесть судна. На этом этапе отрабатывается также организация связи и взаимодействия ГКП с аварийными партиями, группами и ходовыми вахтами, организация использования спасательных средств при оставлении судна.

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна производится на основе месячных планов, которые составляются старшим помощником капитана совместно со старшим механиком. Планы утверждаются капитаном. Формами подготовки экипажа являются теоретические и практические занятия, частные и общесудовые учения.

Теоретическая учеба экипажей является необходимым условием эффективного повышения квалификации, которая включает:

– совещания и учеба;

– занятия по освоению судового оборудования;

– просмотр учебных видеофильмов;

– самостоятельные занятия.

Практические занятия проводятся непосредственно у мест расположения соответствующего судового оборудования.

Частные учения проводятся для отработки взаимодействия и слаженности работы членов экипажа на судовом посту и между судовыми постами, закрепления навыков в использовании аварийных средств и материалов. Учения проводятся командирами аварийных партий, групп и постов.

Руководитель учения обеспечивает подмену участников учения, занятых на вахте или судовых работах. В ходе частного учения руководитель добивается четких и правильных действий в соответствии с поставленной целью; после окончания учения проводится его разбор.

Постоянная готовность экипажа к действиям при чрезвычайных и аварийных ситуациях обеспечивается за счет:


– постоянного наличия на борту установленного количества экипажа, способного обеспечить эффективные действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

– высокой профессиональной квалификации экипажа, предварительной тренажерной подготовки, регулярных учебных тревог, учений, тренировок;

– эффективной системы и организации действий, включая “Расписание по тревогам “, аварийные партии, судовые оперативные планы действий (Vessel response Plans), контрольные листы рекомендованных действий (Check Lists) для всех выявленных рисков с учетом специфики и конструктивных особенностей судна, особенностей и свойств перевозимых грузов;

– постоянной готовности средств борьбы за живучесть судна;

– постоянного контроля и наблюдения (в том числе – с помощью специальных систем контроля и предупредительной сигнализации) за основными элементами безопасности, обнаружения очага чрезвычайной ситуации на возможно более ранней стадии, а также быстрых, решительных, эффективных действий человека, первым обнаружившего возникновение чрезвычайной ситуации.

Общее руководство действиями при чрезвычайных и аварийных ситуациях, борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. Непосредственное руководство возлагается на старшего помощника капитана. При отсутствии на судне капитана и старшего помощника капитана борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный помощник капитана. Аварийная партия – группа членов экипажа, создаваемая для ведения борьбы за живучесть корабля и его технических средств. В обязанности членов аварийной партии входит: заделка пробоин корпуса корабля и трубопроводов; сращивание перебитых кабелей; тушение пожаров. В соответствии с требованиями Международных Конвенций, организация действий экипажа в любой аварийной ситуации должна быть направлена на сохранение человеческой жизни. В случае чрезвычайной, опасной или аварийной ситуации важно правильно оценить приоритеты до принятия любых решений и действий. Приоритеты должны располагаться следующим образом:

1. безопасность жизни

2. безопасность судна

3. безопасность груза и защита окружающей среды


Заключение



В заключении следует отметь, что совокупность действий экипажа, направленных на поддержание и восстановление плавучести и остойчивости судна, понимается как борьба за его непотопляемость. Своевременное обнаружение поступления забортной воды в корпус судна является одним из основных факторов, влияющих на успех в борьбе за непотопляемость.