Файл: Занятие 1 Задание Используя литературу, составьте таблицу Зарождение эксперимента в отечественной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие № 1

Задание № 1.

Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в отечественной психологии».



ФИО ученого

Достижения




И.М. Сеченов

выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики




Г.И. Челпанов

проводил исследование восприятие пространства и времени, результаты которого он отразил в учебнике «Введение в экспериментальную психологию»




Л.М. Лопатин

сделал вывод о том, что в настоящее время «эксперименту принадлежит сравнительно скромная роль в решении коренных задач психологии», так что «в его современном состоянии, применяемый к решению основных психологических проблем о воле и разуме, он все же едва ли может заменить столь часто и несправедливо осуждаемый метод психологической интроспекции».


Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в зарубежной психологии».



ФИО ученого

Достижения




В. Вундт

Развитие данной отрасли знаний он видел в разграничении двух направлений - естественно-научного и культурно-исторического.




Карл Бюлер

развивает положение Мессера о мыслях как основных носителях мышления, производит их классификацию: мысли как сознание правил, как сознание отношений и мысли-интенции.




Г. Эббингауз

в работе о памяти (1885) вышел за пределы физиологического эксперимента вундтовского типа и сформулировал законы памяти на основе собственно психологического эксперимента.



Задание № 2

Подготовьте доклад на одну из тем:
"Вклад Г. Гельмгольца в развитие экспериментальной психологии."

Помимо работ Э. Вебера и Г.-Т. Фехнера, начало новой психологии положили исследования Германа фон Гельмгольца.

Мы уже упоминали о том, что именно Гельмгольц провел первые эксперименты по измерению скорости прохождения нервного импульса. Так же его интересы распространялись на психофизиологию слуха и зрения. Его работы в этих областях являлись фундаментальными для своего времени.

На основании многочисленных опытов по изучению простых и сложных тонов, Г. фон Гельмгольц приходит к выводу о том, что звуковой и слуховой аппарат человека имеет резонансную природу. Ротовой аппарат выполняет функцию резонатора, придающего гласным их различия. Слуховой аппарат представляет собой систему резонаторов, настроенных на восприятие определенных тонов.

Не менее важными были и работы Гельмгольца по изучению механизма зрения. Он исследовал внешние мускулы глаза и механизмы, при помощи которых внутренние мускулы глаза перемещают хрусталик при фокусировке зрения. Гельмгольц пересмотрел и расширил теорию цветовидения, разработанную в начале XIX в. Томасом Юнгом (согласно этой теории, существуют три основных цвета, красный, зеленый и фиолетовый, из смешения которых возникает все многообразие цветовой гаммы).

Еще один вывод, который можно сделать из многочисленных экспериментов Г.фон Гельмгольца, - это вывод о несводимости восприятия к сумме свойств воспринимаемых объектов. Человек всегда воспринимает больше, чем сумму опытных данных. Из этого Гельмгольц делает вывод о существовании внутреннего дополнительного механизма, оказывающего влияние наше восприятие внешних объектов. Он назвал этот механизм “бессознательным умозаключением” и считал, что он сводится к ассоциативному синтезу сенсомоторных компонентов.

Своими работами Г.фон Гельмгольц положил начало современной теории слуха и зрения, предвосхитил некоторые идеи гештальт-психологии, утвердил обусловленность психического акта прошлым опытом, а также много сделал для того, чтобы придать психологии естественнонаучный характер.



Задание № 3

Ответьте на следующие вопросы

  1. Какие открытия в области физиологии нервной системы повлияли
    на возникновение экспериментальной психологии?

  2. Г. Гельмгольц впервые экспериментальным путем измерил скорость... .

  3. Френология – это наука о... .

  4. Каким образом френология повлияла на развитие экспериментальной психологии?

  5. Сформулируйте закон Вебера-Фехнера.

  6. Когда была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория В. Вундта?

  7. Какова основная задача психологии по В. Вундту?

  8. Основателем психофизики является... .

  9. Основателем психометрии является... .

  10. Кто из известных психологов начал экспериментальным путем изучать память?

  11. Перечислите законы памяти, выведенные Г. Эббингаузом.

  12. Какого рода тесты были созданы Ф. Гальтоном и Дж. М. Кеттеллом?

  13. С какой целью были созданы тесты Бине-Симона?

  14. Как бихевиоризм повлиял на развитие экспериментальной психологии?

  15. Какой метод исследования был предложен А. Ф. Лазурским, в чем его достоинства?

  16. Каким образом экспериментальная психология связана с другими областями психологических знаний?

Задание № 4

Заполните таблицу № 2
Таблица 2

Соотношение естественнонаучной и гуманитарной парадигмы


Параметры сопоставления

Естественнонаучная

парадигма

Гуманитарная парадигма

Объект исследования







Предмет исследования







Цель исследования







Способ познания







Позиция познающего субъекта







Подход







Взгляд на развитие объекта познания







Методы исследования







Мощность максимальна при изучении








Задание № 5



  1. Заполните таблицу




В чём заключается

Когда применяется

Поисковое исследование







Критическое исследование







Уточняющее исследование







Воспроизводящее исследование










  1. Заполните таблицу




Ошибки экспериментатора

Способы их контроля

1.







2.







3.
















Задание № 6.

Проанализировать эксперименты из книги Годфруа по плану психологического исследования (Годфруа ч.2 .103-116).:

1 Вид эксперимента (констирующий, формирующий, естественный или лабораторный)

2 Тема исследования

3 Автор

4 Актуальность (постановка проблемы)

5 Цель (ожидаемый результата)

6 Задачи

7 Объект и предмет

8 Гипотеза

9 Характеристика методов и методик

10 характеристика переменных – независимая, зависимая. Выборка

11 Процедура исследования (суть эксперимента)

12 Наглядное графическое представление результатов

13 Анализ полученных результатов

14 Выводы