Файл: Занятие 1 Задание Используя литературу, составьте таблицу Зарождение эксперимента в отечественной психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие № 1
Задание № 1.
Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в отечественной психологии».
№ | ФИО ученого | Достижения |
| И.М. Сеченов | выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики |
| Г.И. Челпанов | проводил исследование восприятие пространства и времени, результаты которого он отразил в учебнике «Введение в экспериментальную психологию» |
| Л.М. Лопатин | сделал вывод о том, что в настоящее время «эксперименту принадлежит сравнительно скромная роль в решении коренных задач психологии», так что «в его современном состоянии, применяемый к решению основных психологических проблем о воле и разуме, он все же едва ли может заменить столь часто и несправедливо осуждаемый метод психологической интроспекции». |
Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в зарубежной психологии».
№ | ФИО ученого | Достижения |
| В. Вундт | Развитие данной отрасли знаний он видел в разграничении двух направлений - естественно-научного и культурно-исторического. |
| Карл Бюлер | развивает положение Мессера о мыслях как основных носителях мышления, производит их классификацию: мысли как сознание правил, как сознание отношений и мысли-интенции. |
| Г. Эббингауз | в работе о памяти (1885) вышел за пределы физиологического эксперимента вундтовского типа и сформулировал законы памяти на основе собственно психологического эксперимента. |
Задание № 2
Подготовьте доклад на одну из тем:
"Вклад Г. Гельмгольца в развитие экспериментальной психологии."
Помимо работ Э. Вебера и Г.-Т. Фехнера, начало новой психологии положили исследования Германа фон Гельмгольца.
Мы уже упоминали о том, что именно Гельмгольц провел первые эксперименты по измерению скорости прохождения нервного импульса. Так же его интересы распространялись на психофизиологию слуха и зрения. Его работы в этих областях являлись фундаментальными для своего времени.
На основании многочисленных опытов по изучению простых и сложных тонов, Г. фон Гельмгольц приходит к выводу о том, что звуковой и слуховой аппарат человека имеет резонансную природу. Ротовой аппарат выполняет функцию резонатора, придающего гласным их различия. Слуховой аппарат представляет собой систему резонаторов, настроенных на восприятие определенных тонов.
Не менее важными были и работы Гельмгольца по изучению механизма зрения. Он исследовал внешние мускулы глаза и механизмы, при помощи которых внутренние мускулы глаза перемещают хрусталик при фокусировке зрения. Гельмгольц пересмотрел и расширил теорию цветовидения, разработанную в начале XIX в. Томасом Юнгом (согласно этой теории, существуют три основных цвета, красный, зеленый и фиолетовый, из смешения которых возникает все многообразие цветовой гаммы).
Еще один вывод, который можно сделать из многочисленных экспериментов Г.фон Гельмгольца, - это вывод о несводимости восприятия к сумме свойств воспринимаемых объектов. Человек всегда воспринимает больше, чем сумму опытных данных. Из этого Гельмгольц делает вывод о существовании внутреннего дополнительного механизма, оказывающего влияние наше восприятие внешних объектов. Он назвал этот механизм “бессознательным умозаключением” и считал, что он сводится к ассоциативному синтезу сенсомоторных компонентов.
Своими работами Г.фон Гельмгольц положил начало современной теории слуха и зрения, предвосхитил некоторые идеи гештальт-психологии, утвердил обусловленность психического акта прошлым опытом, а также много сделал для того, чтобы придать психологии естественнонаучный характер.
Задание № 3
Ответьте на следующие вопросы
-
Какие открытия в области физиологии нервной системы повлияли
на возникновение экспериментальной психологии? -
Г. Гельмгольц впервые экспериментальным путем измерил скорость... . -
Френология – это наука о... . -
Каким образом френология повлияла на развитие экспериментальной психологии? -
Сформулируйте закон Вебера-Фехнера. -
Когда была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория В. Вундта? -
Какова основная задача психологии по В. Вундту? -
Основателем психофизики является... . -
Основателем психометрии является... . -
Кто из известных психологов начал экспериментальным путем изучать память? -
Перечислите законы памяти, выведенные Г. Эббингаузом. -
Какого рода тесты были созданы Ф. Гальтоном и Дж. М. Кеттеллом? -
С какой целью были созданы тесты Бине-Симона? -
Как бихевиоризм повлиял на развитие экспериментальной психологии? -
Какой метод исследования был предложен А. Ф. Лазурским, в чем его достоинства? -
Каким образом экспериментальная психология связана с другими областями психологических знаний?
Задание № 4
Заполните таблицу № 2
Таблица 2
Соотношение естественнонаучной и гуманитарной парадигмы
Параметры сопоставления | Естественнонаучная парадигма | Гуманитарная парадигма |
Объект исследования | | |
Предмет исследования | | |
Цель исследования | | |
Способ познания | | |
Позиция познающего субъекта | | |
Подход | | |
Взгляд на развитие объекта познания | | |
Методы исследования | | |
Мощность максимальна при изучении | | |
Задание № 5
-
Заполните таблицу
| В чём заключается | Когда применяется |
Поисковое исследование | | |
Критическое исследование | | |
Уточняющее исследование | | |
Воспроизводящее исследование | | |
-
Заполните таблицу
| Ошибки экспериментатора | Способы их контроля |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
… | | |
Задание № 6.
Проанализировать эксперименты из книги Годфруа по плану психологического исследования (Годфруа ч.2 .103-116).:
1 Вид эксперимента (констирующий, формирующий, естественный или лабораторный)
2 Тема исследования
3 Автор
4 Актуальность (постановка проблемы)
5 Цель (ожидаемый результата)
6 Задачи
7 Объект и предмет
8 Гипотеза
9 Характеристика методов и методик
10 характеристика переменных – независимая, зависимая. Выборка
11 Процедура исследования (суть эксперимента)
12 Наглядное графическое представление результатов
13 Анализ полученных результатов
14 Выводы